Напоминание

"Тяжело в ученье- легко в бою", посвященное А.В. Суворову


Автор: Кузьмина Нина Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГКОУ Волгоградский лицей-интернат "Лидер"
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: учебное сражение
Тема: "Тяжело в ученье- легко в бою", посвященное А.В. Суворову
Раздел: полное образование





Назад





ИГРА: «ТЯЖЕЛО В УЧЕНЬЕ – ЛЕГКО В БОЮ…»

(Учебное сражение, посвященное А. В. Суворову)

7 класс

Цель:
показать выдающийся вклад А. В. Суворова в развитии русской военной науки; повторить, закрепить, обобщить знания учащихся по истории Швейцарского и Итальянского походов А. В. Суворова конца XVIII века; на примере боевого и жизненного пути А. В. Суворова способствовать воспитанию чувства ответственности, гражданственности и патриотизма.
Оборудование:
на доске карта «Российская империя в XVIII в.», портрет А. В. Суворова, картина В. И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы».
Эпиграфы на доске:
«Больше пота в учении – меньше крови в сражении». А. В. Суворов. «Каждый воин должен понимать свой маневр. Воюют не числом, а умением». А. В. Суворов. Учащиеся делятся на 3 команды. Объявляется состав жюри, которое представляет критерии оценок с перечнем конкурсов (запись на стенде, чтобы участники и зрители могли наблюдать за ходом и результатами игры). Бой за Чёртов мост Конкурсы Очки 1-я команда 2-я команда 3-я команда 1. Приветствие команд «Здравия желаю!» 5 2 . К о н к у р с «Головоломка» 5 3. Конкурс «Говори, не заикайся» 4 4 . « З н а е ш ь л и т ы Суворова»? 6 5. Конкурс «Могу знать!» 3 6. «Солдат любит ясно» 4 7. «Рассказываем вместе о п о х о д а х С у в о р о в а » (текстовое лото) 4 Общее количество баллов После проведения каждого конкурса жюри вслух подводит итоги и записывает их в таблицу. Ведущий в лице учителя или старшеклассника объявляет и объясняет правила каждого конкурса.

1

А

В

С

У

В

О

Р

О

В

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Ш

В

Е

Й

Ц

А

Р

С

К

2

3

4

5

6

7

8

9

10

И

11

Й

Х о д

с р а ж е н и я
Звучит военный марш.
Учитель-ведущий:
Народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, но защитить себя не может: это святое дело воинов – людей мужественных и смелых, отважных и выносливых. Дело воина-защитника всегда было в почете на Руси. Многие войны в России были увенчаны успехом благодаря высочайшему дарованию воина-полководца, прославившего русское военное искусство на весь мир, Александра Васильевича Суворова. Эта игра посвящается великому воину России. Вспомните, что вы читали о нем, и приготовьтесь к мирному сражению.
I. Конкурс-приветствие «Здравия желаю!»
Команды должны себя представить и поприветствовать друг друга. Высший балл – 5 очков. Представление и приветствие должны содержать сведения из биографии А. В. Суворова, его военных походов, деятельности.
II. Конкурс «Головоломка».

Учитель:
Великий русский полководец А. В. Суворов был ярым врагом муштры. Воспитывая в солдате смекалку, знание своего дела, умение быстро ориентироваться в обстановке, он преследовал тупое зазубривание солдатами букв Устава. Суворов высоко ценил в солдате стремление понять, узнать, постичь и поощрял находчивых и сообразительных. Ответы солдат, подобные «не могу знать», способны были привести его в ярость. В его бумагах биографы обнаружили интересную запись, свидетельствующую об этом: «…проклятая немогузнайка, лживка, лукавка, двуличка…». Суворов боролся с «немогузнайством» в армии, задавал всевозможные вопросы подчиненным и всегда был рад, если неожиданный вопрос заставал солдата врасплох, но не ставил его в тупик. Не будь и ты «немогузнайкой»! Реши эти головоломки о славном русском полководце – о Суворове, его соратниках и современниках, о знаменитых походах и сражениях, о местах, где он воевал и побеждал.
Головоломка № 1
Впишите слова: 1. Крепость. (Измаил.) 2. Городок в пределах Альп. (Таверно.) 3. Почетный титул Суворова. (Рымникский.) 4. Крепость на косе у Днепровско-Бугского лимана. (Кинбут.) 5 . З н а м е н и т ы й флотоводец. (Ушаков.) 6 . Ц е н т р а л ь н ы й горный массив Альп. (Сен- Готард.) 7. Известный русский полководец, соратник А. В. С у в о р о в а и М . И . Кутузова. (Багратион.) 8. Крепость. (Очаков.) 9. Название моста. (Чертов.)
Г

