Напоминание

"Автомоделизм"


Автор: Храмов Григорий Александрович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ХМР
Населённый пункт: п. Горноправдинск Ханты-Мансийского района
Наименование материала: образовательная программа
Тема: "Автомоделизм"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Ханты-Мансийского района:
п. Горноправдинск
УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО ХМР Приказ № от «______» __________ 2015 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Автомоделизм»

на 2015-2016 учебный год

Название образовательного направления:
______________________________________
Вид образовательной программы:
Модифицированная
Срок реализации
: 2 года
Возрастные рамки:
от 12 до 16 лет
Автор программы:
педагог дополнительного образования Храмов Григорий Александрович, первая квалификационная категория с/п. Горноправдинск, 2015

Пояснительная записка.
Техническую мысль нельзя остановить так же, как нельзя повернуть историю вспять. Научно-техническое творчество - одно из важнейших направлений работы с детьми в сфере образования, которое позволяет наиболее полно реализовать комплексное решение проблем обучения, воспитания и развития личности. Система научно-технического творчества учащихся призвана содействовать эффективному решению проблемы воспроизводства инженерно-технических кадров, обладающих способностью к опережающему развитию и создать условия для формирования и развития основных компетенций обучающихся по конструированию и моделированию в области технического творчества, рационализаторской и изобретательской деятельности. Научно-техническое творчество, изобретательская и рационализаторская деятельность – это и школа формирования высоких нравственных качеств человека, основа инновационной деятельности и важнейшая составляющая образования. Подготовка потенциальных работников для сферы науки, образования и высоких технологий (оборонно-промышленный комплекс, энергетическая, авиационно-космическая, атомная отрасли и иные приоритетные для Российской Федерации высокотехнологичные отрасли промышленности) одна из главных задач учреждений дополнительного образования детей технической направленности. Федеральное правительство и региональное руководство ХМАО - Югры и Ханты- Мансийского района акцентирует внимание на необходимости особого отношения к развитию технического творчества детей и молодёжи, на восстановлении по всей стране сети станций юных техников. Создание данной программы обусловлено необходимостью формирования на территории с.п. Горноправдинск комплексного и системного подхода при организации внеурочной деятельности по техническим видам творчества детей начальной школы, с дальнейшей специализацией в различных объединениях дополнительного образования (авто- авиа-судомоделизм, робототехника и другие научно-технические направления). Программа дополнительного образования детей «Автомоделизм» включает в себя две подпрограммы (техническое моделирование и радиоуправляемые модели с двигателями внутреннего сгорания), составленные в соответствии с Законом «Об образовании» и направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора профессии и освоения профессиональных образовательных программ. Данная программа может быть реализована в образовательных учреждениях основного общего, среднего (полного) общего образования и учреждениях дополнительного образования детей. Программа составлена на основании типовой программы по начальному техническому моделированию и программы «Радиоуправляемые модели с двигателем внутреннего сгорания» для учащихся общеобразовательных учреждений, УДО и секций технического творчества, утвержденной Департаментом образования и науки Ханты-Мансийского Автономного Округа. Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. Начальное техническое моделирование - первая ступень в подготовке детей в области технического моделирования. Это объединение для детей, интересующихся техникой и ручным делом. "Начальное техническое моделирование" направлено на развитие интереса к техническому моделированию, на развитие образного и логического мышления, на освоение учащимися навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда. Освоение данной программы позволяет учащимся ознакомиться с моделированием и изготовлением несложных моделей. Работа в объединении позволяет воспитывать у ребят дух коллективизма, прививает целеустремлённость, развивает внимательность, интерес к технике и техническое мышление. Готовить младших школьников к конструкторско-технологической деятельности – это значит учить детей наблюдать, размышлять, представлять, фантазировать и предполагать форму, устройство (конструкцию) изделия. Учить детей доказывать целесообразность и пользу предполагаемой конструкции. Дать возможность ребятам свободно планировать и проектировать, преобразовывая своё предположение в различных мыслительных, графических и практических вариантах. Занятия детей в объединении способствует формированию у них не
