Напоминание

"Конструирование, моделирование и пошив одежды"


Автор: Пахомова Светлана Алексеевна
Должность: старший педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГОАУ ДО ЯО ЦДЮ
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Тема: "Конструирование, моделирование и пошив одежды"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное образовательное автономное учреждение дополнительного образования Ярославской области «Центр детей и юношества» УТВЕРЖДАЮ______________ Директор ГОАУ ДОД ЯО ЦДЮ Л.В.Фомина «___»_________________2015 г.
Дополнительная общеобразовательная

Дополнительная общеразвивающая программа

«Конструирование, моделирование

и пошив одежды»
Возраст детей: 12-18 лет Срок реализации: 3 года Автор: Пахомова Светлана Алексеевна, педагог дополнительного образования школы юного модельера «СТИЛЬ» ГОАУ ДОД ЯО ЦДЮ


Ярославль 2015 г.
1

1. Пояснительная записка
Современный дизайн для творческого человека является широким полем деятельности в области создания объектов среды, предметов потребления и комфортных условий существования людей (работа, отдых, творчество, созидание, интеллектуальное развитие). Одежда и ее элементы являются такими же объектами дизайна (частью предметной среды), как мебель, посуда, инструменты, автомобили и самолеты. С понятием «одежда» неразрывно связано понятие «костюм». Костюм является неотъемлемой частью предметной среды, наиболее тесно связанной с человеком и отражающей изменения его образа жизни. Костюм — это определенная система предметов и элементов одежды, объединенных единым замыслом и назначением, отражающая социальную, национальную, региональную принадлежность человека, его пол, возраст, профессию. Содержание костюма определяет его основная функция, обусловленная общественно-экономическим укладом, социально-психологическими и морально-этическими нормами данного общества. На каждом этапе развития его форма создавалась в стилевой согласованности с окружающим предметным миром. Искусство создания костюма имеет целью преобразить человека, помочь ему создать определенный образ, соответствующий либо его собственному о себе представлению, либо к такому, к которому он стремится, либо к необычному образу, раздвигающему рамки его повседневности. Художественный образ в искусстве костюма – это гармоничное единство образа человека и тектоники костюма в определенной среде. Моделирование костюма, базируясь на основах народного искусства, ориентируется на достижения культуры современного общества. Представляя собой органическую целостность, коллекция моделей одежды становится после ее демонстрации выразителем духа своего времени. Ее принципиальная форма, линия, цвет становятся знаками – символами этой коллекции. Запечатлеваясь в нашем сознании, они превращаются в средство обмена и передачи информации в настоящем времени и будущем. В театрализованной манере показа развивается принципиальная идея формы, многогранно раскрывается образ человека (тип фигуры, осанка, макияж, характер движения), способ «нести» костюм. Таким образом, каждая новая коллекция обладает своими специфическими функциями: -
социальной
(определяющей общественную значимость данной коллекции: художественно-образная, перспективная, промышленная и т.д.); -
знаковой
(представляющей определенный набор символов (форма, линия, цвет), обеспечивающих коммуникативную связь во времени и пространстве); -
тектонической
(проявляющейся в реальном воплощении новых идеалов пластики формы в ее конструкторском решении). 2

Конструирование, моделирование и пошив одежды как направление

деятельности Школы юного модельера «Стиль»
Что такое мода и как она рождается? Как создаются модели одежды? Как воспитать в себе вкус? Как разобраться в бесчисленных течениях и направлениях моды и стоит ли подражать тем или иным образцам? Как обрести индивидуальность, найти свой стиль в одежде? Ответить на эти и многие другие вопросы обучающимся помогает дополнительная общеобразовательная программа «Конструирование, моделирование и пошив одежды», которая является составной и ведущей частью программы Школы юного модельера (ШЮМ) «Стиль» ГОАУ ДОД ЯО «Центр детей и юношества». Дополнительная общеобразовательная программа «Конструирование, моделирование и пошив одежды» была разработана в 1998 году. В дальнейшем она ежегодно корректировалась с учетом многолетнего опыта обучения моделированию и конструированию одежды. На данный момент программа приведена в соответствие с современными требованиями, переработаны некоторые прежние подходы, учтены указания новых нормативных документов по вопросам обучения, воспитания, развития и адаптации детей к современным условиям жизни. Данная программа имеет художественную направленность. Она позволяет организовать планомерную работу с детьми по формированию у них художественного, эстетического вкуса, развитию и реализации творческого потенциала и профессионального самоопределения. Технологии, применяемые в работе по данной программе, позволяют учащимся более глубоко и разносторонне познакомиться с профессиями дизайнера, модельера – художника, модельера – конструктора, лекалиста, размеловщика, раскладчика, закройщика. Программа рассчитана на работу с обучающимися 11 – 18 лет, имеющими базовые знания по рисованию, черчению, математике, истории, полученные в общеобразовательной школе. Отличительными особенностями и новизной программы являются: - использование профессиональных приемов и технологий, применяемых в швейном производстве; - приоритет практической деятельности; - использование авторских технологий педагога и обучающихся старших воспитанников; - особая организация образовательного процесса.
Цель