ОЛОВОЛОМКА

№ 2

1. Город в Молдавии. (Фокшаны.) 2. Городок в предгорьях Альп. (Таверно.) 3. Главнокомандующий русскими войсками в войне с Турцией 1787–1791 гг. (Потемкин.) 4. Селение, где подписан мир. (Кючук-Кайнарджи.) 5. Полководец, командующий русскими войсками в Семилетней войне 1856–1863 гг. (Румянцев.) 6. Крепость. (Измаил.) 7. Полководец. (Багратион.) 8. Снеговой хребет в Альпах. (Росшток.) 9. Крепость. (Очаков.) 10. Труднодоступный горный хребет в Альпах. (Паникс.) 11. Название знаменитого похода Суворова. (Швейцарский.)
Г

ОЛОВОЛОМКА

№ 3
В центре игрового поля находится макет ордена Суворова, учрежденный Советским правительством в 1942 г. Этим орденом в годы Великой Отечественной войны награждались генералы и офицеры Советской Армии, проявившие высокое воинское мастерство. В секторах, расположенных вокруг ордена, нужно разместить двенадцать слов так, чтобы в кружках по часовой стрелке можно было прочитать слова Суворова о тех, кому он был обязан своими многочисленными победами. Для расстановки букв используйте и кружки. Первую букву слова помещайте в кружок во всех секторах, кроме 6 и 10, – там в кружок попадает не первая, а вторая буква. 1. Название моста в Альпах. (Чертов.) 2. Знаменитый флотоводец. (Ушаков.) 3. Река в Европе. (Дунай.) 4. Крепость. (Очаков.) 5. Полководец. (Багратион.) 6. Современник Суворова. (Потемкин.) 7. Одно из трех «воинских искусств» (по образному выражению Суворова). (Глазомер.) 8. Страна, союзница России в 90-х годах XVIII века. (Австрия.) 9. Страна, в войнах с которой Суворов одержал много блестящих побед. (Турция.) 10. Река. (Рымник.)
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

11. Полководец. (Румянцев.) 12. Крепость. (Измаил.) Прочитать в кружках: «
Чудо-богатыри
».
III. Конкурс «Говори, не заикайся».

Учитель:
Меткое, живое слово, образное высказывание, сохраненное народом с давних времен, оно и сейчас не потеряло силы и выразительности. Вот послушайте: «Стой, не шатайся; ходи, не спотыкайся; говори, не заикайся; ври, не завирайся!». По-вашему, к кому обращены эти слова? (К солдату.) А догадайтесь, о ком так говорят: «Пьяница во флоте, щеголь в пехоте, умница в артиллерии, дурак в кавалерии». (О командире.) Теперь мысленно перенесемся в далекие времена, постарайтесь выполнить задания конкурса «Говори, не заикайся!». Каждой команде достанется по 2 вопроса; за каждый хороший ответ – 4 балла. Помните, что ценится ответ точный и оригинальный. 1. «Солдату отец – командир; мать – …» Кто или что? (Служба.) 2. «От лямки выслужиться» – что это значит? (От нижнего чина.) 3. «Солдат – отрезанный ломоть». От чего? (От дома, от семьи.) 4. «Солдатская жена – ружье, солдатский братец – …» Кто? Или что? (Ранец.) 5. «Что кричит конница, обгоняя пехоту?» («Не пылить, пехота!») 6. «Наши жены – ружья …» Какие? (Заряжены.)
IV. Конкурс «Знаешь ли ты Суворова?»
Команды вытягивают карточки с заданиями по темам: 1. «Юность А. В. Суворова. Начало карьеры». 2. «От полковника до фельдмаршала». 3. «Взятие Измаила и последняя кампания полководца». Командам дается время, в течение которого они должны подготовить рассказ. Ценится глубокий, точный ответ со знанием фактов, хронологии, умением раскрыть тему в логической последовательности, чтобы рассказ соответствовал конкретной теме. Высший балл – 6 очков.
Сообщение ученика:

