"Сущность социального партнерства педагогов – логопедов с родителями в современных условиях ДОУ"
Автор: Ермакова Елена Николаевна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МДОУ "Дашковский детский сад комбинированного вида "Колобок" Населённый пункт: п. Большевик, Серпуховский район Наименование материала: статья Тема: "Сущность социального партнерства педагогов – логопедов с родителями в современных условиях ДОУ" Раздел: дошкольное образование
Тема: «Сущность социального партнерства педагогов – логопедов с
родителями в современных условиях ДОУ»
Выполнила:
Ермакова Елена Николаевна
учитель – логопед
МДОУ «Дашковский детский сад
комбинированного вида «Колобок»
Серпуховский район
Вселенную по имени Ребенок сложно и, наверное, невозможно охватить
единым видением. Неоспорима уникальность и самоценность дошкольного
детства,
важнейшего
периода
развития
ребенка,
в
ходе
которого
закладываются
основы
качеств
личности,
познавательных
процессов
и
деятельности. В этот период учитель – логопед и родители, принимая в
развитии ребенка дошкольного возраста самое деятельное участие, могут
быть более близки к нему.
Появление
отклонений
в
речевом
развитии
у
ребенка
дошкольного
возраста,
как
правило,
свидетельствует
о
нарушении
или
трудностях
структурно
–
функционального
становления
его
нервной
системы,
1
неблагоприятном
изменении
всей
ситуации
его
развития.
Всестороннее
динамическое изучение ребенка дошкольного возраста с нарушением речи,
обсуждение разнообразных проблем и успехов его развития в деятельности и
общении,
формировании
как
Человека
позволяет
педагогу
–
логопеду
в
содружестве
с
другими
специалистами
и
родителями
целенаправленно
осуществлять поиски наиболее благоприятных условий для его развития и
обретения им полноценной радости бытия.
В
настоящее
время
в
общей
детской
популяции
наблюдается
значительное
количество
детей
с
различными
отклонениями
речевого
развития, которые предполагают пристальное внимание к ребенку со стороны
окружающих его взрослых, в первую очередь – родителей.
Семья – это родной дом ребенка, где он живет, играет, учится постигать
окружающее,
практически
познает,
что
такое
доброта,
внимание,
забота,
любовь
родителей
и
других
родственников,
отвечает
привязанностью
и
любовью.
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 сентября 2013 г., в статье
44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся
в части
1.
говориться,
что
родители
(законные
представители)
несовершеннолетних
обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание
детей
перед
всеми
другими
лицами.
Они
обязаны
заложить
основы
физического и психического здоровья, нравственного и интеллектуального
развития ребенка. Федеральный закон «Об образовании» обязывает педагогов
и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными
участниками
образовательного
процесса. И
поэтому
большую
помощь
в
работе
учителя
–
логопеда
могут
оказать
именно
родители
детей,
посещающих логопедическую группу.
Современные
условия
деятельности
дошкольных
учреждений
ставят
взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. По мнению специалистов,
о б щ е н и е
п е д а г о г о в
и
р о д и т е л е й
д о л ж н о
б а з и р о в а т ь с я на
2
принципах открытости, взаимопонимания
и доверия. Родители
являются
основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие учителя
– логопеда с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
Именно
по
этой
причине
многие
дошкольные
учреждения
сегодня
ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют
учесть
актуальные
потребности
родителей,
способствуют
формированию
активной родительской позиции.
Успех работы по исправлению нарушений речи дошкольников во многом
определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе
учителя
–
логопеда,
воспитателей
и
родителей.
В
настоящее
время
в
логопедической
практике
существуют
стабильные
формы
работы
с
родителями,
которые
являются
достаточно
эффективными.
Первая
организованная встреча учителя – логопеда с родителями проводится в конце
сентября. На этом собрании педагог – логопед освещает в доступной форме
следующие вопросы:
1.
Необходимость
специального
направленного
обучения
детей
в
условиях логопедической группы.
2. Анализ результатов психолого-педагогического обследования детей.
