Автор: Храмов Григорий Александрович Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО ХМР Населённый пункт: п. Горноправдинск Ханты-Мансийского района Наименование материала: образовательная программа Тема: "Автомоделизм" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Ханты-Мансийского района:
п. Горноправдинск
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО ХМР
Приказ № от «______» __________ 2015 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Автомоделизм»
на 2015-2016 учебный год
Название образовательного направления:
______________________________________
Вид образовательной программы:
Модифицированная
Срок реализации : 2 года
Возрастные рамки: от 12 до 16 лет
Автор программы: педагог дополнительного
образования Храмов Григорий Александрович,
первая квалификационная категория
с/п. Горноправдинск, 2015
Пояснительная записка.
Техническую мысль нельзя остановить
так же, как нельзя повернуть
историю вспять.
Научно-техническое творчество - одно из важнейших направлений работы с детьми в
сфере образования, которое позволяет наиболее полно реализовать комплексное решение
проблем обучения, воспитания и развития личности.
Система научно-технического творчества учащихся призвана содействовать
эффективному решению проблемы воспроизводства инженерно-технических кадров,
обладающих способностью к опережающему развитию и создать условия для формирования и
развития основных компетенций обучающихся по конструированию и моделированию в
области технического творчества, рационализаторской и изобретательской деятельности.
Научно-техническое творчество, изобретательская и рационализаторская деятельность –
это и школа формирования высоких нравственных качеств человека, основа инновационной
деятельности и важнейшая составляющая образования.
Подготовка потенциальных работников для сферы науки, образования и высоких
технологий (оборонно-промышленный комплекс, энергетическая, авиационно-космическая,
атомная отрасли и иные приоритетные для Российской Федерации высокотехнологичные
отрасли промышленности) одна из главных задач учреждений дополнительного образования
детей технической направленности.
Федеральное правительство и региональное руководство ХМАО - Югры и Ханты-
Мансийского района акцентирует внимание на необходимости особого отношения к развитию
технического творчества детей и молодёжи, на восстановлении по всей стране сети станций
юных техников. Создание данной программы обусловлено необходимостью формирования на
территории с.п. Горноправдинск комплексного и системного подхода при организации
внеурочной деятельности по техническим видам творчества детей начальной школы, с
дальнейшей специализацией в различных объединениях дополнительного образования (авто-
авиа-судомоделизм, робототехника и другие научно-технические направления).
Программа дополнительного образования детей «Автомоделизм» включает в себя две
подпрограммы (техническое моделирование и радиоуправляемые модели с двигателями
внутреннего сгорания), составленные в соответствии с Законом «Об образовании» и
направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности
к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора профессии и освоения
профессиональных образовательных программ. Данная программа может быть реализована в
образовательных учреждениях основного общего, среднего (полного) общего образования и
учреждениях дополнительного образования детей.
Программа составлена на основании типовой программы по начальному техническому
моделированию и программы «Радиоуправляемые модели с двигателем внутреннего сгорания»
для учащихся общеобразовательных учреждений, УДО и секций технического творчества,
утвержденной Департаментом образования и науки Ханты-Мансийского Автономного Округа.
Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности,
заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и
уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами,
без внесения существенных изменений. Начальное техническое моделирование - первая
ступень в подготовке детей в области технического моделирования. Это объединение для детей,
интересующихся техникой и ручным делом. "Начальное техническое моделирование"
направлено на развитие интереса к техническому моделированию, на развитие образного и
логического мышления, на освоение учащимися навыков работы с различными материалами,
инструментами и приспособлениями ручного труда. Освоение данной программы позволяет
учащимся ознакомиться с моделированием и изготовлением несложных моделей.
Работа в объединении позволяет воспитывать у ребят дух коллективизма, прививает
целеустремлённость, развивает внимательность, интерес к технике и техническое мышление.
Готовить младших школьников к конструкторско-технологической деятельности – это значит
учить детей наблюдать, размышлять, представлять, фантазировать и предполагать форму,
устройство (конструкцию) изделия. Учить детей доказывать целесообразность и пользу
предполагаемой конструкции. Дать возможность ребятам свободно планировать и
проектировать, преобразовывая своё предположение в различных мыслительных, графических
и практических вариантах. Занятия детей в объединении способствует формированию у них не
только созерцательной, но и познавательной деятельности. Стремление научиться самому
строить модели из различных материалов, научиться пользоваться ручным инструментом,
изучить основы машиностроения, участие в соревнованиях и конкурсах по моделизму с
построенными своими руками моделями способно увлечь ребят, отвлечь от пагубного влияния
улицы и асоциального поведения. Беспорядочное увлечение компьютером в раннем возрасте не
даёт развития в творческом плане, не даёт познания в технической и конструкторской
деятельности. Занятия моделированием являются отличной школой развития у детей
творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков,
способностей к техническому
творчеству.
