"Психолого-педагогические аспекты нравственно-эстетического воспитания обучающихся ДХШ по средствам изобразительного творчества"
Автор: Тимшина Ольга Леонидовна Должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе Учебное заведение: МБУДО "Детская художественная школа" Населённый пункт: город Киров, Кировская область Наименование материала: методическое сообщение Тема: "Психолого-педагогические аспекты нравственно-эстетического воспитания обучающихся ДХШ по средствам изобразительного творчества" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская художественная школа» города Кирова
Сообщение
«Психолого-педагогические аспекты нравственно-
эстетического воспитания обучающихся ДХШ по
средствам изобразительного творчества»
Выполнила:
Тимшина О.Л.
Заместитель директора по УВР
Киров, 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1
Введение
2
2
Психолого-педагогические особенности
подросткового
возраста.
2
3
Культура взаимоотношений преподавателя и
обучающегося как основа воспитания.
7
4
Понятие нравственно-эстетического воспитания
обучающихся ДХШ.
8
5
Заключение
9
6
Библиографический список
11
Введение.
В системе воспитания базовой культуры личности, являясь её составной
частью,
нравственно-эстетическое
воспитание
подчинено
всестороннему
развитию личности. На основе эстетики, учения об искусстве как форме
проявления
духовной
культуры
человечества
эстетическое
воспитание
утверждает
эстетический
идеал,
понимание
прекрасного,
развивает
эстетический вкус. Творческие способности вносить прекрасное в жизнь,
строить её.
Искусство – яркая страница нашей истории, наше великое национальное
достояние.
П.
Блонский
1
отмечал:
«
Через
национальное
воспитание
–
к
общечеловеческой
культуре».
Актуальность
этой
проблемы
не
вызывает
сомнений, так как именно сейчас, когда в обществе столько бездуховности,
противоречий
и
ожесточения,
подростку
очень
сложно
обрести
верные
эстетические
и
нравственные
ориентиры.
Сформировать
понятие
о
подлинных
художественных
ценностях,
о
непреходящем
значении
нашей
национальной художественной культуры – это значит заложить серьёзные
основы национального самосознания личности подростка.
Итак, нравственно-эстетическое воспитание – это, во-первых, процесс
целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности
воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать её.
В-третьих,
задача
эстетического
воспитания
формирование
эстетических
вкусов
и
идеалов
личности.
И,
наконец,
в-четвёртых,
-
развитие
способности
к
самостоятельному
творчеству
и
созданию
прекрасного
по
средствам
изобразительного творчества.
Своеобразное
понимание
сущности
эстетического
воспитания
обуславливает и различные подходы к его целям. По этому проблема целей и
задач эстетического воспитания требует особого внимания.
Объектом исследования в данной работе является подросток и его
потребности.
Предметом исследования – формирование нравственно-эстетических
потребностей обучающихся ДХШ.
1. Психолого – педагогические особенности подросткового возраста.
Древнерусское слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу.
«Отрок» буквально означает «не имеющий права говорить» (от слов «от» и
«рок»). В словаре Даля подросток определяется как «дитя на подросте»,
около 13-14 лет, а юноша – как «молодой», «малый», «парень от 15 до 20 лет
и более». Но это деление весьма условно. Лев Толстой в своей трилогии
считает хронологической гранью между отрочеством и юностью 15-летие, а
герою «Подростка» Ф. М. Достоевского уже перевалило за 20.
Возрастные категории всегда обозначают не только и не столько возраст
и
уровень
биологического
развития,
сколько
общественное
положение.
Социальный статус лица. В наше время подростковый (отроческий) период –
это возраст от 11 до 15 – 16 лет.
1
Блонский. П. П. Избранные педагогические произведения., М., 1964.
Периодизация жизненного пути всегда включает указание на то, какие
задачи должен решить человек, достигший определённого возраста, чтобы
своевременно перейти в следующую фазу жизни.
Переход от детства к взрослости оформляется в современном обществе
определённым ритуалом: вручение паспорта, аттестат зрелости, посвящение
в рабочие или студенты. Как писал выдающийся советский психолог Л. С.
Выготский,
1
переходный
возраст
включает
в
себя
два
ряда
процессов.
Натуральный
ряд
составляют
процессы
биологического
созревания
организма,
включая
половое
созревание,
социальный
ряд
–
процессы
обучения, воспитания, социализации в широком смысле слова. Процессы эти
всегда взаимосвязи, но не синхронны.
Во-первых, различны темпы физического и психического развития, в
интересах, в умственной зрелости, уровне самостоятельности детей, причём
различия эти – не исключение, а правило.
Во-вторых, существуют большие внутренние диспропорции: отдельные
биологические системы организма могут созревать в разное время.
В-третьих,
социальное
возмужание
по
времени
не
тождественно
физическому.
Физическое
созревание
подростков
происходит
сегодня
значительно быстрее и заканчивается раньше, чем в прошлом столетии. С
социальным же созреванием дело обстоит гораздо сложнее. Сроки обучения
за
последние
годы
заметно
удлинилось.
Современная
молодёжь
учится
значительно дольше.
Психологически этот возраст крайне противоречив, он характеризуется
максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшая
психологическая особенность его – чувство взрослости. Оно выражается в
том,
что
уровень
притязаний
подростка
предвосхищает
будущее
его
положение, которого он фактически ещё не достиг. Именно на этой почве у
подростка
возникают
типичные
возрастные
конфликты
с
родителями,
педагогами и с самим собой. В целом это период завершения детства и начала
«вырастания» из него
2
.
Длительность
подросткового
периода
часто
зависит
от
конкретных
условий воспитания детей, от того, насколько велик разрыв в нормах и
требованиях, предъявляемых к ребёнку и взрослому. От ребёнка требуют
послушания, от взрослого – инициативы и самостоятельности.
Контрастность детства и зрелости, между которыми он «находится»,
затрудняет подростку усвоение взрослых ролей и порождает много внешних
и внутренних конфликтов. Общие закономерности подросткового возраста
проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от
окружающей подростка среды и условий воспитания, но и от особенностей
организма или личности.
Переходный возраст всегда считался критическим. Но насколько резкими
и всеобъемлющими оказываются перемены в личности разные психические
качества
изменяются
по-разному:
одни
–
быстро,
другие
остаются
1
Выготский. Л. С. Психология искусства.
2
В мире подростка/под ред Бодалева. А. А.-М., 1980.
относительно прежними на протяжении всей жизни. Различна и степень
возрастной изменчивости личности в целом: одни люди сильно меняются при
переходе от детства к юности, а другие – нет. У одних отрочество и юность
протекают бурно и болезненно, у других – спокойно и плавно. Это зависит от
окружающей среды и воспитания, так и от врождённых свойств организма.
Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления
к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности.
Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера –
настойчивость,
упорство
в
достижении
цели,
умение
преодолевать
препятствия и трудности
1
.
Подростковый
возраст
характеризуется
известной
импульсивностью.
Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом уже
осознают, что следовало бы поступить наоборот.
Внимание подростка характеризуется не только большим объёмом и
устойчивостью. Но и специфической изобретательностью. В этот период уже
может быть преднамеренное внимание.
Изобретательным,
целенаправленным,
анализирующим
становится
и
восприятие. Значительно увеличивается объём памяти, причём не только за
счёт лучшего запоминания материала, но и его логического осмысления.
Память
подростка,
как
и
внимание,
постепенно
приобретает
характер
организованных, регулируемых управляющих процессов
2
.
Важная
особенность
этого
возраста
–
формирование
активного,
самостоятельного,
творческого
мышления.
Бурно
развиваются
чувства
подростков.
Под
влиянием
окружающей
среды
в
процессе
целенаправленного
воспитания
происходит
формирование
мировоззрения
подростков,
их
нравственных
убеждений
и
идеалов.
Складываются
и
развиваются
моральные
чувства
патриотизма,
интернационализма,
ответственности
и
другие. Этот возраст характеризуется и сложными эстетическими чувствами.
Формированием
эстетических
отношений
к
действительности.
При
значительной склонности к романтичному у подростков более реалистичным
и
критичным
становится
воображение.
Повышенный
интерес
к
своей
личности,
потребность
в
осознании
и
оценке
своих
личных
качеств.
Возможность
осознать,
оценить
свои
личные
качества,
удовлетворить
свойственное
ему
стремление
к
самоусовершенствованию
подросток
получает в системе взаимодействия с «миром людей». Подросток ждёт от них
понимания, доверия. Если же взрослые не считаются с тем, что подросток
уже
не
маленький
ребёнок,
то
с
его
стороны
возникают
обиды
и
разнообразные
формы
протеста
–
грубость,
упрямство,
непослушание,
замкнутость,
негативизм.
Лишь
как
следствие
неправильного
подхода
к
подростку,
когда
не
учитываются
его
психологические
особенности,
как
следствие недоработок воспитания порой возникают конфликты и кризисы,
ни в коей мере не являющиеся роковыми и неизбежными.
1
В мире подростка/под ред. Бодалева.А.А.
2
Кордуэлл.М. Психология от А до Я/ пер.-М.,1999.
В жизни подростка много времени отводится учебе, так как подросток –
всегда учащийся.
Для нас представляет интерес в процессе обучения – приобщение к
знаниям по изобразительному искусству. Мир прекрасного…. Приобщение к
нему
раздвигает
горизонты
видения
окружающего,
создаёт
новые
потребности, совершенствует вкус, Формирование способности полноценно
воспринимать, глубоко чувствовать и понимать прекрасное в искусстве, в
природе – важнейшая задача воспитания.
«Для
меня
главной
была
установка
на
воспитание
СПОСОБНОСТИ
эмоционально
относиться
к
красоте
и
ПОТРЕБНОСТИ
во
впечатлениях
эстетического
характера»,
-
писал
В.
А.
Сухомлинский.
1
Он
стремился
научить каждого своего воспитанника «…жить в мире прекрасного, чтобы он
не
мог
жить
без
красоты,
чтобы
красота
мира
творила
красоту
в
нём
самом…» Приобщение к прекрасному в любой форме – это воспитание
увлечённости, пробуждение активного, творческого отношения к миру.
Важнейшим
средством
приобщения
к
миру
прекрасного
становится
художественная деятельность человека, которая выступает и как усвоение, и
как создание эстетических ценностей. Это активный процесс, требующий
творческих сил личности, определённых знаний и умений, которые в этой
деятельности и приобретаются, и проявляются.
Включение
в
изучение
искусства
особенно
важно
в
подростковом
возрасте,
когда
налицо
новый
уровень
развития
самосознания,
яркость
чувств,
постоянное
стремление
к
новым
впечатлениям,
к
общению
и
самовыражению. Вместе с тем особенности подростка накладывают свой
отпечаток на его художественную деятельность и на восприятие изученного
искусства:
здесь
имеют
значение
и
его
неумение
просто
созерцать,
его
стремление действовать активно.
Известно влияние в этом возрасте сверстников, той контактной группы, к
которой
подросток
принадлежит.
Характер
присвоения
художественных
ценностей, отношение к ним зависят от особенностей развития мальчиков и
девочек. Так у девочек в подростковом возрасте в большей степени, чем у
мальчиков, имеются повышенное внимание к собственной внешности, забота
о том впечатлении, которое она производит, болезненная чувствительность и
ранимость, если её самооценка своих внешних данных низкая.
Мальчик – подросток не так чувствителен к своим внешним данным, но
и
он
далеко
не
безразличен
к
своему
положению
в
среде
сверстников,
собственному престижу в их глазах. И всё это сочетается со стремлением
казаться
независимым,
самостоятельным,
равнодушным
к
мнению
окружающих.
Отсюда
и
некоторые
особенности
в
восприятии
и
переживании эстетических явлений.
Потребность
в
эстетических
впечатлениях
верное
восприятие
эстетических
явлений
воспитываются
в
самых
различных
областях
искусства.
Необходимо
заботиться
о
приобретении
известных
знаний
и
умений
и
обогащении
опыта
общения
с
искусством.
При
этом
1
В мире подростка /под ред. Бодалева. А. А., - М., 1980.
вырабатываются
эстетические
потребности
и
вкусы:
тяга
к
занятиям
искусством,
умение
отличать
подлинно
прекрасное
от
подделок.
Удовлетворение
и
развитие
художественных
интересов
создаёт
благоприятные
условия
формирования
личности
подростка,
делает
содержательным его досуг, его любимые занятия.
Уровень
эстетической
воспитанности
подростка
определяет
те
приобретения,
которые
он
сделал,
побывав
в
музее,
на
концерте
в
филармонии, на спектакле в театре. Но и сам этот уровень – производное от
опыта
и
знаний,
которые
обогащаются
через
восприятие
образцов
подлинного искусства. Восприятие произведений искусства – это сложный
процесс, в котором есть своя специфика, свои тонкости.
Подросток
озабочен
мнением
о
себе
сверстников,
он
эмоционально
напряжён
и
не
может
полностью
показать
свои
переживания,
боится
проявить свои чувства растроганность, волнение, сопереживание, ибо ему
кажется,
что
над
ним
будут
смеяться,
заподозрят
в
«детскости»
и
пр.
Особенно это проявляется у подростков – мальчиков.
Воспитание общей культуры, выработка самостоятельности суждений,
любви
к
искусству
–
всё
это
способствует
глубине
и
полноценности
художественного восприятия. У воспитанных в художественном отношении
подростков нет стеснения друг перед другом, «оглядки» на соседа. Обмен
мнениями,
разговор
о
впечатлениях
от
шедевров
мирового
искусства
способствуют
художественному
и
нравственному
обогащению
личности
подростка.
«На
уроках
рисования
формируется
деятельность
характерная
для
искусства, - эстетическая.
Значит
мы
должны
формировать
у
наших
учеников
деятельность
эстетическую.
Но
здесь
речь
идёт
о
доминировании
эстетической
деятельности, так как в реальном преподавании разделить познавательную и
эстетическую
деятельности,
являющиеся
двумя
сторонами
единого
человеческого
сознания,
невозможно,
хотя
теоретически
это
сделать
необходимо», - пишет кандидат педагогических наук Л. В. Пешикова.
1
Развитие
в
процессе
преподавания
рисунка
духовного
мира,
нравственности и творческого начала у учеников. Говоря словами психолога
С. Л. Рубенштейна, мы взялись за строительство «человека большого плана»,
за воспитание духовности – « высших уровней человеческой жизни».
2
Мы
можем
утверждать,
что
эстетическое
развитие
учеников
одновременно явится и их нравственным ростом: от постижения жизни через
конкретные
произведения
искусства
до
осознания
обобщённой
картины
ценностей каждой эпохи, а также вечных проблем человечества, духовных
ценностей на все времена. Такое познание, несомненно, поможет подросткам
рассматривать
свои
собственные
жизненные
проблемы
в
русле
проблем
многих людей, ощутить себя частицей большого мира, свою причастность к
1
Пешикова Л. В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе. М., 2002. С.11.
2
Рубенштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1973. С. 372, 350.
жизни
человечества,
поможет
поверить
в
свои
собственные
силы
и
возможности.
3
Однако
художественная
деятельность
подростка
–
это
не
только
восприятие искусства, но и его воспроизведение. «Каналы восприятия и
воспроизведения»
(Мурадели)
не
совпадают:
восприятие
может
быть
достаточно
богатым,
эстетически
полноценным,
а
воспроизведение,
т.
е.
собственное исполнение, примитивным и несовершенным, ибо оно требует
существенных художественных умений в данном виде искусства.
Занятия,
направленные
на
изучение
изобразительного
искусства
в
подростковом
возрасте
ценны
влиянием
на
общее
развитие
личности,
обогащением её духовной культуры, совершенствование
его личности и
мировоззрения.
Искусство. Которое входит в мир подростка, облагораживает его чувства,
формирует характер, помогает воспитанию высоких человеческих качеств.
Задачи: обогащать
духовный
мир
учащихся,
воспитывать
чувства
и,
вооружая их опытом поколений, помочь молодым людям «открыть в себе
человека» (Достоевский); развивать понимание искусства, способность быть
читателем,
зрителем,
слушателем,
т.
е.
способность
и
стремление
воспринимать художественную культуру в течение всей жизни.
2. Культура взаимоотношений преподавателя и обучающегося как
основа воспитания.
Общение
преподавателя
и
обучающегося
таит
всегда
в
себе
много
неожиданного.
Перепады
настроения
подростка
с
трудом
поддаются
сиюминутному анализу, но педагог обязан распознать их, и умело, тактично
управлять настроениями в процессе общения.
Общение этих двух сторон представляет собой цепочку взаимосвязных и
взаимообусловленных друг с другом, осуществляемых в различных формах и
обстоятельствах.
Особую
роль
играет
преподаваемый
педагогом
предмет.
Любой предмет учебного заведения уже содержит определённые основания
для
воспитательного
воздействия,
для
духовных
контактов,
обмена
информацией и мнениями. Однако качество преподавания предмета имеет
особое значение в формирование интереса и авторитета, любви, доверия к
преподавателю. Но обеспечение преподавания по формированию интереса к
изучаемому
предмету
невозможно
без
знания
некоторых
особенностей
психологии
общения
на
занятиях.
А.Н.
Леонтьев
писал,
что
проблема
обучения – это, прежде всего проблема психологии общения и «решить её, не
обращаясь
к
тому,
что
имеет
сказать
по
этому
психология
общения,
невозможна».
1
Л. Н. Толстой совершенно справедливо полагал, что воспитательный
процесс
лежит
в
преподавании
предмета,
в
любви
педагога
к
своему
предмету
и
её
любовной
передаче.
«Хочешь
наукой
воспитать
ученика,-
подчёркивал он,- люби свою науку и знай её, и ученики полюбят тебя, и
3
Пешикова. Л. В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе. С. 15.
науку, и ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь её, то, сколько бы ты
ни заставлял учить, наука не произведёт воспитательного влияния».
2
Необходимо,
чтобы
урок
всегда
нёс
в
себе
творческое
начало,
был
средством заинтересованного общения преподавателя и учащегося.
Общение
на
уроке
более
доходчиво
и
достигает
цели,
если
его
обуславливает
соответствующая
психологическая
атмосфера,
настрой,
поглощенность делом. «Посеешь привычку – пожнёшь характер» - говорит
народная мудрость.
3. Понятие нравственно-эстетического воспитания обучающихся
ДХШ.
Понятие
«эстетика»
впервые
введён
в
научный
обиход
немецким
философом А. Баумгартеном. В настоящее время термином «эстетика»
обозначают
философскую
науку,
изучающую
два
взаимосвязанных
круга
явлений: сферу эстетического как специфическое проявление ценностного
отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей.
История
развития
нравственно-эстетической
мысли
проходит
несколько
этапов. Так, в эпоху античности, Средневековья, Возрождения и раннего
Просвещения отмечали факт возникновения у людей в процессе
чувственного восприятия многих явлений действительности мотивационно-
ценностного отношения к ним, выражающихся в эстетических переживаниях.
В
этот
период
появились
зачатки
возрождающейся
науки
о
чувственном
познании
действительности.
Немецкая
философия
(Кант,
Гегель,
Шопенгауэр,
Шеллинг,
Шиллер
и
др.)
оказала
определённое
влияние
на
становление,
и
развитие
нравственно-эстетической
мысли
в
России
(Белинский,
Чернышевский,
Герцен
и
др.)
в
результате
чего
теории
и
нравственно-эстетические
концепции
русских
демократов
способствовали
дальнейшему развитию нравственно-эстетических воззрений современников.
В начале 20 века в качестве ориентира нравственно-эстетического
1
Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1979
2
Толстой Л. Н. Воспитание и образование// Собр. соч.; В 22т.- М., 1983.
