Напоминание

"Развитие сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте"


Автор: Макеенкова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №74
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте. Автор: Макеенкова Ирина Александровна Организация: ГБДОУ №74 Населённый пункт: Г.С-Петербург Игра- один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным действиям с предметами, способами и средствами общения. Особое место занимает сюжетно-ролевая игра- деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых или каких-нибудь сказочных персонажей и от имени этих персонажей проигрывают воображаемый сюжет. Сюжетно-ролевая игра имеет особенно важное значение для развития ребёнка. С одной стороны- это свободная эмоциональная деятельность, которая всегда приносит удовольствие. С другой стороны -сюжетно-ролевая игра-это школа произвольного поведения. Именно в этой игре ребёнок начинает подчинять свои действия правилам и вести себя так, как положено в обществе. Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль
Сюжетно-ролевая игра отличается по содержанию, количеству участников, по виду. К 5-6 годам сюжетно-ролевая игра достигает своего пика.
Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников.
Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры. Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением. Педагогическое руководство бывает прямое и косвенное. Прямое педагогическое руководство это когда педагог проводит организацию игровой деятельности по заданному замыслу, сюжету, ролям, в ходе, которой
происходит либо выработка, либо тренировка игровых действий и обогащение игрового опыта между взрослым и ребенком, между детьми. Косвенное руководство - это когда педагог создает условия, способствующие возникновению, развертыванию и преобразованию игровой деятельности по инициативе детей с учетом обогащения игрового опыта между детьми. Комплексное руководство игрой включает четыре внутренне связанных общим содержанием компонента, которые одинаково важны в процессе формирования игры: -ознакомление с окружающим миром в активной деятельности; -обогащение игрового опыта детей; -организация предметно-игровой среды; -активизирующее общение воспитателя с детьми. Большое значение для обогащения содержания игры имеет первый компонент комплексного руководства. Основополагающим документом в определении содержания знаний об окружающем мире является программа, по которой работает дошкольное учреждение. В соответствии с программными требованиями воспитатели планируют расширение кругозора своих воспитанников. Работу по ознакомлению с окружающим миром нужно организовать так, чтобы дети без принуждения со стороны взрослого захотели отображать полученные впечатления в своих играх. Поэтому материал должен подаваться эмоционально, с опорой на наглядность. В игре впечатления об окружающем мире отображаются особыми игровыми способами. На воспитателя возложена сложная функция – сформировать у ребёнка игровой опыт, познакомить его с игровой условностью. Развитие игрового опыта проходит несколько этапов: -усложнение содержания; -усложнение игровых действий; -взаимодействие с партнером; -самостоятельность и творчество. Неизменными спутниками детских игр являются игрушки и другой игровой материал, поэтому при планировании сюжетно-ролевой игры нужно не только определить цель и разработать игровые действия, но и составить список оборудования для создания предметно-игровой среды. В группах обязательно должны быть всевозможные атрибуты для сюжетно-ролевых игр разного характера, иллюстративный материал для бесед, книги о профессиях, предметы изготовленные для игры детьми совместно со взрослыми. Предметно-игровая среда должна быть организована так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др. Это позволяет предоставить детям возможность самостоятельно находить новые повороты сюжета и игрового взаимодействия. Детей также надо привлекать к посильному
участию в оснащении игровой среды. Например, совместно изготовить атрибуты для игр. Немаловажную роль в руководстве сюжетно-ролевыми играми играет активизирующее (побуждающее) общение воспитателя с детьми. Активизирующее общение осуществляется с использованием специальных методов руководства, например, совета, напоминания, поощрения и т д. руководство сюжетно – ролевой игрой должно быть хорошо продумано, своевременно, ненавязчиво. Воспитательное участие взрослого в играх детей должно быть гибким и непринуждённым.
Планирование и тематика сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном

возрасте.

Примерное планирование сюжетно ролевых игр в старшем дошкольном

возрасте.
М е с я ц Программное содержание Примерная тематика Сентябрь Формировать представления о школьной жизни, режиме. Помочь создать в группе сюжетно- игровую обстановку. Закрепить представления детей о разных профессиях, о труде людей осенью. Учить детей руководить играми других детей «Школа» «Военные» «Сбор урожая» «Строители» Октябрь Закреплять представления о качествах и свойствах, целевом назначении и функциях предметов одежды. Обогатить жизненный опыт детей, содействуя появлению разнообразных замыслов. Приобщать к общепринятым нормам и правилам «Ателье» «Модельная библиотека», «Кафе Макдональдс» Ноябрь Развивать умение свободно общаться со взрослыми и детьми. Способствовать отражению в игре элементов социальной действительности, побуждать находить выход из возникшей конфликтной ситуации, «Дорожно патрульная служба» «Салон сотовой связи» «Музей» Декабрь Формировать умения детей совместно строить и творчески развивать сюжет игры. Углубленное ознакомление с трудом работников связи, формирование уважения к профессии почтальона. Развивать умение свободно общаться со взрослыми и детьми. Формировать у детей понимание разных эмоциональных «Пираты Карибского моря» «Главпочтамт» «Модельное агентство» «Снова праздник Новый Январь Формировать положительное отношение к детскому саду. Формировать представления о новых профессиях, формировать трудовые умения, формировать умения «Зимняя экскурсия по территории детского сада» «Банк» «Медицинский центр Февраль Воспитывать желание приносить радость другим людям. Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения Воспитывать патриотизм и чувство товарищества «Студия дизайна» «Таксопарк» «Военные моряки» «Химчистка»
М е с я ц Программное содержание Примерная тематика Март Развивать представления о разных видах растений, семян, воспитывать бережное отношение к природе. Развивать творческое воображение, речь Обучать детей развивать и реализовывать сюжет игры; Закреплять знания о видах транспорта, правилах безопасного поведения на улице «Экологи» «Редакция журнала «Непоседа» «Салон красоты» «Улица» Апрель Формировать представления о новых профессиях, формировать трудовые умения, формировать умения использовать усвоенные нормы и правила поведения в игре. Развивать творческое воображение. Упражнять в умении распределять роли, понимать воображаемую «Служба 112» «К нам приехал цирк» «Путешествие в космос» «Супермаркет» Май Воспитывать положительное отношение к спорту. Воспитывать заботливое отношение к животным. Воспитывать желание приносить радость другим людям Поддерживать инициативу детей. «Олимпиада» «Клиника для животных» «Кукольный театр» Сюжетно-ролевой игре предшествует большая подготовительная работа: чтение литературы, использование различного типа наглядности, проведение экскурсий. Хорошо, когда в группах есть картинки и иллюстрации для бесед с целью обогащения содержания игры. Такой материал особенно полезен, когда нет возможности совершить экскурсию или пригласить в детский сад представителя той или иной профессии.


В раздел образования