Напоминание

"РОЛЬ ИКТ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН"


Автор: Дюкарева Анна Станиславовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБОУ гимназия № 498 Невского района
Населённый пункт: г.Санкт-Петербурга
Наименование материала: Статья
Тема: "РОЛЬ ИКТ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН"
Раздел: среднее образование





Назад





Р ОЛ Ь

И К Т

В

П О В Ы Ш Е Н И И

Э Ф Ф Е К Т И В Н О С Т И

ПРЕПОДАВАНИЯ

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
Дюкарева Анна Станиславовна (Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 498 Невского района Санкт-Петербурга (ГБОУ гимназия № 498 Невского района Санкт-Петербурга) Стремительное развитие информатизации российского общества, электронных средств массовой информации, новых технических средств и телекоммуникаций вносит немало инновационного в содержание и методику обучения предметов естественнонаучного цикла. Под информационными технологиями мы понимаем совокупность технических и программных средств сбора, обработки, хранения и передачи информации. Одним из предметов естественнонаучного цикла является география. География - интегральный предмет, наука на стыке естественных и общественных наук. При изучении географии, актуализируются знания: физики, химии, литературы, математики, биологии. Для меня география - это особый стиль жизни. Ученики на уроке выходят не к доске, а к карте, совершая, маленькие или большие путешествия. География - это бесконечное путешествие с остановками на любование и философские размышления, на эксперименты и опыты, на «пиратские вылазки» в стан математических и химических формул, физических и биологических законов, исторических истин и литературных восторгов. Изучаемые в географии явления изменяются в пространстве, поэтому должны рассматриваться с привязкой к карте, к тем или иным регионам и территориям. Поэтому в современном информационном обществе большую помощь учителю географии оказывают электронные карты. На сегодняшний день создано множество уже готовых обучающих компьютерных программ, которые можно применять на своих уроках, например, «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии», «Электронные уроки и тесты. География в школе». Ряд компаний выпускают электронные карты, среди них - «Большая Энциклопедия Географических Баз» фирмы «Игнит» - «Карта Мира», «Большой атлас России», «Все города России», «Все регионы России», «Карта мира», «СНГ и Балтия», «Старинные карты России» и др. Так же на уроках можно использовать Google-сервисы, например Google Maps (maps.google), Google Mars, Google Moon. Данные сервисы представляет собой карту и спутниковые снимки всего мира (а также Луны и Марса). С сервисом интегрирован бизнес- справочник и карта автомобильных дорог, с поиском маршрутов, охватывающая США, Канаду, Японию, Россию, Гонконг, Китай, Великобританию, Ирландию (только центры городов) и некоторые районы Европы. С использованием данного сервиса мы с учениками во время урока совершаем путешествия по изучаемым территориям. С сервисами также связано приложение Google Планета Земля - отдельная программа для Microsoft Windows. Как и карты Google, программа Google Планета Земля позволяет просматривать снимки земной поверхности, увеличивать и уменьшать масштаб и строить маршруты передвижения. Её достоинством является трёхмерное отображение земной поверхности (с учётом рельефа), возможность наблюдения под произвольным углом (а не только отвесно сверху), постепенное уточнение изображения по мере загрузки более детальных фотоснимков (нет необходимости ждать перед «белыми пятнами», как в Картах Google), возможность плавного изменения масштаба (а не просто выбора из нескольких предопределённых значений) Для наглядного отображения географических процессов на уроках также можно и нужно использовать различные компьютерные модели, например, модель, отображающую вращение Земли вокруг Солнца или циркуляцию воздушных масс и другие процессы. В своей педагогической деятельности использую не только уже готовые программные продукты, но и использую обучающие программы созданные самостоятельно. Самым простым способом является MS PowerPoint. С помощью специальных функций программного продукта есть возможность двигаться по презентации не только последовательно, но и создавать возможность нелинейного перемещения между различными 1
частями урока. Использование информационно-коммуникационных технологий, по моему мнению, повышает мотивацию обучения учащихся, повышает интерес к предмету, позволяет ускорить и облегчить адаптацию учеников и повысить уровень их знаний. Работая с презентацией, использую только новые факты и сведения. Используя на уроках современные информационные технологии необходимо создавать благоприятные условия обучения школьников, а для этого необходимо соблюдать следующие принципы: доступность, адаптивность, систематичность и последовательность, компьютерная визуализация, прочность усвоения результатов обучения, обеспечение интерактивного диалога, развитие интеллектуального потенциала обучаемого и обеспечение обратной связи. Но самое главное, нужно помнить, что информационные технологии не заменят живого общения, а, следовательно, урок с применением ИКТ не должен, а главное не может занимать все 45 минут.
Литература
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 273 с. 2. Дюкарева А.С. «Урок географии на тему: «Северо-Западный экономический регион. Экономико-географическое положение, состав, природные условия и трудовые ресурсы» с использованием MS PowerPoint», материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2006/2007 учебного года. 3. Андреев, А. А. Применение сети Интернет в учебном процессе / А. А. Андреев, д-р пед. наук // Информатика и образование. – 2005. - № 9. – С. 2 – 7. 4. Дынько, И. П. Использование компьютерных технологий на уроках естествознания в 5 классе / И. П. Дынько // География в школе. – 2005. - № 3. – С. 38 – 40. 5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2001. – 271 с. 2


В раздел образования