"Развитие профессиональной компетентности педагогов как условие повышения качества начального профессионального образования"
Автор: Гиревая Виолетта Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ Гимназия №4 Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область Наименование материала: статья Тема: "Развитие профессиональной компетентности педагогов как условие повышения качества начального профессионального образования" Раздел: начальное образование
ПЕДАГОГОВ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учитель – это человек, который учится всю жизнь,
только в этом случае он обретает право учить.
Лизинский В. М.
В
названии
заложены
слова,
каждое
из
которых
возможно
для
отдельного
обсуждения. (Компетенция. Учитель. Условие. Качество).
Система Российского образования на современном этапе развития общества
претерпевает
существенные
изменения,
связанные
со
сменой
модели
культурно-
исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования,
в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном
учителе. Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику
различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях поставленных
п е р е д
н и м
з а д а ч
д о л ж е н
о б л а д а т ь
н е о б х о д и м ы м
у р о в н е м
профессиональной компетентности.
Современный
учитель
начальной
школы
является
одновременно
преподавателем,
воспитателем,
организатором
деятельности
детей,
активным
участником
общения
с
учениками,
их
родителями
и
коллегами,
исследователем
педагогического
процесса,
консультантом,
просветителем
и
общественником.
Он
постоянно
повышает
уровень
своего
профессионализма
и
педагогического
мастерства, ведет творческий поиск нового.
Изменения,
происходящие
в
современной
системе
образования,
делают
актуальным
повышение
квалификации
и
профессионализма
педагога,
т.е
его
профессиональной
компетентности.
Свободно
мыслящий,
прогнозирующий
результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог
является гарантом достижения целей современного образования. Именно поэтому в
настоящее
время
резко
повысился
спрос
на
квалифицированную,
творчески
мыслящую, конкурентоспособную личность учителя.
Профессионально
компетентным
можно
назвать
учителя,
который
на
достаточно
высоком
уровне
осуществляет
педагогическую
деятельность,
педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и
воспитании учащихся.
2 слайд Кратко остановлюсь на понятии компетенция, компетентность.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний,
умений,
навыков,
способов
деятельности),
задаваемых
по
отношению
к
определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и
продуктивно действовать по отношению к ним.
Компетентность
–
владение,
обладание
человеком
соответствующей
компетенцией,
включающей
его
личностное
отношение
к
ней
и
предмету
деятельности.
Быть компетентным означает способность (умение) мобилизировать в данной
ситуации полученные знания и опыт.
3 слайд Из всех компетенций, необходимых учителю в профессиональной
деятельности, можно выделить семь наиболее значимых.
-Социально-психологическая
компетенция,
связанная
с
готовностью
решать
профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития.
- Профессионально-коммуникативная
компетенция,
определяющая
степень
успешности
педагогического
общения
и
взаимодействия
с
субъектами
образовательного процесса.
- Общепедагогическая
профессиональная
компетенция,
включающая
в
себя
психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной
деятельности.
- Предметная
компетенция в
сферах
предметной
специальности:
знания
в
области преподаваемого предмета, методики его преподавания.
-Управленческая компетенция, т.е. умения проводить педагогический анализ,
ставить цели, планировать и организовывать деятельность.
- Рефлексивная
компетенция,
т.е.
умение
видеть
процесс
и
результат
собственной педагогической деятельности
- Информационно-коммуникативная
компетенция,
связанная
с
умением
работать в сфере ИКТ-технологий.
- Компетенция
в
сфере
инновационной
деятельности,
характеризующая
учителя как экспериментатора.
-Креативная
компетенция,
т.е.
умения
учителя
выводить
деятельность
на
творческий, исследовательский уровень.
4 слайд
Что должен уметь компетентный педагог?( не читать)
Успешно
решать
свои
жизненные
проблемы,
проявляя
инициативу,
самостоятельность и ответственность;
видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам;
чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
связывать
изучаемый
материал
с
повседневной
жизнью,
с
интересами
учащихся;
закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике;
планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и
методов учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной работы,
диалогических и проектно-исследовательских методов;
ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;
в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»;
привлекать
прошлый
опыт
учащихся,
создавая
новый
опыт
без
лишних
временных затрат;
привлекать
экспертов
и
специалистов
для
обсуждения
тех
вопросов,
в
которых сам недостаточно компетентен;
оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной
характеристикой;
оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных
качеств;
видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.