1. «Юность А. В. Суворова. Начало карьеры».
Александр Васильевич Суворов родился в семье офицера гвардии. Когда сыну исполнилось семь лет, его отец, Василий Иванович, пришел к выводу, что в полк мальчика записывать нельзя из-за слабого здоровья. Тогда Саша начал закаляться: каждое утро обливался колодезной водой и в любую погоду скакал по окрестным полям верхом на лошади. Любимым его чтением стала книга «Записки о галльской войне» Юлия Цезаря. Однажды узнав, что родители ожидают важного гостя, мальчик залез на дерево, чтобы его не сажали за обеденный стол: праздных застолий он не любил. Увидев стреноженного скакуна, который пасся невдалеке, Саша решил прокатиться. Конь оказался норовистым. В изодранном ветками кафтане, весь в синяках, но довольный собой, мальчик вернулся домой, где и встретился с гостем. Им оказался артиллерийский офицер Ибрагим Петрович Ганнибал, воспитанник Петра I. Посмотрев на горе-наездника, он рассмеялся и сказал отцу: «Записывай сына в полк. Добрый будет воин!». Так будущий полководец стал солдатом Семеновского гвардейского полка. Ганнибал при-ехал поздравить Сашу и подарил в знак доброго начинания старый палаш с надписью на лезвии: «Петр I». Это было оружие юного царя времен «потешных баталий» в селе Преображенском. Реликвия вдохновляла Суворова до конца дней – он не мог уронить славы священного в его глазах оружия. Тем не менее, у отца была надежда, что Александр передумает и откажется от военной карьеры. В отличие от других родителей он не добивался присвоения сыну званий по мере взросления, поэтому Саша так и оставался солдатом. В 20–30-х гг. XVIII в. гвардия была придворным войском – источником переворотов, сборищем щеголей, но только не боевой силой. Когда 17-летний Суворов прибыл в полк, в гвардейском быту происходили перемены. Война со Швецией, трудная и кровопролитная, показала скверную боевую подготовку вооруженной опоры трона. Шеф семеновцев граф Кирилла Григорьевич Разумовский распорядился повысить дисциплину и обязал всех совершенствовать выучку. Невзирая на ропот, гвардейцев заставляли совершать длинные переходы, разбивать полевой лагерь и проводить учебные стрельбы. Вот когда Александру Суворову
пригодилась его физическая подготовка. Не приходится удивляться, что вскоре он был произведен в офицеры, в то время как другие остались солдатами. По бытовавшей тогда традиции, перейдя в армию, Суворов получил более высокое звание по сравнению с гвардейским. В 1762 г. он был произведен в полковники и стал командиром Суздальского пехотного полка.
2. Сообщение ученика: «От полковника до фельдмаршала».
Впервые столкнувшись с рекрутами, вчерашними забитыми крепостными крестьянами, Суворов стал искать способы сделать из них «чудо-богатырей» – находчивых солдат, сознательно и со смекалкой выполняющих приказы. Он сразу прекратил телесные наказания шпицрутенами, гибкими палками или прутьями, за дисциплинарные нарушения. Александр Васильевич сократил время на хождение строем, а освободившееся время посвятил обучению навыкам штыкового и рукопашного боя, взятию крепостных сооружений и стрельбе. Однажды, возвращаясь с учений, он приказал солдатам взять штурмом монастырь. Через полчаса солдаты оказались на стенах, насмерть перепугав настоятеля. Позже Суворов принес свои извинения и даже заказал молебен в честь покровителя русского оружия – Святого Георгия Победоносца. Одним из первых Суворов начал учить солдат читать, писать и считать, чем вызвал недоумение офицеров. Он написал специальное пособие для солдат под названием «Полковое учреждение», составленное из предложений, напоминавших народные поговорки. Впоследствии это пособие легло в основу военного учебника «Наука побеждать». В связи с начавшейся войной с Турцией Суздальский полк был в 1769 г. переброшен на границу Речи Посполитой, где ему пришлось сразиться с польскими конфедератами, боровшимися против раздела страны между Австрией, Пруссией и Россией. Суворову удалось нанести ряд поражений польский коннице, а после победы под Ланцкроной в 1773 г. его перевели на Дунай для участия в войне против турок. Суворов был направлен под команду к известному полководцу Петру Александровичу Румянцеву, чтобы достойно завершить «военно- полевое образование». Первыми успехами Суворова стали взятие крепости Туртукай в 1773 г. и разгром 40-тысячного корпуса у крепости Козлуджи в 1774 г., благодаря которому завершились военные действия на суше. Вскоре после этого Суворов был брошен на окончательное подавление восстания Пугачева. Войска Пугачева были рассеяны военачальником Михельсоном. Но для того, чтобы окончательно подавить восстание, сил у него не осталось. Самозванец, опасный для императрицы Екатерины II, два года державший в страхе огромную империю, был выдан казачьим старшиной. Находясь в плену, он говорил Александру Васильевичу: «Господь наказал меня за мое окаянство». В деревянной клетке, словно дикого зверя, Пугачева везли по городам в Москву, где его ожидала казнь. Александр Васильевич относился к самозванцу