Напоминание

"Исследовательская деятельность в начальной школе как основа раскрытия потенциала младших школьников"


Автор: Поворезнюк Наталья Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Лицей № 3
Населённый пункт: Красноярск, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Исследовательская деятельность в начальной школе как основа раскрытия потенциала младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад





Исследовательская деятельность в начальной школе как основа раскрытия потенциала

младших школьников.
Н.Е. Поворезнюк, учитель начальных классов, МБОУ Лицей № 3 г. Красноярска Аннотация В статье предлагается опыт введения исследовательской деятельности в начальной школе. Рассматриваются принципы работы с учащимися по формированию навыков исследовательской работы на примере двух работ. Кроме того в статье рассматривается влияние сформированности навыков исследовательской деятельности на учебную деятельность учащихся. Работая по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, я убедилась, что младшим школьникам интересна деятельность по исследованию учебного материала. Когда предлагаешь ребятам почувствовать себя «учеными», то видишь, насколько гордо чувствует себя маленький ученик, пытаясь рассказать доказательство своей версии. Начиная с первого класса, дети учатся выдвигать свои предположения, учатся предлагать варианты решения исследуемой проблемы, доказывать свои версии, делать выводы. На протяжении четырех лет обучения в начальной школе мы формируем эти умения, понимая, что сформированность данных метапредметных умений – залог успешного обучения в дальнейшем и самообразования. Однако на уроках часто возникают ситуации, когда у ребят возникают вопросы, «выходящие» за рамки учебного предмета. Раньше мы обычно предлагали детям подумать над этим вопросом дома, найти информацию в энциклопедиях. Такой ход был обусловлен не столько нежеланием тратить время на уроке, сколько с желанием развить у детей умение работать с различными источниками информации. Несколько лет назад в нашем образовательном учреждении решили ввести в свою практику курс А.И. Савенкова «Я - исследователь» с целью формирования у детей навыков исследовательской деятельности. Работая с учащимися, я убедилась, что для детей эта деятельность привлекательна, но при этом очень сложна. Спустя несколько лет я могу уверенно сказать, что такая работа положительно влияет на учебную деятельность младших школьников. Каким же образом я предлагаю включать в образовательный процесс исследовательскую деятельность? Интерес – это та «искра», которую важно зажечь в мыслях ребенка для включения его в исследовательскую деятельность. Для возникновения интереса я предлагала своим учащимся, например, после прочтения текста на уроках литературного чтения вопросы, на которые невозможно ответить, пользуясь только знаниями изучаемого произведения. Так, работая над произведением «Зимний дуб» Ю. Нагибина, предложила детям ответить на вопрос: - Действительно ли в жизни бывает так, как пишет автор: « Подножие дуба приютило еще многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок. Одни хоронились под корнями, другие забились в трещины коры; отощавшие, словно пустые внутри, они в непробудном сне перемогали зиму. Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверье не могло бы сыскать себе лучшей квартиры» [1]. Мнение ребят разделилось, и вдруг у одного ребенка возникло сомнение: «Есть ли жизнь под снегом? Может быть, автор придумал всё это?». Так возникла идея исследовательской работы «Есть ли жизнь под снегом»? Идея следующей исследовательской работы «Секреты невидимых чернил» возникла у ребенка, пытающегося «скрыть» содержание своих записок другу от возможного прочтения другими детьми. Как же сделать так, чтобы прочитать мог только тот, кому адресовано послание? На следующем этапе перед детьми была поставлена задача ответить на эти вопросы, пользуясь любыми способами. Самый простой способ (найти информацию в интернете, энциклопедии) оказался малоэффективным, поскольку все ребята в классе вместе с учителем «не верили» отвечающим, каждый раз задавая вопросы на уточнение или высказывая свои версии: 1