только созерцательной, но и познавательной деятельности. Стремление научиться самому строить модели из различных материалов, научиться пользоваться ручным инструментом, изучить основы машиностроения, участие в соревнованиях и конкурсах по моделизму с построенными своими руками моделями способно увлечь ребят, отвлечь от пагубного влияния улицы и асоциального поведения. Беспорядочное увлечение компьютером в раннем возрасте не даёт развития в творческом плане, не даёт познания в технической и конструкторской деятельности. Занятия моделированием являются отличной школой развития у детей творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков, способностей к техническому творчеству. Становясь старше, в возрасте от 12 до 16 лет, для ребят наиболее привлекательным видом деятельности становится управление техникой и её ремонт (тюнинг). Подростков необходимо заинтересовать делом, привить любовь к труду, повысить их самооценку, позволить им реализовать свой потенциал, что является не маловажными факторами по профилактике безнадзорности и наркомании – вот главные задачи педагога. Данная программа направлена на популяризацию безопасности и соблюдения правил дорожного движения, а также повышение уровня общей культуры поведения на дорогах и вне её, на создание условий для самореализации обучающихся. Кроме этого занятия моделизмом дают представление о судо – , авто – и авиастроительных специальностях, что является ориентиром для профессионального самоопределения. Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно мыслить люди. Но массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых задач. Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в младшем школьном возрасте, т. к. в этот период развития ребёнок воспринимает всё особенно эмоционально, а яркие насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения помогут ему не только не потерять, но и развивать способности к творчеству. Важной составляющей программы является создание безопасного пространства для подростка, которое подразумевает обучение безопасному поведению в повседневной жизни и рациональным действиям в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях. Возможность принятия самостоятельных конструкторских решений и их многовариантность создают условия для проявления и развития творческих способностей у обучающихся. Умение обучаемого правильно реагировать на обстановку, доведение техники управления радиоуправляемой моделью автомобиля (далее РУМ) до совершенства, а также выработка способности интуитивного прогнозирования развития дорожной ситуации и правильной оценки - вот основополагающие условия достижения высокого мастерства в управлении РУМ .
Цель программы:
раскрытие индивидуальных возможностей и технических способностей детей, формирование профессионального самоопределения, подведение наиболее одаренных учащихся к высоким профессиональным достижениям в плане моделирования, конструирования, ремонта и управления моделей.
Задачи программы:
Обучающие:  обучить приёмам и технологии изготовления несложных конструкций.  закрепить и расширить практические знания обучающихся по основам динамики и механики, владение техникой вождения модели;  формировать навыки и умения управления различными видами радиоуправляемых моделей, работы с различными инструментами и приспособлениями ручного труда;  обеспечить возможности дальнейшего профессионального роста учащихся. Развивающие:  развитие политехнического представления и расширение политехнического кругозора;  развивать технические способности и техническую смекалку,  развивать волевые качества личности. Воспитательные:  создание условий для развития интереса обучающихся к технике;  формирование навыков коллективной работы в составе команды;
 формировать творческую, самостоятельную, способную к техническому творчеству личность.  Воспитать уважение к труду и людям труда, чувства гражданственности, самоконтроля.
В процессе реализации данной программы используются следующие принципы

обучения:
1. Принцип самоорганизующего обучения. 2. Принцип связи теории с практикой. 3. Принцип наглядности. 4. Принцип доступности в обучении и посильности труда. 5. Принцип систематичности и последовательности в обучении. 6. Принцип сознательности и активности обучающегося.
Методы обучения
определяются по источникам информации и включают в себя следующие виды: - словесные; - демонстрационные; - практические; - интерактивные. Основной
формой

организации

учебной

деятельности
является учебно-тренировочное занятие. В целом учебно-тренировочный процесс складывается из следующих основных видов подготовки: 1. теоретическая; 2. техническая; 3. сервисная; 4. соревновательная. Вместе с тем, программой предусмотрено участие в соревнованиях, сдача зачетов.
Этапы реализации программы
Программа составлена с соблюдением психолого-педагогических и санитарных норм. Программа рассчитана на 2года и построена по ступеням сложности в зависимости от года обучения: I уровень обучения (1 год) – для учащихся 9 – 12 лет не имеющих первоначальной подготовки по техническому моделированию и конструированию, занятия проводятся по 4 часа в неделю (144 ч. в год) . В течении реализации I уровня (начальное техническое моделирование) на занятиях формируются важные навыки координации движений, концентрация внимания и изобретательность, умение работать с различными инструментами и материалами, развиваются наблюдательность, усидчивость, точность и аккуратность. Развитие творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков, способностей к техническому творчеству. II уровень обучения (1 год) – для учащихся 13-16 летнего возраста, прошедших первоначальную подготовку в группе I уровня обучения или в других аналогичных объединениях, а также по собеседованию с педагогом (руководителем).Занятия проводятся по 6 часов в неделю (216 ч. в год). Формируются первоначальные навыки в работе с радиоуправляемыми моделями, изучаются правила дорожного движения и техника безопасности, даются основы ремонта. Совершенствуются профессиональные навыки, осваиваются методы творческой работы, происходит самоопределение учащихся по интересу к тому или иному виду деятельности. Педагог оставляет за собой право вносить изменения и дополнения в программу, изменять количество часов, отведенное на ту или иную тему, менять местами и производить другие изменения с учетом потребностей и способностей обучающихся и материально- технических возможностей учреждения.

Прогнозируемые результаты деятельности обучающихся:

Первый год обучения.
Должны знать:  основные свойства материалов для моделирования;  принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона, способы применения шаблонов;  названия основных деталей и частей техники;  необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования. Должны уметь:  Самостоятельно построить модель из бумаги и картона по шаблону;  Определять основные части изготовляемых моделей и правильно произносить их названия;  Работать простейшим ручным инструментом;  Окрашивать модель кистью.
Второй год обучения.
Должны знать:  Основные свойства материалов для моделирования;  Простейшие правила организации рабочего места;  Принципы и технологию постройки простых объёмных моделей из бумаги и картона, способы соединения деталей из бумаги и картона;  Названия основных деталей и частей техники. Должны уметь:  Самостоятельно построить простую модель из бумаги и картона;  Выполнять разметку несложных объектов на бумаге и картоне при помощи линейки и шаблонов;  Работать простейшими ручным инструментом;  Окрашивать детали модели и модель кистью;  разбираться в чертежах, составлять эскизы будущих моделей;  самостоятельно изготовить модель от начала до конца.
Третий год обучения.
Должен знать:  общее устройство автомодели,  специальные приборы и приспособления, применяемые в сервисе автотранспорта,  виды топлив и смазочных материалов,  приемы управления радиоуправляемых автомобилей,  правила дорожного движения. Уметь:  пользоваться инструментом для обслуживания и ремонта радиоуправляемых автомобилей,  грамотно выполнять работы по заправке ГСМ,  контролировать рабочие параметры основных систем,  подготовить топливо для двигателя,  разбирать и собирать основные агрегаты,  производить дефектовку деталей,  принимать участие в соревнованиях гонках и по фигурному вождению.
Четвёртый год обучения.
Должен знать:  основные приемы подготовки радиоуправляемых автомобилей к эксплуатации,  способы получения максимальной мощности двигателя,  пути совершенствования агрегатов и механизмов,  слагаемые, обеспечивающие максимально возможную высокую среднюю скорость в ходе гонки,  основные приемы работы на сложном оборудовании,  меры безопасности на тренировках и соревнованиях.
Уметь:  подготовить ходовую часть и двигатель к тренировке и соревнованиям;  оптимально проходить на радиоуправляемом автомобиле прямые, повороты и всю трассу;  осуществлять контроль за правильностью выполнения упражнений;  подготавливать трассу к тренировкам и соревнованиям.
Оценка эффективности программы
№ п/п Предмет Метод 1. Результативность работы педагога по выполнению образовательных задач - составление годового отчета; - анализ деятельности по успешности выполнения каждой поставленной задачи; - выявление причин невыполнения задач; - выводы. 2. Динамичность освоения детьми специальных умений и навыков - изучение образованности через наблюдение, тесты, нормативы, результаты соревнований; - сбор информации, ее оформление (анкеты, протоколы, летопись) 3. Сохранность детского коллектива - учет в журнале посещаемости; - фиксация передвижения детей (уходы, приходы); - процентное отношение, анализ данных на конец учебного года 4. Удовлетворенность родителей - проведение родительских собраний по плану; - анкетирование; - индивидуальные беседы, консультации; - анализ полученной информации.
Учебно-тематический план

