Автор: Черепнина Ольга Александровна Должность: учитель истории Учебное заведение: МОУ "Школа-интернат среднего общего образования с.Ныда" Населённый пункт: с. Ныда, Надымский район, ЯНАО Наименование материала: методическая разработка Тема: Времен связующая нить Раздел: полное образование
Задачи:
1.
Расширение знаний обучающихся о традициях, культуре, быте коренных народов
Ямала.
2.
Способствовать формированию активной социальной позиции, умения предъявлять
результаты своего труда.
3.
Воспитание чувства интереса и сопричастности к истории ненецкого народа.
Оборудование:
тундровые ягоды;
строганина;
картонные рыбки и удочка;
цветная бумага, ножницы;
призы участникам;
«Северный
край»
(И.Корнелюк),
«Песня
девушки»
(сл.
В.Ледкова,
муз.С.Няруя), «Праздник солнца» (сл.А.Марласова, муз. С.Няруя).
Форма проведения : игра-путешествие.
Контингент участников: учащиеся школы (5-6 кл.).
Ожидаемый результат:
Расшириться круг знаний обучающихся о традициях, культуре, быте коренных
народов Ямала.
Обучающиеся,
в
ходе
подготовки
к
мероприятию,
выполняя
национальные
костюмы, усовершенствуют умение изготовления национальной одежды.
Формирование толерантности.
Место проведения: школьный этнографо-краеведческий музей.
Ход мероприятия.
(звучит песня«Северный край» авт. И.Корнелюк),
Ведущий 1.
Добрый день уважаемые участники и гости нашего праздника. Именно праздником мы
назовем увлекательное путешествие по страницам истории небольшого, но удивительного
края с красивым названием – Ямал.
Ведущий 2 . Чтобы иметь будущее народ обязательно должен знать свои истоки,
обращаться к своим традициям. Только тогда мы будем уверены – нить, связывающая нас с
нашими предками, никогда не прервется.
Ведущий 1 . Мы приглашаем вас в путешествие по нашему прекрасному краю, чтобы
лучше узнать народ, живущий в заснеженной тундре веками.
Ведущий 2.
Суров мой Север лишь на первый взгляд,
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый будет вас увидеть рад
И обогреть душевной теплотою!
Ведущий 1 . В наше путешествие мы отправляемся на самом любимом транспорте –
нартах.
Ведущий 2. Команде путешественников каждого класса мы предлагаем поудобнее
расположиться на ездовой нарте и в путь.
Ведущий 1 . А что должен взять в руки человек управляющей нартой? Соберите из букв,
разложенных на столе ответ на мой вопрос (хорей).
Ведущий 2.
-Песен, дедами спетых
В их минувшей судьбе,
Их преданий, секретов
Не узнать бы тебе,
Но живой передачей
К нам сквозь время проник
Их напевный, горячий
Их ненецкий язык.
Ведущий 1.
Он и нежен, и точен,
И красив, и силен,
Потому что отточен
На граните времен.
Свет угаснувших красок
Сохранил он один-
Сколько помнит он сказок,
Богатырских былин!
( Два языка)
Ведущий 3. А вот и первая остановка Станция сказочная. Участникам нашей игры нужно
отгадать, какую сказку покажут наши юные артисты, и вспомнить её конец.
(Инсценировка сказки «Три сына»).
Ведущий 1. Продолжаем наше путешествие по родному краю. Красивая и очень яркая
тундра летом. Но не всегда мы только любуемся её красотами…
Ведущий 2.
…От ягоды тундра багрова!
Морошки - хоть век собирай!
Тебе с благодарностью снова
Я кланяюсь, щедрый мой край…
(Тундра лучится)
Ведущий 3 . Наша вторая остановка Станция ягодная. Участникам по очереди мы будем
завязывать глаза, а вы ребята с закрытыми глазами должны покушать и отгадать ягоды
(морошки, брусники, черники, клюква и другие ягоды).
Ведущий 1.
…В нашей тундре озёр-
Что оленьих следов,
И от пляшущей рыбы-
По волнам круги…
Ведущий 2.
Отправляется лодка
Долблённая в путь.
За кедровые вёсла
Взялись рыбаки…
…Нужно многое знать,
Если хочешь ухи!
(Рыбак)
Ведущий 3. Станция рыболовная. Ребята предлагаем вам сыграть в игру «Поймать
рыбку», каждый поймавший называет рыбу, которая водиться у нас, если участник не
назвал рыбу, балл не даётся. Каждый участник делает по 3 броска удочки.