Становясь старше, в возрасте от 12 до 16 лет, для ребят наиболее привлекательным
видом деятельности становится управление техникой и её ремонт (тюнинг).
Подростков необходимо заинтересовать делом, привить любовь к труду, повысить их
самооценку,
позволить
им
реализовать
свой
потенциал,
что
является
не
маловажными
факторами по профилактике безнадзорности и наркомании – вот главные задачи педагога.
Данная программа направлена на популяризацию безопасности и соблюдения правил
дорожного движения, а также повышение уровня общей культуры поведения на дорогах и вне
её, на создание условий для самореализации обучающихся. Кроме этого занятия моделизмом
дают представление о судо – , авто – и авиастроительных специальностях, что является
ориентиром для профессионального самоопределения.
Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие,
способные неординарно мыслить люди. Но массовое обучение сводится к овладению
стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предлагаемых
задач. Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в младшем школьном
возрасте, т. к. в этот период развития ребёнок воспринимает всё особенно эмоционально, а
яркие насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения
помогут ему не только не потерять, но и развивать способности к творчеству.
Важной составляющей
программы является создание безопасного пространства для
подростка, которое подразумевает обучение безопасному поведению в повседневной жизни и
рациональным действиям в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Возможность
принятия
самостоятельных
конструкторских
решений
и
их
многовариантность создают условия для проявления и развития творческих способностей у
обучающихся.
Умение
обучаемого
правильно
реагировать
на
обстановку,
доведение
техники
управления радиоуправляемой моделью автомобиля (далее РУМ) до совершенства, а также
выработка
способности
интуитивного
прогнозирования
развития
дорожной
ситуации
и
правильной
оценки
-
вот
основополагающие
условия
достижения
высокого
мастерства
в
управлении РУМ .
Цель программы: раскрытие индивидуальных возможностей и технических способностей
детей, формирование профессионального самоопределения, подведение наиболее одаренных
учащихся
к
высоким
профессиональным
достижениям
в
плане
моделирования,
конструирования, ремонта и управления моделей.
Задачи программы:
Обучающие:
обучить приёмам и технологии изготовления несложных конструкций.
закрепить и расширить практические знания обучающихся по основам динамики и
механики, владение техникой вождения модели;
формировать
навыки
и
умения
управления
различными
видами
радиоуправляемых
моделей, работы с различными инструментами и приспособлениями ручного труда;
обеспечить возможности дальнейшего профессионального роста учащихся.
Развивающие:
развитие политехнического представления и расширение политехнического кругозора;
развивать технические способности и
техническую смекалку,
развивать волевые качества личности.
Воспитательные:
создание условий для развития интереса обучающихся к технике;
формирование навыков коллективной работы в составе команды;
формировать
творческую,
самостоятельную,
способную
к
техническому
творчеству
личность.
Воспитать уважение к труду и людям труда, чувства гражданственности, самоконтроля.
В процессе реализации данной программы используются следующие принципы
обучения:
1.
Принцип самоорганизующего обучения.
2.
Принцип связи теории с практикой.
3.
Принцип наглядности.
4.
Принцип доступности в обучении и посильности труда.
5.
Принцип систематичности и последовательности в обучении.
6.
Принцип сознательности и активности обучающегося.
Методы обучения определяются по источникам информации и включают в себя
следующие виды:
- словесные;
- демонстрационные;
- практические;
- интерактивные.
Основной формой
организации
учебной
деятельности
является
учебно-тренировочное
занятие.
В
целом
учебно-тренировочный
процесс
складывается
из
следующих
основных
видов
подготовки:
1.
теоретическая;
2.
техническая;
3.
сервисная;
4.
соревновательная.
Вместе с тем, программой предусмотрено участие в соревнованиях, сдача зачетов.
Этапы реализации программы
Программа составлена с соблюдением психолого-педагогических и санитарных норм.
Программа рассчитана на 2года и построена по ступеням сложности в зависимости от
года обучения:
I
уровень обучения (1 год) – для учащихся 9 – 12 лет не имеющих первоначальной
подготовки по техническому моделированию и конструированию, занятия проводятся по 4 часа
в неделю (144 ч. в год) . В течении реализации I уровня (начальное техническое
моделирование) на занятиях формируются важные навыки координации движений,
концентрация внимания и изобретательность, умение работать с различными инструментами и
материалами, развиваются наблюдательность, усидчивость, точность и аккуратность. Развитие
творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков,
способностей к техническому творчеству.
II
уровень
обучения
(1
год)
–
для
учащихся
13-16
летнего
возраста,
прошедших
первоначальную
подготовку
в
группе
I
уровня
обучения
или
в
других
аналогичных
объединениях, а также по собеседованию с педагогом (руководителем).Занятия проводятся по
6
часов
в
неделю
(216
ч.
в
год).
