Напоминание

Развитие логического мышления


Автор: Никишина Ольга Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ БГО Детский сад №21 комбинированного вида
Населённый пункт: Воронежская область, город Борисоглебск
Наименование материала: программа дополнительного образования "Занимательная математика"
Тема: Развитие логического мышления
Раздел: дошкольное образование





Назад





Дополнительная общеобразовательная программа по развитию

элементарных математических представлений

для дошкольников средней группы

на 2015-2016 год

«Занимательная математика»
Воспитатель: Никишина Ольга Валерьевна Кружок «Занимательная математика» для детей средней группы на 2015/2016 гг.
Пояснительная записка

1.1.Введение
В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности. В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как:  интеллектуальное развитие;  создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей. Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения к наиболее перспективному - развивающему обучению. Обучение дошкольников будет осуществляться в соответствии с программой дополнительных услуг и создаст условия для развития у детей активности, самостоятельности, творческого мышления. Это в свою очередь позволит детям быть более уверенными в себе, успешней учиться, лучше ориентироваться в социуме. В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры Б.П. Никитина и игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, а также игры – головоломки «Счетные палочки», направленные на развитие логики мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.
1.2.

Ц е л ь работы

по

данной

программе
– развитие логического мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.
1.3. Основными задачами реализации программы являются:
 Обучение пониманию и решению логических задач.  Развитие процессов внимания, памяти, воображения, мышления.  Формирование таких умений, как абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование.
 Развитие математических представлений о геометрических фигурах и их свойствах, количестве и счете, пространственной ориентировке.  Развитие ориентировки во времени: дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодично сти, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.  Развитие мелкой моторики пальцев и рук, координации действий «глаз – рука».  Формирование умения понимать, прослеживать причинно- следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе.  Развитие детской художественно – речевой деятельности, навыков речевого общения.  Р а з в и т и е у д е т е й н а в ы к а с а м о ко н т р о л я , с а м о о ц е н к и , самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.  Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.  Формирование устойчивого интереса у детей и родителей к развивающим играм.
Разделы рабочей программы:
1.
«Количество и счет»
 Цель: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления. 2.
«Ознакомление с геометрическими фигурами»
 Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление. 3.
«Определение величины»
 Цель: развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения. 4.
«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
 Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года. 5.
«Решение логических задач»

 Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
1.4. Возраст детей – 4-5 лет

1.5.

Продолжительность

реализации

программы

и

ожидаемые

результаты.
Программа рассчитана на реализацию в течение 2015-2016 учебного года.
К концу года дети научатся:
 различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу;  использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность;  ориентироваться в пространстве и на плоскости;  повышение степени активности в самостоятельной деятельности.  высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражать свое мнение.
Ожидаемым результатом в работе с родителями является:
 Повышение педагогической культуры родителей.  Формирование интереса к развивающим играм.
Формы и методы обучения:
Групповая – занятия проводятся по подгруппам; Индивидуальная – решение проблем, индивидуальное выполнение заданий. Наглядные, демонстрационные. Репродуктивные – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности. Словесные – даются объяснения, рекомендации, указания.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной

программы:
- проведение диагностики; № П/П
Список

детей

«Количест

во и счет»

«Ознакомл

ение с

геометрич

ескими

фигурами»

«Определе

ние

величины

»

«Ориентир

овка

во

времени,

«Решение

логически

х задач»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Перспективный план работы:

Мес

яц

Темы

занятий

Цель

Используемые игры

Октябрь
«Давайте вместе поиграем» - формировать умение решать логические задачи - развивать умение применять счет, сравнение, упорядочивание - учить различать геометрические фигуры «Что изменилось?» «Составь картинку» «Чудо-крестики» «Волшебные фонарики» - развитие сенсорных способностей -совершенствование интеллекта - тренировка мелкой моторики руки, тактильно – осязательных «Волшебные фонарики» - конструирование по схемам «Веселые фигурки» «Игры с палочками Кюизенера» - знакомство с палочками Кюизенера - развитие сенсорных способностей -совершенствование интеллекта - тренировка мелкой «Спортсмены строятся» «Строим дом» «Волшеб ные блоки» - знакомство с блоками Дьенеша - развитие сенсорных способностей «Помоги муравьишкам»
Ноябрь
«Жили- были точки» -развивать у детей способности к анализу, синтезу, комбинированию «Сложи узор» «По три в трех» «Какая фигура следующая» «Самые большие волшебн ики» -развитие комбинаторных способностей, умения рассуждать «Сложи узор» «Дорисуй и назови предмет» «Составь фигуру» «Волшеб ные блоки» - продолжать знакомство с блоками « Дьенеша - развитие сенсорных «Дорожки» «Придумаем сказку» -развитие комбинаторных способностей, умения рассуждать - развитие логики, «Реши задачу» «Составь картинку» «Найди ключи»