сурово, подчас жестоко. А как еще боевой офицер мог относиться к человеку, который был в его глазах бунтовщиком? Война с Османской империей вызвала необходимость обновления русской армии в духе последних тактических открытий фельдмаршала Румянцева и генералов Суворова и Каменского. Учитывая возраст Румянцева и его прямоту, которая мешала ему быть мудрым царедворцем, подготовить проект реформы Екатерина II поручила своему новому фавориту – князю Григорию Александровичу Потемкину. Светлейший князь, назначенный в 1784 г. президентом Военной коллегии и удостоенный наряду с прочими отличиями фельдмаршальского жезла, со свойственной ему кипучей энергией стал развивать идеи Румянцева, постоянно советуясь с ним. Суворов тоже был привлечен к работе над проектом и начал писать книгу «Наука побеждать», которую окончил десятилетием позже. В ней Александр Васильевич простым, понятным для солдат языком изложил «три воинских искусства»:
Первое
– глазомер. «Как в лагере стать, где атаковать, гнать, бить».
Второе
– быстрота. «Неприятель нас не чает, считает за сто верст, … вдруг мы на него, как снег на голову. Закружится у него голова…».
Третье
– натиск. «Нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет. В двух шеренгах сила, в трех – полторы силы; передняя рвет, вторая валит, третья довершает». В Санкт-Петербурге такие афоризмы, как «Пуля – дура, штык – молодец», были встречены холодно. Только в 1790 г. императрица разрешила напечатать книгу. Потемкин, человек импульсивный и ревнивый к чужим успехам, ценил Суворова, но Александр Васильевич откровенно издевался над «преображенским барством» фельдмаршала, высмеивая его нарочито грубоватые манеры, спесь и обжорство во время Великого поста. Это были совершенно различные характеры:
Потемкин был политиком и администратором, Суворов – военным человеком и искреннее верующим, православным. Но все же Александр Васильевич поддерживал начинания Потемкина, который отменил парики, доставлявшие много хлопот солдатам, запретил телесные наказания и ввел новую удобную форму без всяких излишеств. Прусский «журавлиный» строевой шаг был отменен. Потемкин и Суворов пытались реабилитировать казачество как боевую силу. Но, несмотря на записки о том, что без сильной легкой кавалерии рассчитывать на победы в современной войне невозможно, им это сделать не удалось. Императрица не благоволила к казакам после восстания Пугачева. В 1783 г. Екатерина II объявила о вхождении Крымского ханства в состав Российской империи. Летом 1787 г. началась новая русско-турецкая война. Чтобы обеспечить снабжение крепости Очаков с моря, турки в октябре при поддержке флота высадили на Кинбурнской косе почти 6-тысячный десант. Здесь уже находился корпус под командованием Суворова. Суворов дал туркам возможность высадиться, а затем контратаковал. Бой был тяжелым и кровопролитным. Российский полководец приказал двум эскадронам Петербургского драгунского полка и Павлоградским гусарам атаковать турок в конном строю. Десант был полностью уничтожен. В этом бою Суворов получил ранение. Следующим успехом русских войск было взятие в 1788 г. сильной турецкой крепости Очаков. В сентябре 1789 г. Александр Васильевич совершил немыслимый по тем временам марш-бросок, преодолев 60 км всего за 28 часов, и атаковал армию генерала Осман-бея под молдавской деревенькой Фокшаны. И произошло чудо: потеряв всего 400 человек, Суворов оттеснил турецкую армию. В Стамбуле и Петербурге это посчитали случайностью. Потемкин прямо сказал Суворову, что дело в обычном везении, Александр Васильевич на это ответил: «За везением следует иногда и талант». Юсуф-паша сосредоточил на этот раз 100-тысячную армию на реке Рымник. Атакованный им Кобург запросил помощи у Суворова. Ночью русские войска были подняты по тревоге. Александр Васильевич зачитал своим «чудо-богатырям» приказ: «Поспешность, терпение, строй, храбрость, сильная дальняя погоня». Утром 11 сентября с марша 7-тысячный русский отряд вступил в сражение с противником, который расположил свои силы тремя группами. Обратив в бегство одну из групп, Суворов подвел пехоту на расстояние ружейного выстрела ко второй группе, но турки открыли огонь из пушек. Тогда Александр Васильевич, пренебрегая нормами тактики тех времен, бросил в атаку кавалеристов – стародубских карабинеров и казаков. Русские конники мгновенно пересекли простреливаемое пространство и на полном скаку врубились в ряды турецких солдат. За ними следовала пехота. Колонны союзных войск одну за другой брали позиции неприятеля, отбивая атаки его конницы. Юсуф-паша был принужден к отступлению. Австрийцы и русские потеряли около 500 воинов, турки 15 тысяч человек. За это сражение Суворов был представлен к званию фельдмаршала Австрийской империи, а Екатерина II присвоила ему почетный титул графа Рымникского.
3. Сообщение ученика: «Взятие Измаила и последняя кампания полководца».
