Напоминание

"География туризма Воронежской области"


Автор: Кожевникова Елена Евгеньевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 47
Населённый пункт: г.Воронеж
Наименование материала: учебная программа
Тема: "География туризма Воронежской области"
Раздел: среднее образование





Назад





Программа курса

«География туризма Воронежской области »

( 9-10 классы.34 ч.)
Кожевникова Е.Е.,учитель географии,
МБОУ СОШ № 47
Пояснительная записка
География туризма – отрасль социальной географии, изучающая

территориальные аспекты туризма, условия и ресурсы, обеспечивающие

возможности туристической деятельности, виды туристической

деятельности, туристические учреждения.

Проблемы туризма – предмет изучения не только географии, но и других

наук – экономики, медицины, социологии, психологии, с которыми она

тесно связана.

В конце 20 в. туризм превратился в крупномасштабную мировую

индустрию, а туристические ресурсы – это часть национального

богатства.

Россия располагает широким спектром природных и историко -

культурных туристических ресурсов. Однако для развития индустрии

туризма в нашей стране требуются высококвалифицированные кадры.

Целенаправленную профориентационную работу можно начинать уже со

школьной скамьи. Вместе с тем знания в области туризма – одно из

слабых мест в системе школьного образования. В учебниках географии

туризму как отрасли мировой экономики отведено не более одного

параграфа в 10 классе ( тема: «инфраструктура») и всего несколько

строк в учебниках географии России 9 класса. В связи с этим

предлагаемый элективный курс направлен на восполнение знаний о

туризме, знакомство с географией туризма, рассмотрение особенностей

природы, хозяйства Воронежской области с позиции их

привлекательности в качестве туристических объектов, характеристику

основных туристических районов Воронежской области.

Изучение курса рассчитано на 34 часа ( 1 ч. в неделю ) в 9 – 10 классах

основной школы в рамках предпрофильной подготовки школьников, а

также в 11 классах учебных заведений соответствующего профиля.

Цель.Формирование географических представлений и знаний

школьников в области современного туризма; развитие географического

мышления; профессиональная ориентация учащихся; ознакомление


учащихся с состоянием и особенностями туризма в Воронежской

области.

Задачи курса: 1) углубить знания школьников о туризме как отрасли

экономики,соц.явлении и как виде деятельности людей в свободное

время для получения удовольствия и отдыха, оздоровления и лечения,

для познавательных видов туризма и других целей;

2) знакомство с классификацией видов туризма и видами туристических

услуг;

3) сформировать представления о туристических ресурсах и влиянии

разнообразных географических условий на туризм;

4)знакомство со спецификой отдельных тур.районов Воронежского края;

5)сформировать умения работать с разными источниками географо-

туристической информацией;

6)способствовать воспитанию интереса к здоровому образу жизни через

путешествия;

7)знакомство с профессиями, связанными с туризмом.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

- основные понятия географии туризма;

-виды туризма;

-факторы, определяющие потребности населения в туризме;

-уровень развития туризма в России;

- особенности туризма в районах Воронежской области;

- основные районы и центры, главные туристические маршруты

Воронежской области.

Учащиеся должны уметь:

- использовать карты, путеводители и другую литературу для изучения

условий и возможностей развития туризма в своем регионе;

- давать на основе различных источников характеристику

туристического центра и маршрута.


Программа курса

Раздел № 1

-- География туризма – отрасль рекреационной географии.

Цель,задачи и место географии туризма в системе наук и учебных

дисциплин. Источники информации в области географии туризма.

Проблемы географии туризма. Основные понятия. Туристические

ресурсы, учреждения, тур.индустрия, тур.инфраструктура, тур.районы.

Классификация туризма по характеру организаций, по способам

передвижения, по продолжительности, по составу туристов.

Функции туризма: социально- культурная, экономическая,

медицинская.

Краткая историческая справка возникновения и формирования

тур.направления в географии. Место географии туризма Воронежской

области в системе мирового и российского туризма.

