Напоминание

"Формирование эмоционально волевой готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Дубчак Марина Валерьевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ № 37 "Дружная семейка"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, Тюменская область, Ханты - Мансийский автономный округ
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование эмоционально волевой готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Формирование эмоционально волевой готовности к школе у детей

старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. К концу дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Динамика образных представлений - более свободная и мягкая по сравнению с аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем детстве. Раньше течение эмоциональной жизни ребенка обусловливали особенности той конкретной ситуации, в которую он был включен: обладает он привлекательным предметом или не может его получить, успешно он действует с игрушками или у него ничего не получается, помогает ему взрослый или нет и т.д. Теперь появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, и сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость. Итак, эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка. Важным новообразованием дошкольников является и способность соподчинять мотивы своего поведения. К концу дошкольного возраста происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Социальный характер воли как высшей психической функции проявления в том, что ребенок организует свое поведение, научается произвольно управлять им посредством особых психологических орудий или знаков, т.е. Схем, карт, слов, которые он усваивает в процессе обучения, в процессе общения с взрослыми. Воля развивается только в процессе преодоления препятствий на пути к достижению цели, но препятствия эти должны быть преодолимы, соответствовать актуальным и ближайшим возможностям ребенка. Воля развивается в процессе освоения ребенком деятельности во всех ее структурных компонентах. В то же время воля лежит в основе сознательного построения им своей новой деятельности, в основе переноса умения совершать волевое действие из одной деятельности в другую. Дошкольный возраст - возраст возникновение воли как способности сознательно управлять своим поведением и внутренними действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения под влиянием требований
взрослых и сверстников формируется умение подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности. Рассмотрим различные подходы к теории развития эмоционально- волевой сферы у дошкольников в трудах отечественных исследователей. Н.А. Цыркун считает, что развитие воли подчиняется закономерностям развития психики в целом. Источником психического развития детей являются противоречия. Воля возникает и развивается в связи с возникающими и развивающимися противоречиями в жизни и деятельности ребенка: между возникающими новыми потребностями, стремлениями и достигнутым уровнем овладения средствами для их удовлетворения; между умениями ребенка и формами ее деятельности. Воля формируется в процессе использования ребенком, по отношению к самому себе тех средств, которые применяет к нему другой человек. Как отмечал Л.С. Выготский, умение управлять своим поведением, сдерживать непосредственные импульсивные действия, заменять их другими, вытекающими не из непосредственно воздействующей внешней ситуации, а из: стремления подчинить свое поведение известному игровому правилу, направить поведение сообразно с задачами игры; умения координировать свои действия с действиями товарищей. Все эти элементы первичного управления собой, которые заслуживают названия волевых процессов, первоначально возникают и проявляются в какой либо коллективной форме деятельности (например, игра с правилами). Игры с правилами можно определить как средство развития воли и как условие для становления воли дошкольника. Потом эти формы сотрудничества, приводящие к подчинению поведения игровому правилу, становятся внутренними формами деятельности ребенка, его волевыми процессами. В дошкольном возрасте волевое действие не оформлено во всех его структурных элементах и между всеми элементами еще не существуют связи и зависимости, но происходит их постоянное формирование. Эти связи проявляют себя как новообразования характерные для определенных периодов дошкольной жизни ребенка. Волевое действие начинается с целеобразования всегда в форме осознания потребностей и предметов их удовлетворения. Побуждение становится движущей силой волевой активности ребенка, когда содержит в себе противоречие между не удовлетворяющим настоящим и желательным будущим. В цели формируется образ желаемого предмета, потребности, предполагаемый результат. Цель включает в себя представление о будущем результате, об уровне достижений и успеха. Цель отражает взаимосвязь представлений о том, что достигать, и зачем достигать. В целом, выделение цели действия как представление, о его продукте и умении регулировать ею свои действия – первое и необходимое условие формирования деятельности, новообразование дошкольного возраста. В дошкольном возрасте непосредственная форма поведения
превращается в опосредованную. Самым характерным для волевого действия, отмечал Л.С. Выготский, является свободный выбор, определяемый, не из вне, а внутри, т.е. мотивированный самим ребенком. Выбор цели и отказ от нее должен быть ребенком мотивирован – таковы условие развитие воли дошкольника. В.В.Давыдов и Д.Б. Эльконин отмечали, что к концу дошкольного детства возникают новые мотивы поступков и действий, среди которых особое значение приобретают нравственные мотивы, мотивы общественные по содержанию, связанные с пониманием взаимоотношений людей, мотивы долга, самолюбия, соревнования. Еще одна ситуация описания Л.С. Выготским – равновесие мотивов. В этом случае выбор становиться невозможным и воля оказывается парализованной. Тогда дети вводят в ситуацию новые стимулы (например, жребий) и придают им силу мотива. Еще ребенок испытывает трудности в ситуации, когда необходимо осуществить выбор варианта из нескольких возможных действий. Здесь может проявляться борьба мотивов. Одним из важнейших условий является осуществление волевого действия ребенка, которое необходимо не только для определения цели, но и мотивировать ее достижение и установить отношение мотива к цели, отношение между тем, что достигать и почему. Если дети не могут найти смысл своего действия, то цель не достигается. Если соотношение цели и мотива непонятно ребенку, то действие может видоизменяться или прекращаться. Мотивы поведения и деятельности ребенка со стороны их содержания изменяются в процессе его развития. Наиболее побудительной силой обладают игровые мотивы, но складываются и познавательные, и общественные по своему характеру. Связь между мотивом и решаемой ребенком задачей должна быть очевидной, соответствовать его жизненному опыту. Следовательно - создание условий для возникновения игровых мотивов необходимо для развития воли дошкольника. Таким образом, особенности ситуаций мотивировки, характер самих мотивов позволяют судить о том, волевое или импульсивное действие совершает ребенок. Л.С.Выготский отмечал, что в волевом действии борьба часто переносится на момент принятия решения. Волевое действие направляется как бы по линии наибольшего сопротивления. Одним из педагогических условий развития воли ребенка является сформирование умений планировать. Планирование - это составление программы действий на основе анализа конкретных условий, выбор соответствующих им способов действий и их последовательности. Как отмечал В.И.Селиванов, планирование само по себе - это не только мыслительный процесс, но и волевой. Процесс планирования представляет для детей определенную сложность. Его реализация предполагает формирование у ребенка механизма предвидения, функционирующего на основе установления и анализа
причинно - следственных связей между собственными действиями и их последствиями. Характеристика волевого действия предполагает рассмотрение препятствий, с которыми столкнулся и которые сумел преодолеть ребенок в процессе достижения цели. Деятельность в затрудненных условиях и преодоление помех являются обязательными признаками волевого поведения личности. Большим препятствием для детей старшего дошкольного возраста является отсроченное от момента постановки цели ее достижение. Низкие результаты достижения цели, отсутствие у детей усилий при ее достижении обусловлено тем, что за время между постановкой цели и началом ее достижения стремление выполнить задание угасает. Действие ребенка становятся волевым благодаря речи. И. П. Павлов говорил, что «непроизвольное можно сделать произвольным, но достигается это при помощи второй сигнальной системы», повышается роль словесных сигналов в регуляции поведении ребенка. Сигналом выполнения движений наряду с предметами начинает служить слово. Для того, чтобы ребенок совершил волевое действие, ему надо осознать, что именно является препятствием на пути достижение цели, пережить затруднения отдать себе само приказ совершить усилие и преодолеть это препятствие в процессе достижения цели на этапе исполнения отражается в сознательном волевом усилии. Следовательно, в развитии воли большое значение имеет речь ребенка, а для этого необходимо создавать условия для развития речи и воли у дошкольника. Волевое действие заканчивается оценкой достигнутого результата. Оценка усиливает меру соответствия ожидаемого, запланированного, предполагаемого и фактического, реально достигнутого. Оценка и самооценка - основа процесса волевого саморегулирования. В этом случае оценка и самооценка включаются в структуру мотивации, определяют направленность саморегулирования в выборе средств его осуществления, влияют на уровень цели и достигнутых результатов. Осуществление самооценки связано со становлением самооценки в целом. Произвольная активность детей старшего дошкольного возраста особенно проявляется в творческих сюжетно - ролевых играх. Сюжетно -ролевая игра - это осмысленная деятельность с наличием замысла. Она требует от ребенка умения ставить цель, планировать ход действия, выбирать средство достижения цели, подчинять свои действия цели, преодолевать трудности, достигать поставленной игровой цели. Л.С.Выготский писал: замысел меняет характер деятельности дошкольников во всех ее видах деятельности, придает своеобразное отношение мысли к действию. В игре старшего дошкольника появляются произвольные действия, совершаемые в уме. Развитие сюжета игры происходит по мере того, как ребенок сознает цель своих действий, входит роль. Цель, связанная с определенным содержанием становится регулируемым фактором действия. Развитие произвольного поведения в игре идет от подражательной активности к