Без взятия мощной турецкой крепости Измаил мир между Россией и Турцией был невозможен. Для того, чтобы прекратить военные действия, Суворову было приказано выполнить эту задачу. Полководец решил штурмовать стены сильнейшей крепости на Дунае. Крепость считалась неприступной, высота ее стен 25 метров. Александр Васильевич решил взять Измаил и тем самым отрезать от основных турецких сил дунайские крепости. Чтобы подготовить солдат к штурму, он построил для тренировки земляную крепость. Накануне боя генералу Мехмету Эмину был послан ультиматум с требованием сдать крепость. Но в ответ русские получили гордое заявление: «Скорее Дунай потечет вспять, и небо упадет на землю, чем Измаил спустит знамена». 11 декабря 1790 г. семью колоннами российские войска атаковали крепость. Один из главных ударов нанес генерал Кутузов. Его шестая колонна вела тяжелый бой и была не в состоянии прорваться сквозь плотный огонь. Суворов прислал флаг-офицера с приказом о назначении Михаила Илларионовича комендантом Измаила. Воодушевленный генерал лично повел пехоту на штурм. Позже Кутузов спросил: «Почему Вы, Ваше сиятельство, поздравили меня с назначением, когда успех был еще сомнителен?». Главнокомандующий лаконично ответил: «Суворов знает Кутузова, а Кутузов знает Суворова. Если бы не был взят Измаил, мы оба умерли бы под его стенами». Через несколько лет после взятия Измаила Суворову было поручено принять участие в разгроме польского восстания Тадеуша Костюшко. Его войска одержали ряд побед.
После смерти императрицы Екатерины II и воцарения Павла I Суворов получил отставку и был сослан в поместье Кончакское. Поклонник всего заграничного, император вновь ввел прусскую муштру, парики и шпицрутены, к тому времени уже забытые русскими солдатами. На введенных заново плац-парадах Павел Петрович объявлял: «Солдат есть простой механизм, артикулом предусмотренный». Когда в 1798 г. началась подготовка к созданию антифранцузской коалиции, о Суворове вспомнили. Англия и Турция просили разрешить возглавить объединенный флот непобедимому адмиралу Ушакову, а монарх Австрийской империи Франц II просил Павла I прислать для освобождения Северной Италии от французов Александра Васильевича, который должен был возглавить русско-австрийскую армию. Суворов дал согласие, но с одним условием –воевать он станет только с «потемкинскими» воинами без косиц и прусского устава. В апреле 1799 г. Суворов привел русские войска в Северную Италию. На реке Адда его атаковала лучшая европейская армия – французские ветераны под командованием генерала Моро. Суворов в ожесточенном сражении разбил французов и вынудил их отступить. Такая же судьба постигла полки покорителя Пьемонта генерала Макдоналда на реке Треббия. Французские войска, не показав растерянности, соединились у итальянского местечка Нови, и в командование вступил генерал Жубер (так как Наполеон Бонапарт был в Египетском походе), на военные дарования которого возлагало надежды правительство Французской Республики. Это был серьезный противник. Он занял господствующие высоты. Александр Васильевич по достоинству оценил позицию врага: она была неприступна. На военном совете, чтобы поддержать павших духом австрийских союзников, он пошутил: «Юный Жубер пришел учиться – дадим ему урок!». Здесь требовался неожиданный маневр, подобный рымникскому. 15 августа основные силы (главным образом австрийцы) начали ожидаемое Жубером наступление. Одновременно трёхтысячный корпус русских, взобравшись по поросшим кустарником недоступным «козьим» тропам в горы, ударил неприятелю в тыл. Среди французов началась паника. Сам Жубер погиб в начале сражения, и его заменили уже битые Суворовым генералы. Потери 36-тысячной французской армии составили 13 тысяч человек, поэтому как военная сила она уже не представляла опасности для Италии. Но для русских войск подписание французско-австрийского перемирия означало новые испытания. Лишенные венскими политиками продовольствия и боеприпасов, они должны были либо сложить оружие, либо через горные перевалы отступить в Швейцарию, где находился русский корпус генерала Римского-Корсакова. Чтобы выйти из окружения, войска Суворова совершили беспримерный переход через перевал Сен-Готард в Альпах. Последним препятствием к Люцернскому озеру оказался Чертов мост (узкий мост над глубоким ущельем), укрепленный французами. 14 сентября 1799 г. русские солдаты уничтожили в ночной атаке французский заслон, но противник взорвал часть моста. Тогда солдаты и офицеры из досок разрушенного сарая сделали настил и прочно связали его шелковыми офицерскими шарфами и ремнями. Так русская армия перешла через Чертов мост. Это была последняя победа великого полководца. Участие русской армии в антифранцузской коалиции завершилось военно-политическим союзом между Россией и Францией. Заболевшего в Альпах Суворова привезли в Петербург, где он уже в предсмертном бреду узнал о том, что ему присвоено звание генералиссимуса. Прах полководца, не проигравшего ни одного сражения, погребли в Александро-Невской Лавре. На надгробной плите высечена краткая, но понятная любому русскому человеку надпись: «Здесь лежит Суворов».
V. Конкурс «Могу знать!».

