Индивидуальная коррекционно-развивающая программа воспитателя интерната – как средство достижения успеха ученика
Автор: Тымчишин Лидия Станиславовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МОУ "Школа-интернат среднего общего образования с.Ныда" Населённый пункт: ЯНАО, Надымский район, с. Ныда Наименование материала: статья Тема: Индивидуальная коррекционно-развивающая программа воспитателя интерната – как средство достижения успеха ученика Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ с.Ныда»
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа воспитателя
интерната – как средство достижения успеха ученика
Тымчишин Лидия Станиславовна,
педсовет №4 от 23.03.2016г.
В
настоящее
время
возросло
число
учеников,
которые
в
силу
своих
индивидуальных психологических особенностей развития, не могут освоить
общеобразовательную
программу.
В
соответствии
с
требованиями
ФГОС
появляются новые программы, новые подходы в обучении и воспитании таких
детей.
Однако,
образовательная
среда
–
необходимое
условие
для
качественного
развития
личности
каждого
ребенка,
если
учебно-
воспитательный
процесс
и
содержание
образования
соответствуют
его
индивидуальным возможностям.
Ребенок,
воспитание
и
обучение
которого,
вследствие
дефектов
в
развитии, происходит медленнее, лучше усвоит необходимые умения, если
формировать
их
организованно,
наиболее
эффективными
методами
и
приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни.
Поэтому,
педагогу
необходимо,
знать
особенности
развития
ребёнка
с
ограниченными возможностями и реализовать индивидуальную коррекционно-
развивающую
программу.
Она
должна
содержать
такие
задачи,
решение
которых доступны ребенку в зоне ближайшего развития, а также указание на
методы
и
приемы,
которые
позволят
ему
добиться
успеха.
Составление
индивидуальной
программы
по
коррекционно-развивающему
обучению
–
процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать
эту
программу,
мы
открываем
перед
ребенком
новые
возможности
его
развития.
В группе № 3 пятнадцать воспитанников. Из них два воспитанника
имеют рекомендации тПМПК (статус детей с ограниченными возможностями
здоровья).
Эти
воспитанники
в
этом
учебном
году
заканчивают
9
класс.
Основная работа с ними направлена на профессиональное самоопределение.
Есть в группе воспитанники младшего школьного возраста с очень низкой
познавательной
активностью,
с
трудностями
в
усвоении
программного
материала: Бедность зрительных представлений, ограниченный игровой опыт,
недостаточное ознакомление с предметными действиями, недоразвитие речи
лишают этих детей той необходимой базы, в которой полноценно развивается
мышление, познавательная способность.
Период младшего школьного возраста является наиболее благоприятным
для формирования социально-значимых качеств личности ребенка. Именно в
это
время
закладываются
основы
будущей
учебно-воспитательной
деятельности, идет активное развитие его познавательных возможностей.
Целью коррекционно-развивающей работы с воспитанниками группы
№3
является
развитие
познавательных
процессов:
внимания,
восприятия,
памяти, развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и
взрослыми,
раскрытие
творческого,
нравственного,
интеллектуального
потенциала слабоуспевающих детей.
Основные задачи, которые стоят перед воспитателем и воспитанниками:
создать условия для самовыражения через ситуацию успеха;
совершенствовать познавательные процессы: восприятия, памяти,
внимания, мышления, творческих способностей, воображения, речи;
корректировать
нежелательные
личностные
особенности
поведения,
настроения;
развивать чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других;
вырабатывать положительные черты характера, способствующих лучшему
взаимопониманию при общении.
В коррекционно-развивающей работе со слабоуспевающими детьми
использую:
1.Дидактические игры на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия:
«Угадай по описанию», «Чудесный мешочек», «Говори наоборот» и. т. д.,
кроссворды, ребусы, лего, пазлы, конструкторы.
2.Игры: словесные, подвижные, сюжетно-ролевые. «Летает, не летает», «Волк
и олени», «Хозяйка чума».
3.Чтение художественной литературы ненецких писателей.
4.Свободное и тематическое рисование. «У тундры в гостях», «Мой чум»
5.Беседы с детьми на различные темы. «Как себя вести», «Этот удивительный
этикет» и т.д.
6.Сочинение историй, сказок. «Сказка об олененке», «Летом в тундре»
7.Развитие навыков самообслуживания.
8.Привлечение в клубную деятельность, в общественно-полезный труд.
На практических занятиях и в свободное время
эти дети занимаются
лепкой из пластилина, тестолепкой, оригами, принимают активное участие в
спортивных мероприятиях.
Для
повышения
качества
коррекционно-развивающей
работы
с
воспитанниками интерната воспитателю необходимо выполнять ряд условий:
использовать разные задания от простого к сложному;
формировать УУД на всех этапах учебно-воспитательного процесса.
использовать на занятиях с детьми ЗПР, ОВЗ разные упражнения, игры,
направленные на развитие внимания, памяти, восприятия.
создавать
необходимый
психологический
микроклимат
на
занятиях,
доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние
успеха.
Важным
условием
обучения
и
воспитания
детей
с
ОВЗ
является
организация
групповых,
индивидуальных
коррекционно-развивающих
занятий,
которые
дополняют
воспитательную
работу
и
направлены
на
преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для детей
с ограниченными возможностями в здоровье.