самостоятельному творчеству, от простых игр, имеющих короткую временную перспективу, до сложных игр - с длинной временной перспективой. Признаками проявления ребенком произвольной активности в игре являются самостоятельный выбор им темы игры, планирование ее хода, выбор средств, для осуществления игрового замысла, согласование своих действий с действиями товарищей, проявление усилий в преодолении трудностей. В старшем дошкольном возрасте игры с правилами приобретают особое значение для формирования самого механизма управления собственным поведением, механизма подчинения определенным правилам. Правила – это внешние требования, которые создают для ребенка нормы действия и нормы поведения в коллективе играющих. Д.Б. Эльконин писал, что для детей 6-7 лет правила имеют значение и воспринимаются как регулятор поведения. Правила выступают побудителями определенного поведения ребенка, вынуждают его подчиняться нормам общения, соотносить свои поступки с поступками других детей. Ориентация ребенка на норму, сознательное следование образцу, является основой для развития произвольности. Важно, что произвольные формы поведения в игре связанные с действиями и поведением других играющих, приобретают социальный характер. Отношение детей к правилам становится критерием, показателем их общественных отношений. Жан Пиаже отмечал, что одни правила возникают из одностороннего воздействия на него взрослого, другие из взаимного сотрудничества взрослого и ребенка или детей между собой. Это такие правила, в установлении которых участвовал сам ребенок. Поэтому для него они выступают более значимым регулятором поведения. Для формирования произвольности правила должны приобрести действенное значение с помощью дополнительных требований, замечаний воспитателя и сверстников. Усиление произвольности будет проявляться в более четком выполнении правил, в изменении мотивации их выполнения, в изменении требований сверстников друг к другу по поводу нарушения правил. Чем жестче правило, чем больше оно требует приспособления от ребенка, больше регулирует его деятельность, тем игра становиться напряженнее и острее. Воля ребенка рождается и развивается в игре с правилом. Важным моментом здесь является появление мотива выиграть при соблюдении правил. Помимо игр воля еще формируется и на занятиях, особенно на занятиях в форме игр с правилами. Воспитатель на каждом занятии должен не только дать детям информацию по отраслям знаний, но и научить их выделять цель, средства деятельности, мотивировать ее, планировать будущие действия, оценивать результаты и совершать усилия. Волевые усилия, совершаемые ребенком на занятии, направлены на получение им знаний. Так формируется следующая психологическая структура внутренней
деятельности: хочу знать - надо узнать - стараюсь узнать (совершаю усилие) - знаю. Предпосылкой развития воли в дидактической игре является освоение ребенком предметно - содержательной стороны игровой деятельности: формирование умение поставить цель, выбрать роль, взаимодействовать с товарищем, согласовывать действия, проявлять усилия, для достижения цели. Волевое действие на занятиях физкультурой (в форме подвижных игр) представлено во всей полноте своих структурных элементов: формируется цель, мотив, осуществляется планирование, исполнение оценка. Развитию воли способствует и то, что в физических упражнениях ребенку очевиднее представляется связь результата и его стараний, когда он осознает степень напряженности мышечных усилий и успех или неуспех действия. Таким образом, можно сделать вывод о том, что воля является важным компонентом развития личности ребенка дошкольного возраста поступающего в школу. К семи годам у дошкольника должна сформироваться психологическая готовность к новым условиям жизнедеятельности. Содержание этого вида готовности определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребенку. Связаны они с изменение социальной позицией ребенка в обществе, а так же со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Конкретное содержание психологической готовности не является стабильным - оно изменяется, обогащается. Что же включает в себя психологическая готовность к школе? Ее составными компонентами являются эмоционально-волевая, социальная и интеллектуальная готовность. Рассмотрим подробнее эмоционально-волевую готовность. Как отмечалось выше, серьезного внимания требует формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа. А это не так- то просто, когда в портфеле у тебя новенький значок и хочется поделиться с товарищами по парте последними важными новостями. Но чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью вниманием, мышлением, памятью. К концу дошкольного возраста происходит оформление основных структурных элементов волевого действия - ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить определенное усилие в процессе преодоления препятствия, оценить результат своего волевого действия. Правда, выделяемые цели еще не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения. Все исследователи развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте цель успешнее достигается в игровой ситуации. Понимающие это родители в период генеральной уборки квартиры, например, превращают ее в палубу корабля. Как не стараться
