Автор: Кожевникова Ольга Вячеславовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ центр развития ребенка детский сад № 6 Населённый пункт: город Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край Наименование материала: Проектная деятельность Тема: "В мире дымковской игрушки" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 6
Проектная деятельность по теме:
«В мире дымковской игрушки»
(средняя группа №6)
Выполнила: Кожевникова О.В.
г. Комсомольск-на-Амуре, 2016г
Тема проекта:
«В мире дымковской игрушки»
Тип проекта:
информационно – практико - ориентированный
Актуальность :
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами
декоративно – прикладного искусства и с народными традициями.
У детей слабо развит
познавательный интерес об истории народных игрушек, о народных мастерах, особенностях
росписей дымковской и других игрушек.
Недостаточно формируются условия приобщения детей к
народному творчеству. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей
воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой. Дымковские игрушки привлекают
детей яркостью и оригинальностью. Эти изделия радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир
веселого праздника. Декоративное рисование дымковской игрушки дает возможность детям
почувствовать себя в роли художника – декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и
чувствование красоты окружающего мира, природы.
Продолжительность проекта
: краткосрочный (с 21 по 25 марта).
Участники проекта
:
воспитатель Кожевникова О.В., дети; родители.
Цель:
Ознакомление детей с
дымковской игрушкой как видом народного декоративно- прикладного
искусства
.
Задачи проекта:
1.
Дать детям представление о видах народного декоративно - прикладного искусства.
2.
Дать расширенные представления о дымковской игрушке, её назначении в прошлом и
настоящем, её специфике и образной выразительности.
3.
Формировать представление о ремесле мастеров игрушки.
4.
Формировать знания о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера при
изготовлении народной игрушки.
5.
Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной
практической творческой деятельности.
6.
На
основе
освоения
художественного
опыта
народных
мастеров
развивать
индивидуальное
творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности –
«чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;
7.
Создать мини- музей «Дымковская игрушка», используя работы детей и родителей.
8.
Развивать ИЗО навыки детей.
9.
Развивать мелкую моторику, глазомер.
10. Развивать все компоненты связной речи, её грамматический строй, диалогическую речь,
социальную и языковую компетентность, навыки общения.
11. Воспитывать любовь к родной стране, чувство гордости за народных умельцев.
12. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.
Непосредственно – образовательная деятельность:
1.
Познавательное развитие
: (ознакомление с окружающим)
. Тема : интегрированное занятие
«Дымковские игрушки».
2.
Познавательное развитие
: (ФЭМП)
.
Прямой счет; соотнесение цифры с количеством
предметов; определение равенства и неравенства групп предметов с использованием
демонстрационного материала: дымковские барышни, лошадки, петушки.
3.
Художественно-эстетическое развитие:
(рисование) –
«Дымковская барышня».
4.
Художественно-эстетическое развитие:
(аппликация) – «Дымковские козлики».
5.
Художественно-эстетическое развитие:
(лепка) – «Лепка птиц по мотивам дымковских
игрушек»
6.
Речевое развитие:
(развитие речи): описание дымковских игрушек
; разучивание потешек,
закличек, загадок, стихотворений по теме
7.
Чтение художественной литературы
:
потешки, заклички, загадки, стихотворения по теме
(«Барышня», «Водоноска», «Няня», «Уточка», «Индюк» и т.д.)
Совместная деятельность воспитателя и детей:
1.
Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток-
беседы по их содержанию.
2.
Прослушивание аудиозаписей «Русские наигрыши: Дымковская игрушка, Ярмарка ».
3.
Просмотр видеофильмов: « История появления дымковской игрушки», «Глиняные расписные»,
«На ярмарке», «Красота Дымки».
4.
Сюжетно-ролевые игры: «Экскурсия в музей», «Семья ремесленников из Дымково».
5.
Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Составим узор», «Найди такой же узор», «Да -
нет».
6.
Разгадывание и придумывание загадок об игрушках.
7.
Сочинение сказок, историй, рассказов о своих работах.
8.
Беседы: «В гостях у мастеров из Дымково», «Характерные особенности росписи дымковских
игрушек».
9.
Чтение художественной литературы: стихи М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А.
Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска» .
10. Физминутки «Конь», «Дымковские барышни».
11. Подвижные русские народные игры «Ручеек», «Карусель», «У медведя во бору», «Перетягивание
каната».
Самостоятельная деятельность детей:
1.
Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Собери целое из частей», «Найди такой же узор»,
«Подбери элемент к узору», «Раскрась по образцу», «Найди дымковскую игрушку», «Парные
картинки», «Дорисуй узор».
2.
Рассматривание выставки книг, энциклопедий о декоративно- прикладном творчестве.
3.
Обведение по трафаретам, шаблонам силуэтов козликов, барышень, лошадок, петушков и т.д. с
последующим закрашиванием.
4.
Придумывание и рисование дымковских узоров на полосе, на силуэтах игрушек.
5.
Создание и рассматривание альбома: «Рисуем сами».
6.
Творческое рассказывание: «Как мы с мамой делали игрушки».
7.
Импровизации на народных инструментах: бубен, трещотки, бубенцы.
8.
Работа с раскрасками: закрашивание готового узора, придумывание своих элементов узоров на
различных дымковских игрушках.
Работа с родителями:
1.
Размещение на информационном стенде печатного материала: «Чем мы будем заниматься».
2.
Внести в родительский уголок сообщение «Влияние народного промысла «Дымка» на
эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
3.
Привлечение родителей к проекту (оповещение, приглашение к сотрудничеству, просьба о
помощи в подготовке развивающей среды группы к проекту).
4.
Дать рекомендации о чтении литературных произведений по теме проекта дома с детьми
(загадки, стихи)
5.
Приглашение родителей к оформлению выставки «Дымковские расписные».
6.
Предложить родителям посмотреть коллаж из фотографий детей «Мы знакомимся с Дымкой»
7.
Организовать выставку работ «Дымковские расписные», сделанных совместно детьми и
родителями, с последующим оформлением мини- музея в группе.
8.
Рекомендовать родителям закрепить дома с детьми освоенные элементы дымковской росписи.
Приложение:
Непосредственно – образовательная деятельность.
Художественно – эстетическое развитие (рисование) «Дымковская барышня»:
Художественно – эстетическое развитие (аппликация) «Дымковские козлики»:
Художественно – эстетическое развитие (лепка) «Лепка птиц по мотивам дымковских игрушек»:
Познавательное развитие (ФЭМП):
Самостоятельная деятельность детей:
Дидактические игры, используемые в ходе реализации проекта:
Литература, использованная в ходе реализации проекта:
Работа с родителями:
Коллаж «Мы знакомимся с Дымкой»
Выставка работ по теме проекта, выполненная совместно детьми и родителями: