Напоминание

Авторское игровое пособие "Красивый бантик"


Автор: Цымбалова Екатерина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Детский сад № 280
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Авторское игровое пособие "Красивый бантик"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Авторское игровое пособие

(Рецензия от 16.07.2015 г. канд. пед. наук, доцента ВГСПУ Лавринец И.А.)
по экспериментально - исследовательской деятельности на основе элементарных математических представлений для детей среднего и старшего возраста (4-6 лет)
«Красивый бантик»
Автор игрового пособия: Цымбалова Екатерина Борисовна
Актуализация Формирование интеллектуальных способностей дошкольников осуществляется при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться, как самостоятельный творческий поиск. Таким образом, детское экспериментирование строится самим ребенком, а не задается взрослым, и направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления, интеллектуальных и творческих способностей, а так же и других сторон личности ребенка. Актуальность данного пособия, в котором представлена серия экспериментов на основе элементарных математических представлений, обусловлена недостаточной теоретической разработанностью темы, требующей подхода с позиций различных субъектов образовательного процесса. Методика работы в этом направлении не раскрыта, отсутствует система работы педагога, направленная на приобретение ребенком новых знаний, что не позволяет практикам в полной мере реализовать данную область образовательной программы. Пособие разработано и апробировано на практике. Оно доказало свою эффективность и является одним из действенных способов развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста. В дидактическом материале выделяется целый спектр целевых ориентаций:
обучающие:
формирование у детей умений:  сравнивать, подбирать и классифицировать предметы по общему признаку  устанавливать причинно - следственные связи  выдвигать гипотезы, делая выводы на основе ранее полученных знаний
развивающие:
развитие у детей:  мышления, памяти, внимания, речи  интеллектуальных и творческих способностей  познавательного интереса к экспериментированию, стремление к активной деятельности  координации движений, мелкой и крупной моторики, взаимодействие рук и глаз
Данное пособие может быть использовано, как метод диагностики и средство коррекционной работы с детьми. Пособие предполагает как индивидуальную работу с ребенком, так и подгрупповую для закрепления образовательных областей согласно ФГОС ДО:  познавательное развитие  речевое развитие  социально – коммуникативное развитие  художественно – эстетическое развитие Дидактическое пособие предназначено для детей 4-6 лет. Пособие «Красивый бантик» состоит:  трубочки из картона разной длины  кубики из разных материалов и разных размеров  мячи и шарики из разных материалов и разных размеров  брусочки из разных материалов и разных размеров  ленточки разной длины и ширины  приложение к варианту № 9 (варианты построек) В пособии предлагается несколько вариантов экспериментирования, расположенных в алгоритмической последовательности, с разными уровнями сложности, с учетом возрастных особенностей и уровнем развития ребенка. Кубики, мячи, шарики, брусочки предлагаются в нескольких вариантах: разных размеров и из разных материалов (картон, дерево, пластик, резина), с помощью которых можно придумать свои варианты экспериментирования. Для удобного использования, пособие расположено в папке, что позволяет легко и быстро извлечь из нее файл с желаемым вариантом экспериментирования.
1 вариант
Красивый бантик

Цели:
 обучать детей умению устанавливать причинно - следственные связи, развивая логическое мышление  формировать умения делать выводы на основе новых способов деятельности  развивать интерес к экспериментированию, мелкую моторику, взаимодействие глаз и рук  воспитывать стремление к активной деятельности, активизируя познавательные интересы
Материалы:
 брусочки и трубочки  ленточки
Ход эксперимента:


В эксперименте могут принимать участие от 1 и более детей. Взрослый предлагает детям взять трубочки, брусочки, ленточки и завязать красивый бантик сначала на брусочке, а потом на трубочке. Затем детям предлагается внимательно рассмотреть бантики. Вывод: на брусочке бантики получились красивее и аккуратнее, потому что завязать бантик на трубочке труднее, чем на брусочке. Почему завязать бантик на трубочке труднее, чем на брусочке мы узнаем в следующем эксперименте.
2 вариант
Катится – не катится

Цели:
 актуализировать и обобщать знания детей о понятии: «катится – не катится», обогащая словарный запас  формировать умения сравнивать, подбирать и классифицировать предметы по общему признаку, развивая интеллектуальные способности детей  развивать умение делать выводы на основе ранее полученных знаний, используя опыт различного вида деятельности  воспитывать самостоятельность в освоении разнообразных способов действий  тренировать внимание, согласованность в движении рук и глаз
Материалы:
 брусочки или кубики; трубочки или мячики  ленточки
Ход эксперимента:


В эксперименте могут принимать участие от 1 и более детей.
Первый уровень сложности экспериментирования.
Взрослый предлагает детям взять трубочки или мячики (по желанию детей) и покатать их по поверхности стола – они легко катятся во всех направлениях. Затем детям предлагается покатать по поверхности стола брусочки или кубики – они не катятся. Вывод: мячики легко катятся, потому что они круглые, у них гладкая и ровная поверхность – без уголков; у кубиков есть уголки, поэтому они не катятся.
Второй уровень сложности экспериментирования.
Эксперимент можно усложнить следующим образом. Взрослый предлагает детям завязать красивый бантик сначала на брусочке, а затем на трубочке. Вывод: завязать бантик на трубочке труднее, чем на брусочке, потому что трубочка катится и имеет неустойчивую форму; а на брусочке легко, потому что он не катится и имеет устойчивую форму. Для закрепления полученных результатов детям предлагается сначала выбрать предметы, которые катятся; а затем выбрать предметы, которые не катятся или разделить предметы на две группы (устойчивой и не устойчивой формы), в зависимости от уровня сложности эксперимента. Почему предметы одинаковой формы более или менее устойчивые мы узнаем в следующем эксперименте.
3 вариант
Легкий - тяжелый

Цели:
 актуализировать и обобщать знания детей о понятии: «легкий – тяжелый», развивая логическое мышление  развивать познавательную активность и интеллектуальные способности детей через обогащение опыта деятельности  воспитывать стремление к активной деятельности, развивая познавательный интерес к экспериментированию
Материалы:
 брусочки из разных материалов (дерево, картон)  ленточки  настольные весы
Ход эксперимента:


В эксперименте могут принимать участие от 1 и более детей.
Первый уровень сложности экспериментирования.
Взрослый предлагает детям два брусочка из разных материалов (дерево, картон) и положить их на чаши весов. Наблюдая за весами видим, что одна чаша опустилась ниже. Вывод: одна чаша весов опустилась ниже, потому что брусочек из дерева тяжелее.
Второй уровень сложности экспериментирования.
Эксперимент можно усложнить следующим образом. Взрослый предлагает детям завязать красивый бантик сначала на брусочке из дерева, а затем из картона. Завязать бантик на брусочке из картона труднее, потому что он легкий, все время переворачивается и падает, его надо придерживать руками; а на брусочке из дерева - легко, потому что он тяжелее картонного и хорошо лежит на столе, его не надо придерживать. Вывод:  дерево тяжелее картона  тяжелые предметы более устойчивы: меньше качаются и не падают. Для закрепления полученных результатов детям предлагается сначала выбрать предметы из легких материалов (пластик, картон и т. д.) а затем выбрать предметы из тяжелых материалов (дерево, металл и т. д.) или разделить предметы на две группы (легкие – тяжелые, устойчивые и не устойчивые), в зависимости от уровня сложности эксперимента.
4 вариант
Большой - маленький

Цели:
 актуализировать и обобщать знания детей о понятии: «большой – маленький», развивая логическое мышление  развивать речь, мелкую моторику, взаимодействие обоих рук и глаз  воспитывать аккуратность, стремление к активной деятельности, развивая творческие способности детей
Материалы:
 брусочки  мячики, разные по величине  ленточки разной длины
Ход эксперимента:


В эксперименте могут принимать участие от 1 и более детей.
Первый уровень сложности экспериментирования.
Взрослый предлагает детям трубочку, два мячика разной величины и поочередно каждый мячик прокатить через отверстие в трубочке. Дети отмечают, что один мячик не входит в трубочку. Вывод: один мячик больше, а другой меньше.
Второй уровень сложности экспериментирования.
Взрослый предлагает детям брусочек, две ленточки разной длины и завязать поочередно два красивых бантика на брусочке. Затем детям предлагается внимательно рассмотреть бантики. Вывод:  на брусочке бантики получились разные по величине: один бантик получился большой, а второй – маленький  бантики получились разные по величине, потому что ленточки были разной длины Для закрепления полученных результатов детям предлагается сначала выбрать большие предметы, а затем выбрать маленькие предметы; или выбрать парные предметы по принципу: большой - маленький. Почему один бантик получился больше, а другой меньше мы узнаем в следующем эксперименте.
5 вариант
Длинный - короткий

Цели:
 актуализировать и обобщать знания детей о понятии: «длинный – короткий», развивая интеллектуальные способности  поощрять выдвижение детьми гипотез, развивая умение делать выводы на основе ранее полученных знаний  воспитывать самостоятельность
Материалы:
 трубочки разной длины  ленточки разной длины
Ход эксперимента:
В эксперименте могут принимать участие от 1 и более детей.
Первый уровень сложности экспериментирования.
Взрослый предлагает вниманию детей брусочек, на котором завязано два бантика разной величины. Дети отмечают различие между бантиками: один бантик меньше, второй – больше. Затем детям предлагается поочередно развязать ленточку большого и маленького бантика. Внимательно рассмотреть ленточки и сделать вывод, почему бантики были разные по величине. Вывод: один бантик был больше, а другой меньше, потому что одна ленточка длиннее другой.
Второй уровень сложности экспериментирования.
Взрослый предлагает детям две ленточки одинаковой длины и две трубочки разной длины. Ленточку следует закрепить на трубочке, используя узелок на ленточке и рассечку на трубочке, и намотать ленточки на трубочки. Одна ленточка намоталась на трубочку до конца, а другая ленточка осталась не намотанная – ей не хватило трубочки. Вывод: одна трубочка длинная, вторая – короткая, или одна трубочка короче другой. Для закрепления полученных результатов детям предлагается отобрать парные предметы по принципу: длинный - короткий
6 вариант
Узкий - широкий

