Автор: Никишина Ольга Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ БГО Детский сад №21 комбинированного вида Населённый пункт: Воронежская область, город Борисоглебск Наименование материала: программа дополнительного образования "Занимательная математика" Тема: Развитие логического мышления Раздел: дошкольное образование
Дополнительная общеобразовательная программа по развитию
элементарных математических представлений
для дошкольников средней группы
на 2015-2016 год
«Занимательная математика»
Воспитатель:
Никишина Ольга Валерьевна
Кружок «Занимательная математика» для детей средней группы на 2015/2016
гг.
Пояснительная записка
1.1.Введение
В
последние
годы
значительно возросли
требования
родителей
к
развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен
в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого
и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в
любом виде деятельности.
В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные
принципы, как:
интеллектуальное развитие;
создание
условий
для
развития
личности
ребёнка,
его
творческих
способностей.
Современные
дети живут
и
развиваются
в
эпоху
информационных
технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников –
перехода
от
традиционного
информационно
–
накопительного
метода
обучения к наиболее перспективному - развивающему обучению.
Обучение
дошкольников
будет
осуществляться
в
соответствии
с
программой дополнительных услуг и создаст условия для развития у детей
активности, самостоятельности, творческого мышления. Это в свою очередь
позволит детям быть более уверенными в себе, успешней учиться, лучше
ориентироваться в социуме.
В течение года в работе с детьми будут использоваться современные
развивающие игры Б.П. Никитина и игры с блоками Дьенеша и палочками
Кюизенера, а также игры – головоломки «Счетные палочки», направленные
на
развитие
логики мышления,
способности
строить
умозаключения,
приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном
счете, самостоятельно приобретать знания.
1.2.
Ц е л ь работы
по
данной
программе –
развитие
логического
мышления и математических способностей, как основы интеллектуального
развития дошкольников.
1.3. Основными задачами реализации программы являются:
Обучение пониманию и решению логических задач.
Развитие процессов внимания, памяти, воображения, мышления.
Формирование
таких
умений,
как
абстрагирование,
анализ,
синтез,
сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование.
Развитие математических представлений о геометрических фигурах и
их свойствах, количестве и счете, пространственной ориентировке.
Развитие
ориентировки
во
времени:
дать
детям
элементарные
представления
о
времени:
его
текучести,
периодично сти,
необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен
года.
Развитие мелкой моторики пальцев и рук, координации действий «глаз
– рука».
Формирование
умения
понимать,
прослеживать
причинно-
следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их
основе.
Развитие
детской
художественно
–
речевой
деятельности,
навыков
речевого общения.
Р а з в и т и е
у
д е т е й
н а в ы к а
с а м о ко н т р о л я ,
с а м о о ц е н к и ,
самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в
игровой и творческой видах деятельности.
Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать
друг
друга,
договариваться
между
собой
в
процессе
решения
различных задач, умения работать в парах.
Формирование
устойчивого
интереса
у
детей
и
родителей к
развивающим играм.
Разделы рабочей программы:
1.
«Количество и счет»
Цель: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в
пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и
вычитание, закреплять понимание отношений между числами,
развивать психические процессы: внимание, память, логические формы
мышления.
2.
«Ознакомление с геометрическими фигурами»
Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их
свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры
по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие,
логическое мышление.
3.
«Определение величины»
Цель: развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер
предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и
умозаключения.
4.
«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в
пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели,
названиями месяцев; дать представления о последовательности дней
недели, месяцев, года.
5.
«Решение логических задач»
Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ,
сравнение, классификация, обобщение).
1.4. Возраст детей – 4-5 лет
1.5.
Продолжительность
реализации
программы
и
ожидаемые
результаты.
Программа рассчитана на реализацию в течение 2015-2016 учебного года.
К концу года дети научатся:
различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные
изображения по схемам и по замыслу;
использовать
приемы
анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливать закономерность;
ориентироваться в пространстве и на плоскости;
повышение степени активности в самостоятельной деятельности.
