"Система взаимодействия с семьями по основным вопросам музыкального воспитания"
Автор: Лищишина Наталья Николаевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ д/с общеразвивающего вида "Ромашка" Населённый пункт: ХМАО, Тюменская область, Сургутский район, г.Лянтор Наименование материала: Статья Тема: "Система взаимодействия с семьями по основным вопросам музыкального воспитания" Раздел: дошкольное образование
Статья на тему:
Система взаимодействия с семьями по основным вопросам музыкального
воспитания
Автор:
Лищишина Наталья Николаевна
Музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает воздействие на развитие
его
творческих
способностей,
формирует
моральный
облик.
Формы
организации музыкальной деятельности различны. Ведущим оказывается тот
музыкальный опыт, который дети приобретают в детском саду. Он позволяет им
успешно
участвовать
в
праздниках,
развлечениях
и,
конечно,
заниматься
самостоятельной музыкальной деятельностью.
Положительный результат в формировании эмоциональной сферы ребенка
через музыкальное воспитание, его образного мышления трудно получить без
непосредственного
участия
родителей.
На
всем
протяжении
дошкольного
периода важно тесное сотрудничество, взаимодействие между педагогами и
родителями.
Задача
педагогов
–
организовать
среду,
стимулирующую
любознательность
ребенка
к
видам
и
жанрам
музыкального
искусства,
к
общению с ним, стремление видеть родителей участниками этого общения, что
требует
музыкального
просвещения
родителей.
И
родителям
совсем
не
обязательно обучаться игре на музыкальных инструментах или уметь хорошо
танцевать,
а
достаточно
грамотно
подойти
к
выбору
музыкального
произведения
для
слушания.
Одним
из
главных
критериев
в
подборе
музыкального материала является то, что музыка должна успокаивать, создавать
положительный эмоциональный фон вокруг ребенка.
Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на
музыкальных
занятиях,
где
под
руководством
педагога
ребенок
старается
проявлять себя в исполнении песни, танца, передаче образа игры, составлении
пляски-импровизации, сочинении и подборе мелодии при игре на музыкальных
инструментах. Детей отталкивает все монотонное и скучное, поэтому для них
имеет значение занимательный характер проведения занятия. Поэтому занятия
должны
основываться
на
игровых
ситуациях,
поскольку
игра
–
насущная
потребность ребенка, путь к познанию мира, школа жизни. В игре дети находят
выход своей неуемной фантазии, огромной энергии, проявляют в полной мере
свои
способностей.
Музыкально-игровая
деятельность
способствуют
как
2
музыкальному, так и общему развитию детей, помогает воспринимать и любить
музыку, развивает музыкальный слух, музыкальные способности, закрепляет
представления детей и вызывает интерес к окружающему их миру, обогащает
кругозор.
Исключительно
большое
значение
имеет
музыкально-игровая
деятельность
для
общего
физического
развития
двигательных
умений:
правильно ходить, бегать, прыгать, двигаться согласованно с музыкой. Для
развития игровых моментов дома можно предложить родителям
небольшую
подборку музыкальных игр. Они очень просты и не требуют специальной
подготовки, поэтому в эти игры родители могут играть со своими детьми дома,
на семейных праздниках, по дороге в детский сад.
Не менее важно в семье поощрять певческие проявления дошкольников.
Направлять интересы детей на исполнение песен, доступных по содержанию и
музыкальному языку: небольшие по объему, яркие мелодии в удобном для
детского голоса диапазоне. Как можно чаще устраивать совместные дуэты (с
мамой, папой, бабушкой), что способствует взаимопониманию и формирует
любовь к пению и песням. Интерес представляет и взаимодействие с семьей по
вопросам музыкально-ритмической деятельности. Семья должна поддерживать
интерес
к
ритмике,
создавать
ситуации
для
танцевальных
импровизаций.
Можно
использовать
музыку
при
выполнении
физических
упражнений
(утренняя
гимнастика,
лечебная
физкультура).
Незабываемые
радостные
переживания, настроение создают у детей праздничные действия – театральные
представления
с
участием
родителей,
концертные
выступления
детей
для
родителей, совместные выступления детей и родителей.
Получая
положительный
эмоциональный
заряд,
ребенок
открывается
навстречу добру и красоте. Этому способствуют совместные переживания со
взрослыми, исполнительская деятельность, общее веселье, доброжелательность
отношений. Совместные участия дарят детям теплоту дружественного общения,
уважения друг к другу, сплочение в успешном достижении цели. Подобные
мероприятия, объединяющие детей и родителей, воспитывают у детей уважение
к
старшим.
Взрослые
же
видят
детей
с
неожиданной
для
них
стороны
и
3
стремятся к развитию их творческих способностей. В их отношениях возникает
содружество и взаимопомощь.
Таким
образом,
успешность
музыкально-эстетического
воспитания
дошкольников в большой степени зависит от тесного взаимодействия семьи и
детского
сада.
С
одной
стороны,
знание
педагогами
ДОУ
особенностей
и
традиций семьи, стилей общения позволяет им дифференцированно подходить
к воспитанию ребенка в детском саду. А с другой стороны – родители имеют
возможность наблюдать в условиях дошкольного учреждения, как ведет себя их
ребенок, чем он занимается, как общается со сверстниками, как осуществляется
его музыкально – эстетическое развитие.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-
своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом
они
создают
оптимальные
условия
для
вхождения
маленького
человека
в
большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи
можно
компенсировать
и
смягчить
друг
друга.
Ведь
у
нас
одна
цель
–
воспитывать будущих созидателей жизни, ведь каков человек – таков и мир,
который он создает вокруг себя.
Для
организации
работы
с
родителями
по
вопросам
музыкального
воспитания,
н у ж н о ,
чтобы
музыкальное
воспитание
осуществлялось
целенаправленно и эффективно, и нести за это ответственность должен весь
педагогический
коллектив.
Направляется
весь
процесс
музыкального
воспитания заведующим детским садом.
Задачи музыкального воспитания
детей требуют тщательного планирования и учета всей работы, чтобы
установить
связь
между
видами
музыкальной
деятельности
и
формами
ее
организации, обеспечить последовательность и успешность развития каждого
ребенка.
4