сыновьям-«матросам», как не выполнить требования мамы-«капитана»! И труд превращается в праздник для ребенка. В другие дни квартира становится местом тренировки для полета в космос, детским лагерем, где взрослые, становясь членами игрового сообщества (беря на себя роль тренера, инструктора, врача, начальника лагеря, старшего вожатого и др.), получают возможность без угроз, излишней назидательности, насилия осуществлять руководство трудовым, физическими нравственным воспитанием своих детей. И переход детей, переключение их от одного вида деятельности к другому происходит в игре легче. Значительно изменяется к 6 годам степень произвольности движения ребенка. Так, если в 3 года ребенок осознает результат и способ действий с предметом, но не способен еще осознать отдельные этапы движения, то в 6-7 лет движения становятся объектом сознательной волевой деятельности. «Возрастающее умение анализировать собственные движения и внимание к точности рисунка движений говорят о психологической готовности ребенка к обучению в условиях школы, о возможности сознательно приобретать двигательные умения уже трудового порядка, сложные формы умений и навыков типа письма, рисования, игры на инструментах, танца», писала психолог Я. 3. Неверович. Произвольность в поведении 6-летнего ребенка проявляется не только в этом. Она и в преднамеренном заучивании стихотворения, в способности побороть непосредственное желание, отказаться от привлекательного занятия, игры ради выполнения поручения взрослого, общественного поручения (дежурство по столовой и т. д.), оказания помощи маме. Она и в умении побороть боязнь (войти в темную комнату, в кабинет зубного врача), преодолел, боль, не заплакать при ушибе. ...Мама воспитанника подготовительной группы в школе рассказывает о своем сыне: -Трудились мы с Колей вместе, он посуду мне мыть помогал. Пришел, соседский мальчик и стал звать Колю на улицу. Соблазн был велик. Коле очень хотелось пойти погулять. Он уже хотел положить полотенце, но вдруг! остановился, посмотрел на меня и сказал другу: «Вот кончу помогать маме и тогда обязательно приду». Довольна я была таким поведением сына, ведь раньше он так не поступал. Шестилетний ребенок оказывается способным соподчинить мотивы своего поведения - это очень важно. Важно в плане развития его личности, важно для создания предпосылок развития воли. Поэтому так необходимо в этом возрасте развить способность действовать по моральным мотивам, отказываться, руководствуясь этими мотивами, от того, что непосредственно привлекает. Сложнее дело обстоит с познавательной деятельностью. Требуется время, прежде чем требования к ребенку со стороны взрослого, его программа (дать знания впрок, для будущего) превратятся в собственную программу ребенка. Зачатки этой способности уже формируются в старшем дошкольном возрасте. Но это только зачатки; в 6-7 лет они еще не достигают
полного развития. Взрослым следует не забывать об этой особенности 6- летних, соблюдать постепенность в предъявлении требовательности, учитывать возможности, интересы, потребности детей этого возраста. Следует иметь в виду, что отличительной чертой волевой регуляции поведения дошкольников является единство мотивационной и операционной сторон, т. е. характерного для ребенка отношения к трудностям и типичных для него способов их преодоления. Поэтому, как показывают специальные психологические исследования, первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей не боязни трудностей (принятие их), стремления не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребенку самостоятельно или лишь при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у него в первом классе. Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих 6-летнему ребенку овладеть, управлять своим поведением, в большей мере зависит от степени его восприимчивости к требованиям, от характера взаимоотношений ребенка и взрослого. Подготовка ребенка к школе также включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Готовность этого типа, выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Как правило, дети выражают желание идти в школу. Родителям полезно знать, что привлекает их ребенка к школе. «Мне форму купят красивую», «У меня будет новенький ранец и пенал», «В школе Боря учится, он мой друг...» Внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку действительно кажутся заманчивыми старшему дошкольнику. Но оказывается, это еще не самые главные мотивы. Важно, чтобы школа привлекала ребенка и своей главной деятельностью - учением («Хочу учиться, чтобы быть, как папа», «Люблю писать», «Научусь читать», «У меня братик есть маленький, ему тоже буду читать», «В школе буду задачи решать»). И это стремление естественно, оно связано с новыми моментами в развитии старшего дошкольника. Ему уже недостаточно лишь в игре приобщаться к жизни взрослых. А вот быть школьником совсем другое дело. Это уже осознаваемая ребенком ступенька вверх, к взрослости, да и учеба в школе: воспринимается им как ответственное дело. Не проходит мимо внимания 6-летнего ребенка и уважительное отношение взрослых к учебе как к серьезной деятельности. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллекту- ального развития ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Такие первоклассники ведут себя в школе, как говорится, по-детски,
