Напоминание

"Формирование интереса к чтению и книжной культуры"


Автор: Клешнина Антонина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 56
Населённый пункт: г. Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование интереса к чтению и книжной культуры"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Формирование интереса к чтению и книжной культуры.

Воспитатель

Клешнина Антонина Александровна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 56

г. Апатиты Мурманской области.

Воспитатель

Рыньгач Марина Анатольевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 56

г. Апатиты Мурманской области.
Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. В России стали меньше читать. Особенно сильно этот процесс проявляется в падении интереса к чтению и книжной культуре детей и подростков. Актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, очеловечивает сердце, обогащает внутренний мир человека. Опасность глоба льной бездуховности, нравственной деградации охватила наше общество в последние годы. Поэтому роль книги и чтения как средство выхода из духовного кризиса страны неимоверно возросла. Чтение книг детям было и остается одним из важнейших условий подготовки детей к школе. В своей работе по приобщению детей к чтению использовали разнообразные формы работы. Это знакомые всем тематические выставки, посвященные творчеству писателей; оформление уголков чтения с соответствующей возрасту детей литературой; занятия по ознакомлению детей с творчеством писателей и художников-иллюстраторов; выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам художественных произведений; создание «Книжной мастерской», в которой дети ремонтировали книги и создавали книжки-самоделки; экскурсии в детскую библиотеку; викторины по прочитанным книгам. «Примерная общеобразовательная программа во спитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста» под редакцией Т.Н. Дороновой (далее по тексту Примерная программа), по апробации которой мы работали, предлагает новые формы по приобщению детей к чтению. Одна из форм – создание в книжном уголке
полочки умных книг
. На этой полочке поместили различные энциклопедии, географические детские атласы, иллюстрированные книги, альбомы и журналы познавательного характера. Все умные книги пользовались большим спросом у детей, наталкивали их на дальнейшую познавательную
активность и деятельность. Например, рассматривая «Энциклопедию о животных» наши воспитанники задавали много вопросов, просили прочитать про заинтересовавших их животных, тут же высказывались, делились своими мнениями, своим опытом. Затем по карте «Животный мир нашей планеты» узнавали о месте обитания данного животного (название материка, страны, океана, моря, пустыни). Следующая форма работы –
ежедневное

чтение
произведений художественной литературы. Как отмечено в Примерной программе, оно не должно сводиться к обязательному разбору прочитанного. А именно, разбору образов персонажей, их поступков. Если книга затронет мысли и чувства ребенка, то он сам начнет высказываться по поводу прочитанного. Для ежедневного чтения определили время – перед сном. Но затем вынуждены были пересмотреть его, так как результатом чтения познавательной литературы было возникновение у детей познавательной активности и стремления высказаться по поводу прослушанного текста. Это препятствовало засыпанию и отдыху детей в тихий час. Поэтому перед сном стали читать детям сказки. Они, по нашим наблюдениям, «убаюкивали» детей, способствовали быстрому и спокойному засыпанию. А литературу познавательного и юмористического характера читали перед обедом, отводя этому 20-25 минут. Читая книгу, мы выступали партнерами детей по восприятию ее содержания: проявляли эмоции, соответствующие содержанию текста, - удивление, изумление, сострадание, потому что выразительное чтение повышает интерес к книге. Художественные тексты подбирали сами, а также ориентировались на интересы и пожелания детей. Например, прослушав рассказ В.Драгунского «Друг детства», дети захотели узнать больше о Дениске и его друзьях. После занятия «Камни обыкновенные и драгоценные» один из воспитанников принес свою любимую книгу – сказку П.Бажова «Серебряное копытце». Наряду с малыми литературными формами для непродолжительного чтения часто использовали художественные произведения для длительного чтения. Их читали несколько дней подряд, поэтому дети имели возможность удержать в памяти последовательность сюжетных событий, вжиться в воображаемый мир книги. Чтение коротких художественных текстов приурочивали к событиям, происходившим в окружающем мире (сезоны, праздники, памятные даты); к тематике, намеченной во всех видах деятельности; а также учитывали интересы наших детей. При подборе художественной литературы для книжного уголка и чтения учитывали то, что книга в свободной деятельности ребенка, не умеющего читать, выступает, прежде всего, со стороны зрительного, иллюстрированного ряда. Поэтому подыскивали книги с яркими
выразительными иллюстрациями, которые привлекали внимание детей, вызывали интерес к чтению. Следующая форма работы с книгой –
обсуждение прочитанного

