"Использование тактильно-кинестетической стимуляции в коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией"
Автор: Шабалина Олеся Викторовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 149" Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: "Использование тактильно-кинестетической стимуляции в коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией" Раздел: дошкольное образование
«Использование тактильно-кинестетической стимуляции в коррекции
нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со
стертой дизартрией».
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не
только к взрослым, но и к детям. Растет объем знаний, которые дети должны
усвоить, мало того, усвоение этих знаний должно быть не механическим, а
осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их
трудностями, необходимо позаботиться о полноценном формировании их
речи. Это – основное условие успешного обучения.
В настоящее время все больше логопедов используют в своей работе
тактильно-кинестетическую стимуляцию для коррекции звукопроизношения
у детей с дизартрией.
Исправлением недостатков звукопроизношения при стертой дизартрии
занимались Е.Ф.Архипова [1], Л.В.Лопатина [4], М.А.Поваляева,
О.Г.Приходько [5], Н.В.Серебрякова, Г.В.Чиркина и др. Однако проблема
поиска оптимальных средств коррекции звукопроизношения при дизартрии
актуальна на сегодняшний день.
Нарушения звукопроизношения при дизартрии с трудом поддаются
коррекции и отрицательно влияют на формирование фонематической и
лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного
обучения детей.
М. М. Кольцова в работе « Ребенок учиться говорить»
(turbobit/9t2j7ab9l7y8.html)
указывает на то, что речевые области
головного мозга формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Чем
больше ребенок умеет и стремится делать руками, тем он умнее, а речь его
совершеннее. Вся история развития человечества доказывает, что движение
руки тесно связано с речью. Функция руки и речи развивается параллельно.
Это должно быть использовано в работе с детьми, а особенно с теми, у кого
имеются различные нарушения речи.
Совершенствование мелкой моторики - это совершенствование речи.
Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит, и
мышление. В коре головного мозга речевая область расположена
двигательной. Близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что
тренировка тонкой (мелкой) моторики пальце рук оказывает большое влияние
на развитие активной речи ребенка.
Именно И.П. Павлов придал тактильным ощущениям большое значение,
поскольку они несут в двигательную часть речевого центра дополнительную
энергию, способствующую его формированию. Особую трудность
представляет исправление звукопроизношения у детей со стертой
дизартрией.
В настоящей работе был проведен теоретический обзор литературы, и
проанализированы направления работы по развитию тактильно-
кинестетических ощущений, которые стимулируют развитие центральной
нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.
Для проверки гипотезы исследования, было проведено экспериментальное
исследование содержания работы по коррекции звукопроизношения у детей с
дизартрией, на базе комбинированного детского сада № 149 г. Новокузнецка.
В эксперименте принимали участие 16 детей, в возрасте 5 лет, имеющих по
решению ПМПК заключение «стертая дизартрия».
В ходе эксперимента была использована диагностика звукопроизношения,
которая проводилась по трем направлениям.
1. Диагностика состояния звукопроизношения
2. Диагностика артикуляционной моторики
3. Диагностика состояния тактильно- кинестетических ощущений.
Обследование звукопроизношения проводилось с использованием
диагностического материала Филичевой Т.Б, Каше Г.А, а также
логопедического альбома Смирновой Л.Н, в которых представлены
предметные картинки разной слоговой структуры(13) слов.
Диагностика артикуляционной моторики проводилась по методике Е.Ф.
Архиповой, Л.В. Лопатиной.
Диагностика состояния тактильно- кинестетических ощущений проводилась
с использованием проб Н.И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак-
ребро-ладонь».
Результаты исследования состояния звукопроизношения, артикуляционной
моторики, состояния тактильно-кинестетических ощущений показали, что
дети не справлялись с выполнением задания или выполняли частично.
По итогам диагностики дети были условно разделены на 2 группы:
экспериментальную и контрольную, куда были отобраны дети с примерно
одинаковым уровнем звукопроизношения.
Таким образом, в экспериментальной и контрольной группе отмечены
одинаковое состояние звукопроизношения, артикуляционной моторики и
тактильно-кинестетических ощущений.
На формирующем этапе исследования использовали систему работы по
развитию звукопроизношения с применением тактильно-кинестетической
стимуляции.
