Автор: Водянова Наталия Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Урюпинская кадетская школа Населённый пункт: г.Урюпинск Наименование материала: статья Тема: "Лишь слову жизнь дана" Раздел: начальное образование
В начале было Слово...
« В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог …». Известное
изречение, которым начинается Евангелие от Иоанна, наполнено очень глубоким
содержанием. «Слово было у Бога, и Слово было Бог», - говорится далее, и при этом
«Слово» пишется с заглавной буквы. Слово - это не только наша речь, но и выражение
народного самосознания, воплощение народного духа.
Слово поднимает нас над окружающей природой как первый признак сознательной,
разумной жизни. Слово - способ выражения наших мыслей и чувств. Слово дает нам
возможность понять окружающих и быть понятыми.
Когда мы говорим "язык", мы думаем: "слова". Это естественно: язык состоит из
слов. Но мало кто представляет себе по-настоящему, каково оно, самое простое и обычное
человеческое слово, каким неописуемо тонким и сложным творением человека оно
является, какой своеобразной и во многом еще загадочной жизнью живет, какую
неизмеримо огромную роль играет в судьбах своего творца - человека.
Если в мире есть вещи, достойные названия "чуда", то слово , бесспорно, первая и
самая чудесная из них. Слово - основная единица языка и речи. Слово многогранно: его
можно рассматривать с разных сторон. Фонетика изучает звуковой состав слова,
морфемика - его морфемный состав (корень, приставка, суффикс, окончание), в
морфологии слово представлено как часть речи, в синтаксисе выясняется роль слова в
построении синтаксических единиц
Большинство слов называют предметы, их признаки, количество, действия, процессы
и выступают как полнозначные, самостоятельные слова. С грамматической точки зрения
это знаменательные части речи - существительные (дом, человек), прилагательные
(хороший, новый), числительные (два, три), глаголы (хожу, знаю), наречия (быстро, утром,
навсегда) и т.д. У них лексическое значение дополняется грамматическим:
существительные и прилагательные имеют формы рода, числа, падежа; у глаголов есть
лицо, наклонение, время и т.д. В отличие от них слова, являющиеся служебными частями
речи (предлоги, союзы, частицы), ничего не называют, а выражают лишь грамматические
значения.
В русском языке есть немало слов {вода, воздух, небо и др.), значение которых мы хорошо
знаем, но истолковать их (дать определение) не всегда можем. В эту группу слов входит и
слово. Легче выделить слово в тексте, в предложении, в речи, чем дать его определение.
В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова у слова отмечается девять значений. Первое из
них - «единица речи, служащая для выражения отдельного понятия». Но под это
определение не подходят служебные слова, которые выражают отношения между
самостоятельными (знаменательными) словами. Остальные значения, выделяемые в этом
словаре, связаны с древнерусским смыслом слова, когда оно, кроме основного значения,
имело и другое - «речь». Именно это значение сохранилось в устойчивых выражениях: дар
слова, любить родное слово, свобода слова, предоставить слово, взять слово, лишить
слова, заключительное слово (докладчика) и другие, а также в пословицах: «Ветры горы
разрушают - слово народы подымает», «Для красного словца не пощадит ни матери, ни
отца», «Доброе слово и кошке приятно», « Доброе слово человеку - что дождь в засуху»,
«Доброе слово железные ворота отопрёт».
Слова называют не только конкретные предметы, которые можно увидеть, потрогать,
услышать, воспринять обонянием, вкусом в данный момент, но и понятия об этих
предметах, возникающие у нас в сознании.
Кто не восхищался и не восхищается величием и богатством нашего родного
языка!
Фридрих Энгельс, который знал свыше двадцати языков, восторженно писал: «Какой
красивый русский язык!»
«…Язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского велик и могуч…И мы,
разумеется, стоим за то, чтобы каждый житель России имел возможность научится
великому русскому языку». Со школьной скамьи нам известны высказывания многих
замечательных людей о богатстве, силе, красоте, выразительности и музыкальности
русского языка. В русском язык, при неисчерпаемом его богатстве, представлены
разнообразнейшие языковые средства для выражения тончайших оттенков мыслей и
чувств.