Учитель:
Помните, как сердился Суворов, если солдат не мог быстро, находчиво ответить на вопрос командира: «Проклятая немогузнайка – худший враг!». Поэтому объявляется конкурс «Могу знать!». Попробуйте отгадать несколько старинных воинских загадок. За каждую отгадку – 3 балла. Каждой команде достается по две загадки. 1. Птичка-невеличка по полю катится, никого не боится. (Пуля.) 2. Черный кочет рявкнуть хочет. (Ружье.) 3. Дудка-дуда, на дудке дыра: дуда затрещит – собака бежит. (Ружье, выстрел.) 4. На горе-горище лежит голенище, в нем деготь, и смерть недалеко. (Ружье на плече.) 5. Летела сова из красна села; села сова на четыре столба. (Выстрел картечью.) 6. В печурке три чурки, три гуся, три утки, три яблока. (Ружейный заряд.)

VI. Конкурс «Солдат любит ясно».

Учитель:
Снова обращаемся к народной мудрости. «Дурак любит красно, солдат любит ясно», – говорит пословица, то есть глупому нравится витиеватая, пространная, украшенная речь, а солдату – краткая и ясная. Начинаем конкурс «Солдат любит ясно». Вы получите карточки, на которых написаны вторые половинки пословиц и поговорок. Начало пословицы буду говорить я, а вам предстоит найти и зачитать с карточки ее окончание. От каждой команды участвует по 1 человеку. Каждый из них должен найти как можно больше правильных ответов в карточках. Высший балл – 4. 1. Синица не птица, прапорщик… (не офицер). 2. Смерть солдату … – (свой брат). 3. Где коза прошла, там и … (солдат пройдет). 4. Где тесно, там и … (солдату место). 5. Солдат шилом бреется, … (лыком греется). 6. Сам в сапогах, … (а след босиком). 7. Пуля – дура, … (штык – молодец). 8. Казак без коня, что … (солдат без ружья). 9. Служивый, что муха: где щель, там и постель, … (где забор, там и двор). 10. Легко про войну слушать, но… (тяжело ее видеть). 11. Солдат умирает в поле – … (матрос в море). 12. Ружье да ранец не тяга, … (а крылья). 13. Русский солдат … (куда ни пришел, все дома). 14. Солдат да малых ребят … (бог бережет).
VII. Конкурс «Рассказываем вместе о походах Суворова»
(текстовое лото). Игрокам поровну раздаются карточки с текстами и карточки-стихи о походах А. В. Суворова. Все рассматривают схему похода по карте «Российская империя в XVII веке» или «Внешняя политика России в XVIII веке», определяют, к чему относится тот или иной текст (подчеркнутые на карте и выделенные в текстах названия совпадают) в прозе и в стихах. Ведущий читает первую надпись на игровом поле. Когда все карточки будут сданы ведущему, он зачитывает вторую надпись на игровом поле. Так, зачитывая тексты в соответствующем порядке, игроки «совершают поход» вслед за Суворовым и его «чудо-богатырями». Побеждает тот, кто использует все свои карточки по назначению. Участвуют в этом конкурсе от каждой команды по 1 человеку. Высший балл – 4.
Учитель:
Поход русских войск под командованием А. В. Суворова в Италию и в Швейцарию был предпринят в 1799 г. За три с половиной месяца войска Суворова освободили от неприятеля всю Северную Италию и совершили необыкновенный по трудности переход через Альпы. Военный гений русского полководца проявил себя во всем блеске в этом походе. Знаменитый французский генерал Массена говорил, что он за один этот переход отдал бы все свои 48 походов.
