"Развитие сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте"
Автор: Макеенкова Ирина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ №74 Населённый пункт: город Санкт-Петербург Наименование материала: методическая разработка Тема: "Развитие сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте" Раздел: дошкольное образование
Развитие сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте.
Автор: Макеенкова Ирина Александровна
Организация: ГБДОУ №74
Населённый пункт: Г.С-Петербург
Игра- один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в
целях воспитания дошкольников, обучения их разным действиям с предметами,
способами и средствами общения.
Особое место занимает сюжетно-ролевая игра- деятельность, в которой дети
берут на себя роли взрослых или каких-нибудь сказочных персонажей и от
имени этих персонажей проигрывают воображаемый сюжет. Сюжетно-ролевая
игра имеет особенно важное значение для развития ребёнка. С одной стороны-
это
свободная
эмоциональная
деятельность,
которая
всегда
приносит
удовольствие.
С
другой
стороны
-сюжетно-ролевая
игра-это
школа
произвольного поведения. Именно в этой игре ребёнок начинает подчинять свои
действия правилам и вести себя так, как положено в обществе.
Сюжетно-ролевая
игра
имеет
следующие
структурные
компоненты:
сюжет,
содержание, роль
Сюжетно-ролевая игра отличается по содержанию, количеству участников, по
виду.
К 5-6 годам сюжетно-ролевая игра достигает своего пика.
Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников.
Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития,
необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности
организации
игры
в
детском
коллективе.
Это
требует
большого
искусства,
профессионального
мастерства
и
любви
к
детям,
основанного
на
знании
педагогики
и
психологии
игры.
Термин
«руководство
игрой»
обозначает
в
педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов
и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение
ими
игровыми
умениями.
Руководство
сюжетно-ролевыми
играми
детей
дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики
этих
игр,
обогащает
содержание,
способствует
овладению
детьми
ролевым
поведением. Педагогическое руководство бывает прямое и косвенное.
Прямое педагогическое руководство это когда педагог проводит организацию
игровой деятельности по заданному замыслу, сюжету, ролям, в ходе, которой
происходит либо выработка, либо тренировка игровых действий и обогащение
игрового опыта между взрослым и ребенком, между детьми.
Косвенное
руководство - это когда педагог создает условия, способствующие
возникновению,
развертыванию
и
преобразованию
игровой
деятельности
по
инициативе детей с учетом обогащения игрового опыта между детьми.
Комплексное руководство игрой включает четыре внутренне связанных общим
содержанием компонента, которые одинаково важны в процессе формирования
игры:
-ознакомление с окружающим миром в активной деятельности;
-обогащение игрового опыта детей;
-организация предметно-игровой среды;
-активизирующее общение воспитателя с детьми.
Большое значение для обогащения содержания игры имеет первый компонент
комплексного
руководства.
Основополагающим
документом
в
определении
содержания
знаний
об
окружающем
мире
является
программа,
по
которой
работает
дошкольное
учреждение.
В
соответствии
с
программными
требованиями
воспитатели
планируют
расширение
кругозора
своих
воспитанников.
Работу
по
ознакомлению
с
окружающим
миром
нужно
организовать так, чтобы дети без принуждения со стороны взрослого захотели
отображать полученные впечатления в своих играх. Поэтому материал должен
подаваться эмоционально, с опорой на наглядность. В игре впечатления об
окружающем
мире
отображаются
особыми
игровыми
способами.
На
воспитателя возложена сложная функция – сформировать у ребёнка игровой
опыт,
познакомить
его
с
игровой
условностью.
Развитие
игрового
опыта
проходит несколько этапов:
-усложнение содержания;
-усложнение игровых действий;
-взаимодействие с партнером;
-самостоятельность и творчество.
Неизменными спутниками детских игр являются игрушки и другой игровой
материал, поэтому при планировании сюжетно-ролевой игры нужно не только
определить
цель
и
разработать
игровые
действия,
но
и
составить
список
оборудования для создания предметно-игровой среды. В группах обязательно
должны
быть
всевозможные
атрибуты
для
сюжетно-ролевых
игр
разного
характера, иллюстративный материал для бесед, книги о профессиях, предметы
изготовленные для игры детьми совместно со взрослыми. Предметно-игровая
среда должна быть организована так, чтобы дети могли участвовать во всем
многообразии
игр:
сюжетно-ролевых,
строительно-конструктивных,
режиссерских,
театральных,
народных,
хороводных
и
др.
