"Использование таблиц и схем в коррекционной работе логопеда"
Автор: Черниговская Людмила Михайловна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МДОБУ детский сад №2 Населённый пункт: р.п.Чунский, Иркутская область Наименование материала: статья Тема: "Использование таблиц и схем в коррекционной работе логопеда" Раздел: дошкольное образование
Использование таблиц и схем в коррекционной работе логопеда.
Автор: учитель-логопед Черниговская Людмила Михайловна
МДОБУ детский сад №2 р.п. Чунский, Иркутская область.
В
работе
с
детьми
дошкольного
возраста
важно
использовать
наглядный
материал
.
Не
будем
забывать
,
что
у
дошкольников
преобладает
наглядно
-
образное
мышление
.
В
своей
коррекционной
работе
я
активно
использую
модели
,
таблицы
,
схемы
.
Ведь
в
современной
школе
процесс
освоения детьми
знаний
строится
на
использовании
алгоритмов
,
схем
,
блоков
,
поэтому
готовить
детей
к
этому
надо
начинать
с
детского
сада
.
Широко
использую
пособие
«
Зашифрованные
скороговорки
»
Е
.
А
.
Кодолбенко
.
В
пособии
представлены
скороговорки
и
чистоговорки
различной
степени
сложности
в
виде
схематических
рисунков
.
Скороговорки
помогают
тренировать
артикуляционный
аппарат
,
способствуют
выработке
четкой
дикции
,
развивают
речевой
слух
,
обогащают
словарный
запас
.
При
работе
со
скороговоркой
ребенку
нужно
не
только
понять
ее
,
но
и
запомнить
.
С
этой
целью
можно
использовать
мнемотехнику
,
т
.
е
.
систему
приемов
,
облегчающих
запоминание
и
увеличение
объема
памяти
путем
образования
дополнительных
ассоциаций
.
Содержание
скороговорки
«
записывается
»
с
помощью
элементарных
схематических
изображений
предметов
и
действий
(
пиктограмм
).
При
этом
основной
опорой
запоминания
становятся
осмысленные
связи
между
графической
аналогией
и
реальным
образом
предмета
или
действия
.
Использование
данного
метода
повышает
эффективность
коррекционного
процесса
.
Время
запоминания
речевого
материала
значительно
сокращается
.
Вместе
с
тем
у
детей
развиваются
ассоциативное
мышление
,
способности
к
замещению
и
пространственному
моделированию
.
Многие
дети
пробуют
самостоятельно
использовать
язык
символов
,
«
зашифровывая
»
придуманные
фразы
.
Графическое
воспроизведение
мнемотаблиц
доступно
детям
и
способствует
развитию
мелкой
моторики
рук
.
Работа
с
«
зашифрованными
»
скороговорками
делает
обучение
интересным
и
увлекательным
,
позволяет
добиться
многократного
проговаривания
отрабатываемых
звуков
,
слов
,
фраз
,
что
ускоряет
процесс
автоматизации
поставленных
звуков
.
Эффективным
считаю
пособие
«
Подготовка
к
обучению
грамоте
детей
с
недостатками
речи
»
Соловьева
Н
.
В
.
Пособие
содержит
оригинальные
комплексные
таблицы
,
позволяющие
полноценно
проанализировать
звуковой
состав
слова
и
состав
предложения
.
Рассчитано
на
работу
с
детьми
5-7
лет
,
имеющими
фонетическое
и
фонетико
-
фонематическое
недоразвитие
речи
,
при
подготовке
к
обучению
грамоте
.
Таблицы
я
распечатала
на
отдельные
листы
,
обернула
полиэтиленом
,
чтобы
дети
могли
фломастерами
анализировать
звуковой
состав
слова
,
затем
удобно
стереть
мягкой
губкой
.
У
ребенка
остаётся
право
на
ошибку
,
которую
легко
можно
исправить
,
чего
не
сделаешь
в
тетради
.
Так
же
в
своей
коррекционной
работе
использую
игры
с
карточками
-
схемами
«
Сложные
слова
»
Панова
М
.
А
.,
Гусева
О
.
А
.
в
двух
частях
.
Игры
помогают
развивать
ассоциативное
мышление
,
зрительную
и
слуховую
память
;
зрительное
и
слуховое
внимание
,
воображение
;
облегчают
усвоение
семантического
значения
и
понимание
морфемного
состава
сложных
слов
.
К
карточкам
-
схемам
прилагаются
цветные
карточки
картинки
-
подсказки
,
которыми
закрывают
правильный
ответ
.
Игры
полюбили
дети
и
с
большим
удовольствием
выполняют
задание
в
легкой
,
непринужденной
форме
.
Эти
пособия
помогают
проводить
коррекционную
работу
увлекательно
,
эффективно
и
разнообразно
.