Напоминание

"Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС"


Автор: Смирнова Ольга Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №9 "Малахитовая шкатулка"
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО - Югра
Наименование материала: Статья
Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ ДС №9 «Малахитовая шкатулка» Ханты – Мансийский автономный округ - Югра г. Нижневартовск Воспитатель Смирнова Ольга Витальевна
«Патриотическое воспитание дошкольников в условиях

реализации ФГОС.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения в истории Отечественной педагогики всегда занимала достойное место А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Л.Ф. Островская, С.А. Козлова, Н.Ф. Виноградова, Н.К. Крупская и др. в своих работах подчеркивали необходимость воспитания патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста. Н.К. Крупская указывала, что патриотическое воспитание должно быть повседневным делом, а не сводиться лишь праздником и митингом им должна быть пропитана вся воспитательная работа. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной и муниципальной власти, образовательных и социально-культурных учреждений, общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Как помочь детям стать чуткими, щедрыми, милосердными, как своевременно поставить заслон жестокости, черствости, злобе. «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту» В.А.Сухомлинский
Пришло то время, когда остро встала проблема воспитания подрастающего гражданина России. Многие годы наше общество, подражая западной культуре, теряло наследие своих отцов. Не секрет, что нынешнее поколение подростков имеет низкую нравственную культуру. У них не всегда сформированы ценностные ориентации, чувства уважения личности, нравственные нормы. Мы часто слышим, что это поколение «потерянных детей», переживших бум экспериментов и инноваций, в ходе которых, как бы выпал, процесс нравственного воспитания. Определенное время из системы нравственного воспитания дошкольников были фактически исключены понятия
патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение к разным

народам.
Все новые комплексные и парциальные программы мало затрагивали вопросы нравственно-патриотического воспитания детей с позиции тех изменений, которые переживает Россия. Как утверждает словарь иностранных слов, «патриотизм» происходит от древнего слова «патрус» - Родина, а в слове «родина»-корень-«род», в слове «Отечество» явно слышится «отец». Это подсказывает, что работу по воспитанию патриотических чувств надо начинать с воспитания любви к родителям - отцу и матери. С самого раннего детства необходимо, а главное, возможно, воспитывать у детей любовь к родному краю, природе, истории, культуре, традициям - воспитывать
Гражданина своей страны.
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. В проекте Национальной доктрины образования Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить …
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость»
Федеральный

государственный

образовательный

стандарт
дошкольного образования направлен на решение следующих задач: - обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношении с самими собой, другими людьми, взрослыми и миром; - объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; - формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, этических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. Д о ш ко л ь н о е о б р а з о в а т е л ь н о е у ч р е ж д е н и е в ы п о л н я е т подготовительную работу по накоплению первоначальных знаний дошкольников об Отечестве и рождению у них патриотических чувств. В этом процессе основной задачей является: не ограничиваться разовыми и разрозненными мероприятиями, а сделать эту работу не формальной, систематической, интересной и содержательной
Наблюдения показывают, что у современного ребёнка, слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу, и поэтому возникает целый ряд
противоречий
:  возросшее внимание общества к традиционной культуре русского народа не всегда воспринимается современными городскими семьями, воспитывающими детей дошкольного возраста;  возрастает количество публикаций по истории культуры русского народа, но наблюдаются недостаточные, бессистемные и поверхностные знания и представления у старших дошкольников,  отсутствие системных знаний у детей вызывает необходимость по их усилению, систематизации, правильной интерпретации фактов, событий, явлений. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – является одним из основных задач дошкольных образовательных учреждений, важным условием которых является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций К концу дошкольного детства ребёнок должен знать: нашу страну, населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура, каждый народ талантлив и богат умельцами.


В раздел образования