Педагог должен понимать, что:
нужно быть готовым к постоянным переменам;
строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и
вчерашнего опыта невозможно;
главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей
жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя;
любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление
передать ученикам.
Педагог должен остерегаться:
по
привычке
считать
себя
самым
главным
и
единственным
источником
знаний;
передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того,
как был воспитан сам;
придерживаться
представлений
о
том,
что
существуют
раз
и
навсегда
заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем;
следовать мелочным правилам и инструкциям.
5 слайд Современный учитель должен успешно решать новые для него
проблемы:
как воспитать детей в духе толерантности в классе, в котором каждый
третий
–
носитель
собственного
этнического
мировоззрения,
отличного
от
традиционного для данного социума;
как повысить мотивацию обучащихся;
как
осуществить
педагогическую
поддержку
одарённого
ребёнка,
осуществляющего обучение по индивидуальной образовательной программе;
как преодолеть школьнику неуспешность в обучении и т.п.
Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю
жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, т.е. развивать
необходимые в дальнейшем ключевые компетентности, уровень сформированности
которых, конечно же, зависит и от компетентности учителя. Именно компетентный
педагог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении,
воспитании и развитии учащихся.
6,
7
слайд
Развитие
профессиональной
компетентности
–
это
развитие
творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим
инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От
профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и
духовное
развитие
общества.
Изменения,
происходящие
в
современной
системе
образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма
учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного
образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности,
общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина
своей
страны,
способной
к
социальной
адаптации
в
обществе,
началу
трудовой
деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий,
прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный
процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому
в
настоящее
время
резко
повысился
спрос
на
квалифицированную,
творчески
мыслящую, конкурентно способную личность
учителя, способную воспитывать
личность в современном, динамично меняющемся мире.
8 слайд Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если
педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной
компетентности.
Отсюда
вытекает
необходимость
мотивации
и
создания
благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в
которых
педагог
самостоятельно
осознает
необходимость
повышения
уровня
собственных
профессиональных
качеств.
Анализ
собственного
педагогического
опыта
активизирует
профессиональное
саморазвитие
педагога,
в
результате
чего
развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в
педагогическую деятельность.
Развитие
профессиональной
компетентности
–
это
динамичный
процесс
усвоения
и
модернизации
профессионального
опыта,
ведущий
к
развитию
индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта,
предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
9
слайд
Можно
выделить
этапы
формирования
профессиональной
компетентности:
1 этап
Выявление уровня профессиональной компетентности учителя
- диагностирования, тестирование;
- определение путей совершенствования профессиональной компетентности.
10 слайд 2 этап Механизмы развития профессиональной компетентности
педагога.
Исходя
из
современных
требований
можно
определить
основные
пути
развития профессиональной компетентности педагога:
•
План самообразования
•
Создания творческих групп
•
Повышение квалификации
•
Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях
•
Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций
•
Разработка системы стимулирования деятельности учителя
11
слайд
Формирование
профессиональной
компетентности
-
процесс
цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное
повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но
уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и
связан
с
социализацией
и
индивидуализацией
личности,
которая
сознательно
организует
собственную
жизнь,
а
значит,
и
собственное
развитие.
Процесс
формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды,
поэтому
именно
среда
должна
стимулировать
профессиональное
саморазвитие.
Говоря о профессиональной компетентности учителя, нельзя не сказать о создании
портфолио. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе
формирования
которого
происходит
самооценивание
и
осознается
необходимость
саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к.
здесь
собираются
и
обобщаются
результаты
профессиональной
деятельности.
Создание
портфолио
–
хорошая
мотивационная
основа
деятельности
педагога
и
развития
его
профессиональной
компетентности.
А
чтобы
создать
портфолио,
необходимо иметь положительные результаты работы с учащимися и достижения
самого учителя.
12 слайд Таким образом, современную школу создает учитель творческого
типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта,
новых приемов и методов, техник, но и реализация потенциальных возможностей и
способностей учителя, его потребности в саморазвитии и самореализации. Только
там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат.