"География туризма Воронежской области"
Автор: Кожевникова Елена Евгеньевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 47
Населённый пункт: г.Воронеж
Наименование материала: учебная программа
Тема: "География туризма Воронежской области"
Раздел: среднее образование
Назад
Программа курса
«География туризма Воронежской области »
( 9-10 классы.34 ч.)
Кожевникова Е.Е.,учитель географии,
МБОУ СОШ № 47
Пояснительная записка
География туризма – отрасль социальной географии, изучающая
территориальные аспекты туризма, условия и ресурсы, обеспечивающие
возможности туристической деятельности, виды туристической
деятельности, туристические учреждения.
Проблемы туризма – предмет изучения не только географии, но и других
наук – экономики, медицины, социологии, психологии, с которыми она
тесно связана.
В конце 20 в. туризм превратился в крупномасштабную мировую
индустрию, а туристические ресурсы – это часть национального
богатства.
Россия располагает широким спектром природных и историко -
культурных туристических ресурсов. Однако для развития индустрии
туризма в нашей стране требуются высококвалифицированные кадры.
Целенаправленную профориентационную работу можно начинать уже со
школьной скамьи. Вместе с тем знания в области туризма – одно из
слабых мест в системе школьного образования. В учебниках географии
туризму как отрасли мировой экономики отведено не более одного
параграфа в 10 классе ( тема: «инфраструктура») и всего несколько
строк в учебниках географии России 9 класса. В связи с этим
предлагаемый элективный курс направлен на восполнение знаний о
туризме, знакомство с географией туризма, рассмотрение особенностей
природы, хозяйства Воронежской области с позиции их
привлекательности в качестве туристических объектов, характеристику
основных туристических районов Воронежской области.
Изучение курса рассчитано на 34 часа ( 1 ч. в неделю ) в 9 – 10 классах
основной школы в рамках предпрофильной подготовки школьников, а
также в 11 классах учебных заведений соответствующего профиля.
Цель.Формирование географических представлений и знаний
школьников в области современного туризма; развитие географического
мышления; профессиональная ориентация учащихся; ознакомление
учащихся с состоянием и особенностями туризма в Воронежской
области.
Задачи курса: 1) углубить знания школьников о туризме как отрасли
экономики,соц.явлении и как виде деятельности людей в свободное
время для получения удовольствия и отдыха, оздоровления и лечения,
для познавательных видов туризма и других целей;
2) знакомство с классификацией видов туризма и видами туристических
услуг;
3) сформировать представления о туристических ресурсах и влиянии
разнообразных географических условий на туризм;
4)знакомство со спецификой отдельных тур.районов Воронежского края;
5)сформировать умения работать с разными источниками географо-
туристической информацией;
6)способствовать воспитанию интереса к здоровому образу жизни через
путешествия;
7)знакомство с профессиями, связанными с туризмом.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- основные понятия географии туризма;
-виды туризма;
-факторы, определяющие потребности населения в туризме;
-уровень развития туризма в России;
- особенности туризма в районах Воронежской области;
- основные районы и центры, главные туристические маршруты
Воронежской области.
Учащиеся должны уметь:
- использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения
условий и возможностей развития туризма в своем регионе;
- давать на основе различных источников характеристику
туристического центра и маршрута.
Программа курса
Раздел № 1
-- География туризма – отрасль рекреационной географии.
Цель,задачи и место географии туризма в системе наук и учебных
дисциплин. Источники информации в области географии туризма.
Проблемы географии туризма. Основные понятия. Туристические
ресурсы, учреждения, тур.индустрия, тур.инфраструктура, тур.районы.
Классификация туризма по характеру организаций, по способам
передвижения, по продолжительности, по составу туристов.
Функции туризма: социально- культурная, экономическая,
медицинская.
Краткая историческая справка возникновения и формирования
тур.направления в географии. Место географии туризма Воронежской
области в системе мирового и российского туризма.