программы:
содействовать освоению нравственных ценностей национальной культуры, через знакомство обучающихся с историей костюма, овладение технологией его создания.
Задачи программы:
- знакомить с истоками народного творчества и ролью культуры одежды в жизни общества; 3
- формировать интерес обучающихся к овладению искусством шитья одежды; - помочь раскрыть творческое начало каждого учащегося; - содействовать формированию у учащихся художественного, эстетического вкуса; - содействовать успешной социальной адаптации обучающихся; - формировать коллектив единомышленников - воспитанников и педагогов; - ориентировать обучающихся на профессии швейной отрасли. Данная программа основывается на следующих педагогических принципах: - приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка; - добровольности и уважения личности ребенка; - свободы выбора творческой деятельности с учетом интересов и возможностей обучающихся; - доступности и последовательности; - дифференцированного подхода в обучении (по годам, по возрастному признаку, по уровню подготовленности детей).
Особенности организации образовательного процесса
Программа «Конструирование, моделирование и пошив одежды» рассчитана на 3 года обучения. Объем часов для всех годов обучения составляет 216 часов. Периодичность занятий 2 раза в неделю, продолжительность по 3 академических часа. Один раз в неделю 3 академических часа - раскройное время для всех годов обучения. Занятия проводятся индивидуально, малыми группами от 3-5 чел. и группами 8 - 10 чел, в зависимости от возрастного состава воспитанников, сложности темы и индивидуальных заданий. Состав групп может быть разновозрастной, а так же с разным уровнем физического, психического и умственного развития. Образовательный проце сс строится с учетом во з р а с т н ы х , психологических и физических особенностей детей, в соответствии с которыми возможна корректировка времени и режима занятий, а также тем и технологий. Порядок изложения тем и их продолжительность может корректироваться в зависимости от индивидуальных склонностей, внимания и заинтересованности учащихся. Темы могут меняться в зависимости от направлений моды, появления новых тканей и новых технологий. Особой формой организации образовательного процесса является творческая мастерская, которая позволяет идеи и разработки каждого объединить в единый художественный образ. Создание коллекции костюмов подчиняется художественному замыслу автора, т.е. определенному представлению об основных элементах и формах всех костюмов коллекции до начала их практического выполнения. С этой целью создан художественный совет, который помогает соединить все составляющие коллекции в единое целое (соответствие костюма направлению моды, стилю, образу, эпохе и т.д.). В художественный совет входят учащиеся и педагоги ШЮМ «Стиль». 4
Одним из важных звеньев организации образовательного процесса является
индивидуальный

подход
в обучении, в ходе которого решаются задачи и коррекционного обучения, предупреждения трудностей дальнейшей социальной адаптации: - формирование умения преодолевать трудности, управлять своими эмоциями; - устранение дисфобий (расстройств настроения), общее улучшение настроения; - создание у учащихся на занятиях и вне их чувства защищенности, уверенности в себе; - формирование системы нравственно-правового сознания и норм социального поведения. Такой подход в обучении способен сделать воспитанников менее ранимыми. В организации образовательного проце сс а и с п о л ь з у е т с я
демократический подход
при работе с детьми. Педагог предлагает детям возможность сделать выбор, чем им заниматься во время занятий по конструированию, моделированию и шитью одежды и выбирает тот метод, который на данном этапе обучения им понятен и проще. При этом дети обретают уверенность в своих способностях. Право на действия означает приобретение умений и хорошее овладение ими. Детям предоставляется возможность принятия решений относительно того, чем, когда, с кем в группе и сколько по времени они хотят заниматься или отдыхать. Такой подход при работе с детьми помогает им овладеть такими способностями, как: − доверять себе; − научиться доверять другим; − уважать мнение других; − научиться понимать, что разнообразие и индивидуальность необходимо приветствовать; − брать на себя ответственность за собственные действия; − осознать свою ценность, узнав, что их мнение имеет вес; − адекватно оценивать полученные результаты и воспринимать оценку со стороны.
Ожидаемые результаты освоения программы
Результатами
1 года обучения
являются: - создание эскиза модели; - умение снять мерки с фигуры; - построение основы плечевых и поясных изделий, предусмотренных в 1-ом году обучения; - простейшее моделирование; - раскрой и пошив модели на себя. Для
2-го года обучения
результатами является закрепление материала 1- го года обучения и: - умение создать изделие сложное по конструкции и модели; 5
- получение навыков конструктивного моделирования (создание выкроек более сложного кроя методом совмещения основных деталей чертежа в различных точках касания); - освоение сложных технологических элементов. Важную роль во время 2-го года обучения играет степень усвоения материала прошлого года. Второй год обучения, как правило, переломный для многих – либо они по-настоящему заинтересуются, либо, посчитав свои знания достаточными, уйдут. Результатом работы учащихся
3-го года обучения
является выполнение комплексных работ: куртки, плащи, пальто, головные уборы, костюмы, платье (в соответствии с направлениями моды). Учащиеся 3-го года обучения – это коллектив единомышленников. Они обладают запасом основных знаний и умений. Их объединяет совместная деятельность, общение и дружба. У многих из них есть любимые темы в шитье. Учащиеся 3-го года обучения помогают младшим понимать азы портновского мастерства. Как правило, творческая инициативная группа после завершения обязательного курса обучения, продолжает заниматься и дальше, совершенствуя свое мастерство, изучают и другие направления народных художественных промыслов, работают над созданием новых творческих коллекций. В результате занятий по программе «Конструирование, моделирование и пошив одежды» у обучающихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия (УУД). В сфере
личностных УУД
у детей будут сформированы: – художественное мышление, наблюдательность и фантазия; – умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу товарищей с позиции творческих задач; – профессиональное самоопределение. В сфере
регулятивных УУД
обучающиеся научатся: – планировать собственное время, – корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; – самостоятельно находить варианты решения творческой задачи; – адекватно оценивать полученные результаты и воспринимать оценку со стороны; – анализировать собственную работу, эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности. В сфере
познавательных УУД
дети научатся: – самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческой задачи; – исследовать собственные нестандартные способы решения; – презентовать собственные творческие работы. В сфере
коммуникативных УУД
обучающиеся смогут: – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; 6
– договариваться в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; – задавать вопросы; – формулировать собственное мнение и позицию.
Определение успешности
освоения программы осуществляется через: - проверку знаний; - выполнение практических и творческих работ; - анализ наблюдений за детьми; - ведение журнала; - заполнение зачетных книжек обучающихся; - выполнение домашних заданий и зачетных работ;
Оценка результатов обучения –
это качество: - пошива одежды на себя и ее демонстрация; - пошива костюмов, реквизита, изделий по заказам; - готовой продукции для реализации; - создания и изготовления моделей тематических коллекций, демонстрация их на массовых мероприятиях; - участия в выставках, конкурсах, фестивалях.
Основными формами