1 год обучения



п/п

Раздел, тема

Количество часов
Всего Теория Практика 1.
Основы моделирования и конструирования
10 6 4 1.1.
Вводное занятие
2 1 1 1.2.
Материалы и инструменты
2 1 1 1.3.
Знакомство с технической деятельностью

человека
2 2 - 1.4.
Знакомство с некоторыми условными

обозначениями графических изображений
4 2 2 2.
Первые модели
114 14 100 2.1.
Техника «Оригами»
- технология сгибания и складывания бумаги; - выполнение моделей наземного транспорта; - выполнение моделей воздушного транспорта; -выполнение моделей водного транспорта; 24 2 6 8 8 4 1 - - - 22 1 6 8 8 2.2.
Конструирование макетов и моделей технических

объектов и игрушек из плоских деталей
- технология работы с бумагой по шаблонам; - технология сборки плоских деталей; - выполнение моделей наземного транспорта - выполнение моделей воздушного транспорта 24 6 6 4 4 2 2 - 22 4 4 4
-выполнение моделей водного транспорта 4 4 - - 4 4 2.3.
Конструирование макетов и моделей технических

объектов и игрушек из объёмных деталей
- конструирование моделей и макетов технических объектов из готовых объёмных форм; - конструирование моделей и макетов технических объектов из объёмных форм с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия; - конструирование моделей и макетов технических объектов из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток; - изготовление упрощённой модели автомобиля. 48 12 14 14 8 6 2 2 2 - 42 10 12 12 8 2.4.
Работа с наборами готовых деталей
- Ознакомление с деталями набора; - Сборка макетов и моделей по образцу; - Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме; - Сборка макетов и моделей по собственному замыслу. 18 2 4 4 8 4 1 1 1 1 14 1 3 3 7 3.
Творческие проекты

-
основные этапы разработки проекта, выбор тематики и технологий выполнения проектных работ; -выполнение проектов; - оформление работ; -защита проектов -оформление итоговой выставки работы объединения. 18 2 10 2 2 2 2 - - - - 18 - 10 2 2 2 4.
Заключительное занятие.
Подведение итогов и анализ работы за год 2 2 - ИТОГО: 144 30 114
Содержание деятельности

1-й год обучения
1. Основы моделирования и конструирования 1.1. Вводное (организационное) занятие. Знакомство с правилами поведения в объединении. Задачи и содержание занятий по техническому моделированию в текущем году с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении. Практическая работа. Изготовление изделий на тему «Моя любимая поделка» с целью выявления интересов обучающихся. Игры с поделками. 1.2. Материалы и инструменты. Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах и примени. Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость. Инструменты ручного труда и некоторые приспособления (нож, ножницы с круглыми концами, шило, игла, линейка, угольник, кисти и д.р.) 1.3. Знакомство с технической деятельностью человека. Беседа о техническом конструировании и моделировании как о технической деятельности. Общие элементарные сведения о технологическом процессе, рабочих операциях. Просмотр журналов и фотографий, где обучающиеся могут познакомиться с технической деятельностью человека. 1.4. Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений.
Условные обозначения на графических изображениях – обязательное правило для всех. Знакомство в процессе практической работы с условным обозначением линии видимого контура (сплошная толстая линия). Знакомство в процессе практической работы с условным изображением линии сгиба и обозначением места для клея. Практическая работа. Изготовление моделей различных самолётов из плотной бумаги (разметка по шаблону), где на выкройке модели присутствует линия сгиба, а по краю – линия видимого контура. Изготовление упрощённых моделей транспорта. 2. Первые модели 2.1. Техника «Оригами» Сгибание – одна из основных рабочих операций в процессе практической работы с бумагой. Определение места нахождения линии сгиба в изображениях на классной доске, на страницах книг и пособий. Правила сгибания и складывания. Практическая работа. Изготовление моделей путём сгибания бумаги: модели наземного и воздушного транспорта. Игры и соревнования. 2.2. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей. Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление квадрата, прямоугольника и круга на 2, 4 (и более) равные части путём сгибания и резания. Деление квадрата и прямоугольника по диагонали путём сгибания и резания. Соединение (сборка) плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при помощи щелевидных соединений «в замок»; в) при помощи «заклёпок» из мягкой тонкой проволоки. Практическая работа. Конструирование из бумаги и тонкого картона моделей технических объектов – транспорт водный, воздушный, наземный. Окраска модели. 2.3. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей. Конструирование моделей и макетов технических объектов: а) из готовых объёмных форм; б) из объёмных форм с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия; в) из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток . Практическая работа. Изготовление упрощённой модели автомобиля. Окраска модели. Игры и соревнования с моделями. 2.4. Работа с наборами готовых деталей. - Ознакомление с деталями набора. Название и назначение входящих в конструктор деталей. Способы и приёмы соединения деталей. Практическая работа. Выполнение соединений различных деталей конструктора. - Сборка макетов и моделей по образцу. Знакомство с последовательностью и технологией сборки предложенной модели. Практическая работа. Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по предложенному образцу. - Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме. Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по рисунку- схеме. Практическая работа. Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по рисунку- схеме. - Сборка макетов и моделей по собственному замыслу. Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по собственному замыслу. Практическая работа. Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по собственному замыслу. 3.Творческие проекты