текста
носила непринужденный характер. Обсуждения имели место сразу после чтения только тогда, когда у детей возникали вопросы и суждения- реплики относительно услышанного, или была необходимость сравнивать события художественного произведения с реальными. К прочитанным текстам обращались в дальнейшем во время развертывания других видов деятельности или прояснении каких-либо фактов, событий, поступков. Хочется отметить еще одну интересную форму работы с прочитанным текстом, которую предлагает Примерная программа –
рассказ

сказки

от

лица

разных

героев.
Такой рассказ становится возможным именно в старшем дошкольном возрасте, так как только в этом возрасте у детей появляется способность представить себя на месте другого лица. Подобные пересказы развивают воображения детей, оказывают значительный развивающий эффект практически на все стороны развития речи, а также повышают интерес к художественным произведениям.Но в данных заданиях мы учитывали – чем главнее герой (от лица которого идет повествование), тем легче ребенку строить пересказ. От лица второстепенных героев строить текст значительно сложнее, ведь в этом случае иногда приходиться придумывать новую сказку. Поэтому пересказать сказку от лица второстепенных героев сначала предлагали детям творческим и с богатым словарным запасом. Очень хорошие результаты в работе по придумыванию сказок детьми дала такая форма работы, предложенная Примерной программой, как
обучение повествованию.
При обучении повествованию дети учились определять главную идею текста через вопрос: «О чем эта сказка?». Узнали о том, что часто она может совпадать с названием сказок, например «Почему кот умывается после еды», «Как собака друга искала», «Почему вода в море соленая». Знакомя со структурой повествования, шли от общего к частному, то е с т ь с н ач а ла д а ли п р ед с т а вле н и е о ц е ло с т н о й с т р у к т у р е повествовательного высказывания, а затем, на последующих занятиях, раскрыли значение каждой структурной части (начала, середины и конца сказки).В этом помог такой прием, как зачитывание незнакомой сказки без зачина, средней части, концовки. Дети убедились в том, что без средней части произведения становятся скучными, неинтересными, так как именно в этой части рассказывается о приключениях героев, о разных событиях из их жизни. Большую роль играет и начало (зачин). Из него мы узнаем о том, кто главные герои сказки. Также в зачине находиться ключевой момент художественного текста. Приводя примеры концовок сказок, дети убедились в том, что они бывают самые разнообразные, но в основном – это хорошие, счастливые концовки. В дальнейшем при придумывании
сказок дети придерживались структурной части, так как знали, что без любой из них сказка не получится или будет непонятной. Но обучение повествованию возможно только в подготовительной группе и является продолжением работы по составлению монологов-описаний, проводимой в старшей группе. В подборе художественной литературы очень важно взаимодействие детского сада с семьей. Познакомили родителей с рекомендательным списком художественной литературы для чтения детям. На одно из родительских собраний пригласили работника детской библиотеки, которая рассказала о важности семейного чтения, о воспитании интереса к книге, к чтению. Родители поделились семейным опытом по привлечению детей к чтению. Создали в группе для родителей библиотеку, в которую наряду с р а з в и в а ю щ и м и к н и г а м и в к л юч и л и л и т е р ат у р у, н а и б о л е е заинтересовавшую детей. Главный результат проведенной работы в том, что у детей возник интерес к книге, который проявлялся в том, что дети стали постоянными посетителями книжного уголка. Книги пользовались большим спросом у наших воспитанников: они их постоянно рассматривали, делились впечатлениями, обменивались мнениями, задавали вопро сы, пересказывали друг другу понравившиеся отрывки (в игре «Школа»). И особенно хочется отметить бережное отношение детей к книге, что является одним из результатов по воспитанию любви к книге, в приобщении детей к чтению. Литература: 1. Доронова Т.Н. Из ДОУ – в школу, М., 2007. 2. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 3. Примерная общеобразовательная программа во спит ания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста» под редакцией Т.Н. Дороновой, М., 2007.




В раздел образования