В русском языке много синонимов, язык богат и разнообразен. Язык необходим, чтобы
люди могли общаться. А ведь как порой в общении нам не хватает нужных слов, и мы
«корчимся безъязыкие», пытаясь найти то единственное нужное, правильное, точное
слово. Важно стремится взвешивать слово, понимать, что оно может оказать огромное
воздействие на человека: «Словом можно убить, словом можно спасти». И если в нашей
речи не хватает слов, то она становится непонятной для слушателя. Вот как об этом
рассказывает детская поэтесса А.Л. Барто в своем веселом стихотворении «Сильное
кино»:
Заранее, заранее все было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придет мой старший брат,
Он мне расскажет все подряд,
Он объяснит мне, что к чему.
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
-Они ползут, а он им – раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Они ей - раз! Она им – раз!
Но тут как раз ее он спас,
Он был с ней за одно
Ух! Сильное кино!
Да, брат пытается рассказать о фильме, о действиях героев, за которых он переживает, но
не хватает нужных слов.
Но бывает и так - вроде мы и знаем слова, особенно слова благодарности, ведь мы их
часто слышим, но не всегда вспоминаем их в нужный момент.
Любое слово, адресуемое нами кому-либо, может быть окрашено различными эмоциями,
чувствами, настроениями. Иногда люди говорят одни и те же слова, но в одном случае у
них устанавливаются с собеседником хорошие отношения, а в других – плохие,
приводящие к ссорам, конфликтам. Многое зависит от интонации, одно и тоже слово
можно сказать по-разному, любое слово может быть окрашено разными эмоциями. Если
эмоции добрые, то мы ощущаем ответные доброжелательность и стремление к общению с
человеком по-доброму к нам относящемуся.
У итальянского писателя Джанни Родари есть сказка о путешественнике Джованнино.
Однажды он в своих путешествиях попал в Страну соломенных людей. Они вспыхивали
не только от огня, но даже от горящего слова. Жители страны восковых людей были
мягки, податливы, со всеми соглашались. А стеклянные люди отличались такой
хрупкостью, что могли погибнуть от неосторожного прикосновения. Но мы прекрасно
понимаем, что не надо далеко путешествовать, что бы встретить подобных людей. Среди
нас есть люди, которые могут вспыхнуть, вспылить от одного слова, есть люди, которые со
всем соглашаются, или наоборот, всегда готовы спорить. Среди нас есть люди,
обижающиеся из-за пустяков, есть хвастливые, самодовольные. Все мы разные, и с
каждым надо вести себя по-разному. Хвастунов, например, хорошо останавливает шутка,
но если человек не уверен в себе или он новичок в компании, то от шуток в его адрес
лучше воздержаться. Найти верную линию поведения не так-то просто, поэтому надо
овладевать искусством слова.
В русском языке появилась такое явление как сквернословие. Гнилые слова сегодня
стали нормой в языке русского народа. Причиной для сквернословия уже не служит
раздражением, гнев. Скверные гнилые слова стали частью обыденной речи. Ими порой
перекидываются даже влюбленные. Это признак особой деградации нашей культуры,
когда уничтожается всякое понятие меры, так-то в общении между людьми.
Матерная ругань есть явное проявление зла в человеке. Матерщина в русском языке
именуется сквернословием – от слова скверна. В словаре Даля, который является
результатом глубокого изучения не книжного, а именно народного русского языка сказано
«Скверно – мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное». Вот куда
мы впали, отдавшись во власть смрадных, гнилых слов легко забыли основы высокой
культуры русского языка.
Русский народ в своем языке отделяет от общей нормы ругань, слова, которые
получили название нецензурных. Сегодняшний матерщинник прямо выступает против
культуры русского языка.
Нашей стране, нашему народу дан язык редкой красоты богатства и выразительности.
Сила народа выражается и передается через культуру, главным орудием, которой является
народной язык.
Великий М.Ломоносов писал «Карл V, римский император, говорил, что ишпанским
языком с Богом, французским – с друзьями, немецким - с неприятелем, итальянским – с
женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то,
конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел
бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность
итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображения краткость греческого и
латинского языка». И от этого языка отказываются матерщинники, употребляя жалкий
наборчик гнусных слов, ведь сегодня даже продают словари матерной ругани. Привычка к
сквернословию формирует нравственный облик человека, мешает его приобщению к
культуре, делает такого человека не надежным во всех взаимоотношения с другими.
Матерщина - не просто ругань, стремление одержать верх над противником в
словесной стычке. В конечном счете, она направлена против людей, за что и получила
именование "черной ругани". Материться значит "ругаться по черному". Черный цвет еще
с дохристианских времен относился к силам зла. Поэтому мат носит чисто магический,
сакральный характер. В трудные минуты, в тяжелом труде многие люди матерятся,
появляется условный рефлекс: плохо тебе - матерись. Так человека отучается от культуры
родного языка. Поэтому следует сказать четко и ясно, что матерщина это - служение
сатане, которое человек осуществляет по собственной воле и публично. Возможно, что это
достаточно страшно, чтобы сподвигнуть человека обуздать свой язык.