- население Воронежской области и его туристический спрос:
численность населения Воронежской области ; региональные
особенности в демографическом составе населения и их значение для
тур.спроса; уровень образования населения как фактор тур.спроса; фонд
свободного времени населения и использования отпусков, выходных
дней.
- Виды тур.ресурсов Воронежской области : природные
тур.ресурсы,климат как тур.ресурс.Значение ландшафта для туризма.
Источники минеральных вод, их виды и использование в лечебном
туризме.
Культурно-исторические ресурсы Воронежской области, их
классификация и значение для познавательного туризма. Оценка
тур.ресурсов: медицинская, экономическая, социокультурная. Оценка
тур.ресурсов Воронежской области с точки зрения возможности
иностранного туризма.
-Виды современного туризма Воронежской области ( культурно-
познавательного, религиозного, спортивного, экологического, лечебно-
курортного, делового,экстремального).
-Туристическая индустрия как часть сферы услуг. Тур.инфракструктура
и ее значение для развития туризма.
-Профессии в тур.бизнесе. Подготовка специалистов в Воронежской
области.
Раздел № 2.
Туристическое районирование Воронежской области.
-Подходы к типологии тур.регионов и их районирование.
- г.Воронеж и ближнее Подворонежье:природно-рекреационные ресурсы;
социально-экономическая, геополитическая и экологическая
ситуация,развитость рынка тур.услуг. Внутренние различия. Памятники
культурного и природного наследия. Анализ специфических и общих
особенностей тур.районов. Въездной туризм.
-Дальнее Подворонежье:природно-рекреационные ресурсы;социально-
экономическая и экологическая ситуация.Памятники культурного и
природного наследия.Центры туризма.Различие в развитии
инфраструктуры.Современное состояние тур.индустрии.Возможности
иностранного туризма в районе.
-Туристические маршруты в Воронежской области.
-проблемы и перспективы развития туризма в Воронежской области.
Примерные темы практических занятий.
1).Анализ карт, спец. литературы для выбора маршрута с определенной
целью: социально-культурной, экологической или медицинской.
2)Оценка тур.ресурсов с заданного района по различным источникам
информации.
3)Разработка туристических маршрутов.
Тематическое планирование
Тема
Кол-во
часов
Теорет.
занятия
Практ.
занятия
Проект.
работы
1.Туризм и география
туризма
2
2
-
-
2.Функции туризма
1
1
-
-
3.Место географии туризма
В.О. в географии мирового
и Российского туризма
1
1
-
-
4.Население В.О.и его
тур.спрос
1
1
-
5.География природных
ресурсов туризма в В.О.
2
1
1
-
6.География соц-эконом
ресурсов туризма В.О.
1
-
1
-
7.География культурно-
историч.ресурсов туризма
1
-
1
-
8.Виды современного
туризма
6
6
-
-
9.Тур.индустрия как часть
сферы услуг
4
3
1
-
10.Профессии в тур.бизнесе
1
1
-
-
11.Тур районирование В.О.
1
1
-
-
12.г.Воронеж
1
1
-
-
13.Ближнее Подворонежье
2
1
1
-
14.Дальнее Подворонежье
2
1
1
-
15.Проблемы развития
туризма в В.О.
2
2
-
-
16.Тур.маршруты.Методика
работы над проектом.
5
1
-
4
17.Перспективы развития
туризма в В.О.
1
1
-
-
34ч
Форма занятий разнообразная: лекции, семинары, практикумы,
творческие занятия.
Литература:
1.Квартальнов В.А..Теория и практика туризма.-М.;2003.
2.Максаковский В.Б.Всемирное культурное наследие. – М,2000.
3.Романов А.А.,Саакянц Р.Г. География туризма.-М.,2003
4.Даринский А.В.география туризма.-М., «Школа- Пресс».,1994.
5.Кошевой В.А,География туризма.-М. «Школьная пресса.,2008»
6.Христов Т.Т. Религиозный туризм.-М.,2000
8.Туристический терминологический словарь /Авт.-сост. И.В.Зорин,
В.А.Квартальнов,-М.,1999.
В раздел образования