Автор: Глазунова Олеся Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ д/с №439 Населённый пункт: город Новосибирск Наименование материала: Статья Тема: "Социально-нравственное воспитание дошкольников" Раздел: дошкольное образование
«
СОЦИАЛЬНО
НРАВСТВЕННОЕ
ВОСПИТАНИЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ
»
Выполнила: Воспитатель МАДОУ д/с №439
Глазунова Олеся Викторовна
2016г.
В буре экономических преобразований, происходящих в нашей стране,
общество всё чаще сталкивается с циничными преступлениями человека
против природы, против своей истории, свободы, против самого себя. С
экранов
телевизора
буквально
лавиной
несется
на
нас
негативное
отображение криминального мира, беззаботной гламурной жизни. Авторы
фильмов и телевизионных программ не стесняются в выборе выражений. Мы
смеёмся
над
глупыми
шутками
и
считаем,
что
это
и
есть
юмор.
Мы
закрылись в свои мирки и практически не общаемся друг с другом. Мы,
отдавая дань моде или ища защиты от нависшего смога рутинной жизни,
идём в церковь к Богу и просим о помощи, но при этом спокойно или с
брезгливостью проходим мимо нищих, а значит мимо человеческой беды.
Вечно
спешащие,
мы
практически
не
смотрим
в
глаза
друг
другу
и
не
нуждаемся в общении. Пожалуй, это и есть наше современное общество.
Общество взрослых, которое в ответе за себя само.
Я не случайно начала своё выступление с этой, быть может, мрачной
картины. Этим я хотела обратить ваше внимание на мир, в котором живут
наши дети. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было
беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали
им путь, который определит их жизнь. Из страны детства все мы уходим в
большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и
горя.
Способность
радоваться
жизни
и
умение
мужественно
переносить
трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко
всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать
добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие,
честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте
окружающей природы, бережно относиться к ней. Трудно перечислить все
нравственные
качества
человека,
но
главное,
что
эти
качества
должны
закладываться сегодня.
Я работаю воспитателем, и очень хорошо понимаю, что, как никто
другой, ответственен за воспитание, внутренний мир, жизненную позицию
своих воспитанников.
Проблема социально-нравственного воспитания детей дошкольного и
младшего
школьного
возраста
на
сегодняшний
день
является
крайне
актуальной, поскольку
именно оно лежит в основе поступков, действий
каждого человека, формирует в раннем возрасте его личность, характер, а
также систему жизненных ценностей. Начиная с дошкольного и младшего
школьного возраста ребенок, как «губка» впитывает в себя огромный поток
информации, источником которой служат средства массовой информации,
детский сад, школа, кино и телевидение, Интернет. К сожалению, в этом
возрасте понять, является негативной или позитивной эта информация, какой
след она оставляет в его психике и как влияет на формирование социально-
нравственных и духовных жизненных ценностей, ребенок не может. Поэтому
основной
задачей
педагогов,
по
моему
мнению,
является
объяснить
и
привить ребенку те жизненные позиции и выбрать тот «нужный» поток
информации, который в дальнейшем станет положительной основой развития
его нравственности и культуры поведения в обществе.
Целью привития ребенку основ нравственного поведения в первую
очередь
является
стремление
адаптировать
детей
к
социуму,
воспитать
понимание
основ
правильного
поведения,
помочь
наладить
контакт
со
сверстниками. Основными задачами педагогов являются:
- ввести ребенка в мир человеческих отношений;
- приучить жить среди людей, общаться со сверстниками и взрослыми;
- сформировать определенные психологические качества;
- привить базовые навыки общения;
- привить любовь к семье, природе, Родине и т.п.;
- приобщить к нравственным и духовным ценностям православной
культуры.
Формирование
личности,
как
процесс
становления,
происходит
в
результате нравственного, интеллектуального, физического развития, а так же
в результате трудового, эстетического, патриотического воспитания.
Ведущим видом деятельности ребёнка в детском саду является игра.
Именно
в
игре
ребенок
знакомится
с
разными
видами
деятельности,
о сваивает
новые
для
себя
социальные
роли,
с о ве р ш е н с т вуе т
коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции
других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и
взаимная
помощь,
накапливает
первоначальный
банк
нравственных
представлений
и
пробует
соотносить
их
со
своими
поступками,
учится
следовать
усвоенным
нравственным
нормам
и
самостоятельно
совершать
моральный выбор.
Таким
образом,
в
игре,
возможно,
найти
резервы,
позволяющие
ненасильственного осуществлять адекватное развитие нравственной сферы
ребёнка.
При определении содержания нравственного просвещения детей и
подготовке к проведению этических бесед воспитателю важно знать, какие
нравственные
представления
дети
уже
имеют.
В
результате
специально
проведенных
мной
исследований
было
выяснено,
что
дети
старшего
дошкольного возраста могут самостоятельно дифференцировать хорошие и
плохие поступки. Если ребятам давались картинки, где были изображены
различные поступки их сверстников, то они без труда могли определить, кто
поступает хорошо, а кто плохо. Правда, незначительная часть детей не умела
увидеть за предметными действиями нравственный смысл поступка. Ребенок,
способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека,
для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь
не являются пустым звуком, имеет более высокий уровень эмоционального
развития,
не
имеет
проблем
в
общении
с
окружающими,
он
спокойнее
переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию
извне.
Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как
именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению
нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса
формирования личности ребенка. Другими словами, социально-нравственное
воспитание дошкольников и детей раннего возраста можно рассматривать как
непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов
поведения,
которые
в
дальнейшем
будут
регулировать
его
поступки.
В
результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не
потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает
необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в
отношениях между людьми.
Нравственное воспитание дошкольников определяется тем, что в этот
период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в
обществе
формами
выражения
своих
переживаний
при
помощи
всевозможных
вербальных
и
невербальных
средств.
В
отличие
от
двухлетних, дети в возрасте пяти-шести лет уже могут скрыть свой страх или
сдержать
слезы.
Они
овладевают
наукой
управления
своими
эмоциями,
учатся облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими
чувствами
осознанно.
Становление
эмоциональной
среды
дошкольника
самым тесным образом связано с его нравственным воспитанием и имеет
свою динамику. Так ребенок, основываясь на примерах из опыта, складывает
понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к
жадности, дружбе и т. п. Такое отношение к основополагающим понятиям
нашей
жизни
продолжает
формироваться
и
в
дальнейшем
по
мере
взросления.
Главным
помощником
ребенка
на
этом
пути
являемся
мы
-
взрослые,
конкретными примерами своего поведения мы закладываем в
ребенка основные нравственные нормы поведения.
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их
жизни, и определяющее значение в становлении ребенка играет среда, в
которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в
воспитании
дошкольников
невозможно.
Способы
поведения,
принятые
в
семье,
очень
быстро
усваиваются
ребенком
и
воспринимаются
им,
как
правило,
в
качестве
общепринятой
нормы.
Стратегия
нравственного
воспитания в детском саду, школе и дома должна направляться не только на
осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых
правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими
людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом.
Хотелось бы закончить свое выступление словами Т. Рузвельта:
«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, —
значит вырастить угрозу для общества».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