Это
позволяет
предоставить
детям
возможность
самостоятельно
находить
новые
повороты
сюжета и игрового взаимодействия. Детей также надо привлекать к посильному
участию
в
оснащении
игровой
среды.
Например,
совместно
изготовить
атрибуты для игр.
Немаловажную
роль
в
руководстве
сюжетно-ролевыми
играми
играет
активизирующее
(побуждающее)
общение
воспитателя
с
детьми.
Активизирующее
общение
осуществляется
с
использованием
специальных
методов
руководства,
например,
совета,
напоминания,
поощрения
и
т
д.
руководство
сюжетно
–
ролевой
игрой
должно
быть
хорошо
продумано,
своевременно, ненавязчиво. Воспитательное участие взрослого в играх детей
должно быть гибким и непринуждённым.
Планирование и тематика сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном
возрасте.
Примерное планирование сюжетно ролевых игр в старшем дошкольном
возрасте.
М
е
с
я
ц
Программное содержание
Примерная тематика
Сентябрь
Формировать представления о школьной жизни, режиме.
Помочь создать в группе сюжетно- игровую обстановку.
Закрепить представления детей о разных профессиях, о
труде людей осенью.
Учить детей руководить играми других детей
«Школа»
«Военные»
«Сбор урожая»
«Строители»
Октябрь
Закреплять представления о качествах и свойствах,
целевом назначении и функциях предметов одежды.
Обогатить жизненный опыт детей, содействуя
появлению разнообразных замыслов.
Приобщать к общепринятым нормам и правилам
«Ателье»
«Модельная
библиотека»,
«Кафе Макдональдс»
Ноябрь
Развивать умение свободно общаться со взрослыми и
детьми.
Способствовать отражению в игре элементов
социальной действительности, побуждать находить
выход из возникшей конфликтной ситуации,
«Дорожно патрульная
служба»
«Салон сотовой связи»
«Музей»
Декабрь
Формировать умения детей совместно строить и
творчески развивать сюжет игры.
Углубленное ознакомление с трудом работников связи,
формирование уважения к профессии почтальона.
Развивать умение свободно общаться со взрослыми и
детьми.
Формировать у детей понимание разных эмоциональных
«Пираты Карибского
моря»
«Главпочтамт»
«Модельное агентство»
«Снова праздник Новый
Январь
Формировать положительное отношение к детскому
саду.
Формировать представления о новых профессиях,
формировать трудовые умения, формировать умения
«Зимняя экскурсия по
территории детского
сада» «Банк»
«Медицинский центр
Февраль
Воспитывать желание приносить радость другим людям.
Продолжать знакомить детей с правилами дорожного
движения
Воспитывать патриотизм и чувство товарищества
«Студия дизайна»
«Таксопарк»
«Военные моряки»
«Химчистка»
М
е
с
я
ц
Программное содержание
Примерная тематика
Март
Развивать представления о разных видах растений,
семян, воспитывать бережное отношение к природе.
Развивать творческое воображение, речь
Обучать детей развивать и реализовывать сюжет игры;
Закреплять знания о видах транспорта, правилах
безопасного поведения на улице
«Экологи»
«Редакция журнала
«Непоседа»
«Салон красоты»
«Улица»
Апрель
Формировать представления о новых профессиях,
формировать трудовые умения, формировать умения
использовать усвоенные нормы и правила поведения в
игре. Развивать творческое воображение. Упражнять в
умении распределять роли, понимать воображаемую
«Служба 112»
«К нам приехал цирк»
«Путешествие в космос»
«Супермаркет»
Май
Воспитывать положительное отношение к спорту.
Воспитывать заботливое отношение к животным.
Воспитывать желание приносить радость другим людям
Поддерживать инициативу детей.
«Олимпиада»
«Клиника для
животных»
«Кукольный театр»
Сюжетно-ролевой
игре предшествует большая подготовительная работа: чтение
литературы,
использование
различного
типа
наглядности,
проведение
экскурсий.
Хорошо,
когда в группах есть картинки и
иллюстрации для бесед
с целью
обогащения
содержания
игры.
Такой
материал
особенно
полезен,
когда
нет
возможности совершить экскурсию или пригласить в детский сад представителя той
или иной профессии.