Напоминание

"Воспитание любви к родному краю с дошкольного возраста"


Автор: Рыньгач Марина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №56
Населённый пункт: г. Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание любви к родному краю с дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Воспитание любви к родному краю с дошкольного возраста».
Воспитатель МБДОУ детский сад 56 Рыньгач М.А. «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Д. С. Лихачев В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания; идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Моя малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — все! Любой край, где бы человек ни жил, неповторим. У каждого места на земле есть своя история. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Для достижения данной цели определила следующие задачи:  развивать у детей эмоционально - ценностное отношение к малой Родине;  формировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому города Апатиты, умение видеть историю вокруг себя, воспитывать уважение к землякам и гордость за их достижения;  предоставить возможность дошкольникам почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни города;  ориентировать родителей на гражданское воспитание детей в семье. Для того чтобы решить эти задачи составила проект «Город мой горжусь тобой». Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. В основу работы легли следующие
принципы:

1.

Принцип историзма.
Реализую его путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). В начале работы выявила 1
знания детей о городе. Знаний было не много. Поставила перед детьми проблему «Как образовался наш город? Когда?». Ответы детей были разные. Леша предположил, что наш город очень древний. Марина высказала предположение, что городу 100 лет. Саша и Рита ответили, что город старый. На вопрос «Где можно об этом узнать?» дети предлагали узнать у своих родителей, бабушек, дедушек, почитать в книгах. Егор предположил, что можно узнать в интернете. После этого заинтересовала детей просмотром старых фотографий, вырезок из газет. И мы начали изучение истории города. Для этого просмотрели видеофильмы об истории образования города, прочитали отрывки из книги В.Э. Берлина «Апатиты – старый новый город». Выявили, что наш город еще не очень старый. Он расположился между озером Имандра и Хибинскими горами. Город получил свое название от названия камня плодородия «апатит», что в переводе с греческого, означает «обманный». После проведенных занятий:  «Моя Родина – Россия»;  «История образования города Апатиты»;  «Улицы родного города»;  «О чем рассказали старые фотографии»;  «Мой дом – моя семья»;  «Все работы хороши, выбирай на вкус» дети стали делиться своими знаниями с родителями. Марина рассказала своим родителям о гербах городов Кировск, Апатиты, Мурманск, о том, что она научилась находить герб города среди других. Анжелику мама взяла к себе на работу – посмотреть работу аэропорта. Ева поделилась впечатлениями от маминой работы: «Мама работает диспетчером, помогает людям, которые застряли в лифте». Ева так и говорит: «У мамы очень важная и нужная работа». Зарина после разговора с родными выяснила, что ее бабушка - ровесница городу. Как она потом сказала: «Так это не очень много – 40 лет». Данил, Марина, Дарина вместе с родителями отразили в рисунках улицы, здания города. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволил сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край
.
Красота северной природы привлекает множество туристов в наш город. В Апатитах проходит много соревнований по лыжным видам спорта, футболу, хоккею – в городе много спортсменов. Ежегодно проходят выставки «Каменный цветок», «Новогодняя карусель». Эти выставки дети посещают со своими родителями. В беседах старалась показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
2.

Принцип гуманизации.
2
Ориентируюсь на высшие общечеловеческие понятия - любовь к близким, родному городу, Отечеству. Встаю на позицию ребенка, не игнорирую его чувства и эмоции, вижу в ребенке полноправного партнера. В нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Для этого мы знакомились с названиями улиц города, узнавали, в честь кого они названы. После просмотра видеофильма об образовании города дети стали узнавать многие памятные места. Алеша обратил внимание на памятник Александру Евгеньевичу Ферсману: «Я видел этот памятник, он есть в нашем городе, теперь я знаю кому он поставлен». Саша: «Я тоже видела этот памятник в городе, рядом есть парк камней. Мы с мамой и папой прочитали все названия». Привлекали к этому родителей. Детям давалось задание узнать, откуда произошли названия улиц. Мама Владика с большим удовольствием слушала рассказы своего сына об образовании города, о том, как хотели назвать наш город. Она сама услышала об этом впервые от своего сына и тоже заинтересовалась историей города. Они вместе с сыном прочитали о том, в честь кого были названы улицы А. Бредова, Воинов- Интернационалистов. После полученных знаний о герое Советского Союза Анатолии Бредовее у мальчиков возникло желание обыграть сюжет героического поступка солдата на фронте. Аня поделилась знаниями об истории образования улицы Строителей. Она попросила рассказать об этом свою бабушку, которая давно живет в Апатитах. «Бабушка рассказала мне, что дедушка строил наш город. А улицу Строителей назвали в честь первых строителей города. И в городе есть памятник первым строителя». Милена поделилась с детьми знаниями об академике Александре Васильевиче Сидоренко, о котором они прочли с мамой, а Егор добавил информацию о том, что А.В. Сидоренко открыл месторождение слюды в Ковдоре (раньше Егор с семьей жили в этом городе). Изучили микрорайон Сидоренко, где проживает большинство детей нашей группы: сходили на экскурсии в парикмахерскую, на почту, к школе № 7, сравнили два детских сада, находящихся на проспекте. Дети после этого с удовольствием делились своими знаниями со сверстниками и родителями. Интересно проходили и дидактические игры с использованием карты города. Детям предлагалось на карте найти знакомые им места: городской вокзал, стадион, площади города. С детьми, умеющими читать, играли в игру «Какое слово зашифровано», где нужно по символам прочесть название города.

