Напоминание

"Социально-нравственное воспитание дошкольников"


Автор: Глазунова Олеся Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №439
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: "Социально-нравственное воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




« СОЦИАЛЬНО НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ » Выполнила: Воспитатель МАДОУ д/с №439 Глазунова Олеся Викторовна 2016г.
В буре экономических преобразований, происходящих в нашей стране, общество всё чаще сталкивается с циничными преступлениями человека против природы, против своей истории, свободы, против самого себя. С экранов телевизора буквально лавиной несется на нас негативное отображение криминального мира, беззаботной гламурной жизни. Авторы фильмов и телевизионных программ не стесняются в выборе выражений. Мы смеёмся над глупыми шутками и считаем, что это и есть юмор. Мы закрылись в свои мирки и практически не общаемся друг с другом. Мы, отдавая дань моде или ища защиты от нависшего смога рутинной жизни, идём в церковь к Богу и просим о помощи, но при этом спокойно или с брезгливостью проходим мимо нищих, а значит мимо человеческой беды. Вечно спешащие, мы практически не смотрим в глаза друг другу и не нуждаемся в общении. Пожалуй, это и есть наше современное общество. Общество взрослых, которое в ответе за себя само. Я не случайно начала своё выступление с этой, быть может, мрачной картины. Этим я хотела обратить ваше внимание на мир, в котором живут наши дети. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит их жизнь. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Трудно перечислить все нравственные качества человека, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Я работаю воспитателем, и очень хорошо понимаю, что, как никто другой, ответственен за воспитание, внутренний мир, жизненную позицию своих воспитанников. Проблема социально-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста на сегодняшний день является крайне актуальной, поскольку именно оно лежит в основе поступков, действий каждого человека, формирует в раннем возрасте его личность, характер, а также систему жизненных ценностей. Начиная с дошкольного и младшего школьного возраста ребенок, как «губка» впитывает в себя огромный поток информации, источником которой служат средства массовой информации, детский сад, школа, кино и телевидение, Интернет. К сожалению, в этом возрасте понять, является негативной или позитивной эта информация, какой след она оставляет в его психике и как влияет на формирование социально-
нравственных и духовных жизненных ценностей, ребенок не может. Поэтому основной задачей педагогов, по моему мнению, является объяснить и привить ребенку те жизненные позиции и выбрать тот «нужный» поток информации, который в дальнейшем станет положительной основой развития его нравственности и культуры поведения в обществе. Целью привития ребенку основ нравственного поведения в первую очередь является стремление адаптировать детей к социуму, воспитать понимание основ правильного поведения, помочь наладить контакт со сверстниками. Основными задачами педагогов являются: - ввести ребенка в мир человеческих отношений; - приучить жить среди людей, общаться со сверстниками и взрослыми; - сформировать определенные психологические качества; - привить базовые навыки общения; - привить любовь к семье, природе, Родине и т.п.; - приобщить к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Формирование личности, как процесс становления, происходит в результате нравственного, интеллектуального, физического развития, а так же в результате трудового, эстетического, патриотического воспитания. Ведущим видом деятельности ребёнка в детском саду является игра. Именно в игре ребенок знакомится с разными видами деятельности, о сваивает новые для себя социальные роли, с о ве р ш е н с т вуе т коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор. Таким образом, в игре, возможно, найти резервы, позволяющие ненасильственного осуществлять адекватное развитие нравственной сферы ребёнка.
При определении содержания нравственного просвещения детей и подготовке к проведению этических бесед воспитателю важно знать, какие нравственные представления дети уже имеют. В результате специально проведенных мной исследований было выяснено, что дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно дифференцировать хорошие и плохие поступки. Если ребятам давались картинки, где были изображены различные поступки их сверстников, то они без труда могли определить, кто поступает хорошо, а кто плохо. Правда, незначительная часть детей не умела увидеть за предметными действиями нравственный смысл поступка. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он спокойнее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне. Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, социально-нравственное воспитание дошкольников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. Нравственное воспитание дошкольников определяется тем, что в этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных вербальных и невербальных средств. В отличие от двухлетних, дети в возрасте пяти-шести лет уже могут скрыть свой страх или сдержать слезы. Они овладевают наукой управления своими эмоциями, учатся облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно. Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с его нравственным воспитанием и имеет свою динамику. Так ребенок, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути являемся мы - взрослые, конкретными примерами своего поведения мы закладываем в ребенка основные нравственные нормы поведения. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении ребенка играет среда, в
которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Стратегия нравственного воспитания в детском саду, школе и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом. Хотелось бы закончить свое выступление словами Т. Рузвельта: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


В раздел образования