3. Организация работы учителя – логопеда и воспитателя в течение года.
4. Информация о содержании логопедических и воспитательных занятий
в первый период обучения.
На
этом
собрании
полезно
предоставить
родителям
возможность
прослушать
магнитофонные
записи
речевых
высказываний
детей
при
первичном обследовании.
Опыт общения с родителями показывает, что их отношение к речевым
дефектам детей неоднозначно: одни видят лишь недостатки произношения
отдельных
звуков,
другие
считают,
что
все
«само
исправится
к
школе».
Поэтому особое значение приобретает первая беседа учителя – логопеда,
когда он должен в доступной и убедительной форме рассказать и показать
негативное
влияние
недостаточно
сформированной
речи
на
процесс
овладения детьми образовательных процессов и развитие всех психических
функций. При этом необходимо подчеркнуть мысль о том, что именно раннее
3
выявление
речевой
патологии
и
оказание
детям
своевременной
помощи
поможет предупредить затруднения при обучении. Тем самым учитель -
логопед
обосновывает
необходимость
открытия
и
существования
дошкольных логопедических групп.
Необходимо в процессе общения с родителями корректно показать их
ошибки в воспитании ребенка с речевыми отклонениями. Наиболее часто –
это чрезмерная опека или, напротив, недостаточное внимание к ребенку. В
первом случае ребенка слишком балуют, жалеют, оберегают от всех даже
посильных для него дел. Взрослые сами выполняют все за ребенка и, имея
благие
намерения,
по
существу
делают
его
беспомощным,
неумелым,
бездеятельным.
Ребенок
не
овладевает
простейшими
навыками
самообслуживания, не выполняет требований старших, не умеет вести себя в
обществе, не стремится дружить и играть с другими детьми. К тому же он
становится эгоистичным.
Лишения
внимания
со
стороны
родителей
приводит
к
тому,
что
он
чувствует себя в родной семье дискомфортно. У него возникает и укрепляется
чувство
ненужности,
отвергнутости,
переживания
одиночества.
Он
становится
робким,
забитым,
теряет
присущую
детям
доверчивость
и
искренность в отношениях с родителями. Таким образом, воспитывается
умение
приспосабливаться
к
окружающей
среде,
равнодушное,
недоброжелательное
отношение
к
родным
и
другим
окружающим
его
взрослым и детям.
Еще
следует
заметить,
что
родители
поступают
совершенно
неправильно, когда предъявляют ребенку с недоразвитием речи требования,
для
него
непосильные,
заставляют
прилагать
чрезмерные
усилия
для
их
выполнения. В этих случаях ребенок перенапрягается физически и морально.
Он
страдает,
видя
недовольство
взрослых.
Родители,
в
свою
очередь,
испытывают чувство неудовлетворенности, сердятся на ребенка за то, что он
не оправдал их ожиданий. На этой почве может возникнуть тихий, затяжной
конфликт, в котором наиболее страдающей стороной является ребенок. Чтобы
этого не случилось, учитель – логопед учит родителей учитывать характер и
4
тяжесть имеющегося у ребенка нарушения речи, ведь именно этот показатель
определяет
его
возможность
в
общем
развитии,
успехи
в
овладении
умениями и знаниями. Важно принимать во внимание также возрастные и
индивидуальные особенности ребенка.
