Автор: Моругина Ольга Юрьевна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МОУ "Школа № 3" Населённый пункт: г. Алушта, Республика Крым Наименование материала: методическая разработка Тема: "Инновационный урок гимнастики" Раздел: среднее образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 3» города Алушта
Управление образования и молодежи администрации города Алушты
Республика Крым
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ИННОВАЦИОННОГО УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Тема «Гимнастика». 10 класс.
Урок - лабораторная работа на тему:
«Оздоровительная аэробика и определение физической нагрузки»
Составила: учитель физической культуры МОУ «Школа № 3»
Моругина Ольга Юрьевна
Алушта, 2015
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Как показывают результаты многочисленных исследований, для поддержания нормального
состояния
здоровья
необходимо
включение физических упражнений в дополнение к повседневной деятельности.
Физическая подготовленность является важной для людей всех возрастов. До недавнего времени люди занимались
физическими упражнениями только для того, чтобы иметь красивую фигуру. Но это не главная роль физических
упражнений. Улучшение здоровья, способность адекватно действовать в стрессовых и экстремальных ситуациях –
вот реальные преимущества регулярных занятий физическими упражнениями.
Люди, которые выполняют физические упражнения регулярно, делают это с удовольствием, и даже с нетерпением
ждут начала очередного занятия. Человек, занимающийся систематически, улучшает свое здоровье, лучше выглядит,
становится стройнее, улучшает качество своей жизни.
Регулярная физическая активность человека позволяет:
• справиться с требованиями повседневной жизни без особой усталости;
• нормализовать эмоциональный тонус и успешно преодолеть физическое напряжение и различные стрессы,
что, в конечном счете, повышает творческую активность человека, его работоспособность и положительно
сказывается на производительности труда, а также формирует и совершенствует физические качества и жизненно
важные умения и навыки;
• повышать расход энергии, компенсируя избыток питания, тем самым, помогая контролировать вес и
бороться с ожирением, снизить риск заболевания атеросклерозом, гипертонической и ишемической болезнями сердца.
Среди множества средств физической культуры и видов спорта, наибольшей популярностью, особенно среди
молодежи, занимает аэробика.
Аэробика – это система упражнений, связанных с проявлением выносливости (бег, ходьба, плавание, езда на
велосипеде и т.д.), направленная на повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной
систем. Однако следует иметь в виду, что построение тренировочного процесса по аэробике должно строиться с
учётом особенностей женского организма.
Модуль: «Гимнастика»
Тема: «Оздоровительная аэробика и определение физической нагрузки»
Класс: 10 (девушки)
Дата проведения:
Задачи:
I. Образовательные задачи:
Обучать составлять программу занятий с оптимальной физической нагрузкой;
Разучить музыкальную комбинацию, состоящую из элементов пилатеса и дыхательной гимнастики;
Повторить ранее изученные базовые элементы аэробики;
Содействовать развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления).
II. Развивающие:
Развивать координационные способности: точность воспроизведения движений, ритма, скорости и точности реагирования на сигналы,
согласованности движений, ориентации в пространстве; гибкость, выносливость;
III. Оздоровительные задачи:
Развивать аэробно-анаэробную работоспособность;
Формировать правильную осанку;
Включать в занятия оздоровительной аэробикой дыхательные упражнения по системе Стрельниковой, упражнений на гибкость по системе
Пилатеса.
IV. Воспитательные задачи:
Воспитывать дисциплинированность, самостоятельность, артистичность, чувство коллективизма;
Формировать эстетическое наслаждение от выполненной работы.
Тип урока : обучения
Методы: фристайл (импровизация).
Оборудование и инвентарь : гимнастические маты, самодельные гантели, музыкальное сопровождение, мультимедиапроектор,
экран, стенд с листом ватмана (график), маркеры, карточки-пульсометрия, таблицы для графика на каждую ученицу.
Место проведения: спортивный зал.
№
п/п
Содержание
Направленность
Дозировка
Организационно-методические указания
І
Подготовительная
10′
1.
Построение.
30′′
Измерение ЧСС. На экране проморолик.
2.
Сообщение задач. Теоретические сведения.
Заполнение бланков показаний ЧСС,
Техника безопасности на разминку
Актуализация знаний
3′
Презентация – слайды № 1-7. Теория – см.
приложение 1. Расчет оптимальной ЧСС для
каждой ученицы.
3.
Разминка:
а) Наклоны и повороты головы, круговые
Локальные движения
частями тела.
