"Формирование интереса к чтению и книжной культуры"
Автор: Клешнина Антонина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 56 Населённый пункт: г. Апатиты, Мурманская область Наименование материала: Статья Тема: "Формирование интереса к чтению и книжной культуры" Раздел: дошкольное образование
Формирование интереса к чтению и книжной культуры.
Воспитатель
Клешнина Антонина Александровна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 56
г. Апатиты Мурманской области.
Воспитатель
Рыньгач Марина Анатольевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 56
г. Апатиты Мурманской области.
Проблема
чтения
находится
в
настоящее
время
в
зоне
особо
пристального внимания. В России стали меньше читать. Особенно сильно
этот
процесс
проявляется
в
падении
интереса
к
чтению
и
книжной
культуре
детей
и
подростков.
Актуальность
решения
этой
проблемы
очевидна,
ведь
чтение
связано
не
только
с
грамотностью
и
образованностью.
Оно
формирует
идеалы,
очеловечивает
сердце,
обогащает
внутренний
мир
человека.
Опасность
глоба льной
бездуховности,
нравственной
деградации
охватила
наше
общество
в
последние годы. Поэтому роль книги и чтения как средство выхода из
духовного кризиса страны неимоверно возросла. Чтение книг детям было и
остается одним из важнейших условий подготовки детей к школе.
В
своей
работе
по
приобщению
детей
к
чтению
использовали
разнообразные формы работы. Это знакомые всем тематические выставки,
посвященные
творчеству
писателей;
оформление
уголков
чтения
с
соответствующей возрасту детей литературой; занятия по ознакомлению
детей с творчеством писателей и художников-иллюстраторов; выставки
детских
рисунков
и
поделок,
сделанных
по
мотивам
художественных
произведений;
создание
«Книжной
мастерской»,
в
которой
дети
ремонтировали книги и создавали книжки-самоделки; экскурсии в детскую
библиотеку; викторины по прочитанным книгам.
«Примерная
общеобразовательная
программа
во спитания,
образования
и
развития
детей
старшего
дошкольного
возраста»
под
редакцией Т.Н. Дороновой (далее по
тексту Примерная программа), по
апробации которой мы работали, предлагает новые формы по приобщению
детей к чтению.
Одна из форм – создание в книжном уголке полочки умных книг .
На
этой
полочке
поместили
различные
энциклопедии,
географические
детские
атласы,
иллюстрированные
книги,
альбомы
и
журналы
познавательного
характера.
Все
умные
книги
пользовались
большим
спросом
у
детей,
наталкивали
их
на
дальнейшую
познавательную
активность и деятельность. Например, рассматривая «Энциклопедию о
животных»
наши
воспитанники
задавали
много
вопросов,
просили
прочитать про заинтересовавших их животных, тут же высказывались,
делились своими мнениями, своим опытом. Затем по карте «Животный
мир
нашей
планеты»
узнавали
о
месте
обитания
данного
животного
(название материка, страны, океана, моря, пустыни).
Следующая
форма
работы
–
ежедневное
чтение
произведений
художественной литературы. Как отмечено в Примерной программе, оно не
должно
сводиться
к
обязательному
разбору
прочитанного.
А
именно,
разбору образов персонажей, их поступков. Если книга затронет мысли и
чувства ребенка, то он сам начнет высказываться по поводу прочитанного.
Для ежедневного чтения определили время – перед сном. Но затем
вынуждены
были
пересмотреть
его,
так
как
результатом
чтения
познавательной литературы было возникновение у детей познавательной
активности и стремления высказаться по поводу прослушанного текста.
Это препятствовало засыпанию и отдыху детей в тихий час. Поэтому перед
сном
стали
читать
детям
сказки.
Они,
по
нашим
наблюдениям,
«убаюкивали» детей, способствовали быстрому и спокойному засыпанию.
А литературу познавательного и юмористического характера читали перед
обедом, отводя этому 20-25 минут. Читая книгу, мы выступали партнерами
детей по восприятию ее содержания: проявляли эмоции, соответствующие
содержанию
текста,
-
удивление,
изумление,
сострадание,
потому
что
выразительное чтение повышает интерес к книге.
Художественные тексты подбирали сами, а также ориентировались
на
интересы
и
пожелания
детей.
Например,
прослушав
рассказ
В.Драгунского «Друг детства», дети захотели узнать больше о Дениске и
его друзьях. После занятия «Камни обыкновенные и драгоценные» один из
воспитанников
принес
свою
любимую
книгу
–
сказку
П.Бажова
«Серебряное копытце».
Наряду с малыми литературными формами для непродолжительного
чтения часто использовали художественные произведения для длительного
чтения.
Их
читали
несколько
дней
подряд,
поэтому
дети
имели
возможность удержать в памяти последовательность сюжетных событий,
вжиться в воображаемый мир книги.
Чтение коротких художественных текстов приурочивали к событиям,
происходившим в окружающем мире (сезоны, праздники, памятные даты);
к тематике, намеченной во всех видах деятельности; а также учитывали
интересы наших детей.