- А может быть, просто так пишут, что насекомые прячутся под корой деревьев? Докажи! - А ты попробуй так написать, чтобы мы не смогли прочитать твою записку…, а то вдруг нечаянно увидим. Желание доказать свою точку зрения и было тем «опорным толчком» для ребят, ставших «исследователями». Поразмышляв, они четко осознали, что без выполнения собственного исследования, без получения своих реальных результатов, они не докажут сомневающимся одноклассникам свою точку зрения. Самостоятельное определение цели, задач, этапов своей работы, я считаю, ученикам начальной школы не под силу. Поэтому детям была предложена работа «по угадыванию» замысла ученого, размышляющего над этой проблемой. Дети высказывали свои мысли, а моя задача, как учителя, состояла в том, чтобы грамотно переформулировать детскую мысль так, чтобы ребенок понимал, что эта фраза – и есть его определение цели своей деятельности, задач. Варианты доказательств также предлагались учащимися. Среди них были как реальные пути решения проблемы, так и фантастические, несбыточные. На этом этапе главное, я считаю, в том, чтобы дети могли самостоятельно попробовать то, что предложили. Осуществляя практическую деятельность, дети не только осознают, что именно они делают и зачем это делают, но и понимают, реальный ли шаг на пути решения проблемы был ими предложен. Так, отвечая на вопрос «Есть ли жизнь под снегом», ребенок брал различные образцы почвы: в лесу, на школьном участке, на берегу реки. Использование цифровой техники (фотоаппарата и цифрового микроскопа) на этом этапе было большим «плюсом», поскольку именно фотографии впоследствии и стали источником доказательства. Невооруженным глазом нам не удалось увидеть то, что открылось взору ребят на цифровой фотографии при ее увеличении (рис. 1, 2 ,3). Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3 Рис. 1 – насекомое, обнаруженное под снегом на школьном участке; Рис. 2 – божьи коровки находились под снегом на стволе дерева в лесу; Рис. 3 – паук был обнаружен в образце почвы, взятой с берега р. Енисей. Работа по второй теме предполагала попробовать использовать найденные рецепты «невидимых чернил», при этом возникла идея использовать не только традиционные рецепты, но и придумать самому, чем можно еще написать и способ проявления таких записей. Эта работа настолько оказалась увлекательной, что ребенком были созданы восемь растворов «невидимых чернил» и выбран наиболее удачный. На этом этапе работы важно научить детей фиксировать результаты своей деятельности, в остальном же желательно предоставить свободу действий. 2
Работа по созданию «невидимых» чернил Когда практическая часть работы была завершена, дети были готовы доказывать свою точку зрения одноклассникам, но столкнулись с очередной трудностью. Нужно было так представить свою работу, чтобы всем доказать свою точку зрения наглядно и как можно тщательно. На этом этапе ребята выполняли наиболее сложную работу по грамотному оформлению печатной работы, изучали азы составления презентаций. В целом можно отметить, что такая работа оказалась не только полезна для учеников, но и, что для меня наиболее ценно, интересна. Обучая детей навыкам исследовательской работы, я убедилась, насколько ценна для них эта деятельность: во-первых, они учатся выдвигать множество версий для решения проблем, переносят этот способ на практику, решая жизненные проблемы; во-вторых, ребята учатся определять цели и задачи своей деятельности, самостоятельно ставить перед собой учебную задачу, определять действия для ее решения; в- третьих, они учатся оформлять текст – рассуждение, учатся описывать свою деятельность и полученные результаты. Разумеется, что все эти умения, полученные на занятиях исследовательской деятельности, применяются впоследствии и на уроках, и при дальнейшем обучении в основной школе. Таким детям проще писать научно- практические работы, поскольку база была заложена еще в начальных классах. Главное, что у ребят появляется интерес к тому, чтобы ответить на самые замысловатые вопросы, и они владеют способом ответа на эти «загадки». Проводя мониторинг по формированию универсальных учебных действий, я убедилась, что ученики начальных классов, которые занимались исследовательской деятельностью, демонстрируют достаточно высокий уровень сформированности универсальных учебных действий, у них не возникает проблем при постановке и решении учебных задач, они охотно берутся решать задания в «ситуации разрыва» во время учебных занятий. И что немаловажно, демонстрируют перенос полученных навыков как в предметную деятельность, так и в надпредметную. На современном этапе такие действия детей - важный этап в их развитии и обучении. Литература: 1. Е.И. Матвеева. Литературное чтение, ч.2. – М.: «ВИТА-Пресс», 2005. 2. А.И. Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников,-Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 192 с. 3


В раздел образования