"Взаимодействие музыкального руководителя с родителями в свете требований Федерального образовательного стандарта дошкольного образования"
Автор: Лапицкая Наталья Фёдоровна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Солнышко" Населённый пункт: село Пригорское, Смоленская область Наименование материала: обобщение опыта работы Тема: "Взаимодействие музыкального руководителя с родителями в свете требований Федерального образовательного стандарта дошкольного образования" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» Смоленского района Смоленской области
Обобщение опыта работы по теме:
«Взаимодействие музыкального
руководителя с родителями
в свете требований Федерального
образовательного стандарта дошкольного
образования»
Лапицкая Наталья Фёдоровна
музыкальный руководитель
2016
«Могучая духовная сила воспитания заложена
в том, что дети учатся смотреть на мир глазами
родителей. Только в совместной деятельности
родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».
В. А. Сухомлинский
В
соответствии
с
требованиями
ФГОС,
родители
с т а н о вя т с я
непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому
вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному
в о с п и т а н и ю
д е т е й
–
о с о б е н н о
а к т у а л е н
в
н а ш и
д н и .
Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями
детей
является
важнейшим
направлением
обеспечения
каче ства
музыкального образования дошкольников.
Цель: Оказание
помощи
родителям
в
музыкальном
развитии
детей,
вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи:
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника,
объединить усилия для развития и воспитания детей;
создать
атмосферу
взаимопонимания,
общности
интере сов,
эмоциональной взаимоподдержки;
активизировать
и
обогащать
воспитательные
умения
родителей,
поддерживать
их
уверенность
в
собственных
педагогических
возможностях;
раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития
ребёнка
на
каждой
возрастной
ступени
дошкольного
детства,
заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного
ст ановления
лично сти,
его
духовной
и
э м о ц и о н а л ь н о й
восприимчивости
Современные родители в большинстве своем люди грамотные, знающие, как
им надо воспитывать своих детей, поэтому позиция наставления и простой
пропаганды
педагогических
знаний
сегодня
не
приносит
положительных
результатов. Опираясь
на накопленный
в практике
опыт
сотрудничества
с семьями воспитанников и вовлечению их в жизнь ДОУ, я использую разные
формы взаимодействия, которые способствуют поддержке образовательных
инициатив
родителей
и эффективному
включению
их в образовательную
деятельность. Остановлюсь на некоторых из них.
Информационно – аналитические: анкетирование, тестирование;
Наглядно
–
информационные:
стенды,
альбомы,
папки-передвижки,
фото – выставки;
Познавательные:
родительские
собрания,
консультирование,
индивидуальные
беседы,
круглые
столы,
совместное
создание
развивающей среды;
Досуговые:
открытые
просмотры
музыкальной
деятельности,
совместные праздники и развлечения, экскурсии, выставки, творческие
конкурсы, совместные проекты.
Информационно – аналитические: анкетирование, тестирование.
Для
того
чтобы
спланировать
работу
с
родителями,
надо
хорошо
знать
родителей
своих
воспитанников. Знакомство с вновь пришедшими детьми
и их родителями
начинается
с
наблюдения
за
их
общением
и
беседы.
Родители заполняют анкету «Нужна ли ребёнку музыка?»
Анкетирование родителей позволяет выявить:
• уровень компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания;
• определить потребности и запросы в музыкальном воспитании и развитии,
• готовность родителей к сотрудничеству;
• провести анализ особенностей музыкальных приоритетов в семье.
На основе
полученных
данных
планирую
дальнейшее
взаимодействие,
подбираю
такие
формы,
которые
помогут
родителям
лучше
разобраться
в вопросах музыкального развития ребенка, оценить его достижения, понять
сам процесс воспитания.
Наглядно
–
информационные:
стенды,
альбомы,
папки-передвижки,
фото – выставки.