Карточки с текстами:
1. 31 августа 1799 г. двадцатитысячная армия Суворова выступила в поход. За шесть суток она прошла более 150 километров и достигла городка Таверно. 2. В Таверно Суворов должен был получить от австрийцев запасы продовольствия и мулов для перевозки грузов. Ни того, ни другого не оказалось. 3. 10 сентября главные силы Суворова подтянулись из Таверно к Белинционе. Впереди преграждал дорогу центральный горный массив Сен-Готард. 4. Приняв решение атаковать Сен-Готард, Суворов от местечка Биаско направил свои силы двумя потоками, чтобы осуществить обход противника. Во время штурма командование правой колонной было возложено на графа Багратиона. 5. «Дремучие мрачные ночи, непрерывно ударяющие громы, льющиеся дожди и густой туман облаков при шумных водопадах с каменьями с вершин низвергавшихся, увеличивали … трепет. Там является зрению нашему гора Сен-Готард, сей величайший колосс гор, ниже хребтов которого г р о м о н о с н ы е т у ч и и о б л а к а п л а в а - ют», – так писал сам А. В. Суворов об этих местах. 6. Три атаки в течение дня (13 сентября) провели войска средней колонны. Наконец подоспел и Багратион. Неприступный Сен-Готард был взят!
7. Сам Суворов так описал отступление французов: «Скорость, с каковою войска неприятеля спустилися, была невероятно поспешна и никак их неприятелем неожидаема, а залп, по нем произведенный, и удары штыками совсем смешали все его колонны, и он, оставя нам местечко Урзерн, обратился в бег к Тейфельсбрику по вершинам гор. Густой туман, покрывавший долину, и наступившая темнота ночи пресекли сражение». 8. Чудеса героизма показали русские войска при взятии знаменитого Чертова моста: «Войска… проходят через темную пещеру… занимают мост, удивительною игрою природы из двух гор сооруженный и поименованный Тейфельсбрюкке (Чертов мост). Оный разрушен неприятелем, но сил не остановляет победительницы, доски связываются шарфами офицеров, по доскам бегут они, спускаются с вершин в бездны и, достигая врага, поражают его всюду» (из донесения А. В. Суворова). 9. Исключительным по трудности был переход через высокий снеговой хребет Росшток на соединение с союзными войсками. Всего 16 километров составлял путь от Альторфа до Муттена, а ушло на этот переход более 12 часов! 10. Гибель войска Суворова казалась неизбежной. 11. Впереди был еще один горный переход – через Паникс, который превзошел по трудности все, что было до этого. 12. Не менее мучительным был спуск с Паникса. Мороз и ветер превратил снег в сплошную ледяную корку… Но природная смекалка русского солдата и здесь нашла выход. Солдаты садились на край хребта и катились по ледяному склону (участники обращаются к картине Сурикова В. И. «Переход Суворова через Альпы»). 13. Армия Суворова преодолела последнее препятствие и к вечеру 26 сентября собралась в городке Иланц. Их было теперь 15 тысяч человек, перенесших беспримерный двухнедельный горный поход. 14. Швейцарский поход Суворова приковал к себе всеобщее внимание. 15. В результате альпийского перехода, по образному выражению А. В. Суворова, «… русский штык прорвался через Альпы».
К