Формируются
первоначальные
навыки
в
работе
с
радиоуправляемыми
моделями,
изучаются
правила
дорожного
движения
и
техника
безопасности,
даются
основы
ремонта.
Совершенствуются
профессиональные
навыки,
осваиваются методы творческой работы, происходит самоопределение учащихся по интересу к
тому или иному виду деятельности.
Педагог
оставляет
за
собой
право
вносить
изменения
и
дополнения
в
программу,
изменять количество часов, отведенное на ту или иную тему, менять местами и производить
другие
изменения
с
учетом
потребностей
и
способностей
обучающихся
и
материально-
технических возможностей учреждения.
Прогнозируемые результаты деятельности обучающихся:
Первый год обучения.
Должны знать:
основные свойства материалов для моделирования;
принципы и технологию постройки плоских и объёмных моделей из бумаги и картона,
способы применения шаблонов;
названия основных деталей и частей техники;
необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования.
Должны уметь:
Самостоятельно построить модель из бумаги и картона по шаблону;
Определять
основные
части
изготовляемых
моделей
и
правильно
произносить
их
названия;
Работать простейшим ручным инструментом;
Окрашивать модель кистью.
Второй год обучения.
Должны знать:
Основные свойства материалов для моделирования;
Простейшие правила организации рабочего места;
Принципы и технологию постройки простых объёмных моделей из бумаги и картона,
способы соединения деталей из бумаги и картона;
Названия основных деталей и частей техники.
Должны уметь:
Самостоятельно построить простую модель из бумаги и картона;
Выполнять разметку несложных объектов на бумаге и картоне при помощи линейки и
шаблонов;
Работать простейшими ручным инструментом;
Окрашивать детали модели и модель кистью;
разбираться в чертежах, составлять эскизы будущих моделей;
самостоятельно изготовить модель от начала до конца.
Третий год обучения.
Должен знать:
общее устройство автомодели,
специальные приборы и приспособления, применяемые в сервисе автотранспорта,
виды топлив и смазочных материалов,
приемы управления радиоуправляемых автомобилей,
правила дорожного движения.
Уметь:
пользоваться инструментом для обслуживания и ремонта радиоуправляемых
автомобилей,
грамотно выполнять работы по заправке ГСМ,
контролировать рабочие параметры основных систем,
подготовить топливо для двигателя,
разбирать и собирать основные агрегаты,
производить дефектовку деталей,
принимать участие в соревнованиях гонках и по фигурному вождению.
Четвёртый год обучения.
Должен знать:
основные приемы подготовки радиоуправляемых автомобилей к эксплуатации,
способы получения максимальной мощности двигателя,
пути совершенствования агрегатов и механизмов,
слагаемые, обеспечивающие максимально возможную высокую среднюю скорость в
ходе гонки,
основные приемы работы на сложном оборудовании,
меры безопасности на тренировках и соревнованиях.
Уметь:
подготовить ходовую часть и двигатель к тренировке и соревнованиям;
оптимально проходить на радиоуправляемом автомобиле прямые, повороты и всю
трассу;
осуществлять контроль за правильностью выполнения упражнений;
подготавливать трассу к тренировкам и соревнованиям.
Оценка эффективности программы
№
п/п
Предмет
Метод
1.
Результативность работы
педагога по выполнению
образовательных задач
- составление годового отчета;
- анализ деятельности по успешности
выполнения каждой поставленной задачи;
- выявление причин невыполнения задач;
- выводы.
2.
Динамичность освоения детьми
специальных умений и навыков
- изучение образованности через наблюдение,
тесты, нормативы, результаты соревнований;
- сбор информации, ее оформление (анкеты,
протоколы, летопись)
3.
Сохранность детского коллектива
- учет в журнале посещаемости;
- фиксация передвижения детей (уходы,
приходы);
- процентное отношение, анализ данных на
конец учебного года
4.
Удовлетворенность родителей
- проведение родительских собраний по плану;
- анкетирование;
- индивидуальные беседы, консультации;
- анализ полученной информации.
Учебно-тематический план
1 год обучения
№
п/п
Раздел, тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Основы моделирования и конструирования
10
6
4
1.1.
Вводное занятие
2
1
1
1.2.
Материалы и инструменты
2
1
1
1.3.
Знакомство с технической деятельностью
человека
2
2
-
1.4.
Знакомство с некоторыми условными
обозначениями графических изображений
4
2
2
2.
Первые модели
114
14
100
2.1.
Техника «Оригами»
- технология сгибания и складывания бумаги;
- выполнение моделей наземного транспорта;
- выполнение моделей воздушного транспорта;
-выполнение моделей водного транспорта;
24
2
6
8
8
4
1
-
-
-
22
1
6
8
8
2.2.