Самой
распространённой
формой
наглядной
информации
являются
информационные
стенды,
где
представляется
расписание
музыкальных
занятий, информация о Программе музыкального воспитания, используемой
в ДОУ, перечень рекомендуемой литературы, а так же музыкальные игры и
упражнения, которые можно проводить в домашних условиях.
В группах на стенде имеется «Страничка музыкального руководителя» или
рубрика «Повторяем вместе», где родители знакомятся с текстами песен,
названием произведения по слушанию, пальчиковыми и речевыми играми,
игровым массажем, которые могут повторить дома вместе с детьми.
Ещё важно научить родителей наиболее доступным методам организации
этой работы (например, рассказать, как создать музыкальную среду, с какого
возраста и как начинать слушать с детьми музыку, какую музыку, какие
музыкальные игрушки и инструменты приобретать, как организовать детский
праздник).
В
каждой
группе
есть
«Родительская
почта»,
куда
члены
семей
воспитанников
опускают
просьбы
и пожелания,
которые
в дальнейшем
служат темами для консультаций и родительских собраний, круглых столов
по обмену опытом семейного воспитания, в том числе и музыкального.
Удобная форма для размещения информации - папки-передвижки .
В этом учебном году оформила папки-передвижки по темам:
«Музыкальные игры в детском саду и в семье», «Формирование ребёнка как
личности в процессе ознакомления с народными играми» «Музыкально –
валеологическая работа в семье», «Музыка и её влияние на развитие речи
детей».
Представление
материалов
в
такой
форме
способствует более
подробному знакомству родителей с системой по музыкальному воспитанию
дошкольников.
Фоторепортажи и фотоотчёты на темы: «Ваш ребёнок любит петь», «День
танца в детском саду», «Театральная неделя», «Наша группа – оркестр»
особенно привлекают внимание пап и мам.
Электронная
почта,
чат
на
сайте
ДОУ ,
используется
для
работы
с
письменными
сообщениями
родителей,
налаживания
динамичной
и
действенной обратной связи в работе детского сада с семьей; она не заменяет
общение, но служит хорошим поводом сделать его продуктивным, понятным
и насыщенным.
Познавательные: консультирование, индивидуальные беседы, круглые
столы, родительские собрания, совместное создание развивающей среды.
Организации консультаций уделяю особое внимание. Как правило, общение с
родителями (законными представителями) происходит в обстановке покоя и
доверия,
по
желанию
может
быть
организовано
чаепитие.
При
этом
инициатором проведения консультации, а также определения ее темы может
быть
как
музыкальный
руководитель,
так
и
родители.
Достигнув
максимального
расположения,
имею
возможность
обсудить
с
родителями
возникшие
разногласия,
трудности
в
воспитании
и
обучении
ребенка,
наметить
план
дальнейшего
взаимодействия.
Вовремя
проведенная
консультация,
помогает
родителям
выработать
тактику
и
стратегию
поведения в каждой вызывающей затруднения ситуации. Все это очень важно
в воспитании ребенка, так как именно родители (законные представители)
служат моделью для подражания: их поступки, отношение друг к другу и
миру в целом определяют жизнь ребенка на долгие годы.
Я всегда акцентирую внимание родителей на сохранении преемственности
между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач
музыкального образования детей. С этой целью знакомлю их с динамикой
развития
музыкальных
способностей
детей,
с
достижениями
в
области
музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном
образовательном
учреждении,
в
личных
беседах,
в
доступной
форме
рассказываю
о
том,
какое
значение
имеет
музыка
в
умственном,
нравственном,
эстетическом
и
физическом
развитии
детей.
С
целью
ознакомления родителей с возрастными особенностями детей каждой группы
и задачами их музыкального развития посещаю групповые родительские
собрания,
участвую
в
общих
родительских
собраниях
ДОУ. Осознанное
включение
родителей
в
совместный
процесс
развития
детей,
проведение
просветительской
и
творческой
деятельности,
значительно
повышает
эффективность взаимодействия с семьями воспитанников, увеличивает их
активность в проведении различных мероприятий.
