Автор: Баранова Галина Гаджимуратовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "СОШ №3 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ" Населённый пункт: город Нефтекумск, Ставропольский край Наименование материала: статья Тема: "Работа с мотивированными учащимися" Раздел: начальное образование
Работа с мотивированными учащимися.
(учитель Баранова Г.Г.)
Начинать работу с мотивированными детьми возможно уже в первый
год обучения в начальной школе. Здесь важна постепенность. Уместно
показать детям, что я верю в их силы, вместе с ними радуюсь успеху каждого.
Желательно поддерживать любознательность ребят, помогать им, направлять
их работу, одновременно развивая самостоятельность рассуждений и
способствуя развитию мышления. Работать с одарёнными детьми можно
успешно как во время уроков, так и на внеклассных занятиях. Некоторые
учащиеся из моего класса посещают кружок «Занимательной математики» в
ЦВР.
Здесь нужна целенаправленная систематическая работа. Практически на
каждом уроке я нахожу время для выполнения нестандартных заданий,
заданий «на смекалку». Если задание достаточно сложное и нет уверенности,
что его выполнят многие дети, его можно предложить в конце урока, после
записи домашнего задания, предложить поразмыслить над этим заданием во
внеурочное время или дома.
На самостоятельных и контрольных работах также целесообразно
предлагать ученикам нестандартные задания в качестве дополнительного,
бонусного задания. Пусть встреча с ними станет для школьников традицией.
На каждом уроке математики я беру:
Логические задания типа:
- В начальной школе 400 учеников. Как без просмотра документов учеников,
без опроса их или их родителей доказать, что среди них найдутся по крайней
мере два человека, у которых совпадают число и месяц рождения?
Логические задачи, решаемые табличным способом:
- Юра, Саша и Олег занимаются гимнастикой, футболом и борьбой. Саша
не занимается футболом и ходит «болеть» за борца. Юра и борец учатся в
одном классе. Кто из мальчиков занимается каким видом спорта? (решение)
гимнастика
футбол
борьба
Юра
-
+
-
Саша
+
-
-
Олег
-
-
+
Установить закономерность:
36 19 17 48 23 ?
2 5 7 12 3 15 6 4 ?
Поставить знаки и скобки:
9…9…9 = 2 9…9…9 = 90
9…9…9 = 10 9…9…9 = 729
9…9…9 = 162 9…9…9 = 72
Задания на анализ и синтез:
а) Ребус: ААА * 3 = ББ6
ЧАЙ : АЙ = 5
б) Расставить скобки: 7 * 9 + 12 : 3 – 2 так, чтобы значение выражения
было равно (23, 75)
Я работаю в классах по развивающей системе Л.В.Занкова. У нас есть
замечательные тетради – приложения по математике к учебнику
И.Аргинской, в которых собран прекрасный материал. Нестандартность
задач, представленная в этих тетрадях, способствует развитию логического
мышления, умения выбирать рациональные способы решения, гибкому
использованию имеющихся знаний по предмету.
На каждом уроке русского языка также широко используются
нестандартные задания.
Расшифровать слова:
а ) ПМЩЬ ПЧТЛЬН ПРЗДНК
б) объяснить значение
в) какое слово «лишнее»
(наша программа хороша тем, что ученики
постоянно мыслят логически, здесь можно дать три варианта ответа и все
будут верные)
«Грамматическая арифметика»
ЧЕРЕП – П + МУХА = ?
ЧИСТЫЙ – ЫЙ + О + ТЕЛО – О = ?
ЧАСТЬ – Ь + УШКО – О + А = ?
Словарные слова в ребусах
Фразеологические обороты
Грамматические задачки:
- Написать словосочетания по схемам:
В (1 скл., ж.р., П.п) около (2 скл., м.р., Р.п.);
У (1 скл, ж.р., Р.п.) (3 скл., Р.п.)
Когда так говорят?
- рождается картина
- горят щёки
- часы убежали
Также как и по математике, к учебнику русского языка у нас есть
тетради – приложения «Занимательные задания», в которых – кроссворды,
шарады, загадки, чайнворды, ребусы, калейдоскопы, скороговорки,
прибаутки, заклички, считалки, пословицы.
В настоящее время многое меняется в государственной политике в
области образования. В том числе переосмысливаются подходы к формам
изучения результативности обучения, к содержанию контрольно –
измерительных материалов и критериям оценивания. Одна из тенденций
этого направления - комплексные интегрированные проверочные работы. В
этих заданиях на одном тексте проверяется: 1) понимание прочитанного; 2)
умение работать с информацией, данной в тексте; владение общеучебными
интеллектуальными умениями (восприятием информации, классификацией,
обобщением, самоконтролем и самокоррекцией); 4) предметные знания по
окружающему миру, русскому языку, математике.
Широко применяю комплексные интегрированные проверочные
работы, ученикам нравится эта форма контроля.
Одарённые ученики – занковцы принимают активное участие во
Всероссийском интеллектуальном марафоне, Всероссийских и
Международных интернет олимпиадах и конкурсах.
У каждого мотивированного ученика в моём классе есть сборник
олимпиадных заданий, включающий в себя: математику, русский язык,
литературное чтение, окружающий мир. Ребята получают индивидуальные
задания, коллективные.
Я не ставлю перед собой задачу охватить всё многообразие
используемых сегодня УМК, но стараюсь использовать тот богатый материал,
который может быть адаптирован к школьным реалиям.