Автор: Аринушкина Алифтина Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ ООШ №21 СП "Детский сад" Дружная семейка" Населённый пункт: город Новокуйбышевск, Самарская область Наименование материала: статья Тема: Планирование взаимодействия с родителями Раздел: дошкольное образование
Самарской области основная общеобразовательная школа № 21
города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск
Самарской области
(Структурное подразделение «Детский сад» Дружная семейка»)
Воспитатели: Платонова Ольга Николаевна, Аринушкина Алифтина Алексеевна
Тема «Планирование
взаимодействия с родителями»
Нам всем известна проблема многих воспитателей в детских садах, связанная с
работой
с
родителями.
Мы
знаем,
что
семейное
воспитание
детей
дошкольного
возраста в сравнении с общественным имеет более долгую историю. Ведь именно в
семье закладываются у ребёнка определённые нормы поведения, качества личности,
формируются умения и навыки. Совместное проживание, родительская любовь, общие
заботы
по
дому
–
всё
это
способствует
выполнению
семьёй
главной
задачи
–
воспитание
детей.
Однако
количество
семей,
о
которых
можно
с
уверенностью
утверждать, что они благополучны, с каждым годом уменьшается.
В
связи
с
вышеизложенным
нам
стало
ясно,
что
работа
с
родителями
приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Ведь семья стоит у
истоков воспитания. Она является основным социальным институтом в формировании
личности ребенка.
Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности;
отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной
национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень
общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. Вот
почему главные усилия педагогов и всего педагогического коллектива дошкольных
учреждений
я
считаю
должны
быть
направлены
на
улучшение
семейного
микроклимата; формирование положительных взаимоотношений в семье; повышение
педагогической культуры родителей путем их активного просвещения; формирование
совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовку его к школе.
Нашей
главной целью в работе с родителями стало: вовлечение родителей в
образовательное единое пространство «Детский сад-семья»
Нами были разработаны основные задачи:
1. Организация системного подхода по информированности родителей в вопросах
обучения и воспитания детей.
2.
Обогащение
процессов
общения
между
детьми
и
взрослыми
и
родителями
и
воспитателями.
3. Сохранение физического и психологического здоровья детей
4. Формирование у родителей воспитанников детского сада и других взрослых членов
семьи глубокого убеждения в огромной роли семьи в деле воспитания ребенка и
возможности каждой семьи участвовать в воспитании детей.
Мы
используем
дифференцированный
подход
при
организации
работы
с
родителями, который является необходимым звеном в системе мер, направленных на
повышение
их
педагогических
знаний
и
умений.
Для
о суще ствления
дифференцированного подхода необходимо соблюдение как общепедагогических, так
и специфических условий. Таковыми являются:
- взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
- соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
-
учет
своеобразия
условий
жизни
каждой
семьи,
возраста
родителей,
уровня
подготовленности в вопросах воспитания;
- сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми
родителями группы;
- взаимосвязь разных форм работы с родителями;
- одновременное влияние на родителей и детей;
- обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.
- использование различной дидактической литературы и наглядную информацию.
Такая
дифференциация
помогает
найти
нам
нужный
контакт,
обеспечить
индивидуальный подход к каждой семье.
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи носит в нашей
группе системный характер.
На наш взгляд, целесообразно выделить в существующем многообразии форм
работы с семьями воспитанников центральную — родительское собрание, которое
становится
отправной
точкой
для
годового
планирования
педагогом
других
подчиненных по отношению к нему форм взаимодействия с родителями.
Технология
взаимодействия
всех
воспитывающих
ребенка
взрослых
имеет
циклический характер. Ее центральный момент — планирование работы педагогов с
родителями.
Планирование этой работы начинается с определения ее цели и задач. Цели
данной работы могут носить как общий, так и частный характер.
Общая
цель
работы
с
родителями
—
установление
с
ними
сотруднических
отношений.
Частная цель раскрывает, в чем именно будет состоять сотрудничество.