При подборе художественной литературы для книжного уголка и
чтения учитывали то, что книга в свободной деятельности ребенка, не
умеющего
читать,
выступает,
прежде
всего,
со
стороны
зрительного,
иллюстрированного
ряда.
Поэтому
подыскивали
книги
с
яркими
выразительными
иллюстрациями,
которые
привлекали
внимание
детей,
вызывали интерес к чтению.
Следующая форма работы с книгой – обсуждение прочитанного
текста носила непринужденный характер. Обсуждения имели место сразу
после чтения только тогда, когда у детей возникали вопросы и суждения-
реплики относительно услышанного, или была необходимость сравнивать
события
художественного
произведения
с
реальными.
К
прочитанным
текстам обращались в дальнейшем во время развертывания других видов
деятельности или прояснении каких-либо фактов, событий, поступков.
Хочется
отметить
еще
одну
интересную
форму
работы
с
прочитанным
текстом,
которую
предлагает
Примерная
программа
–
рассказ
сказки
от
лица
разных
героев.
Такой
рассказ
становится
возможным именно в старшем дошкольном возрасте, так как только в этом
возрасте
у
детей
появляется
способность
представить
себя
на
месте
другого
лица.
Подобные
пересказы
развивают
воображения
детей,
оказывают
значительный
развивающий
эффект
практически
на
все
стороны развития речи, а также повышают интерес к художественным
произведениям.Но в данных заданиях мы учитывали – чем главнее герой
(от
лица
которого
идет
повествование),
тем
легче
ребенку
строить
пересказ.
От
лица
второстепенных
героев
строить
текст
значительно
сложнее,
ведь
в
этом
случае
иногда
приходиться
придумывать
новую
сказку. Поэтому пересказать сказку от лица второстепенных героев сначала
предлагали детям творческим и с богатым словарным запасом.
Очень хорошие результаты в работе по придумыванию сказок детьми
дала
такая
форма
работы,
предложенная
Примерной
программой,
как
обучение повествованию. При обучении повествованию дети учились
определять
главную идею текста через вопрос: «О чем эта сказка?».
Узнали о том, что часто она может совпадать с названием сказок, например
«Почему кот умывается после еды», «Как собака друга искала», «Почему
вода в море соленая».
Знакомя со структурой повествования, шли от общего к частному, то
е с т ь
с н ач а ла
д а ли
п р ед с т а вле н и е
о
ц е ло с т н о й
с т р у к т у р е
повествовательного
высказывания,
а
затем,
на
последующих
занятиях,
раскрыли значение каждой структурной части (начала, середины и конца
сказки).В этом помог такой прием, как зачитывание незнакомой сказки без
зачина, средней части, концовки. Дети убедились в том, что без средней
части произведения становятся скучными, неинтересными, так как именно
в этой части рассказывается о приключениях героев, о разных событиях из
их жизни. Большую роль играет и начало (зачин). Из него мы узнаем о том,
кто главные герои сказки. Также в зачине находиться ключевой момент
художественного
текста.
Приводя
примеры
концовок
сказок,
дети
убедились в том, что они бывают самые разнообразные, но в основном –
это
хорошие,
счастливые
концовки.
В
дальнейшем
при
придумывании
сказок дети придерживались структурной части, так как знали, что без
любой из них сказка не получится или будет непонятной. Но обучение
повествованию возможно только в подготовительной группе и является
продолжением работы по составлению монологов-описаний, проводимой в
старшей группе.
В подборе художественной литературы очень важно взаимодействие
детского
сада
с
семьей.
Познакомили
родителей
с
рекомендательным
списком
художественной
литературы
для
чтения
детям.
На
одно
из
родительских собраний пригласили работника детской библиотеки, которая
рассказала о важности семейного чтения, о воспитании интереса к книге, к
чтению. Родители поделились семейным опытом по привлечению детей к
чтению.
Создали в группе для родителей библиотеку, в которую наряду с
р а з в и в а ю щ и м и
к н и г а м и
в к л юч и л и
л и т е р ат у р у,
н а и б о л е е
заинтересовавшую детей.
Главный результат проведенной работы в том, что у детей возник
интерес к книге, который проявлялся в том, что дети стали постоянными
посетителями книжного уголка. Книги пользовались большим спросом у
наших
воспитанников:
они
их
постоянно
рассматривали,
делились
впечатлениями,
обменивались
мнениями,
задавали
вопро сы,
пересказывали друг другу понравившиеся отрывки (в игре «Школа»). И
особенно
хочется
отметить
бережное
отношение
детей
к
книге,
что
является
одним
из
результатов
по
воспитанию
любви
к
книге,
в
приобщении детей к чтению.
Литература:
1.
Доронова Т.Н. Из ДОУ – в школу, М., 2007.
2.
Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего
дошкольного возраста.
3.
Примерная
общеобразовательная
программа
во спит ания,
образования и развития детей старшего дошкольного возраста» под
редакцией Т.Н. Дороновой, М., 2007.