-
основные этапы разработки проекта, выбор тематики и технологий выполнения проектных работ; -выполнение проектов; - оформление работ; -защита проектов -оформление итоговой выставки работы объединения. 4.Заключительное занятие Подведение итогов и анализ работы за год. Планы на следующий год обучения.
Формы и методы контроля

1-й год обучения

Сроки

Какие знания, умения и

навыки контролируются

Форма контроля

Методы

контроля

Знания
Начало года Текущий (по мере изучения материала) Середина года 1.Технология изготовления моделей методом сгибания из бумаги и картона 2.Судо-, авиа-, автостроительная терминология. 3.Технология изготовления плоских и объёмных моделей. Изготовление моделей из бумаги и картона в соответствии с технологией. Знание специализированных названий деталей. Знание технологии изготовления контурных моделей. Наблюдение, контрольные работы, опрос, тестирование. Опрос, тестирование Наблюдение
Умения
Начало года Начало года Середина и конец года Текущий (по мере готовности моделей) 1.Разметка: точность и правильность. 2.Изготовление деталей моделей по шаблону. 3.Изготовление деталей по эскизу и чертежу. 4.Окраска Умение работать с чертёжными инструментами, точность разметки деталей. Работа с шаблонами деталей моделей. Умение вычерчивать детали по эскизу, точность изготовления деталей и сборки. Умение окрасить детали модели кистью. Наблюдение, контрольное задание. Наблюдение. Наблюдение, контрольное задание. Наблюдение.
Навыки
Текущий Текущий (по мере изучения материала) 1.Работа ручным инструментом. 2.Качество изготовления деталей и модели в целом. Правильность работы инструментами. Техника безопасности при работе. Навыки работы чертёжным, ручным и др. инструментом, качество изготовления деталей и моделей. Умение Наблюдение. Наблюдение, контроль за работой.
Постоянно Итоговый (в конце года) 3.Самостоятельность в работе. Самоконтроль. 4.Участие в конкурсах и выставках организовывать рабочее место, соблюдение правил техники безопасности, сообразительность, творческий подход к работе. Результативность участия в выставках и конкурсах. Наблюдение. Грамоты.
Методическое обеспечение образовательной программы

1-й год обучения

№ п/п

Тема

Форма

занятия

Приемы и

методы

Дидактический материал и

техническое оснащение

Форма подведения

итогов

1

Вводные основы конструирования
1.1 Вводное занятие Беседа Словесные, наглядные, практические Диагностические тесты, инструкция по технике безопасности, работы воспитанников предыдущих лет обучения Стартовая диагностическая методика 1.2 Материалы и инструменты Объяснение Словесные, наглядные, практические Ножницы, различные виды бумаги, ластик, карандаши, клей, нож, циркуль Опрос, беседа 1.3 Знакомство с технической деятельностью человека Рассказ, Беседа, Словесные, наглядные, практические Электронная презентация, слайдовые фильмы, мультимедийный проектор Опрос, беседа 1.4 Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений Объяснение Словесные, наглядные, практические Образцы графических изображений, чертежей Опрос, беседа
2