Цели:
 актуализировать и обобщать знания детей о понятии: «узкий - широкий», пополняя словарный запас  поощрять умение делать выводы на основе новых видов деятельности  воспитывать самостоятельность
Материалы:
 трубочки  брусочки, разные по ширине  ленточки, разные по ширине
Ход эксперимента:
В эксперименте могут принимать участие от 1 и более детей.
Первый уровень сложности экспериментирования.
Взрослый предлагает детям построить ворота из трубочек и брусочка, затем продвинуть через ворота разные по ширине брусочки. Один брусочек через ворота не проходит – он задевает трубочки. Вывод: брусочек не проходит через ворота, потому что он шире других брусочков.
Второй уровень сложности экспериментирования.
Взрослый предлагает детям две ленточки разной ширины и две трубочки одинаковой длины. Ленточку следует закрепить на трубочке, используя узелок на ленточке и рассечку на трубочке, и намотать ленточки на трубочки. Одна ленточка намоталась на трубочку до конца, а другая ленточка осталась не намотанная. Вывод: одна ленточка широкая – ее надо наматывать на трубочку меньшее количество раз, вторая – узкая, ее надо наматывать на трубочку большее количество раз; или одна ленточка широкая, а вторая узкая. Для закрепления полученных результатов детям предлагается отобрать парные предметы по принципу: узкий – широкий.
7 вариант
Низкий - высокий

Цели:
 актуализировать и обобщать знания детей о понятии: «низкий - высокий», развивая интеллектуальные способности  поощрять стремление к активной деятельности, развивая интерес к экспериментированию  воспитывать самостоятельность
Материалы:
 трубочки, разные по высоте  брусочки, разные по высоте
Ход эксперимента:
В эксперименте могут принимать участие от 1 и более детей.
Первый уровень сложности экспериментирования.
Взрослый предлагает детям построить ворота из трубочек и брусочка, затем продвинуть через ворота разные по высоте брусочки. Один брусочек через ворота не проходит – он задевает брусочек сверху. Вывод: брусочек не проходит через ворота, потому что он выше других брусочков.
Второй уровень сложности экспериментирования.
Взрослый предлагает детям брусочек и трубочки, разные по высоте и построить из них ворота. Детям не удается построить ворота, потому что брусочек падает с трубочек. Вывод: одна трубочка высокая, а вторая – низкая. Для закрепления полученных результатов детям предлагается отобрать парные предметы по принципу: низкий – высокий.
8 вариант
Гладкий – не гладкий

Цели:
 актуализировать и обобщать знания детей о поверхности предметов, развивая логическое мышление  поощрять выдвижение детьми гипотез, развивая умение делать выводы на основе ранее полученных знаний  воспитывать аккуратность
Материалы:
 мячики: гладкий из пластика и массажный из резины  емкость с влажным песком
Ход эксперимента:
В эксперименте могут принимать участие от 1 и более детей. Взрослый представляет вниманию детей емкость с влажным песком и мячики с разной поверхностью и предлагает покатать мячики по песку, наблюдая, какие следы они оставляют на песке. Дети видят, что на песке есть едва заметный след и след, который хорошо видно. Вывод: следы на песке разные, потому что один мячик гладкий, а другой – не гладкий. Для закрепления полученных результатов детям предлагается отобрать парные предметы по принципу: гладкий – не гладкий.
9 вариант
Строим и играем
рекомендуется использовать для снятия эмоционального и умственного напряжения детей после экспериментальной – исследовательской деятельности
Цели:
 закреплять умения детей делать постройки  поощрять выдвижение детьми творческих идей  развивать эмоциональную сферу ребенка и коммуникативные навыки общения со сверстниками в совместной деятельности  формировать навыки вежливого общения и доброжелательного отношения к сверстникам в ходе игры
Материалы:
 строительный материал: мячики и шарики, кубики, брусочки, трубочки, ленточки  приложение с вариантами построек
Ход игры:
В игре могут принимать участие от 1 и более детей. Взрослый представляет вниманию детей весь набор материалов пособия и предлагает использовать его как строительный материал в совместной деятельности с друзьями.
1 вариант:
Детям предлагается сделать постройки по картинкам (приложение)
2 вариант:
Детям предлагается самостоятельно сделать постройки, выдвигая творческие идеи в использовании строительного материала. Взрослый акцентирует внимание детей на цветные ленточки, которые можно использовать для скрепления строительного материала, а так же в качестве эстетического оформления и украшения построек.


В раздел образования