Напоминание

"Использование таблиц и схем в коррекционной работе логопеда"


Автор: Черниговская Людмила Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОБУ детский сад №2
Населённый пункт: р.п.Чунский, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование таблиц и схем в коррекционной работе логопеда"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Использование таблиц и схем в коррекционной работе логопеда.
Автор: учитель-логопед Черниговская Людмила Михайловна МДОБУ детский сад №2 р.п. Чунский, Иркутская область. В работе с детьми дошкольного возраста важно использовать наглядный материал . Не будем забывать , что у дошкольников преобладает наглядно - образное мышление . В своей коррекционной работе я активно использую модели , таблицы , схемы . Ведь в современной школе процесс освоения детьми знаний строится на использовании алгоритмов , схем , блоков , поэтому готовить детей к этому надо начинать с детского сада . Широко использую пособие « Зашифрованные скороговорки » Е . А . Кодолбенко . В пособии представлены скороговорки и чистоговорки различной степени сложности в виде схематических рисунков . Скороговорки помогают тренировать артикуляционный аппарат , способствуют выработке четкой дикции , развивают речевой слух , обогащают словарный запас . При работе со скороговоркой ребенку нужно не только понять ее , но и запомнить . С этой целью можно использовать мнемотехнику , т . е . систему приемов , облегчающих запоминание и увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций . Содержание скороговорки « записывается » с помощью элементарных схематических изображений предметов и действий ( пиктограмм ). При этом основной опорой запоминания становятся осмысленные связи между графической аналогией и реальным образом предмета или действия . Использование данного метода повышает эффективность коррекционного процесса . Время запоминания речевого материала значительно сокращается . Вместе с тем у детей развиваются ассоциативное мышление , способности к замещению и пространственному моделированию . Многие дети пробуют самостоятельно использовать язык символов , « зашифровывая » придуманные фразы . Графическое воспроизведение мнемотаблиц доступно детям и способствует развитию мелкой моторики рук .
Работа с « зашифрованными » скороговорками делает обучение интересным и увлекательным , позволяет добиться многократного проговаривания отрабатываемых звуков , слов , фраз , что ускоряет процесс автоматизации поставленных звуков . Эффективным считаю пособие « Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи » Соловьева Н . В . Пособие содержит оригинальные комплексные таблицы , позволяющие
полноценно проанализировать звуковой состав слова и состав предложения . Рассчитано на работу с детьми 5-7 лет , имеющими фонетическое и фонетико - фонематическое недоразвитие речи , при подготовке к обучению грамоте . Таблицы я распечатала на отдельные листы , обернула полиэтиленом , чтобы дети могли фломастерами анализировать звуковой состав слова , затем удобно стереть мягкой губкой . У ребенка остаётся право на ошибку , которую легко можно исправить , чего не сделаешь в тетради .
Так же в своей коррекционной работе использую игры с карточками - схемами « Сложные слова » Панова М . А ., Гусева О . А . в двух частях . Игры помогают развивать ассоциативное мышление , зрительную и слуховую память ; зрительное и слуховое внимание , воображение ; облегчают усвоение семантического значения и понимание морфемного состава сложных слов .

К карточкам - схемам прилагаются цветные карточки картинки - подсказки , которыми закрывают правильный ответ . Игры полюбили дети и с большим удовольствием выполняют задание в легкой , непринужденной форме . Эти пособия помогают проводить коррекционную работу увлекательно , эффективно и разнообразно .


В раздел образования