Конструирование
2.1 Конструирова ние поделок путём сгибания бумаги Групповая, индивидуаль ная Словесные, наглядные, практическ ие Шаблоны, чертежи, образцы моделей Чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент Самооценка и коллективная оценка модели, выставка лучших моделей 2.2 Конструирова ние макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей Групповая, индивидуаль ная Словесные, наглядные, практическ ие Эскизы, образцы моделей, технологическая карта изготовления моделей Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент, кисти Оценка качества изготовления, чувствование в соревнованиях. 2.3 Конструирова ние макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей Групповая, индивидуаль ная Словесные, наглядные, практическ ие Эскизы, образцы моделей, технологическая карта изготовления моделей Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент, кисти Оценка качества изготовления, чувствование в соревнованиях.
2.4 Работа с наборами готовых деталей Индивидуаль ная Словесные, наглядные, практическ ие Технологические схемы, образцы Материалы: фанера (готовый набор), краска Инструмент: режущий инструмент, наждачная бумага, кисти Самооценка и коллективная оценка модели, выставка лучших моделей
3

Творческие

проекты
Индивидуаль ная, групповая практическ ие Эскизы, образцы моделей, Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска готовый набор деталей. Инструмент: чертёжный инструмент, режущий инструмент, кисти Защита проектов
4

Заключитель

ное занятие.
Подведение итогов и анализ работы за год Беседа Словесные, наглядные, практическ ие Диагностическая методика Тест Итоговая диагностическая методика выставка лучших моделей
Учебно-тематический план

2-й год обучения



п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Основы конструирования

24

10,5

13,5
1.1. Вводное занятие 6 5 1 1.2. Первоначальные графические знания и умения. Умение пользования чертёжным инструментом. 18 5,5 12,5
2.

Изготовление контурных моделей автомобилей

и моделей аэромобилей

96

7

89
2.1. Инструменты и материалы применяемые при изготовлении моделей 18 1 17 2.2. Изготовление контурных моделей автомобилей 48 4 44 2.3. Изготовление контурных моделей аэромобилей 30 2 28
3.

Изготовление

простейших

автомоделей

с

резиновыми и пружинными двигателями

54

8

46

4.

Изготовление

простейших

автомоделей

с

электродвигателем

24

4

20

5.

Творческие проекты

16

1

15

6

Заключительное занятие

2

-

2

ИТОГО:

216

30,5

185,5

Содержание деятельности

2-й год обучения
1.Основы конструирования 1.1.Вводное (организационное) занятие. Знакомство с правилами поведения в объединении. Анализ работ выполненных летом. Знакомство с планом работы. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении. 1.2.Первоначальные графические знания и умения. Умение пользоваться чертёжным инструментом.
Закрепление и расширение знаний о некоторых чертёжных инструментах и принадлежностях: линейка, угольник, циркуль, карандаш, чертёжная ученическая доска. Их назначение, правила пользования и правила безопасной работы. Способы и приёмы построения параллельных и перпендикулярных линий с помощью двух угольников и линейки. Приёмы работы с циркулем и измерителем. Условные обозначения на графическом изображении такие, как линия невидимого контура, осевая или центровая линия, сплошная тонкая, (вспомогательная, размерная) линия, диаметр, радиус. Расширение и закрепление знаний об осевой симметрии, симметричных фигурах и деталях плоской формы. Увеличение и уменьшение изображений плоских деталей при помощи клеток разной площади. Практическая работа. Изготовление из плотной бумаги и тонкого картона самолётов, кораблей, автомобилей с применением знаний об осевой симметрии, уменьшении увеличении выкройки по клеткам. 2.Постройка моделей 2.1.Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей. Технология работы изготовления модели из плоских деталей. Изготовление моделей: «Космонавт», «Грузовик», «Вертолёт». Практическая работа. Изготовление из плотной бумаги и тонкого картона самолётов, кораблей, автомобилей с применением знаний об осевой симметрии, уменьшении увеличении выкройки по клеткам. 2.2.Постройка простых объёмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам. Знакомство с технологией изготовления моделей из бумаги и картона. Изготовление сложных геометрических фигур из бумаги, построение выкроек деталей, сборка отдельных узлов и деталей в единое целое. Изготовление и установка деталировки. Окраска и отделка деталей модели. Сборка модели. Изготовление коллективной модели «Танковое сражение» 2.3. Постройка сложных объёмных моделей Изготовление моделей из готовых геометрических форм. Постройка моделей наземного и воздушного транспорта. Изготовление моделей художественных образов. 4. Изготовление моделей из деталей конструктора. Беседа о возможностях и разнообразии конструкторов (метталический, деревянный, магнитный, конструктор из многоугольников, пластмассовый: «Лего», «Брики».) Практическая работа. - Сборка макетов и моделей по образцу. - Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме. - Сборка макетов и моделей наземного, воздушного и водного транспорта по собственному замыслу. 4. Творческие проекты -выбор идей, выбор тематики, формирование творческих групп для выполненияколлективных проектов и индивидуальное выполнение проектов; - выполнение проекта; - защита проекта. 5.Заключительное занятие Подведение итогов и анализ работы за год. Планы на следующий год обучения.
Формы и методы контроля