фиксирования
детских достижений и освоения данной программы является тетрадь учета, освоения технологических операций, мониторинговый экран работы над коллекциями, экран участия в творческих проектах и продвижения по технологической цепочке (приложение 1).
Основными

формами

подведения

итогов
реализации программы являются: - тематические выставки; - практические работы; - итоговый концерт; - фестивали. 7

2. Учебно-тематический план

2.1. Учебно-тематический план 1-го года обучения

Тема

Кол-во

часов

В том числе

теория

практика
1. Вводное занятие 2 2 2. Швейные машины 6 2 4 3. Измерение фигуры человека 9 3 6 4. Моделирование юбок 33 11 22 5. Конструирование плечевых изделий 12 6 6 6. Моделирование блузы 47 17 30 7. Творческая модель в коллекцию 57 10 47 8. Моделирование перспективных изделий 26 7 19 9. Семинары, экскурсии, клубные дни. Участие в конкурсах и фестивалях различного уровня. 24 2 22 10. Раскройный час 36 36 Итого: 252 60 192
2.2. Учебно-тематический план 2-го года обучения

Тема

Кол-во

часов

В том числе

теория

практика
1. Вводное занятие 2 2 2. Воротники 14 6 8 3. Рукава 14 6 8 4. Образцы декоративных отделок 10 2 8 5. Прорезные карманы 9 3 6 6. Карман в шве 2 1 1 7. Моделирование плечевых изделий более сложных по конструкции 33 11 22 8. Конструктивное моделирование 34 10 24 9. Творческая модель в коллекцию 48 10 38 10. Моделирование перспективных изделий 26 7 19 11. Семинары, экскурсии, клубные дни. Участие в конкурсах и фестивалях различного уровня 24 2 22 12. Раскройный час 36 36 Итого: 252 60 192 8

2.3. Учебно-тематический план 3-го года обучения

Тема

Кол-во

часов

В том числе

теория

практика
1. Вводное занятие 2 2 2. Конструирование и моделирование изделий с цельнокроеным рукавом 28 8 20 3. Конструирование, моделирование брюк 39 8 31 4. Выполнение комплексных работ по всем видам одежды 5. Система организации костюма 30 6 24 6. Творческая модель в коллекцию 61 19 42 7. Моделирование перспективных изделий 32 10 22 8. Семинары, экскурсии, клубные дни. Участие в конкурсах и фестивалях различного уровня 24 2 22 9. Раскройный час 36 36 Итого: 252 55 197
3. Содержание дополнительной образовательной программы

