Герои и их поступки в сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб"
Автор: Суркова Ольга Сергеевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ "Лицей №13" Населённый пункт: город Петрозаводск, Республика Карелия Наименование материала: методическая разработка Тема: Герои и их поступки в сказке К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб" Раздел: полное образование
Урок литературы в 5 классе
Герои и их поступки в сказке К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб»
Автор: Суркова Ольга Сергеевна
учитель русского языка и литературы
МОУ «Лицей № 13»
г. Петрозаводска
Республики Карелия
Цель урока: совершенствование навыков анализа текста; развитие творческих
способностей учащихся.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Планируемые результаты:
Предметные: расширить у учащихся представление о жанре "сказка"; роль сказки в жизни
современного человека; развитие навыков анализа текста, выразительного чтения; развитие
диалоговой формы общения внутри микрогруппы, творческого потенциала.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и
произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и
восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию
мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в
развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных
способностей.
Личностные УУД: готовность и способность к саморазвитию, стремление к речевому
самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке
своих действий, поступков;
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание
обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой
выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: слайд-проектор, учебник, тетради.
Метапредметные связи: русский язык, живопись.
Организационн
ый момент
Настроить учащихся на
работу.
-Перед Вами листы
рефлексии, оцените по 10-
тибалльной шкале Ваше
настроение и готовность к
уроку.
Учащиеся
оценивают своё
настроение.
Личностные:
самоопределение
Регулятивные:
самоконтроль
готовности
Актуализация
знаний и
постановка
Выявить уровень знаний.
- Сейчас мы вспомним
сюжет сказки, 1. Раненый
Учащиеся
восстанавливают
сюжет сказки при
Коммуникативны
е: планирование
учебного
проблемного
вопроса
посмотрите на
слайды, что их
объединяет? (на
слайдах
представлены
персонажи
сказки и
пейзажи из неё)
конь
2. Хлеб
3. Сорока на дереве
4. Деревня зимой
-Итак, тема нашего урока….
- Назовите жанр этого
произведения чем этот жанр
отличается от других?
Для чего человеку во все
времена нужна была сказка?
- Как вы думаете, нужна ли
сказка современному
человеку?
помощи
иллюстраций.
-Герои сказки
К.Г.Паустовского
«Тёплый хлеб»;
- Сказка, наличие
фантастических
элементов.
- Ответы учащихся
сотрудничества с
учителем и
сверстниками
Регулятивные:
целеполагание
Познавательные:
Логический
анализ объектов с
целью выделения
признаков
Построение
проекта выхода
из затруднения
Организовать учащихся в
работе в текстом.
Работа в группах.
Каждой группе при помощи
текста необходимо дать
ответ на 2 вопроса.
1гр.
- Каким образом конь
очутился в деревне
Бережки?
- Найдите в тексте описание
человека, который вылечил
коня.
2гр.
- Для чего Панкрат
разрешил коню ходить по
деревне и побираться?
- Как Филька встретил
раненого коня?
3гр.
- Прочитайте отрывок, как
Филька закинул хлеб в снег.
- Про какое надвигающееся
на деревню бедствие
рассказала Фильке бабка?
4гр.
- Когда Филька понял свою
вину перед конём и всей
деревней?
- Опишите сцену
примирения Фильки с
конём.
Физ. минутка
Давайте представим, что мы
вместе с Филькой
пробираемся через снежные
заносы на пути к Панкрату
Участвуют в
обсуждении, готовят
ответы на вопросы.
Коммуникативны
е: инициативное
сотрудничество в
поиске и выборе
информации
Регулятивные:
самоконтроль и
взаимоконтроль
понимания
текста.
Познавательные:
Умение выделять
главное и
второстепенное,
главную идею
текста,
выстраивать
последовательно
сть описываемых
событий.
(встаём со своих мест,
поднимаем колени, словно
перешагиваем через
сугробы, разводим руки в
разные стороны, будто
отгоняем от лица снег)
Первичное
закрепление
Организует беседу по
вопросам, подводит итог
беседы при помощи
учащихся.
Работа по группам:
1гр
- Какие фантастические,
нереальные элементы вы
заметили в «Тёплом хлебе»?
2гр.
- Назовите реалистичных
героев.
Охарактеризуйте Фильку в
начале и в конце сказки. Что
заставило его измениться?
Стали бы вы дружить с
Филькой таким, каким он
был в начале?
3гр.
- Как вы понимаете
название сказки «Тёплый
хлеб»?
Найдите общее в сказке
К.Г.Паустовского «Тёплый
хлеб» с русскими
народными сказками.
Строят речевые
высказывания.
- Говорящая сорока,
описание природы
(возникновение
метели из ниоткуда)
- Это Филька, его
бабка, Панкрат и др.
В начале сказки
Филька обидел коня,
но осознал свою
ошибку и они стали
друзьями.
- Тёплый, значит
данный от души.
- Погода ответила
людям тем же, птица
разговаривает.
Личностные:
самопознание на
основе сравнения
себя с героем
произведения,
формирование
нравственной
позиции на
основе
сопереживания.
Коммуникативны
е:
Аргументация
своей точки
зрения, учёт
разных точек
зрения,
сотрудничество,
работа в группе.
Самостоятельна
я работа с
самопроверкой
Организует деятельность по
применению новых знаний.
- Давайте составим
синквейн со словом душа.
( сущ., 2 прил., 3 глаг.,
фраза, синоним к сущ.)
- Подберите эпитеты к слову
« тёплый».
Учащиеся
составляют
синквейны;
подбирают эпитеты.
Регулятивные:
Адекватно
самостоятельно
оценивать
правильность
выполнения
действия и
вносить
необходимые
коррективы.
Рефлексия
деятельности
Организует рефлексию.
-Вспомните, на какой
вопрос мы с вами отвечали
в начале урока.
- Вспомните свои ответы?
Ваше мнение осталось
прежним?
Осуществляют
оценку собственной
деятельности.
- Нужна ли сказка
современному
человеку?
-Дают ответы на
Регулятивные:
Рефлексия
Коммуникативны
е:
Умение полно и
точно выражать
свои мысли
- В начале урока Вы
оценивали своё настроение,
оцените его и сейчас. Также
закончите следующие
фразы:
- На уроке я работа
(активно/ пассивно)
- Своей работой на уроке я
доволен/ не доволен,
почему?
- Материал урока мне был
интересен/ не интересен,
почему?
листках рефлексии
Личностные:
Смыслообразова
ние
Домашнее
задание
Выбрать одно задание из
трёх:
- Придумать свою
небольшую сказку.
- Написать мини- сочинение
« Как рождаются сказки».
- Нарисовать
понравившегося героя из
сказки «Тёплый хлеб»
Выбирают домашнее
задание.
Познавательные
Список используемой литературы
1.Литература. 5 класс. Методические советы под ред. В.И. Коровина. М.: Просвещение, 2004.
2.Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Авторы-
составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Рекомендовано Министерством
образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2007.
3.Материалы к урокам литературы в 5, 6 и 7 классах. (Библиотека учителя- словесника).
Автор: Б.И. Турьянская. М.: Русское слово, 2001.
4. Русская словесность: фольклор и литература. Дидактический материал для 5 класса
общеобразовательной школы. Т.П.Чаплышкина, А.М.Садвакасова и др. – Алматы: Атамұра,
2010.
5. К. Паустовский «Заячьи лапы». Рассказы и сказки. М.: «Детская литература», 1987.