Напоминание

Урок русского языка на тему "Части речи. 2 класс"


Автор: Алёшкина Марина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №2
Населённый пункт: п.г.т. Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок русского языка на тему "Части речи. 2 класс"
Раздел: начальное образование





Назад





Алёшкина Марина Александровна учитель начальных классов ГБОУ ООШ №2 п.г.т.

Новосемейкино

2 класс. Тема: Части речи.

Цели
урока:  обобщить представления учащихся о частях реи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе;  научить детей различать части речи, классифицировать слова-предметы, слова- признаки, слова-действия по группам;  воспитывать любовь к русскому языку.
Задачи
урока:  формировать деятельную жизненную позицию: умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы;  развивать мышление, воображение, память, связную речь;  воспитывать чувство взаимопомощи при работе в паре;  реализовывать творческие способности школьников.
Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:
 овладение навыками сравнения, по результатам наблюдения формулировать выводы в соответствии с целями и задачами;  формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;  развитие навыков сотрудничества;  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Предполагаемые предметные результаты:
 развитие орфографической зоркости, переключаемости внимания, оперативной памяти;  уточнение представлений об особенностях имени существительного, прилагательного и глагола;  формирование организованности, усидчивости, ответственности.
Оборудование:
презентация PowerPoint (Приложение 1), индивидуальные карточки (Приложение 2), карточки для работы в парах (Приложение 3), карточки для проверочной работы (Приложение 4).
План урока.
1. Вызов. Актуализация знаний(10 мин.) 2. Осмысление содержания (20 мин.)  Наблюдение.  Работа со схемой.  Вывод. 3. Проверочная работа (5 – 7 мин.) 4. Рефлексия (3 – 4 мин.)
Ход урока.

I.

Вызов.

-
Ребята, прочитайте стихотворения на слайде (Слайд № 2). Очень впечатлительное Сильно любознательное Любит действия глагол: Имя существительное Имя прилагательное. Встал, умылся и пошёл. Убедят его легко В чём предметов - то Что жен делает предмет?
Два вопроса: что? и кто? секрет? Даст такой глагол ответ: Обозначит все предметы: На вопросы дай ответ: Смотрит, думает, читает, Кто? ворона, что? кометы. Он какой? Она какая? Любит, знает, сострадает. Кто? зайчонок, что? гроза, Сильный, добрая, родная. Книга, речка, стрекоза. А оно? Оно смешное, Так предметы называй, Тёплое и озорное. По вопросам узнавай. Эти признаки важны Речь обогатить должны. - Предположите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (О частях речи) - У каждого из вас карточки, которые нужно заполнить. Работа с текстом: выборочный диктант. Учитель читает предложения, а школьники выписывают слова в три колонки: 1) имена существительные; 2) имена прилагательные; 3) глаголы. Данное задание может выполняться индивидуально, в парах, в группах. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ Ива. По берегам лесных малых рек и старым канавам растёт зелёная ива. Кто не знает этого слабого лёгкого дерева? Ранней весной цветёт нежная ива. Золотистую пыльцу с жёлтых пуховиков собирают пчёлы. В ивовых кустах весною живут и поют голосистые соловьи. Из ивовых тонких сучьев делают дети дудки – свирели. Из гибких прутьев ивы умелые люди плетут большие корзины. - А что знаете вы по этой теме нашего урока? Какие бывают части речи? (Имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
II.

Осмысление содержания:
Этап обобщения изученного. Работа в паре с карточками (Приложение 3). Ребята в ходе обсуждения заполняют карточку.
Действия учителя Действия учащихся Изображения на доске
1.Наблюдение над разновидностью частей речи.
- Назовите части речи, которые вы знаете? - Как определить часть речи? Предположения детей: задать к слову вопрос, узнать, что слово обозначает: предмет, признак или действие. См. презентацию Слайд № 2.
2. Оформление схемы

Постановка проблемного

вопроса.
В какие группы можно распределить разные слова? Составим и заполним следующую схему о разновидностях частей речи. Схема наша очень похожа на скелет рыбы. В голове рыбы запишем проблему, которую мы будем решать на уроке. Оформление схемы: - Как определить часть речи? (голова). См. презентацию Слайд № 3. Слайд № 4. Слайд № 5.
Решение поставленной