3.1. Содержание 1-го года обучения

Тема 1.
Вводное занятие. Задачи работы группы. План работы. Организация рабочего места. Инструменты и принадлежности. Техника безопасности при работе на швейных машинах, с иголками, булавками, ножницами и с утюгом.
Тема 2.
Швейные машины. Машинные швы в процессе работы над изделием. Швейные бытовые, электрические, промышленные, универсальные и специальные машины. Правила безопасности труда. Практические занятия. Выполнение зигзагообразной строчки с разной величиной стежков, выполнение петли на машине. В процессе пошива изделия выполнение различных швов по мере необходимости.
Тема 3.
Измерение фигуры человека. Таблица размерных признаков. Таблицы прибавок. Краткие сведения о тканях. Определение лицевой стороны ткани. Определение нитей основы у ткани. Декатирование тканей. Практические занятия. Эскиз. Нормы расхода ткани. Технологическая обработка изделия с поузловой обработкой (ВТО). Подготовка к примерке. Примерка, внесение исправлений, стачивание вытачек, кокеток, складок. 9
Стачивание плечевых швов, обработка горловины. Стачивание боковых швов. Обработка рукавов и их втачивание в пройму. Обработка низа изделия.
Тема 4.
Моделирование юбок. Снятие мерок. Построение основы прямой юбки. Основы построения юбки для фигур с отклонениями от типовых. Моделирование на основе прямой юбки: юбки с кокетками, со складками, с оборками, с драпировками. Конструкции юбок конических, годэ, расклешенных, юбка «полусолнце», юбка-брюки, фантазийные в зависимости от направления моды. Рекомендации по выбору ткани, раскладка на ткани лекал. Практические занятия. Зарисовка и выполнение эскиза модели. Снятие мерок для построения одной из юбок (по выбору). Моделирование юбки в соответствии с эскизом. Подготовка ткани к раскрою. Подготовка юбки к 1-й примерке. Особенности подготовки юбок-брюк к 1-й примерке. Особенности подготовки юбки в круговую складку к 1-й примерке. Дефекты посадки юбок и их устранение. Обработка вытачек, складок. Обработка рельефных швов. Обработка кокеток. Обработка карманов и притачивание их к юбке. Стачивание всей юбки. Обработка застежки, пояса с прокладкой. Обработка верхнего среза юбки поясом или корсажной лентой. Обработка низа юбки. Петля. Окончательная ВТО. Пришивание пуговиц.
Тема 5.
Конструирование плечевых изделий. Построение чертежа основы платья с втачным рукавом. Изменение чертежа для прямого платья. Чертеж основы приталенного платья. Чертеж основы одношовного рукава. Изменение основы приталенного платья для фигур с большим размером груди.
Тема 6.
Моделирование блузы. 2-3 варианта блузок в зависимости от направления моды (на основе платья). Перенос нагрудной вытачки, моделирование спинки и полочки. Моделирование рукавов. Блузы открытые и закрытые. Простейшие чертежи воротников. Последовательность и технологические приемы обработки блузы. Просмотр готового изделия и оценка качества работы. Практические занятия. Работа с журналами мод. Выбор модели. Зарисовки модели. Определение нормы расхода ткани. Снятие мерок для построения чертежа блузы. Построение чертежа блузы в натуральную величину, моделирование ее согласно эскизу. Подготовка ткани к раскрою, обмеловка и раскрой. Подготовка блузы к 1-й примерке (копирование линий, прокладывание основных линий, сметывание вытачек, рельефов, приметывание кокеток, сметывание плечевых и боковых срезов). Примерка, внесение изменений. Стачивание вытачек, рельефов, притачивание кокеток. Стачивание боковых и плечевых швов. Обработка срезов. Обработка застежки, воротничка. Вметывание и втачивание его в горловину. Обработка рукавов, вметывание и втачивание их в пройму. Обработка низа блузки. 2-я примерка. Внесение исправлений. Обработка срезов пройм. Обработка петель. Окончательная ВТО. Пришивание пуговиц.
Тема 7.
Творческая модель в коллекцию. Разработка модели. Эскиз. Подбор отделок и украшений. 10
Практические занятия. Работа с журналами мод. Создание модели подобранного фасона. Раскрой. Технологическая обработка узлов и деталей. Примерка. Внесение изменений и окончательная доводка.
Тема 8.
Моделирование перспективных изделий. Разработка модели по специальной теме. Обсуждение модели. Подбор украшений, отделок и дополнений. Практические занятия. Работа с журналами мод. Моделирование изделий. Раскрой. Технологическая обработка модели. Сметывание, примерка, внесение изменений. Стачивание швов, обработка декоративных деталей, отделки. Обработка воротников, рукавов и вметывание их. 2-я примерка. Втачивание воротника и рукавов. Обработка низа изделия, петель. Окончательная ВТО. Пришивание пуговиц.
Тема 9.
Экскурсии, клубные дни. Семинары, экскурсии, клубные дни. Выходы в музеи. Семинары и экскурсии проводятся в зависимости от тем Ярославской ремесленной палаты и специальных учебных заведений. В рамках клубных дней проводятся вечера знакомств по группам и между группами, праздники, посвященные определенным датам, встречи с выпускниками, чествование номинантов, выпускные вечера. Выходы в музеи осуществляются в соответствии с рабочими планами и темами программы. Участие в конкурсах и фестивалях различного уровня.
Тема 10.
Раскройный час. Приглашаются обучающиеся индивидуально по заданным темам коллекций для поузлового раскроя.
3.2. Содержание 2-го года обучения

