Напоминание

Планирование взаимодействия с родителями


Автор: Аринушкина Алифтина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ №21 СП "Детский сад" Дружная семейка"
Населённый пункт: город Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Планирование взаимодействия с родителями
Раздел: дошкольное образование





Назад





Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа № 21

города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск

Самарской области

(Структурное подразделение «Детский сад» Дружная семейка»)

Воспитатели: Платонова Ольга Николаевна, Аринушкина Алифтина Алексеевна

Тема «Планирование

взаимодействия с родителями»
Нам всем известна проблема многих воспитателей в детских садах, связанная с работой с родителями. Мы знаем, что семейное воспитание детей дошкольного возраста в сравнении с общественным имеет более долгую историю. Ведь именно в семье закладываются у ребёнка определённые нормы поведения, качества личности, формируются умения и навыки. Совместное проживание, родительская любовь, общие заботы по дому – всё это способствует выполнению семьёй главной задачи – воспитание детей. Однако количество семей, о которых можно с уверенностью утверждать, что они благополучны, с каждым годом уменьшается. В связи с вышеизложенным нам стало ясно, что работа с родителями приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Ведь семья стоит у истоков воспитания. Она является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности; отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. Вот почему главные усилия педагогов и всего педагогического коллектива дошкольных учреждений я считаю должны быть направлены на улучшение семейного микроклимата; формирование положительных взаимоотношений в семье; повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения; формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовку его к школе. Нашей главной целью в работе с родителями стало: вовлечение родителей в образовательное единое пространство «Детский сад-семья» Нами были разработаны основные задачи:
1. Организация системного подхода по информированности родителей в вопросах обучения и воспитания детей. 2. Обогащение процессов общения между детьми и взрослыми и родителями и воспитателями. 3. Сохранение физического и психологического здоровья детей 4. Формирование у родителей воспитанников детского сада и других взрослых членов семьи глубокого убеждения в огромной роли семьи в деле воспитания ребенка и возможности каждой семьи участвовать в воспитании детей. Мы используем дифференцированный подход при организации работы с родителями, который является необходимым звеном в системе мер, направленных на повышение их педагогических знаний и умений. Для о суще ствления дифференцированного подхода необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются: - взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями; - соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям; - учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания; - сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы; - взаимосвязь разных форм работы с родителями; - одновременное влияние на родителей и детей; - обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы. - использование различной дидактической литературы и наглядную информацию. Такая дифференциация помогает найти нам нужный контакт, обеспечить индивидуальный подход к каждой семье. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи носит в нашей группе системный характер. На наш взгляд, целесообразно выделить в существующем многообразии форм работы с семьями воспитанников центральную — родительское собрание, которое становится отправной точкой для годового планирования педагогом других подчиненных по отношению к нему форм взаимодействия с родителями.
Технология взаимодействия всех воспитывающих ребенка взрослых имеет циклический характер. Ее центральный момент — планирование работы педагогов с родителями. Планирование этой работы начинается с определения ее цели и задач. Цели данной работы могут носить как общий, так и частный характер. Общая цель работы с родителями — установление с ними сотруднических отношений. Частная цель раскрывает, в чем именно будет состоять сотрудничество. Для постановки частной цели необходимо установить связи между общей целью и — особенностями семей воспитанников, интересами и потребностями родителей, приоритетными направлениями работы ДОУ; темами самообразования педагогов, достижениями и трудностями в работе с семьями за прошлый год. Следующим шагом становится определение последовательности тем и сроков проведения родительских собраний. Отталкиваясь от тематики, последовательности и сроков проведения родительского собраний, мы разрабатываем перспективный план работы с родителями на год, содержащий перечень и сроки проведения различных мероприятий. Предшествующая работа направлена не только на подготовку родительского собрания, но и на изучение семьи, расширение и углубление представлений о ней. Полученные в процессе такого исследования данные учитываются мною при планировании методов проведения и содержания родительских собраний, а также определяют формы последующей работы и их наполнение. Представление сетки плана. В ходе последующей работы, так же как и в процессе предшествующей, могут уточняться сведения о семьях воспитанников. Кроме того, последующая работа, предполагает оценку эффективности проведения основных и предшествующих мероприятий по взаимодействию с семьями воспитанников. Завершающий шаг составления годового плана работы с родителями — его анализ, который можно проводить с опорой на следующие критерии: — соответствие между целью и задачами взаимодействия с родителями, раскрытие достижения цели через решение ряда задач;
- учет особенностей семей воспитанников, интересов и потребностей родителей, достижений и трудностей в работе с семьями за прошлый год при планировании форм, тематики и содержания мероприятий; - взаимосвязь предшествующей и последующей работы с центральной формой взаимодействия с родителями — родительским собранием; - разнообразие планируемых форм работы; - выявление успешного опыта семейного воспитания и распространения его внутри ДОУ; - включение в план оценки достижения цели и задач взаимодействия с родителями за год. В дальнейшем осуществляется намеченная в плане система работы с родителями, в ходе которой происходит уточнение данных о семьях воспитанников, интересах и потребностях родителей. Далее нами проводится анализ итогов работы за год, включающий оценку достижения цели и задач, выявление недостатков в работе с родителями и их причин. В ходе анализа итогов работы ещё раз возвращаемся к анализу годового плана. Кроме того, результаты анализа итогов работы служат стимулом для продолжения изучения семей воспитанников. Анализ итогов работы за год, возврат к анализу годового плана работы и продолжение изучения семей становятся основами планирования взаимодействия с родителями на следующий год. Мы считаем, что такой подход к планированию обеспечивает связь между всеми мероприятиями, позволяет избегать стихийности в работе. Однако описанная выше технология планирования не означает, что абсолютно все формы взаимодействия с семьями воспитанников должны быть подчинены тематике родительских собраний. Необходимо также предусмотреть возможность проведения мероприятий с другой тематикой, потребность в которых обусловлена задачами всестороннего развития личности каждого ребенка. Основные мероприятия и собрания, проводимые мною в нашей группе: Родительское собрание в форме: беседы; семинара – практикума; вечер вопросов и ответов; интеллектуальной игры «Счастливый случай» (для любых возрастов детей) ; встреча – путешествие; «Круглый стол»; творческий отчёт и т. п.
Совместные мероприятия и конкурсы: поделки из природного материала; «Оригамская сказка»; «Строим снежный городок»; участок летом; конкурс «Новогодняя сказка»; создание «Музея семейного творчества»; «Родословная моей семьи»; создание и пополнение игротеки группы нетрадиционными играми и театром; «Мама, папа, я – спортивная семья! » и т. п. А самое главное наше достижение в работе - это то, в нашей группе царит доверительная атмосфера, воспитатели и родители сообща решают главную единую задачу: воспитание свободного, развитого, ответственного человека, готового для жизни в обществе и в социуме.


В раздел образования