2-й год обучения

Сроки

Какие знания, умения и

навыки контролируются

Форма контроля

Методы

контроля


Знания
Начало года Текущий (по мере изучения материала) 1.Технологии, применяемые при изготовлении корпусов и деталей моделей. 2.Устройство технических объектов Изготовление моделей из бумаги и картона в соответствии с технологией. Знание названий и назначение деталей технических объектов. Наблюдение Опрос
Умение
Начало года Середина года Текущий (по мере готовности моделей) Коней года 1. Изготовление корпуса модели 2.Изготовление деталей модели. 3.Окраска. 4.Подготовка модели к выставкам и конкурсам. Составление паспорта модели Умения в постройке корпуса модели: работа с теоретическим чертежом, чертёжным инструментом, точность разметки и изготовления деталей модели. Умения работы с чертежом и эскизами деталей насыщения: правильность и точность. Умения в окраске корпуса и деталей кистью. Умение подготовить модель к выставкам и конкурсам. Наблюдение, контроль за работой. Наблюдение, контроль за работой. Наблюдение, контроль за работой. Наблюдение.
Навыки
Текущий Постоянный Постоянный Итоговый (в конце года) 1.Работа с ручным инструментом 2.Качество изготовления деталей и модели в целом 3.Самостоятельность в работе. Самоконтроль. 4.Участие в выставках и конкурсах. Правильность работы инструментами. Техника безопасности при работе. Навыки качественного изготовления деталей и модели. Умение организовывать рабочее место, соблюдение правил техники безопасности, сообразительность, творческий подход к работе. Результативность участия в выставках и конкурсах. Наблюдение. Наблюдение, контроль за работой. Наблюдение. Протоколы выставок, дипломы, грамоты
Для проведения контроля применять специально подготовленные задания, тесты, контрольные вопросы др. Участие в выставках и конкурсах оцениваются: 1 место — 10 баллов 2 место — 9 баллов 3 место — 8 баллов 4 и последующие места в зависимости от условий и результатов: 7 — 5 баллов.
Методическое обеспечение образовательной программы

2-й год обучения

Тема

Форма

занятия

Приемы и

методы

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма подведения

итогов

1

Основы конструирования
1.1 Вводное занятие Беседа Словесные , наглядные, практическ ие Диагностические тесты, инструкция по технике безопасности, работы воспитанников предыдущих лет обучения Стартовая диагностическая методика 1.2 Первоначальны е графические знания и умения. Умение пользования чертёжным инструментом. Объяснени е Словесные , наглядные, практическ ие Ножницы, различные виды бумаги, ластик, карандаши, клей, нож, циркуль, шило, игла, линейка, угольник, кисти и др. Опрос, беседа
2

Постройка моделей
2.1 Конструирован ие макетов и моделей технических о б ъ е к т о в и и г р у ш е к и з плоских деталей Групповая, индивидуа льная Словесные , наглядные, практическ ие Развёртки и образцы геометрических фигур, технологическая карта изготовления моделей Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент. Самооценка и коллективная оценка объёмных моделей. 2.2 Постройка простых объёмных м о д е л е й п о ш а бл о н а м и готовым выкройкам Групповая, индивидуа льная Словесные , наглядные, практическ ие Эскизы, образцы моделей, технологическая карта изготовления моделей Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент, кисти Самооценка и коллективная оценка модели, выставка лучших моделей. Оценка качества изготовления, участие в соревнованиях. 2.3 Постройка сложных объёмных моделей Групповая, индивидуа льная Словесные , наглядные, практическ ие Эскизы, образцы моделей, технологическая карта изготовления моделей Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска. Инструмент: чертёжный инструмент, клей, режущий инструмент, кисти Самооценка и коллективная оценка изготовленных моделей.

