Совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников
Автор: Процко Ирина Николаевна Должность: заместитель директора по ур, учитель математики Учебное заведение: ГБОУ РО "Новочеркасская школа-интернат" Населённый пункт: город Новочеркасск Наименование материала: статья Тема: Совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников Раздел: полное образование
Совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников
И.Н. Процко – ГБОУ РО «Новочеркасская школа-интерна»
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования основными
целями
профессионального
образования
являются:
подготовка
квалифицированного
работника соответствующего уровня и профиля,
конкурентоспособного на рынке труда,
компетентного,
ответственного,
свободно
владеющего
своей
профессией
и
ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по
специальности на уровне мировых стандартов, готового к профессиональному постоянному
росту, социальной и профессиональной мобильности.
В числе важнейших направлений деятельности, нуждающихся в
концентрации
усилий,
является
работа
с
кадрами
педагогической
квалификации.
На
настоящем этапе возникла необходимость в качественной подготовке педагога, позволяющей
сочетать
фундаментальность
профессиональных
базовых
знаний
с
инновационностью
мышления
и
практико-ориентированным,
исследовательским
подходом
к
разрешению
конкретных
образовательных
проблем.
В
российских
педагогических
исследованиях
до
последнего
времени
преобладал
деятельностный
подход
к
определению
природы
компетенции.
Компетенции - это обобщенные и глубокие сформированные качества личности, ее
способность наиболее универсально использовать и применять полученные знания и
навыки:
совокупность
знаний,
умений
и
навыков,
позволяющих
субъекту
приспособиться к изменяющимся условиям, способность действовать и выживать в
данных условия.
В настоящее время педагоги образования сталкиваются с рядом проблем:
— развитие системы образования предъявляет все новые требования к педагогу
его личности и профессионализму;
—
современное
практическое
образование
находится
на
стадии
активного
развития;
—
для
получения
определенной
специализации
у
педагогов
не
всегда
есть
возможность
выехать
на
учебу
в
различные
учебные
заведения
и
центры,
которые
сконцентрированы в крупных городах;
—
существует
определенная
необходимость
в
корректировке
процедур
проведения аттестации работающих педагогов;
— актуальны проблемы обмена опытом и участия педагогов в инновационной
деятельности учреждений;
—
есть
потребность
в
установлении
профессионального
общения
и
взаимодействия.
Разрешение
профессиональных
проблем
педагогов
возможно
с
решением
определенных
вопросов.
С
одной
стороны,
с
организацией
ряда
внешних
условий
(методическое обеспечение, своевременное обучение и др.), направленных на становление
педагога как субъекта деятельности. С другой стороны, с мерами, направленными на его
личностное
развитие,
удовлетворяющими
потребности
в
повышении
компетентности,
которая
позволит
не
только
профессионально
ставить
цели
и
задачи,
но
и
выбирать
эффективные, адекватные поставленным целям, средства, способы и приемы выполнения
профессиональной
деятельности.
Непрерывное
образование,
представленное
именно
системой повышения квалификации, способно помочь в решении выделенных вопросов
совершенствования профессиональной компетентности педагогов. Повышая квалификацию,
решаются следующие актуальные для него вопросы: повысить уровень профессиональной
компетентности;
восполнить
пробелы
в
полученном
ранее
образовании;
получить
специализацию
по
определенному
направлению
деятельности;
приобрести
навыки
инновационной
деятельности;
расширить
границы
профессионального
сотрудничества;
обобщить свой опыт работы и изучить опыт других; решить ряд профессиональных проблем
и многое другое. Рассматривая профессиональную компетентность педагога как сложное
образование, которое выступает основой его успешной профессиональной деятельности,
включает в себя систему деятельностно-ролевых (знания, умения и навыки) и личностных
(профессионально важные качества) характеристик
Экспертная оценка знаний, умений и
навыков, необходимых для решения профессиональных целей и задач, показала, что педагог
должен обладать социально-нормативной, педагогической и концептуально-психологической
компетентностью.
Были выявлены и учтены следующие педагогические особенности
совершенствования профессиональной компетентности педагогов:
-
качество
полученного
профессионального
образования
и
исходный
уровень развития профессиональной компетентности педагога;
-
возможности
очно-заочного
обучения,
сориентированного
на
максимальное сращивание теории с практической деятельностью; - специфика культурно-
образовательной среды, которая направлена на установление в процессе обучения субъект-
субъектных отношений, создание благоприятного климата и обеспечивает формирование
самореализации личности педагога;
-
смещение
акцента
обучения
с
использованием
активных
форм
и
методов обучения;
-
поэтапное
отслеживание
роста
уровня
профе ссиона льной
компетентности обучающихся посредством педагогически обоснованного мониторинга.
Ценностно-целевая
ориентация
профессиональной
подготовки
в
системе
повышения квалификации заключается в содействии становлению интегральных личностных
характеристик, которые выступают как непосредственные показатели профессионального
развития человека.