Тема 1.
Вводное занятие. Задачи работы группы. План работы. Инструменты и принадлежности для работы. Правила техники безопасности. Организационные вопросы.
Тема 2.
Воротники. Чертежи цельнокроеных воротников. Втачные воротники. Плосколежащие воротники.
Тема 3.
Рукава. Построение чертежа узкого рукава. Чертеж 2-х шовного рукава. Моделирование рукавов.
Тема 4.
Образцы декоративных отделок. Приемы выполнения декоративных отделок (отделка деталей буфами, защипами, отделка из рулика, складками, воланами). Практические занятия. Выполнение образцов декоративных отделок.
Тема 5.
Прорезные карманы. Приемы обработки прорезных карманов. Практические занятия. Выполнение прорезных карманов (в рамку, с листочкой, с клапаном).
Тема 6.
Карман в шве. Приемы обработки кармана. Практические занятия. Выполнение кармана в шве.
Тема 7.
Моделирование плечевых изделий более сложных по конструкции. 11
Методика перемещения нагрудной вытачки и ее модификация в лифах различных форм. Изделия с лифами мягких и объемных форм (моделирование углубленной проймы и рубашечного рукава). Практические занятия. Работа с журналами мод. Выбор и зарисовка модели. Определение нормы расхода ткани. Снятие мерок, построение чертежей. Выполнение моделирования соответственно эскизу. Подготовка ткани к раскрою. Технологическая обработка изделия (с поузловой влажно-тепловой обработкой). Подготовка изделия к 1-й примерке, ее проведение. Внесение изменений. Стачивание подготовленных деталей изделия. 2-я примерка, внесение изменений, окончательная ВТО. Пришивание пуговиц. Дефекты посадки плечевых изделий.
Тема 8.
Конструктивное моделирование (приложение №2) Изделие с коротким цельнокроеным рукавом. Метод конструктивного моделирования при построении чертежей с длинным рукавом в натуральную величину. Практические занятия. Выбор модели. Самостоятельная работа с применением данного метода.
Тема 9.
Творческие модели в коллекцию. Творческая модель в коллекцию с применением знаний 1-го и 2-го годов обучения. Разработка моделей с дополнениями и украшениями. Обсуждение модели. Подбор отделок. Практические занятия. Работа с журналами мод. Зарисовка модели. Моделирование. Раскрой. Технологическая обработка модели. Стачивание швов, обработка деталей отделочных и декоративных. Обработка воротников и рукавов. Вметывание их в изделие. Вторая примерка. Внесение исправлений. Втачивание воротника и рукавов. Обработка низа изделия, петель. Окончательная ВТО. Чистка изделия, пришивание пуговиц.
Тема 10.
Моделирование перспективных изделий. Моделирование перспективной модели одежды с применением знаний 1-го и 2-го годов обучения. Разработка модели по специальной теме. Обсуждение модели. Выбор украшений, отделок и дополнений. Практические занятия. Работа с журналами мод. Моделирование изделий. Раскрой. Технологическая обработка модели. Сметывание, примерка, внесение изменений. Стачивание швов, обработка декоративных деталей, отделки. Обработка воротников, рукавов и вметывание их. 2-я примерка. Втачивание воротника и рукавов. Обработка низа изделия, петель. Окончательная ВТО. Пришивание пуговиц. С применением знаний 1 и 2 годов обучения.
Тема 11.
Экскурсии, клубные дни. Семинары, экскурсии, клубные дни. Выходы в музеи. Семинары и экскурсии проводятся в зависимости от тем Ярославской ремесленной палаты и специальных учебных заведений. В рамках клубных дней проводятся вечера знакомств по группам и между группами, праздники, посвященные определенным датам, встречи с выпускниками, чествование номинантов, выпускные вечера. Выходы в музеи осуществляются в соответствии с 12
рабочими планами и темами программы. Участие в конкурсах и фестивалях различного уровня
Тема 12.
Раскройный час. Приглашаются обучающиеся индивидуально по заданным темам коллекций для поузлового раскроя.
3.3. Содержание 3-го года обучения