высказывать
суждения,
доказательства,
объяснять
свою
позицию,
выражать свое мнение.
Ожидаемым результатом в работе с родителями является:
Повышение педагогической культуры родителей.
Формирование интереса к развивающим играм.
Формы и методы обучения:
Групповая – занятия проводятся по подгруппам;
Индивидуальная – решение проблем, индивидуальное выполнение заданий.
Наглядные, демонстрационные.
Репродуктивные – дети воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности.
Словесные – даются объяснения, рекомендации, указания.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы:
- проведение диагностики;
№ П/П
Список
детей
«Количест
во и счет»
«Ознакомл
ение с
геометрич
ескими
фигурами»
«Определе
ние
величины
»
«Ориентир
овка
во
времени,
«Решение
логически
х задач»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Перспективный план работы:
Мес
яц
Темы
занятий
Цель
Используемые игры
Октябрь
«Давайте вместе
поиграем»
- формировать умение
решать логические задачи
- развивать умение
применять счет,
сравнение,
упорядочивание
- учить различать
геометрические фигуры
«Что изменилось?»
«Составь картинку»
«Чудо-крестики»
«Волшебные
фонарики»
-
развитие
сенсорных
способностей
-совершенствование
интеллекта
- тренировка мелкой
моторики руки, тактильно
– осязательных
«Волшебные фонарики»
- конструирование по схемам
«Веселые фигурки»
«Игры с
палочками
Кюизенера»
- знакомство с палочками
Кюизенера
-
развитие
сенсорных
способностей
-совершенствование
интеллекта
- тренировка мелкой
«Спортсмены строятся»
«Строим дом»
«Волшеб
ные
блоки»
- знакомство с блоками
Дьенеша
- развитие сенсорных
способностей
«Помоги муравьишкам»
Ноябрь
«Жили-
были
точки»
-развивать у детей
способности к
анализу, синтезу,
комбинированию
«Сложи узор»
«По три в трех»
«Какая фигура следующая»
«Самые
большие
волшебн
ики»
-развитие
комбинаторных
способностей, умения
рассуждать
«Сложи узор»
«Дорисуй и назови предмет»
«Составь фигуру»
«Волшеб
ные
блоки»
- продолжать
знакомство с блоками
« Дьенеша
- развитие сенсорных
«Дорожки»
«Придумаем
сказку»
-развитие
комбинаторных
способностей, умения
рассуждать
- развитие логики,
«Реши задачу»
«Составь картинку»
«Найди ключи»
Декабрь
«Ты ковер
самолет, отправляйся в полет»
- развивать смекалку и
сообразительность
- способствовать
умению определять
фигуры на ощупь
- учить детей
составлять фигуры из
палочек
«Подбери ключ к замку»
«Угадай фигуру»
« Составь фигуру из счетных палочек»
Ноябрь
«Реши
м задачи
с
- учить находить
лишнюю фигуру,
ориентируясь на
форму
«Найди лишнюю»
«Я начну, а ты закончи»
«Умные палочки»
«Игры с блоками Дьенеша»
«Игры с «Игры с
палочками
Кюизенера»
- развивать смекалку и
сообразительность
- учить детей
составлять фигуры из
палочек
- сравнивать и
уравнивать по
количеству полоски
палочки (3 и 4, 4 и 5)
«Строим лесенку из 3 полосок»
«Шагаем по числовой лесенке»
« «Волшебные
блоки»»
- развивать смекалку и
сообразительность
- учить
классифицировать
блоки по схемам
«Где, чей гараж?»
Январь
«Игры с «Игры с палочками
Кюизенер
- развивать смекалку и
сообразительность
- учить детей
составлять фигуры из
палочек
- учить соотносить
палочки, блоки по
цвету, размеру
«Дорожки»
«Домино»
«Играем
с
блоками
»
- учить
ориентироваться на
знаки-символы
- учить собирать блоки
«Составь фигуру»
«Игры «Волшебные кубики»
-
развитие
сенсорных
способностей
-совершенствование
интеллекта
- тренировка мелкой
моторики руки,
тактильно –
осязательных
анализаторов.