С символикой города познакомила детей на занятии «Герб нашего города». Занятие включает рассказ о том, что такое герб, а затем с помощью наводящих вопросов дошкольники учились разбираться в значении символов, 3
изображенных на гербе. Закрепить знания наилучшим образом помогли игры «Найди герб нашего города среди других», «Сложи герб по памяти».
3.

Принцип дифференциации.
Стараюсь создать оптимальные условия для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, о собенно стей эмоциональной и познавательной сферы. Согласно поговорке «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», построила работу с дошкольниками в форме путешествий по родному городу. Путешествуя по неизвестным ранее и уже знакомым детям местам, любовались красотой города, узнавали много нового о нем, учились беречь и любить свою малую Родину. Милена К
.: «
Мне нравятся мой город, здесь живут все мои друзья. Я рада, что я здесь живу, и близких всех своих люблю». Глеб С.: «Город - лучший для меня, красивый, солнечный». Все прогулки и путешествия организовывала в определенной последовательности, действуя по принципу «от простого к сложному», «от знакомого к неизвестному». Путешествия наши начались с территории детского сада. Рассматривали здание детского сада, особенности его строения, оборудование детских площадок. Затем, рассматривали двор жилого дома, по возможности наблюдали за работой дворника и машин - помощников: мусоровоза, трактора. Решали, как можно сделать двор красивее, чище, кого попросить помочь в этом. Дети предлагали свои варианты, например: «Не мусорить на участке детского сада и в городе». Наблюдали, как бывшие воспитанники помогали носить песок в песочницы. И сами приняли в этом посильное участие. После того, как мы объявили о благоустройстве участка, дети вместе с родителями приняли активное участие в благоустройстве территории для прогулок. Такие беседы, как «Что нужно сделать, что бы город был краше?, «Каким я хочу видеть свой город», «Мой детский сад» помогали воспитывать у дошкольников активную гражданскую позицию. Свои путешествия по городу продолжали и на занятиях, которые были взаимосвязаны с экскурсиями, дополняли и обогащали их.
4.

Принцип интегративности.
Реализую этот принцип в сотрудничестве с семьей и ближайшим социумом: библиотекой, мини-музеем Родного края в детском саду. При ознакомлении дошкольников с историко-культурными особенностями нашего края сочетаю разные виды деятельности. На занятиях и в свободное время с детьми рисовали на темы «Улицы города», «Город моей мечты», «Мой детский сад». В коллективной аппликации «Лучше гор – могут быть только горы» отразили красоту Хибин. Привлекали к работе родителей - они вместе с детьми дома рисовали интересные и знакомые детям здания родного города, природу родного края. 4
Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводила к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: - повсюду люди трудятся для всех; - везде соблюдаются традиции; - люди берегут и охраняют природу. Педагог Н. Волков писал: «Народ наиболее в чистом виде всегда представляют дети, когда национальное умирает в детях, то это означает начало вымирания нации». Воспитание не приводит к сиюминутным результатам, оно оказывает воздействие на личность ребёнка на много лет вперёд . Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьей. В ходе работы столкнулась с тем, что есть родители, особенно молодые, которые не знают того, что они должны знать и передавать своим детям, например символику города, страны, историю города. Пришла к выводу, что просвещение родителей тоже необходимо. Провела консультации для родителей:  «Готовимся к прогулке по городу»;  «История моей семьи»;  «Роль семьи в воспитании у детей любви к родному городу». Организация совместных творческих домашних заданий, таких как придумывание и изображение герба своей семьи, рисование маршрута от дома до детского сада, сбор материалов о родном городе - все это способствует объединению родителей, воспитателей и детей. В ходе реализации проекта пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней. 5


В раздел образования