Конструирование макетов и моделей технических
объектов и игрушек из плоских деталей
- технология работы с бумагой по шаблонам;
- технология сборки плоских деталей;
- выполнение моделей наземного транспорта
- выполнение моделей воздушного транспорта
24
6
6
4
4
2
2
-
22
4
4
4
-выполнение моделей водного транспорта
4
4
-
-
4
4
2.3.
Конструирование макетов и моделей технических
объектов и игрушек из объёмных деталей
- конструирование моделей и макетов технических
объектов из готовых объёмных форм;
- конструирование моделей и макетов технических
объектов
из
объёмных
форм
с
добавлением
дополнительных
деталей,
необходимых
для
конкретного изделия;
- конструирование моделей и макетов технических
объектов из объёмных деталей, изготовленных на
основе простейших развёрток;
- изготовление упрощённой модели автомобиля.
48
12
14
14
8
6
2
2
2
-
42
10
12
12
8
2.4.
Работа с наборами готовых деталей
- Ознакомление с деталями набора;
- Сборка макетов и моделей по образцу;
- Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме;
- Сборка макетов и моделей по собственному
замыслу.
18
2
4
4
8
4
1
1
1
1
14
1
3
3
7
3.
Творческие проекты
- основные
этапы
разработки
проекта,
выбор
тематики
и
технологий
выполнения
проектных
работ;
-выполнение проектов;
- оформление работ;
-защита проектов
-оформление итоговой выставки работы
объединения.
18
2
10
2
2
2
2
-
-
-
-
18
-
10
2
2
2
4.
Заключительное занятие.
Подведение итогов и анализ работы за год
2
2
-
ИТОГО:
144
30
114
Содержание деятельности
1-й год обучения
1. Основы моделирования и конструирования
1.1. Вводное (организационное) занятие.
Знакомство
с
правилами
поведения
в
объединении.
Задачи
и
содержание
занятий
по
техническому моделированию в текущем году с учётом конкретных условий и интересов
учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в объединении.
Практическая работа.
Изготовление
изделий
на
тему
«Моя
любимая
поделка»
с
целью
выявления
интересов
обучающихся. Игры с поделками.
1.2. Материалы и инструменты.
Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах и
примени. Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и
водонепроницаемость.
Инструменты ручного труда и некоторые приспособления (нож, ножницы с круглыми концами,
шило, игла, линейка, угольник, кисти и д.р.)
1.3. Знакомство с технической деятельностью человека.
Беседа о техническом конструировании и моделировании как о технической деятельности.
Общие элементарные сведения о технологическом процессе, рабочих операциях. Просмотр
журналов и фотографий, где обучающиеся могут познакомиться с технической деятельностью
человека.
1.4. Знакомство с некоторыми условными обозначениями графических изображений.
Условные
обозначения
на
графических
изображениях
–
обязательное
правило
для
всех.
Знакомство
в
процессе
практической
работы
с
условным
обозначением
линии
видимого
контура (сплошная толстая линия). Знакомство в процессе практической работы с условным
изображением линии сгиба и обозначением места для клея.
Практическая работа.
Изготовление моделей различных самолётов из плотной бумаги (разметка по шаблону), где на
выкройке
модели
присутствует
линия
сгиба,
а
по
краю
–
линия
видимого
контура.
Изготовление упрощённых моделей транспорта.
2. Первые модели
2.1. Техника «Оригами»
Сгибание – одна из основных рабочих операций в процессе практической работы с бумагой.
Определение места нахождения линии сгиба в изображениях на классной доске, на страницах
книг и пособий. Правила сгибания и складывания.
Практическая работа.
Изготовление моделей путём сгибания бумаги: модели наземного и воздушного транспорта.
Игры и соревнования.
2.2. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из
плоских деталей.
Совершенствование
способов
и
приёмов
работы
по
шаблонам.
Разметка
и
изготовление
отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление квадрата, прямоугольника и круга на 2, 4
(и более) равные части путём сгибания и резания. Деление квадрата и прямоугольника по
диагонали путём сгибания и резания. Соединение (сборка) плоских деталей между собой: а)
при
помощи
клея;
б)
при
помощи
щелевидных
соединений
«в
замок»;
в)
при
помощи
«заклёпок» из мягкой тонкой проволоки.
Практическая работа.
Конструирование из бумаги и тонкого картона моделей технических объектов – транспорт
водный, воздушный, наземный. Окраска модели.
2.3. Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из
объёмных деталей.
Конструирование моделей и макетов технических объектов:
а) из готовых объёмных форм;
б) из объёмных форм с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного
изделия;
в) из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток .
Практическая работа.
Изготовление
упрощённой
модели
автомобиля.
Окраска
модели.
Игры
и
соревнования
с
моделями.
2.4. Работа с наборами готовых деталей.
- Ознакомление с деталями набора. Название и назначение входящих в конструктор деталей.
Способы и приёмы соединения деталей.
Практическая работа.