воспитания
рассматривалась
роль
эмоционального
фактора
в
жизни
людей как неотъемлемого качества гармоничного устройства мира, искусства
как
средства
воспитания,
роль
нравственно-эстетической
деятельности
человека
в
жизни
общества,
творческих
способностей
во
всестороннем
развитии личности.
В
философской,
психолого-педагогической
литературе
достаточно
полно освещены различные аспекты проблемы нравственно-эстетического
воспитания.
Так,
имеются
работы,
посвящённые
общим
вопросам
нравственно-эстетического
воспитания,
разработке
его
понятийного-
терминологического аппарата, определению сущности и задач (А.И. Буров,
Н.И. Киященко, В.А. Разумный, В.К. Скатерщиков), психологических (В.Г.
Асеев, М.Н. Афасижев, Л.И. Божович) и педагогических (И.Ф. Гончаров, Д.Б.
Кабалевский,
Е.В.
Квятковский,
Н.А.
Кушаев)
аспектов
нравственно-
эстетического воспитания.
Каждый учащийся получает эстетическое развитие, пробуя свои силы в
рисунке и живописи, при любознательном отношении и влюблённости в
искусство. Постигая все разнообразие окружающего мира, изучая форму и
конструкцию различных предметов, изображение фигуры человека и т.д,
учащиеся развивают наблюдательность и художественный вкус.
Рисование
предметов
с
натуры
учит
наблюдательности
и
«точности
глаза».
Художник
Грабарь.
И.Э.
писал:
«Рисование
с
натуры
–
основа
профессиональной
культуры
художника,
независимо
от
того,
какой
вид
искусства он предпочитает».
От Платона до Толстого искусство обвиняли в возбуждении эмоций и в
нарушении тем самым порядка и гармонии нравственной жизни. Поэтическое
воображение, согласно Платону, питает наш опыт печали и наслаждения,
любовные
утехи
и
гнев,
орошая
то,
чему
без
фантазии
надлежало
бы
засохнуть. Толстой видел в эмоциональном воздействии искусства источник
заразительности. Но ведь эстетический опыт - это опыт созерцания. Это
достижение
такого
состояния
духа,
которое
отличается
от
холодных,
взвешенных теоретических рассуждений.
Существует
множество
естественных
красот,
у
которых
нет
специфически эстетического характера. Органическая красота пейзажа – не
то же самое, что мы чувствуем в произведениях великого пейзажиста.
Созерцание как собственно человеческое состояние формирует личность
и
отношение
к
миру,
к
людям,
к
жизни.
У
подростков
периодически
происходит приход к моментам созерцания, соприкосновения с актуальной
бесконечностью, погружения в неё индивид не реализуется как человек. И
такие «прорывы» разной силы и длительности с ним обязательно случаются в
эстетическом созерцании, религиозном благоговении, в любви, в моментах
творческого вдохновения, ощущения своего родства со всей жизнью и т.п.
Это важнейшие моменты реализации личности.
Отношение
к
Миру
как
миру
объектов,
подлежащих
познанию
и
использованию,
опосредует
и
в
значительной
степени
глушит
пробивающийся из нутрии, а иногда и вырывающееся из-под власти рассудка
более глубокое эстетическое и религиозное восприятие мира.
Для
юноши
таинственность,
увядающая
в
бе с ко н еч н о с т и ,
«несказанности»
мира
выступает
как
необыкновенная,
восхищающая
его
ценность,
захватывающая
его
воображение
и
преобразующая
весь
эмоциональный
строй
его
души,
размывающая
всё,
что
опосредует
его
восприятие мира, в том числе и сферу анализирующего рассудка. В этом и
состоит «работа» и назначение юности: вывести себя за пределы субъектно-
объектного отношения, всякой конечной предметности и соответствующей
действительности к непосредственному восприятию Мира как ТЫ (ТЫ –
«благонамеренного»,
родственного,
любящего
моё
Я).
