"Малые олимпийские игры в Кротовской средней школе"
Автор: Мердеев Геннадий Александрович Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МБОУ Кротовская средняя школа Населённый пункт: село Кротовка, город Ульяновск, Ульяновская область Наименование материала: статья Тема: "Малые олимпийские игры в Кротовской средней школе" Раздел: полное образование
Кротовской средней школе
Учитель физической культуры МБОУ Кротовская средняя школа
Мердеев Геннадий Александрович
Малые олимпийские игры в Кротовской средней школе
В Кротовской школе я провожу Малые Олимпийские Игры с 1988 года.
Мысль о проведении школьной олимпиады пришла мне в дни XV зимних
Олимпийских игр в Калгарии. В сельских условиях важно найти средство
увлечь ребят чем-нибудь интересным, захватывающим, не совсем обычным
соревнованием, чтобы оно не только скрашивало досуг, но и помогало всему
учебно-воспитательному процессу в школе. Физкультура и спорт , а точнее
малые школьные олимпийские игры, как нельзя отвечают этим критериям.
I малые олимпийские игры проводились с 26 февраля по 5 марта 1988 г.
II малые олимпийские игры проводились с 8 февраля по 15 февраля 1992 г.
III
малые
олимпийские
игры,
посвященные
100-летию
современным
Олимпийским играм, проводились с 27 февраля по 3 марта 1988 г.
IV малые олимпийские игры проводились с 24 января по 31 января 1998 г.
V малые олимпийские игры проводились с 7 февраля по 17 февраля 2014 г.
посвященные XXII Зимним Олимпийским играм в Сочи.
Подвергались изменениям программа игр, сменялись участники, но одно
оставалось
незыблемым:
спортивная
удаль,
боевой
задор,
Честная
и
бескомпромиссная борьба, демонстрируемая юными олимпийцами на лыжне,
на горнолыжной и на санной трассах, на катке и в биатлоне.
Школьные олимпийские игры разных лет не похожи друг на друга. Тем
более,
первые
4
олимпиады
проводились
в
старой
школе,
а
последняя
олимпиада в новой школе, построенная в поселке. Устраивая олимпиады я
ставил
цель
сделать
их
оригинальными,
более
содержательными.
всегда
придерживался
принципу: «Главное
не
победа,
а
участие
в
олимпиаде».
Главным в этих играх считал — массовость.
Как готовится школа к олимпийским играм? Вопрос о их проведении
обсуждается на педсовете, в совете коллектива физкультуры, на ученическом
совете. После этого формируется оргкомитет малых олимпийских игр во
главе с директором школы. В состав которого входили учителя, члены совета
коллектива
физкультуры,
представители
родительской
общественности.
Затем
вывешивается
программа
игр,
составленная
советом
коллектива
физкультуры и утверждённая директором школы.
А также проводим обратный отсчет дней, оставшихся до начало XXII
Зимних Олимпийских игр в Сочи и V малых олимпийских игр в Кротовской
школе.
Каждый
класс
придумывает
название
команды,
девиз,
эмблему.
Формируют команду класса по видам спорта, оформляют заявку от класса на
малые олимпийские игры.
Ученики,
отнесенные
в
специальную
медицинскую
группу,
проходят
подготовку для судейства соревнований, входящих
в программу малых
олимпийских игр.
Во время игр вся школа превращается в спортивный лагерь. В эту бурную
стихию игр окунаются все: от мала до велика. Они становятся и активными
участниками-спортсменами, и организаторами, и болельщиками.
Каждые
игры
непременно
начинаются
с
парада
участников,
с
торжественной открытии Малых Олимпийских Игр. Лучшие спортсмены
проносят на руках флаг малых олимпийских игр (огромное полотнище, на
котором выделяются пять разноцветных колец — символ международного
олимпийского движения).
Через несколько минут, поднятое вверх на высокой мачте, полотнище
радостно заплескалось на ветру. Величественное это зрелище: над школой,
селом реют разноцветные олимпийские кольца символизирующие дружбу
всех народов планеты. Звучит гимн Родины.
После,
показательные
выступление
танцевальных
групп,
выступление
художественной самодеятельности. Трогательный момент; один из лучших
спортсменов, ученик 11 класса произносит клятву малых олимпийских игр от
имени спортсменов, а один из учителей, членов оргкомитета, клятву малых
олимпийских игр от имени судей.