Выполнение соединений различных деталей конструктора.
- Сборка макетов и моделей по образцу.
Знакомство с последовательностью и технологией сборки предложенной модели.
Практическая работа.
Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по предложенному образцу.
- Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме.
Знакомство с основными принципами и технологией сборки макетов и моделей по рисунку-
схеме.
Практическая работа.
Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по рисунку- схеме.
- Сборка макетов и моделей по собственному замыслу.
Знакомство
с
основными
принципами
и
технологией
сборки
макетов
и
моделей
по
собственному замыслу.
Практическая работа.
Выполнение сборки макетов и моделей конструктора по собственному замыслу.
3.Творческие проекты
- основные этапы разработки проекта, выбор тематики и технологий выполнения проектных
работ;
-выполнение проектов;
- оформление работ;
-защита проектов
-оформление итоговой выставки работы объединения.
4.Заключительное занятие
Подведение итогов и анализ работы за год. Планы на следующий год обучения.
Формы и методы контроля
1-й год обучения
Сроки
Какие знания, умения и
навыки контролируются
Форма контроля
Методы
контроля
Знания
Начало года
Текущий (по мере
изучения
материала)
Середина года
1.Технология изготовления
моделей методом сгибания
из бумаги и картона
2.Судо-, авиа-,
автостроительная
терминология.
3.Технология изготовления
плоских и объёмных
моделей.
Изготовление моделей
из бумаги и картона в
соответствии с
технологией.
Знание
специализированных
названий деталей.
Знание технологии
изготовления
контурных моделей.
Наблюдение,
контрольные
работы, опрос,
тестирование.
Опрос,
тестирование
Наблюдение
Умения
Начало года
Начало года
Середина и конец
года
Текущий (по мере
готовности
моделей)
1.Разметка: точность и
правильность.
2.Изготовление деталей
моделей по шаблону.
3.Изготовление деталей по
эскизу и чертежу.
4.Окраска
Умение работать с
чертёжными
инструментами,
точность разметки
деталей.
Работа с шаблонами
деталей моделей.
Умение вычерчивать
детали по эскизу,
точность изготовления
деталей и сборки.
Умение окрасить
детали модели кистью.
Наблюдение,
контрольное
задание.
Наблюдение.
Наблюдение,
контрольное
задание.
Наблюдение.
Навыки
Текущий
Текущий (по мере
изучения
материала)
1.Работа ручным
инструментом.
2.Качество изготовления
деталей и модели в целом.
Правильность работы
инструментами.
Техника безопасности
при работе.
Навыки работы
чертёжным, ручным и
др. инструментом,
качество изготовления
деталей и моделей.
Умение
Наблюдение.
Наблюдение,
контроль за
работой.
Постоянно
Итоговый (в
конце года)
3.Самостоятельность в
работе. Самоконтроль.
4.Участие в конкурсах и
выставках
организовывать
рабочее место,
соблюдение правил
техники безопасности,
сообразительность,
творческий подход к
работе.
Результативность
участия в выставках и
конкурсах.
Наблюдение.
Грамоты.
Методическое обеспечение образовательной программы
1-й год обучения
№ п/п
Тема
Форма
занятия
Приемы и
методы
Дидактический материал и
техническое оснащение
Форма подведения
итогов
1
Вводные основы конструирования
1.1
Вводное
занятие
Беседа
Словесные,
наглядные,
практические
Диагностические тесты,
инструкция по технике
безопасности, работы
воспитанников предыдущих
лет обучения
Стартовая
диагностическая
методика
1.2
Материалы и
инструменты
Объяснение
Словесные,
наглядные,
практические
Ножницы, различные виды
бумаги, ластик, карандаши,
клей, нож, циркуль
Опрос, беседа
1.3
Знакомство с
технической
деятельностью
человека
Рассказ,
Беседа,
Словесные,
наглядные,
практические
Электронная презентация,
слайдовые фильмы,
мультимедийный проектор
Опрос, беседа
1.4
Знакомство с
некоторыми
условными
обозначениями
графических
изображений
Объяснение
Словесные,
наглядные,
практические
Образцы графических
изображений, чертежей
Опрос, беседа
2
Конструирование
2.1
Конструирова
ние поделок
путём
сгибания
бумаги
Групповая,
индивидуаль
ная
Словесные,
наглядные,
практическ
ие
Шаблоны, чертежи, образцы
моделей
Чертёжный инструмент, клей,
режущий инструмент
Самооценка и
коллективная
оценка модели,
выставка лучших
моделей
2.2
Конструирова
ние макетов и
моделей
технических
объектов и
игрушек из
плоских
деталей
Групповая,
индивидуаль
ная
Словесные,
наглядные,
практическ
ие
Эскизы, образцы моделей,
технологическая карта
изготовления моделей
Материалы: плотная бумага,
картон, цветная бумага,
краска. Инструмент:
чертёжный инструмент, клей,
режущий инструмент, кисти
Оценка качества
изготовления,
чувствование в
соревнованиях.