Высокими потенциальными возможностями в организации совместной
деятельности
логопеда
с
родителями
являются
и
наглядные
агитации,
представленные в виде стендов, папок – передвижек. Данный вид работы
направлен на обеспечение систематической информированности родителей о
жизни ребёнка в детском саду, ходе коррекционно - воспитательной работы,
дальнейших путях развития его личности и речи, способствует поддержанию
контакта с семьёй. Методические материалы и разработки, помещённые на
стенде, становятся действенными, если касаются вопросов развития общей и
мелкой моторики, артикуляционных укладов, слухового внимания и памяти у
детей и т.д. Темы: «Сказки о Весёлом Язычке», «Развитие фонематического
слуха», «Развитие мелкой моторики руки», «Готов ли Ваш ребёнок к школе?»,
«Причины
речевых
нарушений
и
речевые
диагнозы»,
«Речевые
игры
с
мячом» и т. д. Продуктивно использовать советы, рекомендации, комплексы
занятий по развитию и исправления речи у ребёнка. Целесообразно включать
в
и н ф о р м а ц и о н н ы й
у г о л о к
д л я
р о д и т е л е й
с о в р е м е н н ы е
психотерапевтические
и
речевые
приёмы,
такие
как
игротерапии,
психогимнастики,
сказкотерапии,
где,
например,
главный
герой
(Весёлый
язычок)
учится
выполнять
различные
артикуляционные
упражнения.
На
стенд
необходимо
помещать
список
литературы
для
родителей,
рекомендуемой
логопедом
и
воспитателем.
Продуктивно
организовывать
выставки
книг,
которые
должны
быть
дома.
Систематически
следует
помещать небольшие тексты, загадки, пословицы, отрывки из стихотворений,
которые
родители
должны
использовать,
занимаясь
с
детьми.
Уместно
данные
приёмы
оформлять
по
принципу
доступности
и
понятности
для
родителей.
Подобные
наглядные
методы
способствуют
повышению
компетентности и активности родителей в педагогическом процессе.
5
Справочно-информационная
служба по
вопросам
воспитания
и
образования
дошкольников
представлена
в
виде
книги
для
вопросов
родителей «Книга отзывов и предложений. Задай вопрос специалисту».
Медиатека
-
мультимедийные
материалы к
занятиям
с
детьми-
логопатами
знакомят
родителей
с
развивающими
и
обучающими
компьютерными программами. Имеются видео- и аудиозаписи с занятиями и
праздниками в детском саду.
Так
же
на
индивидуальных
консультациях
и
беседах
с
родителями
учитель - логопед рассказывает об особенностях речевого развития каждого
ребенка,
подчеркивая
сильные
и
слабые
стороны,
обращая
внимание
родителей
на
возможные
осложнения
в
процессе
логопедического
–
развивающего обучения.
Большое
внимание
уделяется
освещению
вопросов,
связанных
с
организацией жизни детей в условиях дошкольного учреждения. Родители
должны знать режим работы в группе, требования к детям на протяжении
всего времени пребывания в детском саду. Раскрывая задачи и содержание
логопедических
занятий,
учитель
–
логопед
знакомит
(выборочно)
с
приемами педагогического воздействия, необходимыми для осуществления
дифференцированного подхода к каждому ребенку. Особо педагог – логопед
отмечает
роль
родителей
в
комплексе
психолого
–
педагогических
мероприятий:
а) единство требований к ребенку;
б) контроль за выполнением заданий;
в)
помощь
в
оформлении
тетради
ребенка,
игр,
дидактического
материала;
г)
активное
участие
во
всех
мероприятиях,
проводимых
для
родителей
в
детском
саду
(открытые
занятия,
праздники,
родительские собрания, оформление групповой комнаты, стендов для
родителей и т.д.).
Таким образом, логопед создает установку для сознательного включения
родителей в обучающий и развивающий процесс.
На протяжении учебного года систематически проводятся консультации
для
родителей.
Учитель
–
логопед
показывает
приемы
индивидуальной
6
работы с ребенком, подчеркивает его трудности и успехи, подсказывает, на
что необходимо обратить внимание дома. У каждого ребенка имеется своя
тетрадь,
где
фиксируется
содержание
логопедической
работы.
Родителям
объясняется,
как
необходимо
оформлять
эту
тетрадь,
даются
образцы
выполнения
домашних
заданий
(зарисовки
предметов,
наклеивание
переводных картинок, запись стихотворений, рассказов и т.д.). Тетрадь всегда
должна
быть
аккуратной
и
хорошо
оформленной.
Это
также
один
из
моментов педагогического воздействия.
