Напоминание

Развитие самосознания личности средствами культурно-досуговой деятельности


Автор: Ларкина Валентина Максимовна
Должность: студент
Учебное заведение: МИ (филиал) ВлГУ
Населённый пункт: город Муром, Владимирская область
Наименование материала: Научная статья
Тема: Развитие самосознания личности средствами культурно-досуговой деятельности
Раздел: полное образование





Назад





Развитие самосознания личности средствами культурно-досуговой

деятельности
Развитие самосознания личности зависит от сформированности культурных ценностей индивида. От усвоения основ культурного наследия поколений зависит социальное самочувствие индивида. Проблема развития самосознания личности и сформированности культурных ценностей на прямую зависит от обеспечения социальных условий и профессионального сопровождения социализации индивида. Для решения заявленной проблемы важно:  Определить природу утраты культурно значимых ценностей в российском обществе, а в частности среди молодёжных групп населения;  Выявить основы формирования культурных ценностей в молодёжном сообществе;  Обосновать наиболее ценностные средства, определяющие позитивные установки молодёжи, направленные на формирование самосознания личности;  Разработать технологическое обеспечение формирования ценностных установок и качеств, необходимых молодому человеку для новых составляющих социального самочувствия, способствующих достойному качеству жизни. В ходе исследования нами установлено, что негативными последствиями сложившейся ситуации стали, такие явления, как исчезновение национальных, культурных традиций; развитие большого количества форм девиаций; ро ст националистиче ских проявлений; с н и же н и е патриотического сознания и доверия государству; возникновение ложных ценностей культуры (исламизм, достижение благ в результате накопления «быстрых денег»). Вследствие этого формируется необходимость в научно обоснованных методиках и практических рекомендациях по разрешению проблем в сохранении и развитии культуры, и прививания ее сегодняшней молодежи и подрастающему поколению, а решение этой проблемы в целенаправленной деятельности культурно – досуговых центров, которые обязаны предоставлять качественный информационно - просветительский досуг молодежи. Исследованием определена ценность культуры молодёжного досуга:  Культура молодежного досуга характеризуется преимущественно теми занятиями, которыми молодой человек занимается в свободное время.  Культурно-досуговая деятельность, способствует нормальному развитию личности, ее совершенствованию в процессе освоения содержания основ мировой культуры
 Выбор видов досуговой деятельности особенно отражает уровень развития личности, её духовно-нравственную направленность, а также на сформированность жизненной позиции и социального самосознания.  Особое место в сфере молодежного досуга принадлежит учреждениям культуры. Они формируют, сохраняют и предоставляют пользователям результат культурной деятельности, которая раскрывает духовную ценность социальной действительности.  К учреждениям культуры относятся клубы, библиотеки, театры, образовательные учреждения, музеи, которые влияют на молодёжь и вовлекают её в познание социально-значимых ценностей через различные формы обслуживания населения, обеспечивая посетителям свободный доступ к мировым источникам информации. Нами обоснованы социально значимые средства вовлечения молодёжи в культурно досуговую деятельность:  планирование своего времени, что способствует формированию у молодежи умений и навыков самоорганизации досугового времени;  информационно просвещенческое сопровождение о своения культурных ценностей посредством становления социальной активности в процессе культурно-досуговой деятельности;  вовлечение молодежи в насыщенное интеллектуально и эмоционально привлекательное общение;  самоанализ результатов культурно-досуговой деятельности, как средств формирования негативного отношения к своему досугу. Условием развития самосознания личности является культурно-досуговая деятельность. Она содержит разнообразный спектр форм, которые способствуют становлению социальной активности молодого человека; для каждого молодого человека культурно-досуговая деятельность планируется так, чтобы её освоение помогало помогала становлению мотивов к социальной активности. Каждый вид культурно-досуговой деятельности определяет задачу развития мотивов и истинных возможностей социально активной личности; организует предпосылки для переноса мотивов и реальных возможностей в другие виды социально-профессиональной деятельности молодёжи на основе социальной активности личности. Нами обоснованы следующие технологические основания решения проблемы:  Кадровое обеспечение культурно-досуговых центров;
 Специалистам учреждений культуры необходимо оперативно и адекватно решать актуальные в настоящее время задачи.  В своей деятельности важно начинать с разработки банков данных, в которых будут содержаться сведения о людях и досуговых коллективах, которым интересно и важно самосовершенствовать себя, своё самосознание, регулировать собственное социально е саморазвитие;  Возникает социальная необходимость в создании центра инициативы молодежи, ведь молодые люди могут лучше организовать свой досуг.  Социальное сопровождение культурно-досуговой деятельности должно быть направлено на умелое использование способностей молодежи к самореализации и самоорганизации идей. Таким образом, в процессе исследования нами выявлено, что становление социальной активности молодежи есть сложный и многогранный процесс, работающий на основе комплекса различных принципов, которые используются в работе специалистов культурной сферы:  социальной адекватности воспитания,  преемственности,  последовательности,  систематичности,  активности,  добровольности,  принципа коллективного творчества. Именно эти принципиальные основы социального сопровождения развития самосознания личности средствами культурно-досуговой деятельности актуализируют ценности формирования социального самочувствия молодёжи, направленного на улучшение качества жизни индивида и общества в целом.


В раздел образования