2.3
Конструирова
ние макетов и
моделей
технических
объектов и
игрушек из
объёмных
деталей
Групповая,
индивидуаль
ная
Словесные,
наглядные,
практическ
ие
Эскизы, образцы моделей,
технологическая карта
изготовления моделей
Материалы: плотная бумага,
картон, цветная бумага,
краска. Инструмент:
чертёжный инструмент, клей,
режущий инструмент, кисти
Оценка качества
изготовления,
чувствование в
соревнованиях.
2.4
Работа с
наборами
готовых
деталей
Индивидуаль
ная
Словесные,
наглядные,
практическ
ие
Технологические схемы,
образцы
Материалы: фанера (готовый
набор), краска
Инструмент: режущий
инструмент, наждачная
бумага, кисти
Самооценка и
коллективная
оценка модели,
выставка лучших
моделей
3
Творческие
проекты
Индивидуаль
ная,
групповая
практическ
ие
Эскизы, образцы моделей,
Материалы: плотная бумага,
картон, цветная бумага, краска
готовый набор деталей.
Инструмент: чертёжный
инструмент, режущий
инструмент, кисти
Защита проектов
4
Заключитель
ное занятие.
Подведение
итогов и
анализ работы
за год
Беседа
Словесные,
наглядные,
практическ
ие
Диагностическая методика
Тест
Итоговая
диагностическая
методика выставка
лучших моделей
Учебно-тематический план
89
2.1.
Инструменты и материалы применяемые при
изготовлении моделей
18
1
17
2.2.
Изготовление контурных моделей автомобилей
48
4
44
2.3.
Изготовление контурных моделей аэромобилей
30
2
28
3.
Изготовление
простейших
автомоделей
с
резиновыми и пружинными двигателями
54
8
46
4.
Изготовление
простейших
автомоделей
с
электродвигателем
24
4
20
5.
Творческие проекты
16
1
15
6
Заключительное занятие
2
-
2
ИТОГО:
216
30,5
185,5
Содержание деятельности
2-й год обучения
1.Основы конструирования
1.1.Вводное (организационное) занятие.
Знакомство
с
правилами
поведения
в
объединении.
Анализ
работ
выполненных
летом.
Знакомство
с
планом
работы.
Расписание
занятий,
техника
безопасности
при
работе
в
объединении.
1.2.Первоначальные
графические
знания
и
умения.
Умение
пользоваться
чертёжным
инструментом.
Закрепление
и
расширение
знаний
о
некоторых
чертёжных
инструментах
и
принадлежностях: линейка, угольник, циркуль, карандаш, чертёжная ученическая доска. Их
назначение, правила пользования и правила безопасной работы. Способы и приёмы построения
параллельных и перпендикулярных линий с помощью двух угольников и линейки. Приёмы
работы с циркулем и измерителем. Условные обозначения на графическом изображении такие,
как
линия
невидимого
контура,
осевая
или
центровая
линия,
сплошная
тонкая,
(вспомогательная, размерная) линия, диаметр, радиус. Расширение и закрепление знаний об
осевой
симметрии,
симметричных
фигурах
и
деталях
плоской
формы.
Увеличение
и
уменьшение изображений плоских деталей при помощи клеток разной площади.
Практическая работа.
Изготовление
из
плотной
бумаги
и
тонкого
картона
самолётов,
кораблей,
автомобилей
с
применением знаний об осевой симметрии, уменьшении увеличении выкройки по клеткам.
2.Постройка моделей
2.1.Конструирование и моделирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из
плоских деталей.
Технология работы изготовления модели из плоских деталей. Изготовление моделей:
«Космонавт», «Грузовик», «Вертолёт».
Практическая работа.
Изготовление из плотной бумаги и тонкого картона самолётов, кораблей, автомобилей с
применением знаний об осевой симметрии, уменьшении увеличении выкройки по клеткам.
2.2.Постройка простых объёмных моделей по шаблонам и готовым выкройкам.
Знакомство с технологией изготовления моделей из бумаги и картона.
Изготовление сложных геометрических фигур из бумаги, построение выкроек деталей, сборка
отдельных узлов и деталей в единое целое.
Изготовление и установка деталировки. Окраска и отделка деталей модели.
Сборка модели.
Изготовление коллективной модели «Танковое сражение»
2.3. Постройка сложных объёмных моделей
Изготовление моделей из готовых геометрических форм.
Постройка моделей наземного и воздушного транспорта.
Изготовление моделей художественных образов.
4. Изготовление моделей из деталей конструктора.
Беседа
о
возможностях
и
разнообразии
конструкторов
(метталический,
деревянный,
магнитный, конструктор из многоугольников, пластмассовый: «Лего», «Брики».)
