Развитие самосознания личности средствами культурно-досуговой деятельности
Автор: Ларкина Валентина Максимовна Должность: студент Учебное заведение: МИ (филиал) ВлГУ Населённый пункт: город Муром, Владимирская область Наименование материала: Научная статья Тема: Развитие самосознания личности средствами культурно-досуговой деятельности Раздел: полное образование
Развитие самосознания личности средствами культурно-досуговой
деятельности
Развитие
самосознания
личности
зависит
от
сформированности
культурных ценностей индивида. От усвоения основ культурного наследия
поколений зависит социальное самочувствие индивида. Проблема развития
самосознания
личности
и
сформированности
культурных
ценностей
на
прямую зависит от обеспечения социальных условий и профессионального
сопровождения социализации индивида.
Для решения заявленной проблемы важно:
Определить
природу
утраты
культурно
значимых
ценностей
в
российском
обществе,
а
в
частности
среди
молодёжных
групп
населения;
Выявить основы формирования культурных ценностей в молодёжном
сообществе;
Обосновать
наиболее
ценностные
средства,
определяющие
позитивные
установки
молодёжи,
направленные
на
формирование
самосознания личности;
Разработать технологическое обеспечение формирования ценностных
установок
и
качеств,
необходимых
молодому
человеку
для
новых
составляющих
социального
самочувствия,
способствующих
достойному качеству жизни.
В ходе исследования нами установлено, что негативными последствиями
сложившейся
ситуации
стали,
такие
явления,
как
исчезновение
национальных, культурных традиций; развитие большого количества форм
девиаций;
ро ст
националистиче ских
проявлений;
с н и же н и е
патриотического сознания и доверия государству; возникновение ложных
ценностей культуры (исламизм, достижение благ в результате накопления
«быстрых денег»). Вследствие этого формируется необходимость в научно
обоснованных методиках и практических рекомендациях по разрешению
проблем в сохранении и развитии культуры, и прививания ее сегодняшней
молодежи
и
подрастающему
поколению,
а
решение
этой
проблемы
в
целенаправленной деятельности культурно – досуговых центров, которые
обязаны предоставлять качественный информационно - просветительский
досуг молодежи.
Исследованием определена ценность культуры молодёжного досуга:
Культура молодежного досуга характеризуется преимущественно теми
занятиями, которыми молодой человек занимается в свободное время.
Культурно-досуговая
деятельность,
способствует
нормальному
развитию
личности,
ее
совершенствованию
в
процессе
освоения
содержания основ мировой культуры
Выбор
видов
досуговой
деятельности
особенно
отражает
уровень
развития личности, её духовно-нравственную направленность, а также
на
сформированность
жизненной
позиции
и
социального
самосознания.
Особое место в сфере молодежного досуга принадлежит учреждениям
культуры. Они формируют, сохраняют и предоставляют пользователям
результат
культурной деятельности, которая раскрывает духовную
ценность социальной действительности.
К
учреждениям
культуры
относятся
клубы,
библиотеки,
театры,
образовательные учреждения, музеи, которые влияют на молодёжь и
вовлекают
её
в
познание
социально-значимых
ценностей
через
различные формы обслуживания населения, обеспечивая посетителям
свободный доступ к мировым источникам информации.
Нами обоснованы социально значимые средства вовлечения молодёжи в
культурно досуговую деятельность:
планирование
своего
времени,
что
способствует
формированию
у
молодежи умений и навыков самоорганизации досугового времени;
информационно
просвещенческое
сопровождение
о своения
культурных
ценностей
посредством
становления
социальной
активности в процессе культурно-досуговой деятельности;
вовлечение молодежи в насыщенное интеллектуально и эмоционально
привлекательное общение;
самоанализ результатов культурно-досуговой деятельности, как средств
формирования негативного отношения к своему досугу.
Условием развития самосознания личности является культурно-досуговая
деятельность.
Она
содержит
разнообразный
спектр
форм,
которые
способствуют становлению социальной активности молодого человека; для
каждого молодого человека культурно-досуговая деятельность планируется
так,
чтобы
её
освоение
помогало
помогала
становлению
мотивов
к
социальной
активности.
Каждый
вид
культурно-досуговой
деятельности
определяет задачу развития мотивов и истинных возможностей социально
активной
личности;
организует
предпосылки
для
переноса
мотивов
и
реальных
возможностей
в
другие
виды
социально-профессиональной
деятельности молодёжи на основе социальной активности личности.
Нами
обоснованы
следующие
технологические
основания
решения
проблемы:
Кадровое обеспечение культурно-досуговых центров;
Специалистам
учреждений
культуры
необходимо
оперативно
и
адекватно решать актуальные в настоящее время задачи.
В своей деятельности важно начинать с разработки банков данных, в
которых
будут
содержаться
сведения
о
людях
и
досуговых
коллективах, которым интересно и важно самосовершенствовать себя,
своё
самосознание,
регулировать
собственное
социально е
саморазвитие;
Возникает социальная необходимость в создании центра инициативы
молодежи, ведь молодые люди могут лучше организовать свой досуг.
Социальное сопровождение культурно-досуговой деятельности должно
быть направлено на умелое использование способностей молодежи
к самореализации и самоорганизации идей.
Таким образом, в процессе исследования нами выявлено, что становление
социальной активности молодежи есть сложный и многогранный процесс,
работающий
на
основе
комплекса
различных
принципов,
которые
используются в работе специалистов культурной сферы:
социальной адекватности воспитания,
преемственности,
последовательности,
систематичности,
активности,
добровольности,
принципа коллективного творчества.
Именно
эти
принципиальные
основы
социального
сопровождения
развития
самосознания
личности
средствами
культурно-досуговой
деятельности
актуализируют
ценности
формирования
социального
самочувствия
молодёжи,
направленного
на
улучшение
качества
жизни
индивида и общества в целом.