Тема 1.
Вводное занятие. Задачи работы группы. План работы. Организация рабочего места. Инструменты и принадлежности. Техника безопасности при работе на швейной машине, с электроутюгом, иголками, булавками, электроножом, ножницами. Организационные вопросы.
Тема 2.
Конструирование и моделирование изделий с цельнокроеными рукавами. Характеристика изделия с цельнокроеным рукавом. Чертеж лифа с рукавами реглан. Практические занятия. Снятие мерок. Построение чертежей с цельнокроеным коротким, длинным рукавами и рукавами реглан на выбор в натуральную величину.
Тема 3.
Конструирование и моделирование брюк. Рекомендации фасона и тканей в соответствии с направлением моды. Нормы расхода ткани. Правила измерения фигуры для построения чертежа брюк. Построение основы конструкции женских брюк. Моделирование на основе классических брюк: брюки свободной формы, брюки типа «бананы», брюки, плотно прилегающие по бедрам и талии. (Модели могут меняться в зависимости от требований моды.) Раскладка выкроек на ткани. ВТО брюк. Просмотр и оценка готового изделия. Практические занятия. Работа с журналами мод. Эскиз брюк. Определение нормы расхода ткани. Снятие мерок для построения чертежа брюк в натуральную величину. Моделирование брюк согласно эскизу. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка лекал на ткани. Обмеловка и раскрой. Подготовка раскроенных деталей к сметыванию. Выполнение ВТО на парных деталях, сложенных лицом внутрь. Сутюжка и оттяжка. Обработка передних, затем задних половинок брюк. Сметать вытачки. Сколоть и сметать боковые швы. Сколоть и сметать шаговые швы. Сколоть и сметать правую и левую половинки брюк по линии среднего шва. Внести изменения после первой примерки. Стачать вытачки, кокетки, складки и т.д. Обработать карман. Обработать стачные, боковые и шаговые швы. Обработка стачного, среднего шва и застежки. Обработка верхнего среза брюк поясом. Заметывание низа брюк, их обработка специальной тесьмой. Обработка петель. Окончательная ВТО. Чистка изделия. Пришивание пуговиц. 13

Тема 4.
Выполнение комплексных работ по всем видам одежды (куртка, плащ, нижнее белье, головной убор). Выполнение комплексных работ по всем видам одежды с применением полученных знаний всех годов обучения. Выбор модели, ткани, фурнитуры. Обсуждение конструктивных линий, норм расхода ткани. Практические занятия. Снятие мерок, построение чертежа, моделирование, раскрой, сметывание, примерка. Технологическая обработка узлов и деталей. ВТО. Сборка всего изделия. ВТО и т.д. согласно технологии, которая будет зависеть от конкретной модели
Тема 5.
Система организации костюма. Системный подход к изучению костюма. Простейшая система(юбка, блуза, брюки, платье и т.д.) Комплект, ансамбль, коллекция(см. приложение №3). Применение знаний всех годов обучения. Практические занятия. Работа со специальной литературой.
Тема 6.
Творческие модели в коллекцию. Творческая модель в коллекцию с применением знаний 1-го,2-го и 3-го годов обучения. Разработка моделей с дополнениями и украшениями. Обсуждение модели. Подбор отделок. Практические занятия. Работа с журналами мод. Зарисовка модели. Моделирование. Раскрой. Технологическая обработка модели. Стачивание швов, обработка деталей отделочных и декоративных. Обработка воротников и рукавов. Вметывание их в изделие. Вторая примерка. Внесение исправлений. Втачивание воротника и рукавов. Обработка низа изделия, петель. Окончательная ВТО. Чистка изделия, пришивание пуговиц.
Тема 7.
Моделирование перспективных изделий. Моделирование перспективной модели одежды с применением знаний всех годов обучения. Разработка модели по специальной теме. Обсуждение модели. Рекомендации украшений, отделок и дополнений. Практические занятия. Работа с журналами мод. Моделирование изделий. Раскрой. Технологическая обработка модели. Сметывание, примерка, внесение изменений. Стачивание швов, обработка декоративных деталей, отделки. Обработка воротников, рукавов и вметывание их. 2-я примерка. Втачивание воротника и рукавов. Обработка низа изделия, петель. Окончательная ВТО. Пришивание пуговиц. С применением знаний 1 и 2 годов обучения.
Тема 8.
Экскурсии, клубные дни. Семинары, экскурсии, клубные дни. Выходы в музеи. Семинары и экскурсии проводятся в зависимости от тем Ярославской ремесленной палаты и специальных учебных заведений. В рамках клубных дней проводятся вечера знакомств по группам и между группами, праздники, посвященные определенным датам, встречи с выпускниками, чествование номинантов, выпускные вечера. Выходы в музеи осуществляются в соответствии с рабочими планами и темами программы. Участие в конкурсах и фестивалях различного уровня.
Тема 9.
Раскройный час.Приглашаются обучающиеся индивидуально по заданным темам коллекций для поузлового раскроя. 14