Полезным для родителей является посещение открытых занятий учителя
– логопеда. Они проводятся систематически 1 раз в 2-3 месяца. Родители
получают возможность следить за успехами детей, видеть их трудности в
общении с товарищами, наблюдать за проведением режимных моментов,
организацией игровой деятельности и т.д.
Формы
организации
занятий
с
детьми
и
их
близкими
могут
быть
различными. Необходимо только помнить, что родители являются самыми
заинтересованными участниками развивающего педагогического процесса.
Его успешный результат будет зависеть от многих причин, а именно от того,
насколько
правильно
будут
построены
отношения
между
логопедом
и
родителями.
Для
достижения
результатов
в
коррекционно-педагогической
работе
необходимо выполнять следующие требования:
1. Логопедические занятия должны проводиться систематически.
2.
В
ДОУ
и
в
семье
необходимо
осуществлять
к
ребёнку
индивидуальный подход.
3. Родители должны выполнять требования логопеда и воспитателя.
4.
Речевой
материал,
который
закрепляет
ребёнок
дома,
необходимо
скомпоновать, систематизировать, четко объяснять ему и родителю, как и
сколько выполнять упражнения (задания) дома.
5.
Постоянно
обеспечивать
совместную,
плодотворную
деятельность
логопеда, воспитателя, родителей и других специалистов.
6. Поддерживать взаимопонимание между родителями и детьми.
Предложенные формы работы логопеда с родителями, воспитывающими
ребёнка
с
речевым
нарушением,
способствуют
развитию
партнёрства
и
7
сотрудничества родителей и ребёнка, вырабатыванию навыков адекватного и
равноправного
общения,
а
как
следствие
–
способствует
гармоничному
развитию личности и речи ребёнка.
В середине учебного года проводится 2-е родительское собрание. На нем
подводятся итоги работы за 1-ое полугодие. Кратко освещается динамика
речевого продвижения ребенка, определяются задачи и содержание занятий в
последующий период обучения, требования к речи детей. Оценивается роль
каждой семьи в системе комплексного воздействия. В это время учитель –
логопед уже может дать прогноз конечного итога логопедической работы,
сориентировать родителей в отношении дальнейшего пребывания ребенка в
детском саду и школе.
3-е родительское собрание планируется в конце года. На нем подводятся
итоги всей проделанной работы. Дается анализ повторного обследования
речи детей, рекомендации к их дальнейшему обучению (в детском саду,
школе).
Организуется
торжественный
выпуск
детей,
где
каждый
имеет
возможность продемонстрировать свои успехи.
Заключение
В завершении хотелось бы сказать, что воспитание и обучение детей с
речевыми нарушениями – это сложный процесс, требующий от окружающих
ребенка взрослых много терпения, душевной доброты, наблюдательности и
определенного круга знаний об особенностях и возможностях ребенка. Эти
дети
нуждаются
в
организации
специфического
логопедического
8
воздействия,
без
которого
их
продвижение
будет
замедленным
и
недостаточно успешным.
Проводить работу с детьми, имеющими нарушения речи, целесообразнее
всего, привлекая для этого педагога – логопеда, понимающего нужды этих
детей и владеющего методиками их обучения.
Однако очень большое значение имеет семья, в которой растет ребенок.
Именно семья может оказать ему существенную помощь, способствующую
успешной интеграции в окружающую социальную среду.
Литература
1.
Мастюкова, Е. М., Московкина, А. Г. Они ждут нашей помощи.
[Текст] / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. – М., 1991г.
2.
Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит. [Текст] / Т.А. Ткаченко.
– С.-П., 2000г.
3.
Петрова, В.Г., Белякова, И.В. Кто они дети с отклонениями в развитии?
[Текст] / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М., 2000г.
4.
Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В. Дети с общим недоразвитием речи.
Воспитание и обучение. [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.,
1999г.
5.
Кельцева А.А., Маловицина О.О., Наххас Н.А. Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-
9
ФЗ. [Текст] / А.А. Кельцева, О.О. Маловицина, Н.А. Наххас. – М.,
2013г.
10