Организовала сотрудничество с родителями в вопросах приобщения детей к
здоровому образу жизни, профилактики заболеваемости. В нетрадиционной
форме
прошло
родительское
собрание
в
старшей
группе
с
участием
дошкольников
«Использование
здоровьесберегающих
технологий
в
музыкальном
развитии
детей»,
где
родители
вместе
с
детьми
пели
валеологиче ские
пе сенки-распевки,
занимались
п л а с ти ч е с к и м
интонированием при восприятии музыкального произведения, разучивали
речевые и пальчиковые игры, игровой массаж.
Цель
родительских
собраний
не только
ознакомительно-организационная,
в ходе
таких
встреч
освещаются
разные
вопросы
воспитания
и развития
детей дошкольного возраста.
Досуговые:
открытые
просмотры
музыкальной
деятельности,
совместные праздники и развлечения, экскурсии, выставки, творческие
конкурсы, совместные проекты.
Наибольшая результативность в сотрудничестве с родителями проявляется в
ходе использования новых нетрадиционных форм работы, таких как:
- проведение совместных с родителями праздников, развлечений, конкурсов;
- изготовление совместно с родителями музыкальных инструментов;
- совместное посещение концертов;
- организация совместных детско-родительских проектов;
- привлечение родителей к участию детей в районных мероприятиях;
- выступления на родительских собраниях совместно с детьми.
Такие
мероприятия
повышают
детскую
самооценку,
формируют
самостоятельность и развивают творческий потенциал каждого ребёнка с
учётом его индивидуальности, при этом устанавливается тесный контакт
между родителями и детьми.
Среди
эффективных
форм
взаимодействия
можно
выделить
«Маршрут
выходного
дня».
Родители
воспитанников
выступают
инициаторами
совместных
экскурсий
и походов:
в Музей
сказки,
на
концерт
в
Дом
культуры,
на концертные площадки города
в составе микрогрупп по
интересам, что способствует эстетическому становлению личности ребёнка.
Стало традицией проводить «Встречи с интересными людьми», в процессе
которых
родители
знакомят
дошкольников
со своей
работой,
сферой
деятельности
и дают
полезные
советы
по выбору
будущей
профессии
(учитель, полицейский, работник почты, врач).
Совместная подготовка и проведение кукольных театров и драматизаций
также играет большую роль во взаимодействии музыкального руководителя и
родителей. Родители изготавливали декорации и костюмы, помогали выучить
слова постановки. Итогом стал показ детьми сказки «Хорошо, когда мама
рядом» перед воспитанниками других групп, на родительском собрании.
Творческие выставки совместных
работ
воспитанников
и
родителей:
«Золотые
ручки
мамы»,
«Музыкальные
инструменты
своими
руками»
способствуют совместному творчеству, объединяя взрослых и детей.
Эффективной
формой
общения
детей
со
своими
родителями
стали
традиционные
праздники,
так
как
мы
изменили
их
организацию
и
содержание и перевели из разряда развлечений для родителей в средство
формирования культуры общения их с детьми и сотрудниками. С этой целью
проводятся
следующие
праздники:
«День
матери»,
«Осенины
на
Руси»,
«День
семьи,
любви
и
верности»,
«Мой
любимый
дом»,
«Рыцарский
турнир». Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до
воплощения. Мы обмениваемся идеями, практическими советами по поводу
предстоящего праздника, разучиваем стихи, музыкальные номера, работаем
над ролью, обсуждаем костюмы, готовим реквизит, сюрпризы. Родители
-
активные помощники в оформлении музыкального зала или площадки на
улице.
Такая
форма
проведения
праздников
повышает
уровень
педагогической культуры родителей, делая их не сторонними наблюдателями,
а активными нашими сотрудниками.
Совместные
мероприятия
сближают
не только
родителей
и детей,
но и взрослых
между
собой.
Однако
не все
родители
осознают
значение
своего включения в жизнь ДОО. Некоторые из них, ссылаясь на усталость
или
занятость,
отказываются
участвовать
в совместной
с детьми
деятельности.