- учить детей,
ориентируясь на
образец, выполнять
узор
«Сложи узор»
Февраль
«Играем
с
треуголь
никами»
- Знакомство с игрой
«Танграм»
-
развитие
сенсорных
способностей
«Танграм»
Жители
города
Геометр
ических
- освоение умения
классифицировать
множества по 2
свойствам
Игра с обручами
«Рассели фигуры»
«Мастерская ковров»
«Исправь и раскрась лесенку»
«Игры с «Игры с палочками Кюизенера»
- развивать смекалку и
сообразительность
- учить детей
составлять фигуры из
палочек
- сравнивать и
уравнивать по
количеству полоски
палочки
«Строим лесенку из 4 полосок»
«Шагаем по числовой лесенке»
«Дорисуй картинку к сказке
«3 медведя»
«Играем
с
блоками
»
- учить
ориентироваться на
знаки-символы
- учить собирать блоки
«Засели домик»
Март
«Игры «Волшебные кубики»
-
развитие
сенсорных
способностей
-совершенствование
интеллекта
- тренировка мелкой
моторики руки,
тактильно –
осязательных
анализаторов.
- учить детей,
ориентируясь на
образец, выполнять
узор
«Сложи узор»
«
«Полет
на
ракете»
- развитие
пространственного
воображения
- развитие умения
«Волшебные квадраты»
«Найди недостающую»
«Сложи узор»
Игры с
геометрическими
фигурами
- познакомить с
рисунками-кодами
- развитие логического
мышления
- развитие мелкой
моторики, речи
«Блоки Дьенеша»
«Играем
с
блоками
»
- учить
ориентироваться на
знаки-символы
- учить собирать блоки
«Составь бегемота, лягушку,
козы»
Апрель
« «Учимся записывать
признаки
- учить
самостоятельно
записывать признаки
геометрических фигур
-
развитие
сенсорных
способностей
-совершенствование
интеллекта
- тренировка мелкой
моторики руки,
«Найди фигуру» с использованием блоков
Дьенеша
«Волшебные
фигуры»
-закреплять умение
находить предметы в
форме круга, квадрата,
треугольника
-учить вырезать круг
из квадрата
-ориентировка в
«Танграмм»
«Выложи из палочек»
«Чудесный мешочек»
«Игры с игры с палочками Кюизенера
«
- развивать смекалку и
сообразительность
- учить детей
составлять фигуры из
палочек
- соотносить па по
цвету, размеру
-анализировать
«Улитка на солнышке»
«Птичий двор»
«Дорожки»
«Домино»
«Играем с блоками»
- учить
ориентироваться на
знаки-символы
- учить собирать блоки
в группу
- развитие логики,
мышления
«Геометрическое дерево»
«Гаражи»
Май
«Весна
наступила»
-учить выкладывать
картины из палочек,
блоков
- развитие логики,
мышления
- тренировка мелкой
моторики руки
«Палочки Кюизенера»
«Блоки Дьенеша»
Список детей посещающих кружок:
№ П/п
Фамилия, имя ребёнка
Дата рождения
1
Новиков Андрей
2
Никулина Мария
09.09.2011
3
Манухин Андрей
18.01.2011
4
Шаповалова Алена
10.05.2011
5
Королев Никита
17.02.2011
6
Азарова Валерия
7
Горбань Матвей
8
Кашина Наталья
17.07.2011
9
Селиванов Никита
10
Проценко Дмитрий
06.07.2011
11
Потапова Мария
12
Чернышова Анастасия
Используемая литература:
Программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.
Т.М.
Бондаренко
«Практический
материал
по
освоению
образовательных
областей в средней группе детского сада»
Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ»
Е.А. Носова «Логико-математическое развитие дошкольников»
«Комплексные занятия. Средняя группа» под редакцией М.А. Васильевой
Б.П. Никитин «Ступеньки творчества»