Автор: Попова Ольга Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ д/сад 478 Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область Наименование материала: Конспект занятия во второй младшей группе. Познавательное развитие. Тема: "Птицы домашние и дикие". Раздел: дошкольное образование
Приложение №1
ОД «Ребенок открывает мир природы»
Познавательное развитие
Тема: «Птицы домашние и дикие».
Цель: дать детям представление о домашних птицах, о характерных
отличительных особенностях птиц. Закрепить понятие, что домашние птицы
живут рядом с человеком.
Ход занятия:
В- Ребята, смотрите в группе спряталась птичка и она по-моему что то хочет
нам сказать.
П- Я очень расстроена, я потерялась , но я еще так мала, что даже не знаю кто
я, какое животное….пи-пи-пи, помогите ,пожалуйста мне ребята.
В- Поможем , ребята? Садимся на коврик, будем выяснять, что же это за
животное перед нами? Кто знает? Давайте попробуем сравнить нашу гостью
с картинками. (картинки животных, рыб, насекомых, птиц) Молодцы,
правильно, птичка…..а если она маленькая, то как ее можно назвать, птенец,
а как назовем маму птенца – птица…правильно…
П- Ребята, спасибо, я поняла кто я, но у меня есть друзья птенцы, которые
потеряли своих мам, и забыли какие они птички, как называются, может вы и
им поможете?
Д – Поможем.
П – Ура, ребята, вы такие молодцы! Я очень рады, но мне так хочется кушать,
что портиться настроение.
В – Давайте ребята, угостим птичку? Слепим из пластилина зернышки, какого
они будут цвета? Сколько у нас птенцов, а сколько нужно зернышек? А какой
формы зернышки будем лепить? Да , мы будем лепить желтые, круглые
зерна. Много.
П – Спасибо, ребята, у меня такое хорошее настроение, я сыта и мне весело
В – Мы совсем забыли про птенцов.!Поможем, показывай нам потерявшихся
детенышей!(изображение утенка, цыпленка, гусенка, индюшонка),
сравнивают носы, клювы, лапки. Называйте мне дети, кто какую птичку
узнал…
А где вы их видели? Где они живут? (в деревне, на даче)
В- Если они живут в деревне, около дома, значит они какие?...домашние…
птицы
В- А давайте их сравним с другими животными.
Лапы у них совсем другие, и их всего 2, а не 4.
Вместо лап – крылья.
Вместо носа – клюв.
Вместо шерсти – перья.
И хвост другой – веером.
В – Это, ребята, птицы домашние, а если они домашние, то поселим их у
дома. (Ставим дом на стол и, у дома, располагаем игрушки птиц).
В – Домашним птицам люди тоже строят домики – сараи, их называют
курятниками. Давайте и мы попробуем построить курятник. Вот на полу у нас
лежат кубики. Что нужно строить сначала, а что потом? Правильно, сначала
стены, не забыть проем для входа, а затем и крышу. Красивый у нас
получился курятник молодцы. Птиц может быть много, а курятника хватит и
одного. А если у хозяина птиц очень много, то и домиков для птиц тоже
может быть несколько, чтобы все птички входили в домик. Курятник может
быть большой, а может быть маленький. У нас птичек не много и нам хватит
одного курятника.
(Рядом ставим курятник, стучим в него)
- Тук-тук, кто в курятнике живет? Выходит курица и утка. – Здравствуйте,
ребята, мы хотим проверить, знаете ли вы, кто мы и правильно ли мы тут
живем или у нас должен быть другой домик. Ребята, давайте по схеме
проверим, кто же к нам вышел звери или птицы.(схема квадраты с
изображением каждой части тела птицы отдельно: лапы, перья, крылья,
голова, клюв, хвост)
П- Ура, все правильно….вы живете там, где нужно….Вы же птицы и должны
жить в курятнике.
П- Я так переволновалась, что захотела есть..Чем же вы меня будете
кормить? Кто знает, чем в деревне птиц кормят? (зерном, пшеном,
семечками, фруктами)
Игра – имитация. Воспитатель в роли бабушки, дети в роли домашних птиц:
мальчики – утята, девочки – цыплята. На зов ути-ути выходят за едой, клюют
зерна утята. На зов цып-цып выходят за едой, клюют цыплята.
В - Ребята, кто вы сейчас, повторите (цыплята и утята)
-Как вас назвать, одним словом? Птицы! А какие?
-Каких домашних птиц вы знаете, давайте вспомним все вместе.
В - дети, а как вы думаете, помогают ли человеку птицы, которые живут у
него. Правильно, помогают….давайте вместе подумаем и как же они
помогают. (несут яйца, дают перо, поднимают настроение)
В – К нам кто то стучит, передали фото. Что это за животное, зверь или
птица? А как вы догадались, что это птица? Воробей тоже несет людям яйца?
А домик люди воробью построили? А кормят ли люди воробьев? Правильно,
он сам ищет себе еду, ест червяков, например. А живет он на воле и вьет на
деревьях гнезда. А воробей домашняя птица? Правильно – дикая. Воробей
боится людей, когда к нему подходишь, он улетает.
А куры, гуси, утки боятся людей. Нет, они домашние, правильно.
А воробей, какой? Да, дикий. Давайте поселим воробья в парк. (прикрепляем
на дерево) А каких вы еще знаете диких птиц?(предлагаю детям картинки:
голубь, ворона, снегирь, синица, дятел) Как мы назовем всех этих птиц одним
словом? Дикие птицы, все верно.
- Чем питаются дикие птицы в лесу, на лугу, на полях?(зерном, семенами,
червяками и т.д.) А куда мы их поселим? В лес. Авы видели диких птиц у нас в
городе? (у дома, в парке, на участке) Тут птиц пугают собаки.
- Давайте поиграем в игру « Собака и птицы». Когда собака спит, вы летаете и
гуляете, а когда просыпается, улетаете прятаться.(2-3 раза)
- Птицы прилетают в город, потому что в лесу очень голодно и холодно
зимой. Люди их подкармливают, развешивают кормушки. Но стоит человеку
подойти к птицам, они улетают и боятся. Давайте нарисуем диким птицам
зернышки мелом на доске, а сначала разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Птички дикие летали, все играли и летали
взмахи кистями
На кормушку прилетели, поскакали, поклевали
хлопки ладонями по ногам
Поклевали, поскакали и обратно улетели. Щипки, хлопки, взмахи
Теперь подходим, рисуем по три зернышка в нашу кормушку. А какой она
формы, наша кормушка? Правильно, треугольная. Подходите, рисуем и
садимся снова на стульчик. Замечательно всем птичкам теперь хватит зерен и
они нам будут очень благодарны , что мы спасли их от голода.
Молодцы, ребята, а теперь я хочу узнать все ли вам понравилось в занятии?
Давайте, поблагодарим друг друга за занятие (хлопаем в ладоши). Теперь
можно идти играть.