3

Творческие

проекты
Индивидуа льная, групповая практическ ие Эскизы, образцы моделей, Материалы: плотная бумага, картон, цветная бумага, краска готовый набор деталей. Инструмент: чертёжный инструмент, режущий инструмент, кисти Защита проектов
4

Заключительн

ое занятие.
Подведение итогов и анализ работы за год Беседа Словесные , наглядные, практическ ие Диагностическая методика Тест Итоговая диагностическая методика выставка лучших моделей
Условия реализации программы:

Средства обучения
Комплект оборудования «СПОРТМАТИК» Интерактивные устройства: доска, мультимедийное оборудование, ноутбук, программное обеспечение SMART Board Notebook10. Радиоуправляемые модели автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Ремонтные комплекты для моделей.
Инструменты и материалы
Ключи рожковые. Накидные. Головки; набор. Свечной ключ. Молоток: 20г, 75г, 150г, 2 кг, резиновый. Зубило: маленькое и большое. Отвертка: маленькая, средняя, большая. Плоскогубцы, круглогубцы, кусачки. Напильники: плоские, круглые, квадратные и трехгранные. Набор надфилей. Ножницы, ножницы по металлу. Дрель ручная. Паяльник. Измерительные приборы: линейка, рулетка, штангенциркуль, микрометр от 0 до 50 мм, нутромер от 8 до 50 мм. Манометр. Компрессор. Войлочный круг. Метчики: от МЗ до М14. Плашки: от МЗ до М14. Болт, шайба, пружинная шайба, гайка: от МЗ до М14. Сталь: листовая - от 0,5 до 7 мм; пруток - диаметром от 5 до 120 мм; труба - диаметром от 5 до 32 мм; квадратная и шестигранная - от 5 до 19 мм. Алюминий: листовой от 0,5 до 5 мм; пруток диаметром от10 до 160 мм; Латунь,медь, бронза: листовая от 0,2 до 1,5 мм, пруток от 10 до 50 мм. Лакокрасочные материалы, эпоксидная смола. Стеклоткань. Авто-герметики. Припой, паяльная кислота. Паста гоя. Наждачная бумага. Клей
Методическое обеспечение программы
1. Разработки для обеспечения образовательного процесса (планы занятий, разработки отдельных тем программы).
2. Разработки для организации контроля и определения результатов обучения (тесты, вопросники). 3. Творческие отчеты по программе (видеосюжеты о работе, дипломы, грамоты).
Дидактическое обеспечение программы
1. Схемы по устройству двигателя 2. Плакаты и стенды по техническому обслуживанию мотоциклов 3. Плакаты по оказанию первой помощи 4. Плакаты и стенды по ПДД и безопасности ДД 5. Инструкционные карты 6. Технические устройства, изготовленные воспитанниками и используемые в обслуживании и ремонте.
Список литературы
Для педагога; 1. Закон Российской Федерации «Об образовании». 2. Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 1997 г, №212 3. Программы лауреатов V Всероссийском конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей. 4. Правила дорожного движения. 5. Положение о Единой всероссийской спортивной классификации. 6. Черникова О. А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. -М.: Физкультура и спорт, 1980 7. Горшенин Л.Г. Подросток, характер, проблемы... Акцентуации характера и их реализация в учебно-воспитательном процессе. М.: ИПК, 1993 8. Ельчанинов И.Е., Мостаков В.А.. Вождение мотоцикла: учебное пособие. М.: ДОСААФ, 1981. 9. do.gendocsdocs/index-42790.html?page=5 10. bakkirill.narodDraw_gaz.html Для учащихся; 1. Журнал «Моделист – конструктор» М.: 1973 – 2005 гг. 2. Кравченко А. С., Шумков Б. М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. – М.: Лирус, 1995. 3. Лагутин О. В. Самолёт на столе. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1988. 4. Целовальников А. С. Справочник судомоделиста. – М.: ДОСААФ, 1978, 1981, 1983 гг, ч. 1, 2, 5. viamobilepage.php?id=946 ( библиотека автомобилиста) 6. origami-paper (Схемы, инструкции, пошаговая сборка оригами )


В раздел образования