- население Воронежской области и его туристический спрос:

численность населения Воронежской области ; региональные

особенности в демографическом составе населения и их значение для

тур.спроса; уровень образования населения как фактор тур.спроса; фонд

свободного времени населения и использования отпусков, выходных

дней.

- Виды тур.ресурсов Воронежской области : природные

тур.ресурсы,климат как тур.ресурс.Значение ландшафта для туризма.

Источники минеральных вод, их виды и использование в лечебном

туризме.

Культурно-исторические ресурсы Воронежской области, их

классификация и значение для познавательного туризма. Оценка

тур.ресурсов: медицинская, экономическая, социокультурная. Оценка

тур.ресурсов Воронежской области с точки зрения возможности

иностранного туризма.

-Виды современного туризма Воронежской области ( культурно-

познавательного, религиозного, спортивного, экологического, лечебно-

курортного, делового,экстремального).

-Туристическая индустрия как часть сферы услуг. Тур.инфракструктура

и ее значение для развития туризма.


-Профессии в тур.бизнесе. Подготовка специалистов в Воронежской

области.

Раздел № 2.

Туристическое районирование Воронежской области.

-Подходы к типологии тур.регионов и их районирование.

- г.Воронеж и ближнее Подворонежье:природно-рекреационные ресурсы;

социально-экономическая, геополитическая и экологическая

ситуация,развитость рынка тур.услуг. Внутренние различия. Памятники

культурного и природного наследия. Анализ специфических и общих

особенностей тур.районов. Въездной туризм.

-Дальнее Подворонежье:природно-рекреационные ресурсы;социально-

экономическая и экологическая ситуация.Памятники культурного и

природного наследия.Центры туризма.Различие в развитии

инфраструктуры.Современное состояние тур.индустрии.Возможности

иностранного туризма в районе.

-Туристические маршруты в Воронежской области.

-проблемы и перспективы развития туризма в Воронежской области.

Примерные темы практических занятий.

1).Анализ карт, спец. литературы для выбора маршрута с определенной

целью: социально-культурной, экологической или медицинской.

2)Оценка тур.ресурсов с заданного района по различным источникам

информации.

3)Разработка туристических маршрутов.

Тематическое планирование

Тема

Кол-во

часов

Теорет.

занятия

Практ.

занятия

Проект.

работы

1.Туризм и география

туризма

2

2

-

-

2.Функции туризма

1

1

-

-


3.Место географии туризма

В.О. в географии мирового

и Российского туризма

1

1

-

-

4.Население В.О.и его

тур.спрос

1

1

-

5.География природных

ресурсов туризма в В.О.

2

1

1

-

6.География соц-эконом

ресурсов туризма В.О.

1

-

1

-

7.География культурно-

историч.ресурсов туризма

1

-

1

-

8.Виды современного

туризма

6

6

-

-

9.Тур.индустрия как часть

сферы услуг

4

3

1

-

10.Профессии в тур.бизнесе

1

1

-

-

11.Тур районирование В.О.

1

1

-

-

12.г.Воронеж

1

1

-

-

13.Ближнее Подворонежье

2

1

1

-

14.Дальнее Подворонежье

2

1

1

-

15.Проблемы развития

туризма в В.О.

2

2

-

-

16.Тур.маршруты.Методика

работы над проектом.

5

1

-

4

17.Перспективы развития

туризма в В.О.

1

1

-

-

34ч


Форма занятий разнообразная: лекции, семинары, практикумы,

творческие занятия.

Литература:

1.Квартальнов В.А..Теория и практика туризма.-М.;2003.

2.Максаковский В.Б.Всемирное культурное наследие. – М,2000.

3.Романов А.А.,Саакянц Р.Г. География туризма.-М.,2003

4.Даринский А.В.география туризма.-М., «Школа- Пресс».,1994.

5.Кошевой В.А,География туризма.-М. «Школьная пресса.,2008»

6.Христов Т.Т. Религиозный туризм.-М.,2000

8.Туристический терминологический словарь /Авт.-сост. И.В.Зорин,

В.А.Квартальнов,-М.,1999.


В раздел образования