Органы опеки и попечительства – государственный гарант обеспечения безопасности жизнедеятельности детей
Автор: Щербакова Яна Дмитриевна Должность: студентка Учебное заведение: Муромский институт (филиал) ВлГУ Населённый пункт: г. Меленки, Владимирская область Наименование материала: статья Тема: Органы опеки и попечительства – государственный гарант обеспечения безопасности жизнедеятельности детей Раздел: высшее образование
Щербакова Яна Дмитриевна
Муромский институт (филиал) федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения
высшего образования «Владимирский государственный
университет имени Александра Григорьевича и
Николая Григорьевича Столетовых»
г. Меленки
Органы опеки и попечительства – государственный гарант обеспечения
безопасности жизнедеятельности детей
Проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности детей – сирот
средствами
органов
опеки
и
попечительства
в
современном
обществе
является социально значимой и востребованной. В процессе изучения её
нами
уточнено
теоретическое
понимание
понятийно-категориального
аппарата изучаемой темы исследования, в частности:
- определение «безопасность жизнедеятельности воспитанников детского
дома» означает создание таких условий жизни,
в которых детям будет
комфортно прибывать, когда внешние и внутренние факторы влияния на
ребенка не влекут отрицательных воздействий и представляют угрозу жизни
ребёнку. Следовательно, безопасность – это, скорее, не отсутствие опасности,
а защита от нее. Закон РФ «О безопасности» именно так и рассматривает это
понятие: «Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных
интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз».
[
Федеральный
закон
от
28.12.2010
N
390-ФЗ
(ред.
от
05.10.2015)
"О
безопасности"] В педагогическом обосновании определения защищенность
детей
–
сирот
–
это
состояние
личности,
находящейся
в
оптимально
благоприятных условиях жизнедеятельности.
-выявлены особенности обеспечения безопасности жизнедеятельности детей
– сирот:
- органы опеки и попечительства российских, муниципальных образований
являются
наиболее
эффективными
устроителями
жизни
детей-сирот
и
правовыми защитниками социально уязвимых категорий детского населения;
-
с р е д с т в а м и
и
и н с т р у м е н т а м и
о б е с п еч е н и я
б е з о п а с н о с т и
жизнедеятельности,
используя
которые
органы
опеки
и
попечительства
достигают положительных результатов, являются:
А) принципиальные подходы : принцип добровольности, то есть свободное
принятие и свободный отказ от своих обязанностей опекунов и попечителей
подконтрольность
деятельности
опекунов
и
попечителей
посредством
контрольной функции органов опеки и попечительства ;
обеспечение максимальной защиты прав и интересов подопечных;
государственная
поддержка
детей
нуждающихся
в
защите
законных
интересов и прав.
Б)
методические
приёмы:
функционально-диагностический;
контрольно-
аналитический,
системно-наблюдательный;
психолого
-
педагогический
и
социально – терапевтический.
В) формы взаимодействия органов опеки и попечительства с учреждениями
дополнительного образования, с комитетам по делам несовершеннолетних и
другими организациями;
Г)
способы
государственной
поддержки(
дополнительные
гарантии
на
получения
образования,
на
медицинское
обслуживание,
на
имущество
и
жильё, права на труд) ;
Д) средства системного контроля за безопасностью жизнедеятельности детей
в приёмных, опекунских и замещающих семьях.
В процессе исследования проблемы нами разработана социальная
технология, направленная на обеспечение безопасности жизнедеятельности
воспитанников
детского
дома
средствами
опеки
и
попечительства,
компонентами которой являются: этапы деятельности, содержание, цели и
задачи;
-
определены
этапы
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности:
организационный, контрольный, координационный;
-выявлены и раскрыты методы социальной защиты детей-сирот: психолого -
педагогический и социально – терапевтический.
Анализируя условия обеспечения безопасности жизнедеятельности
воспитанников
детских
домов
органами
опеки
и
попечительства
во
Владимирской области нами выявлены недостатки в
использовании форм
взаимодействия
при
решении
проблемы:
слабо
развита
нормативно-
контрольная и правовая система особенно в вопросах защиты прав детей; не
достаточное финансирование специализированных учреждений, а так же не
используются инновационные технологии в достаточной мере.
На
основе
анализа
выявленных
недостатков
в
решении
данной
проблемы, нами
разработаны практические рекомендации, адресованные
сотрудникам органов опеки и попечительства по:
- совершенствованию процессов использования нормативно-правовой базы
по защите детей;
- сокращению численности детей, находящихся в учреждениях интернатного
типа , с помощью быстрого поиска приемных родителей, опекунов за счет
создания «Консультативных пунктов», «Центров организации и поддержки
приемных семей», а так же качественной информированности граждан через
СМИ, газеты, рекламы и.т.п , с целью оказания консультативной помощи
семьям,
находящимся
в
трудной
жизненной
ситуации,
повышение
их
психолого-педагогической
и
юридической
компетентности
путем
индивидуального, группового и семейного консультирования;
- по сокращению численности впервые выявленных детей, оставшихся без
попечения родителей, на основе постановки на учёт в КДН потенциальных
семей, угрожающих жизни детей, подвергающих опасности и угрозе;
-
укреплению
материально-технической
базы
учреждений
социального
обслуживания семьи и детей средствами спонсорской поддержки;
-
увеличению
численности
детей,
устраиваемых
на
воспитание
в
семьи
граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории
Российской Федерации, и их доли в общей численности детей, оставшихся
без
попечения
родителей,
в
субъекте
Российской
Федерации.
Для
этого
необходимо
создавать
службы
«Экстренного
реагирования»
с
целью
профилактики
семейного
неблагополучия
и
социального
сиротства
посредством
экстренной
социальной
помощи
детям,
семьям
с
детьми,
находящимися в трудной жизненной ситуации;
Таким образом, на основании
изученной проблемы по обеспечению
безопасности жизнедеятельности детей установлено:
-государственным
и
наиболее
конструктивным
гарантом
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности
детей
являются
органы
опеки
и
попечительства;
-
наиболее
эффективными
средствами
и
инструментариями
являются
принципы,
методы,
приёмы,
способы
и
формы
функциональной,
посреднической,
координационной
и
специфической
деятельности,
что
отражено в
выработанных практических рекомендациях,
адресованных
специалистам органов опеки и попечительства по обеспечению безопасности
жизнедеятельности воспитанников детей- сирот.
Список использованных источников:
1.
Федеральный
закон
от
28.12.2010
N
390-ФЗ
(ред.
от
05.10.2015)
"О
безопасности"
2.
Федеральный
Закон
«Об
опеке
и
попечительстве»(с
изменениями
на
22
декабря 2014 года)(редакция, действующая с 1 января 2015 года)
3.
Воспитание
и
развитие
детей
в
детском
доме:
Хрестоматия
/
Под
ред.
Ивановой Н.П. - М.: Педагогика, 2004 - 104 с.
4.
Гражданское
право:
учебник
для
вузов.
Ч.
1
/
Под
общ.
ред.
Т.
И.
Илларионовой, Б. М. Гонгало, В. А. Плетнева. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2012
5.
.
КириченкоЕ.Б.
статья
«Социальная
безопасность
детей-сирот
как
педагогическая проблема» Ярославский педагогический вестник – 2013 – №
2 – Том II (Психолого-педагогические науки) УДК 376.6
6.
Шатилов И. Н. Социальные проблемы сиротства в России. - Балашов, 2002. -
С. 7