Практическая работа.
- Сборка макетов и моделей по образцу.
- Сборка макетов и моделей по рисунку- схеме.
- Сборка макетов и моделей наземного, воздушного и водного транспорта по собственному
замыслу.
4. Творческие проекты
-выбор идей, выбор тематики, формирование творческих групп для выполненияколлективных
проектов и индивидуальное выполнение проектов;
- выполнение проекта;
- защита проекта.
5.Заключительное занятие
Подведение итогов и анализ работы за год. Планы на следующий год обучения.
Формы и методы контроля
2-й год обучения
Сроки
Какие знания, умения и
навыки контролируются
Форма контроля
Методы
контроля
Знания
Начало года
Текущий (по мере
изучения
материала)
1.Технологии,
применяемые при
изготовлении корпусов и
деталей моделей.
2.Устройство технических
объектов
Изготовление моделей
из бумаги и картона в
соответствии с
технологией.
Знание названий и
назначение деталей
технических объектов.
Наблюдение
Опрос
Умение
Начало года
Середина года
Текущий (по мере
готовности
моделей)
Коней года
1. Изготовление корпуса
модели
2.Изготовление деталей
модели.
3.Окраска.
4.Подготовка модели к
выставкам и конкурсам.
Составление паспорта
модели
Умения в постройке
корпуса модели: работа
с теоретическим
чертежом, чертёжным
инструментом,
точность разметки и
изготовления деталей
модели.
Умения работы с
чертежом и эскизами
деталей насыщения:
правильность и
точность.
Умения в окраске
корпуса и деталей
кистью.
Умение подготовить
модель к выставкам и
конкурсам.
Наблюдение,
контроль за
работой.
Наблюдение,
контроль за
работой.
Наблюдение,
контроль за
работой.
Наблюдение.
Навыки
Текущий
Постоянный
Постоянный
Итоговый (в
конце года)
1.Работа с ручным
инструментом
2.Качество изготовления
деталей и модели в целом
3.Самостоятельность в
работе. Самоконтроль.
4.Участие в выставках и
конкурсах.
Правильность работы
инструментами.
Техника безопасности
при работе.
Навыки качественного
изготовления деталей и
модели.
Умение
организовывать
рабочее место,
соблюдение правил
техники безопасности,
сообразительность,
творческий подход к
работе.
Результативность
участия в выставках и
конкурсах.
Наблюдение.
Наблюдение,
контроль за
работой.
Наблюдение.
Протоколы
выставок,
дипломы,
грамоты
Для
проведения
контроля
применять
специально
подготовленные
задания,
тесты,
контрольные вопросы др.
Участие в выставках и конкурсах оцениваются:
1 место — 10 баллов
2 место — 9 баллов
3 место — 8 баллов
4 и последующие места в зависимости от условий и результатов: 7 — 5 баллов.
Методическое обеспечение образовательной программы
2-й год обучения
Тема
Форма
занятия
Приемы и
методы
Дидактический материал
Техническое оснащение
Форма подведения
итогов
1
Основы конструирования
1.1 Вводное
занятие
Беседа
Словесные
,
наглядные,
практическ
ие
Диагностические тесты,
инструкция по технике
безопасности, работы
воспитанников предыдущих лет
обучения
Стартовая
диагностическая
методика
1.2 Первоначальны
е графические
знания и
умения.
Умение
пользования
чертёжным
инструментом.
Объяснени
е
Словесные
,
наглядные,
практическ
ие
Ножницы, различные виды
бумаги, ластик, карандаши, клей,
нож, циркуль, шило, игла,
линейка, угольник, кисти и др.
Опрос, беседа
2
Постройка моделей
2.1 Конструирован
ие
макетов
и
моделей
технических
о б ъ е к т о в
и
и г р у ш е к
и з
плоских
деталей
Групповая,
индивидуа
льная
Словесные
,
наглядные,
практическ
ие
Развёртки и образцы
геометрических фигур,
технологическая карта
изготовления моделей
Материалы: плотная бумага,
картон, цветная бумага.
Инструмент: чертёжный
инструмент, клей, режущий
инструмент.
Самооценка и
коллективная оценка
объёмных моделей.
2.2 Постройка
простых
объёмных
м о д е л е й
п о
ш а бл о н а м
и
готовым
выкройкам
Групповая,
индивидуа
льная
Словесные
,
наглядные,
практическ
ие
Эскизы, образцы моделей,
технологическая карта
изготовления моделей
Материалы: плотная бумага,
картон, цветная бумага, краска.
Инструмент: чертёжный
инструмент, клей, режущий
инструмент, кисти
Самооценка и
коллективная оценка
модели, выставка
лучших моделей.
Оценка качества
изготовления,
участие в
соревнованиях.