АРТОЧКИ

СО

СТИХАМИ
1. В швейцарском городке Таверно Суворов дал привал войскам. Ночь выдалась дождливой, скверной, Туман сползал по ледникам; Ветра с предгорий, как в мешок, В тавернскую долину дули; Как будто в Пскове или в Туле Холодный сыпался снежок. 2. Австрийский генерал-бездельник Опять недóдал лошадей, А из России ни вестей, Ни пушек, ни полков, ни денег. Ну что же, ладно! Только жаль, Никак солдатам не втолкуешь, Зачем зашел в такую даль, За что с французами воюешь. 3. А тут как об стену горохом, Тут говоришь, не говоришь – Рязанцы понимают плохо, На кой им шут сдался Париж. 4. По черным скалам стлался дым. Уж третий час, как батальоны Вслед за фельдмаршалом своим Карабкались по горным склонам. Скользили ноги лошадей. 5. Вьюки и люди вниз летели. Француз на выбор бил. Потери – Давно за тысячу людей. Темнело… А Багратион
Еще не обошел французов. 6. Они ползли, Суворов ждал. А время шло, тумана клочья Спускались на горы. Беда! Фельдмаршал приказал хоть ночью Быть в Сен-Готарде. Но когда Последний заходящий луч Уже сверкнул за облаками, Все увидали: выше туч, Край солнца зацепив штыками, Там, где ни тропок, ни следов От ветра, как орлы крылаты, Стоят на гребне синих льдов Багратионовы солдаты. 7. Прорвавшись в Муттен, он узнал От муттентальского шпиона, Что Римский-Корсаков бежал, Оставив пушки и знамена, Что все союзники ушли, – Кругом австрийская измена, И в сердце вражеской земли Ему едва ль уйти от плена. 8. Все генералы крепко спали, Когда фельдмаршал, встав чуть свет, Пошел бродить по Муттенталю. 9. В отряде больше нет, хоть плачь, Ни фуража, ни дров, ни хлеба. Суворов смерил долгим взором Отроги, пики, ледники. Чтоб через них пробиться грудью, Придется многим лечь. 10. … Жесток путь через Альпы на Восток. 11. Последний горный перевал… На Рингенкопфе пела вьюга: Холодный ветер завывал, Гуськом, хватаясь друг за друга, Ползли солдаты. 12. … Ни кирки, … Ни альпенштока. Ветер в спину. Перевернувши карабины, Шли, опираясь на штыки, Подряд, как волны в океане. У ног катились облака. Протянешь руку – и рука Сейчас же пропадает в тумане. По сторонам тропы лежали Обледенелые тела… 13. Последний ледяной ночлег, Вповалку с ружьями, с конями, Друг друга прикрутив ремнями, Плашмя ложились прямо в снег.
Где не улечься – долго щели Искали в каменной стене И, штык всадивши, на ремне Всю ночь над пропастью висели. 14. Ни разу ни одни войска Еще не шли по этим тропам. На них взирает вся Европа. Во всех углах материка Гадают, спорят и судачат: Пройдут они иль не пройдут? Что ждет их – гибель или сдача? Пусть их гадают! Только тут, Среди лишений и страданий, Среди камней и снежных груд. Солдаты знали без гаданий, Что русские всегда пройдут. Жюри подводит итоги. Объявляет победителей. Играет военный марш.
Учитель:
А. В. Суворов своими жизненными и боевыми подвигами покрыл себя неувядаемой славой. Он по праву считается великим русским полководцем и гордостью русской истории. Суворов прославил на весь мир доблесть русского оружия и показал высокое искусство русской военной науки. Александр Васильевич своим примером показал последующим поколениям, как надо защищать Родину, служить Отечеству. Именно его отношение к армии, солдату, службе составили лучшие воинские традиции в России. Не случайно, именно в годы Великой Отечественной войны, когда необходимо было проявить мужество и отвагу, 29 июня 1942 года был учрежден орден Суворова. Им награждались командиры Красной Армии за выдающиеся успехи в деле управления войсками, отличную организацию боевых операций и проявленные при этом решительность и настойчивость в их проведении. Орденом Суворова I степени за № 1 был награжден Г. К. Жуков за разработку плана контрнаступления советских войск под Сталинградом. Чтобы стать умным и мужественным защитником Родины, нужно не только знать современную технику, иметь хорошую физическую подготовку, уметь переносить тяготы и лишения армейской жизни, нужно стремиться быть похожим, подражать во всем таким, как А. В. Суворов, значит надо больше читать и интересоваться сведениями о великом русском полководце и его подвигах. Играет военный марш.


В раздел образования