Парад,
подъем
флага,
вся
приподнятая
обстановка
соревнований
дисциплинирует
участников
и,
самое
главное,
способствует
их
нравственному
становлению,
возмужанию,
осознанию
сопричастности
олимпийским идеалам, олимпийскому движению во всем мире.
Парад открытия проводится в субботу утром до уроков.
В 2014 г. в пятницу, 7 февраля, в день открытия XXII Зимних Олимпийских
Игр в Сочи.
Первым рабочим днем малых олимпийских игр является суббота. По
программе в этот день - хоккей. В 1988 г. и 1992 г. участвовали по 2 команды
(«Арское» - «Кротовка» ) , а с1996 года 3 команды (прибавилась команда
«Поселок» ) . В
понедельник
на
общешкольной
линейке
проводится
награждение
хоккеистов.
Они
получают
грамоты
и
медали
малых
олимпийских игр.
В
понедельник
и
во
вторник(2-ой
и
3-ей
рабочие
дни)
проводим
соревнования по лыжным гонкам.
В программе: 1-3 классы 500м - Девочки
1 км - Мальчики
5-6 классы 1 км - Девочки
2 км - Мальчики
7-9 классы 2 км - Девочки
3 км - Мальчики
На последних играх: 1-4 классы 500м - Девочки
1 км - Мальчики
5-7 классы 1 км - Девочки
2 км - Мальчики
8-11 классы 2 км - Девочки
3 км - Мальчики
На
следующий
день,
после
старта,
проводим
награждение
на
общешкольной линейке, которая проводится ежедневно утром до занятий.
Церемония награждения приближается к настоящим олимпийским играм.
Победитель
поднимается
на
высшую
ступень
пьедестала
и
получает
«золотую» олимпийскую медаль и грамоту за I место. На следующей ступень
пьедестала поднимается ученик, занявший
второе место и ему вручается
«серебряная»
медаль
и
грамота.
На
третью
ступень
пьедестала
почета
поднимается следующий призер и получает «бронзовую» медаль и грамоту.
Медали вырезали из фанеры, покрывали гуашью под определенный цвет.
На одной стороне - олимпийская символика, на обратной стороне — цифра,
обозначающая занятое место. Медаль покрывается лаком. С 1996 г. призеры
школьных
олимпийских
игр
награждались
шоколадными
медалями.
На
последних малых олимпийских играх награждались настоящими медалями
После награждения вывешивается «Табло олимпиады», где каждый может
узнать
свой
результат
и
какое
место
он
занял.
А
рядом,
вывешивается
стартовые протоколы по видам спорта на этот день.
На
отдельном
переносном
стенде
информация
с
XXII
Зимних
Олимпийских Игр в Сочи. Имеются рубрики «Сегодня в Сочи», «Золото» -
число золотых медалей и фамилия чемпионов XXII Зимних Олимпийских
Игр в Сочи, «Серебро» - число серебряных медалей и фамилия серебряных
призеров
XXII
Зимних
Олимпийских
Игр
в
Сочи,
«Бронза»
- число
бронзовых
медалей
и
фамилия
бронзовых
призеров
XXII
Зимних
Олимпийских Игр в Сочи.
В среду и четверг проводим соревнование по горнолыжному спорту для 5-
7 кл. и 8-11 кл. В программе у мальчиков: слалом + скоростной спуск. По
сумме времени определяем победителей и призеров.
В программе у девочек: скоростной спуск. Победителей определяем по
сумме времени 2-ух попыток. На последних играх девочки выступали по
программе: слалом + скоростной спуск.
Младшие классы соревнуются на санной трассе. Трассу готовим заранее: в
овраге прочищаем место трассы, обливаем водой. Победителей и призеров
определяем по сумме 2-ух попыток. На последних играх было изменение в
программе санного спорта. Выступают в парах, в одну сторону первый везет,
в обратную сторону — другой.
В пятницу проводим соревнование по биатлону.
После первого круга стрельба лежа из пневматической винтовки. Вместо
мишени — резиновые шары. Для поражения 2-ух шаров дается 3 патрона.
Если
после
стрельбы
остались
шары,
то
участник
пробег ает
соответствующее количество штрафных кругов. После 2-ого круга стрельба
стоя. После биатлонисты уходят финишный круг. Длина круга 500 м.