4. Методическое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная программа «Конструирование, моделирование и пошив одежды» включает в себя комплекс разнообразных методов обучения: - метод предметного обучения; - метод конструктивного моделирования (приложение 2); - метод инверсии (приложение 3); - метод технического моделирования; - авторский метод безрасчетного построения основы платья; а также применение разнообразных технологических приемов, используемых в швейной промышленности. Обучающиеся выбирают для себя ту методику, которая на данном этапе проще и легче усваивается. К концу обучения они овладевают всеми методиками. Результатом применения этих методик являются построения чертежа разными способами, грамотное моделирование и технологически грамотное шитье. В процессе поиска учащиеся не только знакомятся с новым материалом, но и обсуждают его, что помогает конкретизировать идеи, образы. Поиски и сбор материала в жизни, в природе, в книгах, в музеях, в журналах могут стать источником оригинальных идей и замыслов. Основными
формами
организации деятельности детей являются: - практическая работа: построение чертежа изделия, раскладка на ткани, раскрой, сметывание, примерка, освоение машины, пошив; - беседа, консультация, опрос, зачет; - открытые уроки; - факультативы; - производственная деятельность; - творческая мастерская; - самостоятельная работа; - домашнее задание; - заочная форма обучения; - индивидуальные занятия; - творческие встречи с союзниками.
Основные этапы организации образовательного процесса
Процесс организации образовательного процесса может быть сведен к трем основным этапам: конструированию, моделированию и собственно шитью. I.
Конструирование
- расчет и чертеж базовой конструкции. Дальнейшая разработка может быть выполнена при помощи технического моделирования. Техническим моделированием называется процесс разработки новых фасонов одежды по рисунку художника-модельера или по фотографии из журнала мод. Техническое моделирование - разработка путем расчета или макета складки, кокетки, карманов, сборок. 15
Обучающиеся работают по готовым базовым лекалам, в которых уже решены основные формы (в этом случае они наносят на лекала только модельные лини), а также в зависимости от своей степени подготовленности могут создать и свою собственную базовую конструкцию. II. Прежде чем приступить к раскрою и технологической обработке любого изделия, необходимо создать его эскиз - осуществить художественное
моделирование.
Сначала свою идею ребенок отражает в наброске, затем развивает ее в творческом эскизе и окончательно отрабатывает модель в рабочем эскизе. К рабочему эскизу дается подробное описание модели. III.
Собственно шитье.
На этом этапе обучающиеся выполняют все швейные операции с поэтапной влажной тепловой обработкой. Особое место в программе отводится
процессу создания коллекции.
Возникновение замысла (образа-идеи) появляется в результате наблюдения за реальной действительностью и ее оценки. Под влиянием виденного, пережитого возникает та или иная идея. Постепенно или сразу эта идея воплощается в художественный образ, сначала, может быть, еще расплывчатый, неясный. Идет поиск ответов на вопросы. Какова сущность идеи и что она выражает? Для кого может быть предназначена модель или коллекция? Какие материалы и средства надо применить для выполнения этой модели? Вся работа над коллекцией делится на несколько этапов: 1 этап. Источники, идеи, обсуждение идей и отбор их. Выбор ткани, отделки. 2 этап. Мастерская. Непосредственно работа: выполнение моделей, примерки, модели-варианты, подбор аксессуаров и их изготовление, дополнения, украшения. Выбор манекенщиц. 3 этап. Рабочая репетиция, просмотр и окончательная доработка коллекции. 4 этап. Разработка плана показа коллекции, режиссура, подбор музыкального сопровождения. Порядок показа.
Механизм усвоения материала на занятиях

Педагог

Учащиеся
Выполняет чертежи на доске, сопровождая их объяснением, применяя раздаточный материал, схемы. Выполняют то, что предлагает педагог, аккуратно и точно, обращая внимание на термины и их грамотное написание. Обучает правильному снятию мерок и их записи; дает советы, как дома выполнить основу по своим меркам, указывает на возможные дефекты в чертежах, которые могут привести к дефектам на изделии На практических занятиях приобретают навыки для правильного обмера фигуры человека; выполняют чертежи в натуральную величину. Проверяет чертежи, помогает устранить ошибки. Обучает работе с Дорабатывают чертеж, производят моделирование, учатся располагать 16
лекалами, учит моделировать. выкройку на ткани. Проверяет раскладку выкройки на ткани, помогает найти оптимальный вариант кроя. Показывает различные технологические приемы в обработке изделий. Указывает на ошибки, если они есть, помогает найти новые подходы Выполняют все технологические приемы вслед за педагогом.
Дидактические и наглядные материалы:
- плакаты, схемы, таблицы с чертежами, цветовой круг; - тематические образцы технологической обработки узлов и деталей (карман в рамку и с листочкой, обработка застежки рукавов); - набор лекал для конструирования и моделирования; - справочный материал, методическая литература для педагога и учащихся. - набор шаблонов; - дидактический раздаточный материал; - журналы мод; - образцы изделий готовой продукции.
Материально-техническое обеспечение программы

