Напоминание

Органы опеки и попечительства – государственный гарант обеспечения безопасности жизнедеятельности детей


Автор: Щербакова Яна Дмитриевна
Должность: студентка
Учебное заведение: Муромский институт (филиал) ВлГУ
Населённый пункт: г. Меленки, Владимирская область
Наименование материала: статья
Тема: Органы опеки и попечительства – государственный гарант обеспечения безопасности жизнедеятельности детей
Раздел: высшее образование





Назад




Щербакова Яна Дмитриевна Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» г. Меленки
Органы опеки и попечительства – государственный гарант обеспечения

безопасности жизнедеятельности детей
Проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности детей – сирот средствами органов опеки и попечительства в современном обществе является социально значимой и востребованной. В процессе изучения её нами уточнено теоретическое понимание понятийно-категориального аппарата изучаемой темы исследования, в частности: - определение «безопасность жизнедеятельности воспитанников детского дома» означает создание таких условий жизни, в которых детям будет комфортно прибывать, когда внешние и внутренние факторы влияния на ребенка не влекут отрицательных воздействий и представляют угрозу жизни ребёнку. Следовательно, безопасность – это, скорее, не отсутствие опасности, а защита от нее. Закон РФ «О безопасности» именно так и рассматривает это понятие: «Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз». [ Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О безопасности"] В педагогическом обосновании определения защищенность детей – сирот – это состояние личности, находящейся в оптимально благоприятных условиях жизнедеятельности. -выявлены особенности обеспечения безопасности жизнедеятельности детей – сирот:
- органы опеки и попечительства российских, муниципальных образований являются наиболее эффективными устроителями жизни детей-сирот и правовыми защитниками социально уязвимых категорий детского населения; - с р е д с т в а м и и и н с т р у м е н т а м и о б е с п еч е н и я б е з о п а с н о с т и жизнедеятельности, используя которые органы опеки и попечительства достигают положительных результатов, являются: А) принципиальные подходы : принцип добровольности, то есть свободное принятие и свободный отказ от своих обязанностей опекунов и попечителей  подконтрольность деятельности опекунов и попечителей посредством контрольной функции органов опеки и попечительства ;  обеспечение максимальной защиты прав и интересов подопечных;  государственная поддержка детей нуждающихся в защите законных интересов и прав. Б) методические приёмы: функционально-диагностический; контрольно- аналитический, системно-наблюдательный; психолого - педагогический и социально – терапевтический. В) формы взаимодействия органов опеки и попечительства с учреждениями дополнительного образования, с комитетам по делам несовершеннолетних и другими организациями; Г) способы государственной поддержки( дополнительные гарантии на получения образования, на медицинское обслуживание, на имущество и жильё, права на труд) ; Д) средства системного контроля за безопасностью жизнедеятельности детей в приёмных, опекунских и замещающих семьях. В процессе исследования проблемы нами разработана социальная технология, направленная на обеспечение безопасности жизнедеятельности воспитанников детского дома средствами опеки и попечительства, компонентами которой являются: этапы деятельности, содержание, цели и задачи;
- определены этапы обеспечения безопасности жизнедеятельности: организационный, контрольный, координационный; -выявлены и раскрыты методы социальной защиты детей-сирот: психолого - педагогический и социально – терапевтический. Анализируя условия обеспечения безопасности жизнедеятельности воспитанников детских домов органами опеки и попечительства во Владимирской области нами выявлены недостатки в использовании форм взаимодействия при решении проблемы: слабо развита нормативно- контрольная и правовая система особенно в вопросах защиты прав детей; не достаточное финансирование специализированных учреждений, а так же не используются инновационные технологии в достаточной мере. На основе анализа выявленных недостатков в решении данной проблемы, нами разработаны практические рекомендации, адресованные сотрудникам органов опеки и попечительства по: - совершенствованию процессов использования нормативно-правовой базы по защите детей; - сокращению численности детей, находящихся в учреждениях интернатного типа , с помощью быстрого поиска приемных родителей, опекунов за счет создания «Консультативных пунктов», «Центров организации и поддержки приемных семей», а так же качественной информированности граждан через СМИ, газеты, рекламы и.т.п , с целью оказания консультативной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, повышение их психолого-педагогической и юридической компетентности путем индивидуального, группового и семейного консультирования; - по сокращению численности впервые выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, на основе постановки на учёт в КДН потенциальных семей, угрожающих жизни детей, подвергающих опасности и угрозе;
- укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания семьи и детей средствами спонсорской поддержки; - увеличению численности детей, устраиваемых на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, и их доли в общей численности детей, оставшихся без попечения родителей, в субъекте Российской Федерации. Для этого необходимо создавать службы «Экстренного реагирования» с целью профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства посредством экстренной социальной помощи детям, семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; Таким образом, на основании изученной проблемы по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей установлено: -государственным и наиболее конструктивным гарантом обеспечения безопасности жизнедеятельности детей являются органы опеки и попечительства; - наиболее эффективными средствами и инструментариями являются принципы, методы, приёмы, способы и формы функциональной, посреднической, координационной и специфической деятельности, что отражено в выработанных практических рекомендациях, адресованных специалистам органов опеки и попечительства по обеспечению безопасности жизнедеятельности воспитанников детей- сирот. Список использованных источников: 1. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О безопасности" 2. Федеральный Закон «Об опеке и попечительстве»(с изменениями на 22 декабря 2014 года)(редакция, действующая с 1 января 2015 года) 3. Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия / Под ред. Ивановой Н.П. - М.: Педагогика, 2004 - 104 с.
4. Гражданское право: учебник для вузов. Ч. 1 / Под общ. ред. Т. И. Илларионовой, Б. М. Гонгало, В. А. Плетнева. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2012 5. . КириченкоЕ.Б. статья «Социальная безопасность детей-сирот как педагогическая проблема» Ярославский педагогический вестник – 2013 – № 2 – Том II (Психолого-педагогические науки) УДК 376.6 6. Шатилов И. Н. Социальные проблемы сиротства в России. - Балашов, 2002. - С. 7


В раздел образования