С 1996 г. проводили биатлон с метанием мячей в цель из-за отсутствия
винтовок. После каждого круга — метание мяча в обруч 2 раза. За одно
непопадание
прибавляется
к
финишному
времени
20
секунд
штрафного
времени.
В этом году снова стреляли из пневматической винтовки. Для поражения
3-ех шаров — 3 патрона. Если после стрельбы остались шары, то за одно
непопадание
прибавляется
к
финишному
времени
20
секунд
штрафного
времени.
В субботу
проводим комбинированную эстафету на лыжах. На первых
олимпийских играх участвовали 4 команды с 1 по 8 класс.
1-ая команда — 1 класс + 8 класс;
2-ая команда — 2 класс + 7 классс
3-я команда — 3 класс + 6 класс;
4-ая команда — 4 класс + 5 класс
С 1996 года участвуют 5 команд;
команда «синих» - 9«а» класс + 3«б» класс
команда «черных» - 9«б» класс + 3«а» класс
команда «красных» - 8 класс + 5 класс сборный
команда «желтых» - 7«а» класс + 6«а» класс
команда «зеленых» - 7«б» класс + 6«б» класс
В команде 8 участников (4 мальчика + 4 девочки). С каждого класса 2
мальчика 2 девочки.
1-ый этап — мальчики старших классов — 4круга (2 км)
2-ой этап — девочки старших классов — 3круга (1,5 км)
3-ий этап — мальчики младших классов — 2круга (1 км)
4-ый этап — девочки младших классов — 1круг (500 м)
5-ый этап — девочки младших классов — 1круг (500 м)
6-ой этап — мальчики младших классов — 2круга (1 км)
7-ой этап — девочки старших классов — 3круга (1,5 км)
8-ой этап — мальчики старших классов — 4круга (2 км)
В 2014 году эта эстафета выглядела таким образом:
команда «желтых» - 11 класс + 3 класс
команда «красных» - 9 класс + 4 класс
команда «синих» - 8класс + 5 класс
команда «черных» - 7«а» класс + 6 класс
команда «зеленых» - 7«б» класс + 6 класс
Каждая
команда
брала
цвет
кольца
с
Олимпийского
флага
и
символизировала одного из частей света земного шара.
1-ый этап — мальчики старших классов — 1 км
2-ой этап — девочки старших классов — 800 м
3-ий этап — мальчики младших классов — 800 м
4-ый этап — девочки младших классов — 500 м
5-ый этап — девочки младших классов — 500 м
6-ой этап — мальчики младших классов — 800 м
7-ой этап — девочки старших классов — 800 м
8-ой этап — мальчики старших классов — 1 км
Команды
- победители и призеры на этой эстафете получают сладкие
призы, а не олимпийские медали. Эта эстафета не идет в общекомандный
зачет, зато она самая интересная, самая захватывающая из всех стартов. Она
собирает больше всех болельщиков на школьный стадион.
В
программе
V
малых
олимпийских
игр
была
еще «Олимпийская
викторина». Викторину проводим после комбинированной лыжной эстафеты.
В понедельник утром до занятий проводим закрытие малых олимпийских
игр. Отгремели малые олимпийские игры. Выявлены победители. В каждом
виде программы победитель определяется по лучшему результату.
Общекомандное первенство на первых двух олимпиадах определялось по
формуле: (m : n ) 100
m - количество учащихся участвовавших в соревнованиях
n - количество учащихся в классе.
Все классы равны. Что 1-ый класс, что 9-ый класс. Победителем может
стат любой класс, что значительно повышает интерес к соревнованиям. Так
проводилось, когда в школе было около 100 учеников. Когда школа выросла
до 200-300 учеников, то стало невозможным за день провести соревнование с
таким
количеством
учеников
Еще
надо
добавить,
что
с
каждым
годом
количество лыжного инвентаря сокращался. А нового поступления не было.
Сохраняя
девиз
олимпиады «Главное
не
победа,
а
участие» , разработал
новую форму проведения игр и определения общекомандного первенства.
Классы разделили на 3 группы: старшая группа — 7-9 классы, средняя
группа — 5-6 классы, младшая группа — 1-3 классы. На последних играх
группы были разделены таким образом: старшая группа — 8-11 классы,
средняя группа — 5-7 классы, младшая группа — 1-4 классы. За первое место
команда получает 7 очков, за 2-ое место — 5 очков,за 3-е место — 4 очка, за
4-ое место — 3 очка, за 5-ое место — 2 очка, за 6-ое место — 1 очко в каждом
виде.
