Напоминание

ТРИЗ для детей


Автор: Оганесян Олеся Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО "Центр развития ребенка - детский сад №181"
Населённый пункт: г. Краснодар, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: ТРИЗ для детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТРИЗ для детей Малыши с самого рождения выстраивают свою «картину мира» — активно познают окружающий мир, пытаются понять закономерности происходящего вокруг. ТРИЗ помогает детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития, формирует умение грамотно мыслить и решать свои маленькие проблемы. Технология ТРИЗ способствует не только развитию у детей компетентности, инициативности, самостоятельности, креативности и коммуникативности, но и становлению взрослого: родителя, педагога, как творческой личности. Основная цель ТРИЗ-педагогики – формирование у детей творческого мышления, то есть воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. ТРИЗ позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые надо решить. Вопросами «ТРИЗ и дошкольники» занимались такие педагоги как, Страунинг А.М., Нестеренко А.А., Самойлова О.Н, Дьяченко О.М., Веракса Н.Е., Гуткович И.Я. и другие. Поиск содержания, доступного для восприятия и понимания детей, привел к появлению «Сказочных з а д ач » (С.Н. Ладошкина), игры с «Маленькими человечками» (Г.И. Иванов), Волшебников, в игре обучающих приемам разрешения противоречий (И.Н. Мурашковская); были разработаны отдельные методики создания творческого продукта: алгоритм сочинения загадок (А.А. Нестеренко), алгоритм придумывания метафор (Т.А. Сидорчук), приемы синтеза подвижных игр (М.С. Гафитулин, С.В. Сычев). Технология ТРИЗ идёт от ребёнка – пусть гением будет ребёнок, лишённый стереотипов в своём понимании мира. Важно научить ребёнка так анализировать объекты, чтобы он мог самостоятельно устанавливать систему
ориентиров, необходимых для правильного выполнения задания по данному к р у г у я в л е н и й . Использование элементов ТРИЗ в игровой совместной деятельности взрослого с детьми помогает интеллектуальному развитию (умение анализировать, сравнивать, обобщать, грамотно и системно мыслить), творческому развитию (умение фантазировать, находить оригинальные решения), личностному становлению (решать противоречия, находить выход из проблемных ситуаций). Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно. В использовании технологии ТРИЗ выделяют следующие этапы работы:
Цель первого этапа
– научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? И др.
Цель второго этапа
– учить ребенка фантазировать, изобретать. Например, придумать новый стул, удобный и красивый. Или как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачкой? И др.
Содержание третьего этапа
– решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью приемов ТРИЗ.
На четвертом этапе
ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой ситуации. Чтобы занятия проходили максимально эффективно, занимаясь и играя с детьми, необходимо придерживаться нескольких
правил
: 1. Для лучшего понимания ребенком противоречий окружающего мира на всех этапах работы предлагаются предметы, явления, сказочные задачи из четырех областей окружающего мира, близких и понятных детям: “Я и природа”; “Я и предметы”; “Я и другие люди”, “Я и Я”. 2. Все задания, способы ознакомления с противоречиями и приемами ТРИЗ по их разрешению преподносить в игровой форме, с использованием наглядного материала.
3. Общение и взаимодействие с ребенком должно строиться на следующих позициях:
– внимательно выслушивать ребенка, восхищаться каждой идеей;

– не давать отрицательных оценок, критических высказываний в адрес

ребенка;

– говорить не “правильно”, а “интересно”, “необычно”, “любопытно”,

“здорово”,

“отлично”,

“удивительно”,

“прекрасно”,

“замечательно”

и

т.п.;



учить

ребенка

возражать

взрослому,

другим

детям,



доказывая,

аргументируя, отстаивая свою позицию;

– использовать ошибки, как возможности нового, неожиданного взгляда

на что-то привычное;

– сопровождать процесс общения только положительными эмоциями:

радостью

нового

познания,

открытия,

радостью

творчества,

удовлетворенностью

похвалой,

самоутверждением,

осознанием

собственной значимости;



поддерживать

мотивы

ребенка

на

участие

в

з а н я т и я х :

самоутверждения,

лидерства,

личной

пользы,

помощи,

общения,

познания нового, созидания, игрового.
Помните, что каждый ребёнок, изначально талантлив и даже гениален, у него нет психологической инерции, сложившихся устоев, но его надо научить ориентироваться в современном мире, видеть и разрешать противоречия, приводить примеры и аргументы в доказательной беседе.


В раздел образования