Стоит ли говорить о правилах и нормах русского языка, если люди перестали
следить даже за своей речью? Слова-паразиты, жаргонизмы не выбирают себе места и
времени, идет деградация.
Сегодня с экранов телевизоров, радио-передач можно всюду услышать, как
российским
гражданам
насаждают
извращённую
и
продажную
американскую
и
европейскую поп-культуру. Вместе с изменением русских слов параллельно происходит и
изменение самих понятий: американский пошловато-непринуждённый «бойфренд» давно
не имеет ничего общего с ласкательно «любимым», «родным» человеком, оскорбительно-
фамильярные
«чувак»,
«мэн»
—
с
понятными
и
привычными
обращениями
«брат»,
«друг», «парень». Вместо эмоционально-чистых, поэтически красивых «замечательно»,
«превосходно»,
«мило»,
то
ли
в
насмешку,
то
ли
по
привычке
слышишь
«ништяк»,
«обалдеть», «зашибись». Сколько отточенных граней у алмазного языка русского народа!
Ирония,
пренебрежение,
насмешка,
упрёк…
«Чушь»,
«бред»,
«ерунда»,
«абсурд»,
«безобразие»,
«гадость»
—
всё
заменяется
одним
только
«лажа».
«Лаве»,
«бабло,
«халява», «пати», «ботва», «прикольно», «отстой»… Русский язык упрощается, уродуется
и морально разлагается.
Следует очищать собственный словарь от подобного хлама, следует продумывать свою
речь до открытия рта! Человек не станет гадить дома, когда есть сознание родного очага,
он не станет наживаться на народе, когда есть сознание родной нации, зачем же он убивает
собственный язык?! Русский язык богат, гибок, эмоционален. Каждому понятию в нём
найдется
термин
и
определение.
Так,
почему
же
мы
не
хотим
использовать
веками
вскормленную красоту родного языка?
Надо любить и чувствовать русский язык, логически мыслить и быть усидчивым
Русский язык - богатейшая сокровищница, доставшаяся нам в наследство от наших
предков. Вобрав в себя огромнейшую информацию, русский язык способен передать
сведения по любой отрасли знаний. Благодаря широким морфологическим и
синтаксическим возможностям русского языка мы можем выразить самые тонкие, едва
уловимые оттенки чувств и переживаний, описать увиденное и услышанное. Лексическое
богатство русского языка позволило еще в древние века запечатлеть исторические
события, позволяет отразить современность и предсказывать будущее.
Наш язык, наша речь - это наш мир, отраженный в слове. Достаточно послушать, что и как
говорит ваш собеседник, и уже формируете мнение о нем, о его интеллекте,
образованности, воспитанности, о его мировоззрении. Найти общий язык - значит уметь
высказать свои мысли, передать их так, чтобы быть понятым и найти общую точку зрения,
обрести единомышленника. И помогает этому слово.
Русский язык - это язык Пушкина и Достоевского, Чехова и Шолохова. Мы не только
наследуем бесценное сокровище, созданное нашими великими соотечественниками, но и
несем ответственность за то, чтобы сберечь наш великий язык для грядущих поколений
Слова, речь - это мир, в котором мы постоянно пребываем.
Уходят из речи «спасибо» - спаси Бог, «благодарю» - благо дарю - как ответ на добро,
проявленное к тебе. От всего этого становится, мягко говоря, грустно. Похоже, мы
возвращаемся в пещерный век - только на иномарках и с мобильными телефонами.
Раздумья невольно подводят к печальному выводу: если нет слов, то, следовательно, нет и
этих понятий; ведь еще Шота Руставели, грузинский поэт XII века, говорил: «Из кувшина
выливается то, что содержится в нем». А содержится, судя по речи, немного - лишь то, о
чем навязчиво твердит реклама: еда, удовольствия, здоровье!
Кто сегодня в ответе за состояние русского языка, родной речи? Вправе ли мы
безразлично относиться к тому, что является национальным достоянием? Проблема
русского языка не сводится только к проблеме говорения - это проблема нравственного
облика, нравственного содержания каждого россиянина и общества в целом. Это вопрос
государственной важности, и в решении его должны принять участие все те, в ком живет
стремление возродить свое славное Отечество.