5 30′′
Музыкальный фрагмент 1. Средний темп
движений с небольшой амплитудой.
движения плечами, туловищем, тазом
б) базовые шаги
в) упражнения на восстановление дыхания
г) (предстретч): наклоны вперед, с захватом
Совмещения, движения
для обширных
мышечных групп.
Изолированные движения
для мышц бедра и голени.
Следить за осанкой и правильностью
выполнения.
Выполнять в медленном темпе в положении
стоя, без использования махов. Следить за
правильностью выполнения.
4.
Измерение ЧСС,
Техника безопасности на аэробную часть
1′
Учащиеся отмечают данные в карточках
пульсометрии.
ІІ
Основная
30′
1.
Аэробная часть
15′
1.1
Аэробная разминка
6′ 30′′
Музыкальный фрагмент 2.
1.1.1
Базовые шаги классической аэробики:
Варианты ходьбы с движениями руками.
а) бэсик стэп (маршевый шаг)
б) стэп тач (приставной шаг)
в) мамбо (маршевый шаг)
г) дабл стэп (приставной шаг)
д) ви стэп (маршевый шаг)
е) стэп тач (приставной шаг)
Разучивание базовых
элементов
По 8-12
раз
Выполнять в среднем темпе. Следить за
техникой
Выполнять под счет. Четкое положение рук
и ног
1.2
Измерение ЧСС
30′′
1.3
Аэробный пик
6′ 30′′
Музыкальный фрагмент 3.
1.3.1
а) бег на месте
б) прыжки на месте
30′′
1′
Дыхание ровное.
Прыжки выше
1.3.2
Танцевальные комбинации из базовых шагов.
Разучивание
танцевальных элементов
5′
Увеличение интенсивности движений.
Мышцы живота и ягодиц немного
напряжены и направляют таз вперед, таз
расположен ровно без перекосов, грудь
поднята, плечи на одной высоте, голова
прямо.
1.3.3
Измерение ЧСС
30′′
1.4
Аэробная заминка
1′
Музыкальный фрагмент 4.
1.4.1
Варианты ходьбы с уменьшающейся
амплитудой, движения руками.
Восстановление дыхания.
Уменьшение амплитуды перемещений,
темпа движений.
2.
Силовой класс (калистеника)
15′
2.1
Силовые упражнения (партерная часть):
Развивать силу и силовую
8′
Музыкальный фрагмент 5. Обратить
а)упражнения на мышцы живота (пресс)
б) упражнения на косые мышцы живота
в) упражнения для мышц спины
г) упражнения для мышц ног
выносливость мышц
брюшного пресса и
спины.
Развивать силу и силовую
выносливость
приводящих и отводящих
мышц бедра.
2 подхода
2 подхода
2 подхода
2 подхода
внимание на правильность объяснения и
показ упражнений.
2.2
Измерение ЧСС
30′′
2.3
Упражнения на гибкость (стретч): Растяжка
мышц, боковой и задней поверхности тела.
Корзиночка с покачиваниями. Растяжка мышц
спины с прогибом и округлением. Складка
ноги вместе и ноги врозь.
Способствовать
повышению гибкости и
расслаблению мышц
после тренировки.
6′
Музыкальный фрагмент 6. Следить за
правильностью выполнения.
2.4
Измерение ЧСС
30′′
ІІІ
Заключительная
5′
1.
Дыхательные упражнения
Восстановление
2′
Без музыкального сопровождения.
2.
Измерение ЧСС
Заполнение таблицы,
построение графика
пульсометрии
2′
На экране слайд № 8. Сделать выводы об
интенсивности нагрузки. Дать
рекомендации (из приложения 1). Слайды №
9-11.
3.
Построение. Итоги.
30′′
Отметить учениц.
4.
Домашнее задание.
30′′
Составить кривую собственной нагрузки и
сделать выводы. Записать результаты в
индивидуальный дневник самоконтроля.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Селуянов В.Н., Сарсания С.К., Конрад А.Н., Мякинченко Е.Б. Классификация физических нагрузок и теория
физической подготовки //Теория и практика физической культуры.– 1991.– № 12.– С. 27-28.
2. Орешкин Ю.А. К здоровью через физическую культуру.– М.: Медицина, 1990.– № 9.– С. 102-106.
3. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия.– М.: ФиС, 1989.– С. 75-77.
4. Филиппова Ю.С. Оздоровительная аэробика.– Новосибирск, 1995.– 40 с.