учатся очень неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них не- посредственный интерес. Но если его нет и дети должны выполнять учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой первоклассник делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата. Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. И хотя число таких детей невелико, они вызывают особую тревогу. «Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь», «Не хочу в школу - там программа трудная и играть будет некогда». Причина подобного отношения к школе, как правило, результат ошибок воспитания детей. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно по отношению к робким, не уверенным в себе детям («Ты же двух слов связать не умеешь, как ты в школу пойдешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»). Можно понять боязнь и тревогу этих детей, связанную с предстоящим обучением. И сколько же терпения, внимания, времени придется уделить потом этим детям, чтобы изменить их отношение к школе, вселить веру в собственные силы! А чего будут стоить первые шаги в школе самому ребенку! Намного разумнее сразу сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней, к учителю, книге. При формировании такого отношения родителям и педагогам нужно учесть, что оно связано не только с расширением и углублением пред- ставлений ребенка об окружающем, оно определяется воспитательной цен- ностью, доступностью, достоверностью сообщаемой информации и, что следует отметить особо, способом ее подачи школьнику. Создание эмоционального опыта, последовательное углубление эмоционального отношения к учению в процессе деятельности ребенка необходимое условие формирования его положительного отношения к школе. Поэтому важно, чтобы сообщаемый детям материал о школе был не только понят, но и прочувствован, пережит ими, непременным условием чего является включение детей в деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства. Можно использовать разнообразные методы и средства для этого: совместное (семейное) чтение художественной литературы, организация книжного уголка в семье для ребенка, обращение при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы, просмотр диафильмов, фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением, привлечение младших детей к школьным праздникам старших сыновей и дочерей, рассказы родителей о своих любимых учителях, показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей, знакомство с пословицами, поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги, учения, создание условий для игры в школу и непосредственное участие в ней, например, в роли учителя и др. Родители должны способствовать и формированию у детей таких личностных качеств, которые помогли бы им войти в контакт с одноклассниками в школе, с учителем. Ведь даже те дети, которые посещали детский сад и привыкли обходиться какое-то время без родителей, быть в
окружении сверстников (что, кстати, тоже очень важно), оказываются в школе среди не знакомых им людей. Умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости, чувство товарищества качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям, способствуют созданию благоприятных условий для его дальнейшего развития. Конечно, общение ребенка с воспитателями и со сверстниками в детском саду, позиция педагогов в вопросах формирования взаимоотношений играют при этом важную роль. Но не менее значимо и то, какое внимание этой проблеме уделяют родители, какова семейная микросреда, какое место занимает ребенок среди братьев и сестер, успела ли душа ребенка потрудиться в семейных условиях, изолируют или приветствуют родители контакты своего ребенка со сверстниками во дворе, как оценивают его поведение, взаимоотношения. К 6-ти годам у ребенка происходит оформление основных элементов волевого поведения, что выражается в следующих умениях:  поставить цель;  принять решение;  наметить план действий;  исполнить намеченный план;  проявить усилие в случае возникновения препятствий;  оценить результат своего действия. Главный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности к школе педагоги должны делать на воспитании мотивов достижения цели:  не бояться трудностей;  стремление преодолевать их;  не отказываться от намеченной цели. В нескольких словах, готовность - это умение слушать + умение слушаться. Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость.
Список литературы
1. Бугрименко Е.А. К вопросу о развитии произвольности поведения в дошкольном возрасте // Новые исследования в психологии. М., 1978. №1 2. Гуткина Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей б - 7 лет к школьному обучению. М., 1993г. 3. Гуткина М.И. Психологическая готовность к школе. – М,2000. 4. Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцинковской. М., 2000г.
5. Дубровина И. В. Готовность к школе. М., 2001г. 6. Жданова Р. А. Как определить готовность ребенка к школьному обучению. Ростов-на-Дону, 1994г. 7. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М,1998. 8. Основные показатели готовности детей шестилетнего возраста к школьному обучению / Под ред. Л. А. Венгера, Г. Г. Кравцова. Киев, 1989г. 9. Неверович Я.З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста. М., 1986.


В раздел образования