Декабрь
«Ты ковер самолет, отправляйся в полет» - развивать смекалку и сообразительность - способствовать умению определять фигуры на ощупь - учить детей составлять фигуры из палочек «Подбери ключ к замку» «Угадай фигуру» « Составь фигуру из счетных палочек» Ноябрь «Реши м задачи с - учить находить лишнюю фигуру, ориентируясь на форму «Найди лишнюю» «Я начну, а ты закончи» «Умные палочки» «Игры с блоками Дьенеша» «Игры с «Игры с палочками Кюизенера» - развивать смекалку и сообразительность - учить детей составлять фигуры из палочек - сравнивать и уравнивать по количеству полоски палочки (3 и 4, 4 и 5) «Строим лесенку из 3 полосок» «Шагаем по числовой лесенке» « «Волшебные блоки»» - развивать смекалку и сообразительность - учить классифицировать блоки по схемам «Где, чей гараж?»

Январь
«Игры с «Игры с палочками Кюизенер - развивать смекалку и сообразительность - учить детей составлять фигуры из палочек - учить соотносить палочки, блоки по цвету, размеру «Дорожки» «Домино» «Играем с блоками » - учить ориентироваться на знаки-символы - учить собирать блоки «Составь фигуру» «Игры «Волшебные кубики» - развитие сенсорных способностей -совершенствование интеллекта - тренировка мелкой моторики руки, тактильно – осязательных анализаторов. - учить детей, ориентируясь на образец, выполнять узор «Сложи узор»
Февраль
«Играем с треуголь никами» - Знакомство с игрой «Танграм» - развитие сенсорных способностей «Танграм» Жители города Геометр ических - освоение умения классифицировать множества по 2 свойствам Игра с обручами «Рассели фигуры» «Мастерская ковров» «Исправь и раскрась лесенку»
«Игры с «Игры с палочками Кюизенера» - развивать смекалку и сообразительность - учить детей составлять фигуры из палочек - сравнивать и уравнивать по количеству полоски палочки «Строим лесенку из 4 полосок» «Шагаем по числовой лесенке» «Дорисуй картинку к сказке «3 медведя» «Играем с блоками » - учить ориентироваться на знаки-символы - учить собирать блоки «Засели домик»
Март
«Игры «Волшебные кубики» - развитие сенсорных способностей -совершенствование интеллекта - тренировка мелкой моторики руки, тактильно – осязательных анализаторов. - учить детей, ориентируясь на образец, выполнять узор «Сложи узор» « «Полет на ракете» - развитие пространственного воображения - развитие умения «Волшебные квадраты» «Найди недостающую» «Сложи узор»
Игры с геометрическими фигурами - познакомить с рисунками-кодами - развитие логического мышления - развитие мелкой моторики, речи «Блоки Дьенеша» «Играем с блоками » - учить ориентироваться на знаки-символы - учить собирать блоки «Составь бегемота, лягушку, козы»
Апрель
« «Учимся записывать признаки - учить самостоятельно записывать признаки геометрических фигур - развитие сенсорных способностей -совершенствование интеллекта - тренировка мелкой моторики руки, «Найди фигуру» с использованием блоков Дьенеша «Волшебные фигуры» -закреплять умение находить предметы в форме круга, квадрата, треугольника -учить вырезать круг из квадрата -ориентировка в «Танграмм» «Выложи из палочек» «Чудесный мешочек»
«Игры с игры с палочками Кюизенера « - развивать смекалку и сообразительность - учить детей составлять фигуры из палочек - соотносить па по цвету, размеру -анализировать «Улитка на солнышке» «Птичий двор» «Дорожки» «Домино»
«Играем с блоками» - учить ориентироваться на знаки-символы - учить собирать блоки в группу - развитие логики, мышления «Геометрическое дерево» «Гаражи»

Май
«Весна наступила» -учить выкладывать картины из палочек, блоков - развитие логики, мышления - тренировка мелкой моторики руки «Палочки Кюизенера» «Блоки Дьенеша»
Список детей посещающих кружок:
№ П/п Фамилия, имя ребёнка Дата рождения 1 Новиков Андрей 2 Никулина Мария 09.09.2011 3 Манухин Андрей 18.01.2011 4 Шаповалова Алена 10.05.2011 5 Королев Никита 17.02.2011 6 Азарова Валерия 7 Горбань Матвей 8 Кашина Наталья 17.07.2011 9 Селиванов Никита 10 Проценко Дмитрий 06.07.2011
11 Потапова Мария 12 Чернышова Анастасия
Используемая литература:
Программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы. Т.М. Бондаренко «Практический материал по освоению образовательных областей в средней группе детского сада» Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ» Е.А. Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» «Комплексные занятия. Средняя группа» под редакцией М.А. Васильевой Б.П. Никитин «Ступеньки творчества»


В раздел образования