2.3 Постройка
сложных
объёмных
моделей
Групповая,
индивидуа
льная
Словесные
,
наглядные,
практическ
ие
Эскизы, образцы моделей,
технологическая карта
изготовления моделей
Материалы: плотная бумага,
картон, цветная бумага, краска.
Инструмент: чертёжный
инструмент, клей, режущий
инструмент, кисти
Самооценка и
коллективная оценка
изготовленных
моделей.
3
Творческие
проекты
Индивидуа
льная,
групповая
практическ
ие
Эскизы, образцы моделей,
Материалы: плотная бумага,
картон, цветная бумага, краска
готовый набор деталей.
Инструмент: чертёжный
инструмент, режущий
инструмент, кисти
Защита проектов
4
Заключительн
ое занятие.
Подведение
итогов и анализ
работы за год
Беседа
Словесные
,
наглядные,
практическ
ие
Диагностическая методика
Тест
Итоговая
диагностическая
методика выставка
лучших моделей
Условия реализации программы:
Средства обучения
Комплект оборудования «СПОРТМАТИК»
Интерактивные устройства: доска, мультимедийное оборудование, ноутбук, программное
обеспечение SMART Board Notebook10.
Радиоуправляемые модели автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.
Ремонтные комплекты для моделей.
Инструменты и материалы
Ключи рожковые.
Накидные.
Головки; набор.
Свечной ключ.
Молоток: 20г, 75г, 150г, 2 кг, резиновый.
Зубило: маленькое и большое.
Отвертка: маленькая, средняя, большая.
Плоскогубцы, круглогубцы, кусачки.
Напильники: плоские, круглые, квадратные и трехгранные.
Набор надфилей.
Ножницы, ножницы по металлу.
Дрель ручная.
Паяльник.
Измерительные приборы: линейка, рулетка, штангенциркуль, микрометр от 0 до 50 мм,
нутромер от 8 до 50 мм.
Манометр.
Компрессор.
Войлочный круг.
Метчики: от МЗ до М14.
Плашки: от МЗ до М14.
Болт, шайба, пружинная шайба, гайка: от МЗ до М14.
Сталь: листовая - от 0,5 до 7 мм; пруток - диаметром от 5 до 120 мм;
труба - диаметром от 5 до 32 мм; квадратная и шестигранная - от 5 до 19 мм.
Алюминий: листовой от 0,5 до 5 мм; пруток диаметром от10 до 160 мм;
Латунь,медь, бронза: листовая от 0,2 до 1,5 мм, пруток от 10 до 50 мм.
Лакокрасочные материалы, эпоксидная смола.
Стеклоткань.
Авто-герметики.
Припой, паяльная кислота.
Паста гоя.
Наждачная бумага.
Клей
Методическое обеспечение программы
1.
Разработки для обеспечения образовательного процесса (планы занятий, разработки
отдельных тем программы).
2.
Разработки для организации контроля и определения результатов обучения (тесты,
вопросники).
3.
Творческие отчеты по программе (видеосюжеты о работе, дипломы, грамоты).
Дидактическое обеспечение программы
1.
Схемы по устройству двигателя
2.
Плакаты и стенды по техническому обслуживанию мотоциклов
3.
Плакаты по оказанию первой помощи
4.
Плакаты и стенды по ПДД и безопасности ДД
5.
Инструкционные карты
6.
Технические устройства, изготовленные воспитанниками и используемые в
обслуживании и ремонте.
Список литературы
Для педагога;
1.
Закон Российской Федерации «Об образовании».
2.
Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования
детей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 1997 г, №212
3.
Программы лауреатов V Всероссийском конкурса авторских образовательных программ
дополнительного образования детей.
4.
Правила дорожного движения.
5.
Положение о Единой всероссийской спортивной классификации.
6.
Черникова О. А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. -М.: Физкультура и
спорт, 1980
7.
Горшенин Л.Г. Подросток, характер, проблемы... Акцентуации характера и их
реализация в учебно-воспитательном процессе. М.: ИПК, 1993
8.
Ельчанинов И.Е., Мостаков В.А.. Вождение мотоцикла: учебное пособие. М.: ДОСААФ,
1981.
9.
do.gendocsdocs/index-42790.html?page=5
10. bakkirill.narodDraw_gaz.html
Для учащихся;
1. Журнал «Моделист – конструктор» М.: 1973 – 2005 гг.
2. Кравченко А. С., Шумков Б. М. Новые самоделки из бумаги. 94 современные модели. –
М.: Лирус, 1995.
3. Лагутин О. В. Самолёт на столе. – М.: Изд-во ДОСААФ, 1988.
4. Целовальников А. С. Справочник судомоделиста. – М.: ДОСААФ, 1978, 1981, 1983 гг, ч.
1, 2,
5. viamobilepage.php?id=946 ( библиотека автомобилиста)
6. origami-paper (Схемы, инструкции, пошаговая сборка оригами
)