проблемы

На какие три группы можно

разделить всё многообразие

слов, которые мы изучали?
Напишем название этих групп на верхних косточках. - Какие слова относятся к - Имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Оформление схемы: верхние кости - Имена существительные отвечают Слайд № 6. Слайд № 7.
именам существительным? Кто догадался,
как проверить,

что данное слово -

существительное
? Запишем это на соответствующей нижней косточке. Приведите примеры. - Какие слова относятся к именам прилагательным? Приведите примеры. А есть такие
слова,

которые

о б о з н а ч а ю т

д е й с т в и я

предметов.
Как поступить в этом случае? К какой группе отнести эти слова? Приведите примеры.
Физкультминутка
. Игра на внимание: «Не ошибись». Учитель поочередно называет слова: существительные, прилагательные, глаголы ( гараж, машина, ехать, на вопросы КТО? и ЧТО? и обозначают
предмет.
Оформление схемы: нижние косточки - запись отличительных признаков, ниже возможна запись примеров (слов – имён существительных). Ученик, машина, собака… - Имена прилагательные отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? и обозначают
признак

предмета.
Оформление схемы: нижние косточки - запись отличительных признаков, ниже возможна запись примеров (слов – имён прилагательных). Красивый, умный, большой, маленький… - Действие обозначают глаголы. Они отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Бегать, прыгать, думать… См.презентацию Слайд № 8. Слайд № 9. Слайды № 10, 11.
ловкий…). Дети на каждое слово выполняют определённые упражнения:  существительное – прыжок вверх;  прилагательное – руки в стороны;  глагол – приседание. Слова называются всё быстрее и в разном порядке.
3.Вывод
- О т в е т и м н а в о п р о с , поставленный в начале урока. Как определить часть речи? - На какие группы мы разделили части речи? - Какой вывод сделаем? - Запишем вывод в хвосте рыбы. У каждой пары учеников карточка с изображением рыбьего скелета будет заполнена (Приложение 3) - Ребята, а какую роль в русском языке выполняют части речи? Имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Чтобы определить, какой частью

речи является слово, надо

поставить к нему вопрос и узнать,

что оно обозначает.
См.презентацию Слайд № 12.
III.

Проверочная работа
с учётом индивидуально-дифференцированного подхода (Приложение 4). Карточка 1 для детей с повышенной мотивацией в обучении.
Карточка 1.

Запишите слова в три столбика. Каждой группе слов дайте название. Составьте

предложение с любыми из данных слов.
Учит, пенал, дружный, ловит, огромный, трава, тёплый, конь, принёс, мороз, шумит, берёзовый. ______________ ___________________ ___________________ ______________ ___________________ ___________________ ______________ ___________________ ___________________ ______________ ___________________ ___________________ Карточка 2 для учеников со средним уровнем.

Карточка 2.

Запишите слова в три столбика. Определите части речи.
Учит, пенал, дружный, ловит, огромный, трава, тёплый, конь, принёс, мороз, шумит, берёзовый. ______________ ___________________ ___________________ ______________ ___________________ ___________________ ______________ ___________________ ___________________ ______________ ___________________ ___________________ ______________ ___________________ ___________________
Составьте предложение с любыми из данных слов.
Шумит_____________ трава___________________________________. ____________принёс домой тёплый________________. Огромный конь_______________________________________________. Карточка 3 для школьников, которым требуется направляющая помощь.
Карточка 3.

Распредели слова в три столбика.
Учит, пенал, дружный, ловит, огромный, трава, тёплый, конь, принёс, мороз, шумит, берёзовый. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ
Составьте словосочетания:
Дружный______________ ________________пенал
огромный______________ _______________трава принёс_________________ берёзовый_______________ шумит__________________
IV.

Рефлексия:
Анализ полученной информации. - Сегодня я узнал (а)… - Было интересно… - Было трудно…. - Теперь я могу… Самооценка работы в паре: Вся работа полностью выполнена мною Я ничего не сделал (не сделала)


В раздел образования