5. Список литературы

Список литературы, используемой педагогом
1. Бланк А.Ф., Фомина З.М. Практическая книга по моделированию женской одежды: Рекомендована экспертным советом по профессиональному образованию Российской Федерации в качестве учебного пособия для профессиональных учебных заведений. - М.: Легпромбытиздат, 1992. - 256с. 2. Егорова Р.И., Монастырская В.П. Учить шить: Книга для учащихся среднего школьного возраста. - М.: Просвещение, 1989. - 160с. 3. Екшурская Т.Н., Юдина Е.Н., Белова И.А. Конструирование. Технология пошива. Отделка. - С-Пб.: Лениздат, 1992. - 448с. 4. Каминская Н.М. История костюма: Допущена Министерством легкой промышленности СССР в качестве учебного пособия для средних специальных учебных заведений легкой промышленности. - М.: Легкая индустрия, 1977- - 128с. 5. Коршунова Т.Т. Костюм в России XVIII - начала XX века из собраний государственного Эрмитажа. - С-Пб.: Лениздат, Художник РСФСР, 1979. - 282с. 6. Полная энциклопедия женских рукоделий. - Ташкент: ККЖИ "Правда Востока", 1993. -436с. 7. Туруханова А.Т, Справочник молодого швейника: Для учащихся профессиональных учебных заведений и лиц, обучающихся на производстве. - М.: Высшая школа, 1993. - 431с. 17
8. Черемных А.И. Основы художественного проектирования одежды. Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР в качестве учебного пособия для художественных специальностей высших учебных заведений текстильной и легкой промышленности. - М.: Легкая индустрия, 1968. - 220с. 9. Черемных А. И. Основы художественного конструирования женской одежды: Рассчитана на профессиональных художников-модельеров и может быть полезна студентам высших учебных заведений и учащимся техникумов легкой промышленности. - М.: Легкая индустрия, 1977. - 144с. 10.Юдина Е.Н., Евтушенко М.А. Шейте сами: Конструирование, раскрой, приемы обработки деталей женского и детского легкого платья. - М.: Редакционно-издательский центр "Культ-информ-пресс", 1992. -416с. 11.Художественная вышивка на машине: Методическое пособие. - М.: Легкая промышленность, 1989. - 69с. 12.Эстетика быта: Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. - М.: Просвещение, 1976. - 37с. 13.Заварина Е.А. Программа театра моды "Алиса". - Иваново, 1993. - 36с 14.Зайцев В. Такая изменчивая мода. М.: Молодая гвардия 15.Рытвинская Л.Б. Художественное проектирование головных уборов: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Дизайн»
Список литературы для детей
1. Кочанова Н.П. Фантазия и ваших рук творенье. - Петрозаводск: Карелия, 1997. 2. Коммисаржевский Ф. История костюма. - Минск: Литература, 1998. – 495 с. 3. История моды. Я познаю мир. Детская энциклопедия история моды. – М.: Аст, 1998. – 493 с. 4. Бардина Р.А. «Зеленая» косметика. Одежда и мода. Аст Олимп, 1996. 5. Терешкович Т.А, Словарь моды (терминология, история, аксессуары). – Хэлтон, 1995. – 459 с. 6. Ерзенкова Н.В. Свой дом украшу я сама. - С-Пб., 1995. – 332 с. 18

Приложение 1

Отслеживание результатов кроя

Ф.И.О.

ткань

Название

предмета

готово

Отслеживание результатов выполнения

технологической цепочки работы над моделью

Название коллекции
Подготовительный этап Поузловая обработка в зависимости от модели выкройк а крой подготовка к примерке
Ф.И.О.
Условные обозначения:
+
хорошо
-
плохо
+ +
отлично В зависимости от + и – ставится оценка в журнал учета посещаемости. Учетный листок заполняется на каждую коллекцию. Графы могут меняться. Итоговые оценки заносятся в зачетную книжку, по результатам выдается свидетельство об окончании школы, но только тем, кто освоил программу.
Сводная таблица участия обучающихся в создании коллекций
№ п /п ФИО
Название коллекции
Условные обозначения:
А
- авторская коллекция
+ -
участие в пошиве моделей коллекции
КР
- крой (часть модели) 19

+ КР
- скроено все
( +
- готово частично (без головного убора)
(+А
- готово частично (без аксессуаров) 
-
готово
Приложение 2

Метод конструктивного моделирования
Только хорошая выкройка, созданная по собственному чертежу основы, может обеспечить правильную посадку и красоту будущего изделия. Технические приемы и методы построения чертежей сложного кроя с помощью формул, которыми пользуются специалисты, для подростка очень сложны. Избежать использования сложных расчетных формул поможет метод конструктивного моделирования. В основе метода конструктивного моделирования лежит творческий подход к приемам совмещения основных деталей (спинки, полочки, рукава, лифа, юбки) в разных опорных точках их касания, для получения выкроек нужного покроя. Этот метод особенно хорош для создания изделий мягких и объемных форм. При этом экономится много времени. Подросток получает нужную ему выкройку намного быстрее, чем обычным построением с применением формул и последующего моделирования, что для него очень важно, так как он хочет видеть результат своей работы как можно быстрее.
Приложение 3

Метод инверсии
Существуют разные методы и подходы к поиску идей и их практическому осуществлению в моделировании одежды. Одним из способов получения новой точки зрения является так называемый метод инверсии. «Перевернуть вверх дном», «вывернуть наизнанку», «поменять местами» - эти слова характеризуют существо метода инверсии, используемого для получения новых идей. Примером могут служить вывернутые наружу швы в дубленках, размещение карманов на рукавах или спине, застежка одежды, помещенная на спине или плече и т.д. 20


В раздел образования