Тогда
становится
возможным
переход
за
пределы
конечных
норм
морали
к
бесконечным
принципам
нравственности,
за
пределы
справедливости
к
покаянию
и
прощению. И юноша уже может пожалеть, простить и принять социальный
мир
взрослых
со
всеми
его
ограничениями
и
рассматривать
его
как
нуждающийся в его работе, его духовной помощи.
Переход от подростковости к юности – своего рода прорыв, в условиях
современной цивилизации чреватый опасностями и срывами, а в наше время
всё
более
затрудняющийся.
Но
если
индивиду
удаётся
перейти
в
фазу
взрослости, сохранив принесённые с горных высот духовный потенциал и
творческую энергию юности, для него открывается и возможность стать
творцом. Так формируется духовная элита общества (в противоположность
социальной).
Заключение.
Всё вышеизложенное связано с подростковым и юношеским возрастом,
где
определяющей
является
рефлексия.
При
этом
фазу
рефлексии,
включающую в себя созерцание, нельзя представлять как непрерывный покой
и
неподвижность,
хотя
такие
моменты
(созерцание)
необходимо
в
ней
присутствуют. Она может сопровождаться разнообразной деятельностью, но
важно то, что внутреннее состояние и переживание реальности не задано
этой
внешней
деятельностью,
предметностью.
Оно
определяется
трансцендентной глубиной отношения с Миром как целым.
Культурный потенциал личности можно представить в виде сочетания
ряда элементов и направление воспитательной работы, их много в нашем
исследовании рассматривались только те которые формируют духовный мир
личности:
нравственная
кул-ра
–
формирование
отношения
к
Род и н е ,
общественной системе и государству, к людям, к труду, к самому себе на
уровне общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры общения;
эстетическая
кул-ра
–
формирование
потребности
в
высоких
культурных
и
духовных
ценностях,
в
их
дальнейшем
преумножении,
развитии творческих способностей;
формирование духовно-нравственной культуры (воспитание гуманности,
доброты,
терпимости,
формирование
духовно-нравственного
идеала,
экологической культуры, готовность к семейной жизни);
художественно-эстетическое воспитание (формирование эстетических
знаний, художественно-эстетического вкуса, идеала, развитие художественно-
эстетического творчества).
Одним из важнейших областей духовной жизни человечества является
искусство,
которое
в
художественных
образах
отражает
разные
стороны
человека
и
его
бытия.
Понимание
изобразительного
искусства
доступно
каждому, но особенно оно открывается тем, кто творит сам: человек по-
новому начинает воспринимать окружающий мир, замечать прекрасное в том,
что раньше казалось обыденным.
Эстетическое
воспитание
средствами
изобразительного
творчества
охватывает широкий круг вопросов – от специфических художественных до
философских
и
общекультурных,
по
своему
содержанию
неразрывных
с
наукой об искусстве, а в своих методах – с педагогикой, психологией.
Формируя
нравственно-эстетическое
развитие
подростка
необходимо
использовать весь спектр приёмов и методов современной дидактики.
Библиографический список
1.
Абрамова. Г. Возрастная психология. – Екатеринбург. 2000.
2.
Акимова. М. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. –
М., 1992.
3.
Алпатов.
М.
Немеркнущее
наследие:
Книга
для
учителя.
–
М.:
Просвещение, 1990. С.193 – 196.
4.
Выготский Психология искусства.
5.
В мире подростка /под ред. Бодалева. А. А. – М., 1980.
6.
Галицких. Е.О. Духовное развитие личности. – Киров., 1997.
7.
Курс общей, возрастной и педагогической психологии /под ред. Гамезо.
М. – М.,1982.
8.
Кордуэл. М. Психология от А до Я /пер. с англ. Ткаченко. К. С. – М.,
1999.
9.
Мудрик. А. Обучение в процессе воспитания. Учебное пособие. – М.,
2001.
10.Немов. Р. Психология. – М., 1989.
11.Пешикова. Л. В. Методика преподавания МХК в школе. – М., 2002. С. 8
– 23.
12.Подласый. И. Педагогика. – М., 1996.
13.Якобсон. П. Психология художественного творчества. – М., 1971.