Командное
первенство
определяется
по
наибольшей
сумме
очков
отдельно
в
каждой
группе.
Учитывалась
массовость
в
предварительных
соревнованиях и место в финальной части малых олимпийских игр по по
каждому виду (кроме биатлона). Предварительные соревнования в рамках
малых олимпийских игр проводятся за неделю до начало финальной части
игр.
Эти соревнования проводят классные руководители с помощью учителя
физкультуры, по всей программе малых олимпийских игр (кроме биатлона).
На
этих
соревнованиях
выявляют
чемпионов
класса
по
видам
спорта
и
формируют
сборную
класса
для
выступления
в
финальной
части
малых
олимпийских игр.
В финальной части малых олимпийских игр выступают по 5 мальчиков и
по 5 девочек в каждом виде с каждого класса. Для определения командного
первенства берется 4 лучших результата. По сумме времени определяется
командное первенство в каждой группе отдельно среди мальчиков и отдельно
среди девочек. В таком порядке по каждому виду.
До
начало
финальной
части
вывешивается
итоговая
таблица
малых
олимпийских игр, куда после каждых стартов заносятся очки, полученные
командами.
Вернемся
на
торжественную
линейку,
посвященную
закрытию
малых
олимпийских игр. Команда победительница получает приз — футбольный
мяч и грамоту за I место. За второе место — волейбольный мяч и грамоту. За
третье
место
—
баскетбольный
мяч
и
грамоту.
Остальные
классы
поощерительные призы — резиновые мячи и грамоты за активное участие на
малых олимпийских играх На последних олимпиадах из-за отсутствия денег
награждали только грамотами.
Лучшие спортсмены игр, чемпионы малых олимпийских игр, опустили
флаг и пронесли перед строем. Флаг малых олимпийских игр убрали на
хранения до следующих игр.
Но эхо игр долго смолкает. Ребята долго вспоминают эти игры. Отмечают
олимпийские игры в анкетах. Спрашивают и предлагают почаще проводить
такие игры.
Бушуют спортивные страсти на большой, всемирной Олимпиаде, и
в
Кротовке
под
эмблемой
пяти
разноцветных
олимпийских
колец
также
открыт счет очками секундам в остром соперничестве школьников.
Выводы.
Анализируя проведенные игры приходишь к выводам, что такие игры
нужны. Они способствуют популяризации физической культуры и спорта.
Увеличивают
количество
учеников,
посещающих
секции,
занимающихся
самостоятельно лыжным спортом и играющих в хоккей. Ученики нашей
школы являются неоднократными чемпионами и призерами Засвияжского
района по лыжным гонкам.
Малые
олимпийские
игры
воспитывают
патриотизм
и
коллективизм,
способствуют дружбе между классами, когда в эстафете выступают 2 класса
единой командой.
Ученики закрепляют свои знания о символике, о традиции и истории
Олимпиады, полученные на теоретической части урока физкультуры.
Проводимые мероприятия на свежем воздухе и достаточная физическая
активность повышают у учащихся иммунную систему, что ведет к снижению
простудных заболеваний и пропусков занятий по болезни.
Наши выпускники активно занимаются физкультурой и спором после
окончании школы, понимая, как важна физкультура и спорт для здоровья,
активного долголетия и творческой работы.
Список литературы
1. Каменцер М.Г. Урок после урока -М., ФиС, 1987г.
2. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и каждого – М. Ф и С.
1988. 7. Лубышева Л. И. Концепция формирования физической культуры
человека М. ГЦИФК 1998 г.
3. Матвеев А. П. Очерки по теории и методике образования школьников в
сфере физической культуры – М. ФОН. 1997 г.
4.Гришин В.Г., Гришин И.Г. «Малые Олимпийские игры в сельской школе:
из опыта работы» М., Просвещнеие, 1989 г.
5. «Олимпийские уроки» Журнал «Физкультура в школе», №2, 1996 г.
6.
«Об
организации
изучения
вопросов
Олимпийского
движения
и
Олимпийских игр» Журнал «Физкультура в школе», №5, 1996 г.