В перечисленных направлениях работы использовали следующие
средства тактильно-кинестетической стимуляции:
1. самомассаж рук;
2. артикуляционная гимнастика;
3. использование иппликатора Кузнецова.
В данных направлениях работы использовали тактильно-кинестетическую
стимуляцию в процессе: формирования артикуляционных укладов на основе
кинестетических ощущений; проведения игр со звуком, проведение
пальчиковых игр и упражнений с мелкими предметами, самомассаж кистей
рук, на этапах постановки и автоматизации звуков использовали иппликатор
Кузнецова . А также проводились дидактические игры, в которых
использовались следующие действия: ощупывание предметов с различной
поверхностью с открытыми и закрытыми глазами,
определение по контуру с закрытыми глазами предмета, нахождение на
ощупь и другие.
Детей обучали приемам самомассажа кистей рук и пальцев.
Также в работе с детьми использовались специальные упражнения,
основанные на определении движений артикуляционного аппарата на
тактильном уровне, когда рука подносится к лицу и ребенок ощущает
движение мышц при произнесении звуков.
В качестве тактильно-ккинестетической стимуляции в нашей работе мы
использовали, иппликатор Кузнецова.
Упражнения с использованием иппликатора Кузнецова проходили в форме
игры.
Звенья иппликатора мы располагали как клавиши у пианино, и дети
играли на клавишах, сначала бережно, а затем с большим нажимом. Работа
осуществляется следующим образом: дети одновременно произносили
гласные звуки с движением и прожимами на иппликаторе Кузнецова пальцев
обеих рук.
Дети учились произносить в определенной последовательности гласные
звуки, при этом поочередно прижимая подушечки пальцев рук к игольчатой
поверхности иппликатора Кузнецова.
После овладения навыками движений пальцев рук по иппликатору Кузнецова
проводилась работа по автоматизацию звуков сначала в прямых слогах, затем
в обратных и далее со стечением согласных , сохраняя при этом
последовательные движения пальцев по иппликатору.
Например. Автоматизация слога — СГ.
СА - СО - СУ - СИ - СЫ - СЭ
1-й палец, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, ладонь
Особое внимание обращается на правильное движение губ, мимических
мышц при пропевании звуков.
Для анализа эффективности проведенной работы было организовано
повторное исследование развития звукопроизношения детей
экспериментальной и контрольной группы. Исследования проводилось с
использованием методик констатирующего этапа исследования.
В результате диагностики выяснили, что дети и экспериментальной и
контрольной группы улучшили звукопроизношения, однако, если на
констатирующем этапе исследования уровень у детей экспериментальной и
контрольной группы был одинаковый, то на контрольном этапе лучше
результаты показали дети экспериментальной группы.
В ходе исследования была отмечена положительная динамика развития
артикуляционной моторики у детей экспериментальной группы.
Большинство упражнений, вызвавших затруднения на первом этапе
исследования, дети выполняли на более качественном уровне.
Однако дети экспериментальной группы выполняли движения более
уверенно и в хорошем темпе, что и стало результатом более высокого уровня
развития артикуляционной моторики и тактильно-кинестетических
ощущений.
Таким образом, в результате диагностики выяснили, что дети и
экспериментальной и контрольной группы улучшили звукопроизношение,
однако дети экспериментальной группы показали более высокие результаты,
чем дети контрольной группы, что свидетельствует об эффективности
проведенной работы исследования, а также о необходимости использования
тактильно-кинестетической стимуляции в коррекции нарушений
звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой
дизартрией.
Литература.
1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению
стертой дизартрии у детей. – М.: АСТ : Астрель, 2008. - 254с.
2. Карелина И. Б. Новые направления в коррекции минимальных
дизартрических расстройств // Дефектология. – 2000 - № 1. – С.24-28
3. Копытова С.В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими
расстройствами речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями
развития. - 2006. - № 3. - С. 63-69.
4. Лопатина Л.В. Структура речевого дефекта у дошколь¬ников со стертой
дизартрией //Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей
с нарушениями речевого развития. — СПб, 1995. — С. 149-150.
5. Приходько О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и
дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей с нарушениями
развития. - 2009. - № 6. - С. 49-54.