В
современных
условиях
формирование
профессиональной
компетентности
в
системе
повышения
квалификации
является
одним
из
фундаментальных
базовых
компонентов их профессиональной подготовки и обусловлено синтезом профессиональных
знаний ,ценностных отношений и специальных умений.
Непосредственно объектами измерения качества повышения квалификации
являются:
o
проект образовательного процесса;
o
процесс реализации этого проекта (оценка образовательного процесса
по
предложенным
параметрам:
мотивация
учебных
достижений,
новизна
содержания
образования, характер методов и форм обучения, соответствие обучения «зоне ближайшего
развития», организация самообразования, характер субъектных взаимоотношений, личная
востребованность);
o
образовательные результаты:
1.
профессиональная компетентность педагога;
2.
реализуемый им образовательный процесс;
3.
образовательные результаты его воспитанников.
Последние две характеристики трудно измерить в процессе обучения учителей на
курсах, но возможно в системе повышения квалификации. Решающая роль здесь отводится
муниципальным методическим службам.
1.
Сложность
оценки
профессиональной
компетентности
состоит:
в
критериальном описании профессиональной компетентности;
2.
в
ситуативном
проявлении
профе ссиональной
ком п е т е н т н о с т и
(следовательно, может лечь в основу оценки лишь отсроченных результатов
образования);
3.
в
подборе
инструментария,
который
должен
описывать
одновременно
понимание и действия субъектов повышения квалификации.
Оценка уровня профессиональной компетентности преподавателя ГБОУ РО
«Новочеркасская школа-интернат» А.А.Непомящева (по Л.Ф. Ивановой)
Параметры
Критерии
Показатели
Инструментарий
Мотивационно-
ценностный
Отношение преподавателя к усвоению новых знаний,
готовность к обучению и профессионально-
личностному развитию (мобильность)
Личностный смысл получения
знаний;
Структура профессиональной
мотивации;
Степень готовности реализовать
полученные знания и умения в
послекурсовой педагогической
деятельности
Анкеты-мониторы и
тестовые задания
Когнитивно-
праксеологический
Уровень развития профессиональных компетенций у
преподавателя (на входе):
психолого-педагогическая;
методическая;
лингвистическая;
социолингвистическая;
социокультурная;
дискурсивная;
страноведческая;
коммуникативная
Актуализация знаний при
решении познавательных и
практических задач;
Применение знаний в новых
ситуациях;
Объем умений, полнота их
профессионального свойства и
интегративность
Эмоционально-
процессуальный
Удовлетворенность слушателей организационно-
педагогическими условиями процесса обучения,
содержанием занятий, соответствием содержания и
организации курсов в целом профессиональным
потребностям и интересам учителя
Удовлетворенность процессом
обучения и его результатами
Когнитивно-
интегративный
Уровень развития профессиональных компетенций
учителя, формирующийся в результате прироста
знаний и умений в процессе повышения
квалификации (на выходе):
психолого-педагогическая;
методическая;
лингвистическая;
социолингвистическая;
социокультурная;
дискурсивная;
страноведческая;
коммуникативная
Приращение знаний;
Динамика развития компетенций;
Актуализация знаний при
решении познавательных и
практических задач;
Применение знаний в новых
ситуациях;
Объем умений, полнота их
профессионального свойства и
интегративность
Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что в настоящее время не сформирован
единый
подход
к
определению
понятия
«профессиональная
компетентность».
Сложно
решается вопрос о диагностике повышения уровня профессиональной компетентности в
процессе повышения квалификации педагога в системе профессионального дополнительного
образования. Трудности измерения связаны с тем, что остается неясным, каким образом
следует определять необходимые изменения, насколько они будут непосредственно связаны с
конкретным
воздействием
в
период
курсовой
подготовки.
Образовательный
процесс
реализации
кратко-
и
среднесрочных
(от
72
до
144
часов)
образовательных
программ
повышения квалификации отличается уникальностью, так как направлен, как правило, на
решение
возникающих
в
педагогической
практике
актуальных
задач.
Поэтому
для
проведения
диагностики
необходимо
иметь
показатели,
характеризующие
уровень
профессиональной
компетентности
слушателей
до
и
после
освоения
соответствующей
образовательной программы.
Оценка
профессиональной
компетентности
проводится
путем
сравнения
полученных результатов с какими-либо нормами, средними величинами, а также путем
сопоставления их с результатами предыдущих диагностирование с целью выявления
характера
продвижения
в
развитии
и
в
профессиональном
росте
педагога
и
руководителя.
Литература:
1.Н.М.Савина
"Компетентностно-ориентированные
педагогические
технологии".-
Москва, Журнал Среднее профессиональное образование. апрель 2008г.
2.
Э.Р.
Саитбаевой,
С.Н.
Полькиной,
С.В.
Масловской,
В.М.Дрофы,
О.Н.
Скрынниковой,
Ю.В.
Ворониной,
Г.М.
Гладышева,
Е.П.
Табаковой,
Э.Р.
Амерхановой,
А.А.Чиркова,
Д.В.Бочкова,
Е.В.Ветштейн.
Доклад
« О
деятельности
института
по
повышению профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров как
условии достижения качества дополнительного педагогического образования»