Для постановки частной цели необходимо установить связи между общей целью
и — особенностями семей воспитанников, интересами и потребностями родителей,
приоритетными
направлениями
работы
ДОУ;
темами
самообразования
педагогов,
достижениями и трудностями в работе с семьями за прошлый год.
Следующим шагом становится определение последовательности тем и сроков
проведения родительских собраний.
Отталкиваясь
от
тематики,
последовательности
и
сроков
проведения
родительского собраний, мы разрабатываем перспективный план работы с родителями
на год, содержащий перечень и сроки проведения различных мероприятий.
Предшествующая работа направлена не только на подготовку родительского
собрания, но и на изучение семьи, расширение и углубление представлений о ней.
Полученные
в
процессе
такого
исследования
данные
учитываются
мною
при
планировании методов проведения и содержания родительских собраний, а также
определяют формы последующей работы и их наполнение.
Представление сетки плана.
В ходе последующей работы, так же как и в процессе предшествующей, могут
уточняться
сведения
о
семьях
воспитанников.
Кроме
того,
последующая
работа,
предполагает
оценку
эффективности
проведения
основных
и
предшествующих
мероприятий по взаимодействию с семьями воспитанников.
Завершающий шаг составления годового плана работы с родителями — его
анализ, который можно проводить с опорой на следующие критерии:
— соответствие между целью и задачами взаимодействия с родителями, раскрытие
достижения цели через решение ряда задач;
-
учет
особенностей
семей
воспитанников,
интересов
и
потребностей
родителей,
достижений и трудностей в работе с семьями за прошлый год при планировании форм,
тематики и содержания мероприятий;
-
взаимосвязь
предшествующей
и
последующей
работы
с
центральной
формой
взаимодействия с родителями — родительским собранием;
- разнообразие планируемых форм работы;
- выявление успешного опыта семейного воспитания и распространения его внутри
ДОУ;
- включение в план оценки достижения цели и задач взаимодействия с родителями за
год.
В
дальнейшем
осуществляется
намеченная
в
плане
система
работы
с
родителями, в ходе которой происходит уточнение данных о семьях воспитанников,
интересах и потребностях родителей.
Далее
нами
проводится
анализ
итогов
работы
за
год,
включающий
оценку
достижения цели и задач, выявление недостатков в работе с родителями и их причин.
В ходе анализа итогов работы ещё раз возвращаемся к анализу годового плана. Кроме
того, результаты анализа итогов работы служат стимулом для продолжения изучения
семей воспитанников.
Анализ
итогов
работы
за
год,
возврат
к
анализу
годового
плана
работы
и
продолжение изучения семей становятся основами планирования взаимодействия с
родителями на следующий год.
Мы считаем, что такой подход к планированию обеспечивает связь между всеми
мероприятиями, позволяет избегать стихийности в работе. Однако описанная выше
технология планирования не означает, что абсолютно все формы взаимодействия с
семьями воспитанников должны быть подчинены тематике родительских собраний.
Необходимо также предусмотреть возможность проведения мероприятий с другой
тематикой,
потребность
в
которых
обусловлена
задачами
всестороннего
развития
личности каждого ребенка. Основные мероприятия и собрания, проводимые мною в
нашей группе:
Родительское собрание в форме: беседы; семинара – практикума; вечер вопросов
и ответов; интеллектуальной игры «Счастливый случай» (для любых возрастов детей) ;
встреча – путешествие; «Круглый стол»; творческий отчёт и т. п.
Совместные
мероприятия
и
конкурсы:
поделки
из
природного
материала;
«Оригамская
сказка»;
«Строим
снежный
городок»;
участок
летом;
конкурс
«Новогодняя сказка»; создание «Музея семейного творчества»; «Родословная моей
семьи»; создание и пополнение игротеки группы нетрадиционными играми и театром;
«Мама, папа, я – спортивная семья! » и т. п.
А самое главное наше достижение в работе - это то, в нашей группе царит
доверительная атмосфера, воспитатели и родители сообща решают главную единую
задачу:
воспитание
свободного,
развитого,
ответственного
человека,
готового
для
жизни в обществе и в социуме.