В таких
случаях
возникает
необходимость
использовать
нестандартный подход к решению проблемы. Например, организую акцию
«Гость группы»: члену семьи предлагается прийти на музыкальное занятие
как гостю, чтобы посмотреть со стороны на своего ребенка, понять интересы
его и других детей. На такое приглашение многие отвечают согласием, ведь
от них
ничего
не требуется,
только
найти
для
этого
время.
Наблюдая
за ребенком в условиях НОД, у родителей возникает желание пересмотреть
отношение к своей занятости и чаще приходить в детский сад, участвовать
в различных мероприятиях.
Интересно в ДОО проходят досуги, в которых активное участие принимают
не
только
родители
и другие
члены
семьи,
проводимых
как
в отдельной
группе,
так
и в ДОУ
в ц е л о м : «День
пожилого
человека»,
«День
именинника», «Театральная неделя», «Зов джунглей», «Устроим дедушке мы
праздник!».
Такие
встречи
способствуют
установлению
теплых,
неформальных отношений между взрослыми, расширению кругозора детей,
развитию у них коммуникативных способностей, инициативы, активности,
чувства взаимопомощи. Во время досуга создается эмоциональный комфорт,
происходит сближение всех участников педагогического процесса.
Доброй традицией стала организация в ДОУ музыкальных гостиных. Так,
к 175-летию
со дня
рождения
П.
И.
Чайковского
с детьми
старшей
и
подготовительной
к
школе
группы
и их родителями
была
организована
гостиная «Странички из альбома». В процессе ее проведения дети и взрослые
познакомились с «Детским альбомом» П. И. Чайковского, научились слушать
музыку и выполнять музыкально-ритмические движения, способствующие
развитию координации движений, ориентировке в пространстве, расширяли
свой
кругозор.
Участники
гостиной
импровизировали
и перевоплощались
в разные образы.
С целью
раскрытия талантов самих родителей и других членов семьи,
проходил конкурс «Папа, мама, я – музыкальная семья». Ребенку важно
включаться в совместную деятельность с родителями, которая сближает их,
позволяет компенсировать недостаток общения.
Таким образом, через разнообразные формы взаимодействия, я поддерживаю
родителей
в их воспитательной
практике,
помогаю
музыкально
развивать
ребенка
не интуитивно,
а с полным
осознанием
собственной
роли
в его
становлении, овладевать методами и приемами художественно-эстетического
воспитания. В свою очередь родители помогают мне лучше узнать детей
и вместе выстроить индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.
Подводя итог, можно сказать, что использование разнообразных форм работы
с родителями создает позитивную эмоциональную атмосферу в коллективе
взрослых,
окружающих
ребенка.
Родители
осознают,
что
вовлечение
в образовательную деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-
образовательном процессе важно не потому, что этого хочет музыкальный
руководитель, а потому, что это нужно для развития ребенка, тем самым
начинают
проявлять
больше
инициативы.
Чем
лучше
налажено
общение
между семьей и детским садом, тем большую поддержку получит ребенок,
тем жизнь его будет полна позитивными впечатлениями, любовью, доверием
к окружению.
Вовлекая
родителей
в воспитательно-образовательный
процесс, помогаю им увидеть особенности мировосприятия дошкольников,
лучше понять своего ребенка, обнаружить его сильные и слабые стороны,
учитывать
индивидуальные
особенности
в решении
задач
воспитания,
проявлять искреннюю заинтересованность в его жизни и быть готовым всегда
оказать ему поддержку. Так из зрителей и наблюдателей родители становятся
активными участниками образовательной деятельности ДОУ.
Источники:
1.Леви В. Л. Как воспитывать родителей, или новый нестандартный ребенок.
М.: «Эксмо», 2002.
2.Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с
родителями. 1 сентября 2013.
3.Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности - М.:
Творческий центр, 2010.
4. Справочник старшего воспитателя №12 2015