Мастер- класс «Как правильно составить конспект родительского
собрания»
Родители
доверили
государству
главное,
что
есть
в
жизни
это
дети,
наше
прекрасное настоящее и будущее. Поэтому задача педагога научиться правильно и
грамотно
взаимодействовать
с
семьей,
для
эффективного
воспитания
и
обучения
ребенка.
Одной
из
таких
возможностей
взаимодействия
являются
родительские
собрания.
Для начала вспомним какие бывают собрания. Это общесадовское и групповое
собрания, которые можно разделить еще на:
Организационное
Текущее или тематическое
Итоговое
Первое собрание в году как общесадовское так и отдельной группы носит
организационный характер, в котором происходит:
Общее знакомство работников ДОУ с родителями
Ставятся общие цели и задачи воспитательно-обучающего процесса на год
Ознакомление с методами воспитания детей дошкольного возраста
В соответствии с тем, когда проводится собрание (начало, середина или конец
года) и характером собрания (организационное, тематическое или итоговое) мы ставим
цель данного собрания.
Например, для 1 и 2 младшей группы цель может звучать так: познакомить
родителей
между
собой,
научить
их
партнерским
отношениям
друг
с
другом
и
воспитателями. Для старшей и подготовительной групп в начале года можно поставить
такую цель: рассказать о психологической готовности к
школе или как развить
ответственность и самостоятельность у будущего первоклассника.
Когда
определились
с
целью
подбираем
тему.
Правильно
выбранная
тема,
исходящая из потребностей родителей и злободневная для данной группы, обеспечит
заинтересованность родителей прийти на собрание. Для 1 и 2 младшей группы темы
могут звучать так «Адаптация в детском саду – это всегда слезы?», «Адаптация и
здоровье: что должен знать каждый родитель». Для итоговых собраний темы могут
звучать так : «Вот и стали мы на год взрослее», «Чему мы вместе научились».
Для
тематических
собраний,
которые
проводятся
в
середине
года
можно
подобрать такие темы: «Чем играют наши дети?», «Знаете ли вы своего ребенка.
Проверим»,
«Взаимодействие
детского
сада
и
семьи
как
развитие
музыкальных
способностей ребенка».
Для старших и подготовительных групп заинтересуют такие темы «Осторожно -
первоклашка», «Идем в школу всей семьей», «Семейный альбом или путешествие в
прошлое своей семьи».
Для того чтобы точнее поставить цель и убедиться в актуальности выбранной
темы для родителей данной группы до собрания можно провести анкетирование по
теме планируемого собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты
используются в ходе его проведения. Например, при проведении собрания на тему «О
капризах и упрямстве» проводится анкетирование родителей, с целью выявить, в каких
случаях чаще всего дети упрямятся, а в каких капризничают, чтобы в ходе собрания
разобрать групповые и семейные ситуации. А перед собранием на тему «Игры нашего
детства» проводим анкетирование, с целью выявления разнообразных игр времен
детства родителей, и их детей.
Для активации родителей и для обеспечения их явки на собрании желательно
изготовить приглашения каждой семье в виде аппликации, конструкции с учетом темы
собрания. При изготовлении е приглашений для родителей обязательно принимают
участие дети. Приглашения раздаются заранее.
В соответствии с темой собрания изготовить оригинальные памятки с советами.
Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом. Как
одна
из
форм
активации
родительского
внимания
может
быть
использована
магнитофонная запись ответов детей на вопросы по теме собрания или видеозапись с
выступлением детей, где они могут прочитать стихотворения, на тему собрания.
Но для того чтобы раскрыть тему собрания и оправдать ожидания родителей,
собрание не может сводиться к решению организационных вопросов и прорблем
группы,
оно
должно
быть
необычно,
нетрадиционно,
для
этого
педагог
должен
подобрать форму проведения собрания, это может быть:
Вечер вопросов и ответов
Устный журнал
Деловая игра
Ток-шоу
Семинар-практикум
Круглый стол
Мастер-класс
Дискуссия
Также для проведения собрания можно вовлечь родителей, как выступающих по
теме собрания. Например, это может быть использовано на собрании в форме круглого
стола, где родители сами выступят, подготовив свой доклад самостоятельно, используя
материалы и литературу, которую посоветовали воспитатели.
Форм проведения много, но их объединяет одна задача – дать родителям знания
о
воспитании
их
собственного
ребенка,
заинтересовать
проблемами
воспитания,
сделать родительское собрание интересным и полезным для родителей.
После того как соврали всю информации об актуальных интересах группы,
провели если необходимо анкетирование, выстроили цель и тему собрания, пишем
конспект или сценарий хода проведения собрания. В каждой группе он будет свой в
соответствии с поставленными задачами, но тем не менее, любое собрание должно
содержать некоторые компоненты:
Анализ достижений группы. В этой части собрания воспитатель знакомит
родителей с общими результатами деятельности детей.
Ознакомление
родителей
с
состоянием
социально-эмоционального
климата в группе. Педагог делится наблюдениями о поведении ребят в
значимых для них ситуациях.
Обсуждение
организационных
вопросов
(экскурсии,
приобретение
пособий
и
другое),
но
этот
вопрос
лучше
всего
заранее
обсудить
с
родительским комитетом и предоставить им время для выступления.
Подведение итогов, которые начинаются на самом собрании: необходимо
сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию
о
следующем
собрании.
Важно
выяснить
и
отношение
родителей
к
проведенному собранию, разумно заранее подготовить опросные листы
для оценок и пожеланий родителей.
Приведем пример части тематического родительского собрания в форме игры,
тема которого «Игры, в которые играют дети», которое можно провести в любой
возрастной группе.
Начать собрание можно с игры «Свободный микрофон»
Цель игры: обменяться важной информацией по теме.
Правила игры: в течение 3-5 минут родители высказывают все, что хочется по
теме.
Игра «Анонимка»
Цель:
активировать
мыслительную
деятельность,
настроить
на
дальнейшую
работу.
Правила игры: в течение 2-3 минут каждый родитель делает записи, отображая
на
них
аспекты
проблемы.
Затем
листы-анонимки
собираются,
перемешиваются,
родители делятся на три- четыре группы, им раздаются эти листы-анонимки, дается
время
на
групповое
обсуждение
и
в
итоге
каждая
группа
озвучивает
лучшую
обобщенную идею по данной тематике.
Игра «Кадр из мультфильма»
Возьмем тему «Благоустройство детского прогулочного участка».
Участники делятся на группы и рисуют элемент участка, в итоге все элементы
складываются и получается нечто целое. Можно на одном собрании взять два-три
аспекта темы и каждая группа представит свой «кадр из мультфильма».
В конце хотелось бы сказать о так называемых правилах (кавычках) проведения
родительского собрания:
Собрание должно запомниться
Должно заставить задуматься
Настроить родителей на позитивный, конструктивный лад
В
присутствии
родителей
следует
только
хвалить
детей,
отмечая
их
достижения
Собрание – не лекция и не урок, привлекайте родителей к диалогу
Уважайте свое время и время родителей, поэтому собрание не должно
длиться более 1 часа 20 минут.
Желаем успехов в проведении родительских собраний.