Автор: Оганесян Олеся Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ МО "Центр развития ребенка - детский сад №181" Населённый пункт: г. Краснодар, Краснодарский край Наименование материала: статья Тема: ТРИЗ для детей Раздел: дошкольное образование
ТРИЗ для детей
Малыши с самого рождения выстраивают свою «картину мира» —
активно
познают
окружающий
мир,
пытаются
понять
закономерности
происходящего
вокруг.
ТРИЗ
помогает
детям увидеть
многогранность
окружающего
мира,
его
противоречивость,
закономерности
развития,
формирует умение грамотно мыслить и решать свои маленькие проблемы.
Технология ТРИЗ способствует не только развитию у детей компетентности,
инициативности, самостоятельности, креативности и коммуникативности, но
и становлению взрослого: родителя, педагога, как творческой личности.
Основная цель ТРИЗ-педагогики – формирование у детей творческого
мышления,
то
есть
воспитание
творческой
личности,
подготовленной
к
стабильному
решению
нестандартных
задач
в
различных
областях
деятельности. ТРИЗ позволяет снять психологический барьер, убрать боязнь
перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных
проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые
надо решить.
Вопросами «ТРИЗ и дошкольники» занимались такие педагоги как,
Страунинг А.М., Нестеренко А.А., Самойлова О.Н, Дьяченко О.М., Веракса
Н.Е., Гуткович И.Я. и другие. Поиск содержания, доступного для восприятия
и
понимания
детей,
привел
к
появлению
«Сказочных
з а д ач »
(С.Н. Ладошкина),
игры
с
«Маленькими
человечками»
(Г.И. Иванов),
Волшебников,
в
игре
обучающих
приемам
разрешения
противоречий
(И.Н. Мурашковская);
были
разработаны
отдельные
методики
создания
творческого
продукта:
алгоритм
сочинения
загадок
(А.А. Нестеренко),
алгоритм
придумывания
метафор
(Т.А. Сидорчук),
приемы
синтеза
подвижных игр (М.С. Гафитулин, С.В. Сычев).
Технология ТРИЗ идёт от ребёнка – пусть гением будет ребёнок, лишённый
стереотипов
в
своём
понимании
мира.
Важно
научить
ребёнка
так
анализировать объекты, чтобы он мог самостоятельно устанавливать систему
ориентиров, необходимых для правильного выполнения задания по данному
к р у г у
я в л е н и й .
Использование элементов ТРИЗ в игровой совместной деятельности
взрослого
с
детьми
помогает
интеллектуальному
развитию
(умение
анализировать,
сравнивать,
обобщать,
грамотно
и
системно
мыслить),
творческому
развитию
(умение
фантазировать,
находить
оригинальные
решения), личностному становлению (решать противоречия, находить выход
из проблемных ситуаций).
Работа
по
системе
ТРИЗ
с
детьми
дошкольного
возраста
должна
осуществляться постепенно.
В использовании технологии ТРИЗ выделяют следующие этапы
работы:
Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать
противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между
цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? И др.
Цель второго этапа – учить ребенка фантазировать, изобретать.
Например, придумать новый стул, удобный и красивый. Или как
выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачкой?
И др.
Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и
придумывание разных сказок с помощью приемов ТРИЗ.
На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и,
используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится
находить выход из любой ситуации.
Чтобы занятия проходили максимально эффективно, занимаясь и играя с
детьми, необходимо придерживаться нескольких правил :
1. Для лучшего понимания ребенком противоречий окружающего мира на
всех этапах работы предлагаются предметы, явления, сказочные задачи из
четырех
областей
окружающего
мира,
близких
и
понятных
детям:
“Я
и
природа”; “Я и предметы”; “Я и другие люди”, “Я и Я”.
2. Все задания, способы ознакомления с противоречиями и приемами ТРИЗ
по
их
разрешению
преподносить
в
игровой
форме,
с
использованием
наглядного материала.
3. Общение и взаимодействие с ребенком должно строиться на следующих
позициях:
– внимательно выслушивать ребенка, восхищаться каждой идеей;
– не давать отрицательных оценок, критических высказываний в адрес
ребенка;
– говорить не “правильно”, а “интересно”, “необычно”, “любопытно”,
“здорово”,
“отлично”,
“удивительно”,
“прекрасно”,
“замечательно”
и
т.п.;
–
учить
ребенка
возражать
взрослому,
другим
детям,
—
доказывая,
аргументируя, отстаивая свою позицию;
– использовать ошибки, как возможности нового, неожиданного взгляда
на что-то привычное;
– сопровождать процесс общения только положительными эмоциями:
радостью
нового
познания,
открытия,
радостью
творчества,
удовлетворенностью
похвалой,
самоутверждением,
осознанием
собственной значимости;
–
поддерживать
мотивы
ребенка
на
участие
в
з а н я т и я х :
самоутверждения,
лидерства,
личной
пользы,
помощи,
общения,
познания нового, созидания, игрового.
Помните, что каждый ребёнок, изначально талантлив и даже гениален, у него
нет психологической инерции, сложившихся устоев, но его надо научить
ориентироваться в современном мире, видеть и разрешать противоречия,
приводить примеры и аргументы в доказательной беседе.