Ведущий 1.
На обеды в интернате
Обижаться нет причины,
Но пришелся б очень кстати
Здесь кусочек строганины
(Строганина)
Ведущий 3. Станция вкусная. Что такое строганина? А какой самый вкусный соус к
рыбному блюду? Участники представляют свой соус, а зрители оценивают его.
Ведущий 1.
Строганины наевшись,
Отдохнувши с пути,
Снарядятся мальчишки
В тундру стадо пасти.
Ведущий 2.
Будут девочки в чумах
Шить цветные кисы,
Будут деды лукаво
Улыбаться в усы:
Подросли ребятишки
Поумнели от книг
А, гляди, не отвыкли
От ремесел родных!
(Испытание)
Ведущий 3. Станция ремесленная. Участникам предлагается из бумаги «сшить» ягушку,
украсить её орнаментом и объяснить его значение.
Ведущий 1.
… Он в тундре живет
с незапамятных пор.
И Север представить
нельзя без оленя.
Ведущий 2.
Олень- это тундры
Пятнистый ковер,
Её вдохновенье,
Её откровенье…
Ведущий 3. Станция оленья. Огромная роль оленя в жизни тундровиков отражена в
устном народном творчестве. Попробуйте отгадать загадки об этом животном.
Один скочует, другой встанет (рог оленя).
Одна сторона - поднючье, другая сторона - нюк (ухо оленя).
Никакой богатырь бросить не может (уши оленя).
Обгорелые пни без числа (желудок оленя).
Чёрные мужчины на четырёх нартах по четверо уселись (копыта оленя).
Летом - меховые, зимой – берестяные (рога оленя).
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Пасется весь день
Кто это? (олень)
В ночь беззвёздную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье?
(олень)
Лес не лес,
Туча не туча-
То по тундре кочует,
То на одном месте кружится (оленье стадо).
Ведущий 1.
Швов никто в одежде ненок не найдёт.
Руки гибкие, и стан - под стать березе.
То «сиянье» сотворят иглой,
И оно в орнаменте лучиться.
Ведущий 2.
То олень, рога взметая, мчится,
Свет в одежде меховой струится
И переливается игрой
Ярких красок - их сама природа
Сотворила для умелых рук
Наших наблюдательных подруг…
(Тундровички)
(звучит «Песня девушки» (сл. В.Ледкова, муз.С.Няруя и проходит демонстрация
национальных костюмов)
Ведущий 1.
…Не утону я в сугробах тундры,
Обвалов снежных не испугаюсь.
Я всё осилю - и дождь, и вьюгу,
Затем что помню заветы деда.
Ведущий 2.
…я крепко помню заветы деда,
Не заблужусь я худым оленем-
Заветы деда меня арканят,
С кривых тропинок выводят к солнцу…
(Заветы деда)
Ведущий 3. Столетиями накапливалась народная мудрость, которая выработала
незыблемые правила поведения человека тундры. Следующая наша станция Запретная.
Какие запреты вы знаете? Перечислите, пожалуйста, их.
Ведущий 1. Вот и подошло к концу наше путешествие. Закончить его нам хочется словами
великого ненецкого поэта Леонида Лапцуя, к стихам которого мы обращались сегодня.
Ведущий 2.
Ты не видел тундры? Приезжай!
Если встретит холодом она,
Будто моря Карского волна,
Если вьюга зарычит, страшна,
Не пугайся, словно горностай,
Не кидайся в снежные бугры
Неумелым лыжником с горы.
Ведущий 2.
Ясным взором посмотри вокруг,
Полной грудью свежести вдохни,
Бодрости исполнится твой дух,
В тундре - век двадцатый, наши дни.
Сядешь в нарты, что летят стрелой,
Или в сизокрылый самолёт,
В тундре, под Полярною звездой,
Где живёт мой маленький народ,
Жар гостеприимства сохраня,
Обогрет ты будешь без огня!
(звучит песня «Праздник солнца» сл.А.Марласова, муз. С.Няруя).
Использованная литература
1.
Лапцуй Л. Песни мои - детям. – СПб: филиал издательства
«Просвещение», 2001.
2.
Северные родники. Литературно-краеведческая хрестоматия для
школ Ямало-Ненецкого автономного округа/ автор-составитель
Федорова Л.В.-Сыктывкар: АО «Коми республиканская типография»,
1995.