Напоминание

"Музыкально-ритмическое развитие детей с тяжелым нарушением речи"


Автор: Сафутдинова Светлана Рашитовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Колокольчик"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Музыкально-ритмическое развитие детей с тяжелым нарушением речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Музыкально-ритмическое развитие детей с тяжёлым нарушением речи» - музыкальный руководитель МДОУ «Колокольчик» г. Ноябрьск, ЯНАО Сафутдинова С.Р. Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно нелегко детям с нарушениями речи. Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены. В настоящее время логоритмика рассматривается как эффективное средство воздействия на многообразие нарушения психомоторных, сенсорных функций у детей с речевыми нарушениями посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом. Музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания человека. Она способствует формированию и развитию его двигательных навыков, ритмических способностей. В музыкальном воспитании детей большое значение имеют музыкально- ритмические движения. Основой ритмических движений является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используют как средство более глубокого его восприятия и понимания. Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных движений, приобретенных в упражнениях, позволяют детям полнее и качественнее проявить себя в танцах. Музыкально-ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на детей с общим недоразвитием речи. Этот вид деятельности развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. Как сказал Л. Генералов: «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка». Среди музыкально-ритмических движений на занятиях с детьми с общим недоразвитием речи упражнения занимают основное место:  упражнения на освоение основных движений;  упражнения на развитие ориентировки в пространстве;  общеразвивающие упражнения;  упражнения в танцевальных движениях (навыки выразительного движения);  упражнения для развития мелкой моторики и кисти рук;  упражнения, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство;  упражнения активизирующие внимание и память. Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами. Основная направленность работы по музыкально-ритмическим движениям – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела, как выразительного «музыкального инструмента». Включение упражнений по логопедической ритмике на музыкальных занятиях, по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников, открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения. Многообразие средств логопедической ритмики, применяемых на музыкальных занятиях, способствует решению следующих задач: развитию оптико-пространственных,  слуховых функций,  праксиса,  тактильного гнозиса,  познавательных способностей,  творческих способностей,  музыкально-ритмического чувства,  коррекции эмоционально-волевой сферы
«Музыкально-ритмическое развитие детей с тяжёлым нарушением речи» - музыкальный руководитель МДОУ «Колокольчик» г. Ноябрьск, ЯНАО Сафутдинова С.Р.  коррекции речевой функциональной системы. Также можно сказать, что музыкально-ритмическое и логоритмическое воспитание направленно на реализацию оздоровительных, образовательных, эстетических, воспитательных, коррекционных задач. В своей работе я использую различные методы, способы, приемы формирования музыкально – ритмических навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи. Занятия по логопедической ритмике можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи. На мой взгляд, в работе с «логопедическими» детьми наибольший эффект дают средства логопедической ритмики, рекомендуемые Г.А. Волковой:  вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях);  упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;  упражнения, регулирующие мышечный тонус;  упражнения, активизирующие внимание;  счетные упражнения;  речевые упражнения без музыкального сопровождения;  упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;  упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;  ритмические упражнения;  пение;  игру на музыкальных инструментах;  музыкальную самостоятельную деятельность;  игровую деятельность;  упражнения для развития творческой инициативы;  заключительные упражнения. Так же в зависимости от сюжета занятий я включаю упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры, занятия на развитие чувства ритма или внимания. На логоритмических занятиях мню реализуются следующие задачи:  уточнение артикуляции положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;  развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;  расширение лексического запаса;  развитие слухового внимания и зрительной памяти;  совершенствование общей и мелкой моторики;  выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;  развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов,  развитие творческой фантазии и воображения. Наиболее эффективным эмоциональным возбудителем движений по мнению К.С. Станиславского, иногда даже почти механическим, является «темпо - ритм». Приобщение детей к игре на детских музыкальных инструментах я провожу не только на занятиях музыкой, но и на логоритмических занятиях. Ритмические упражнения и импровизации с использованием ударно-шумовых инструментов совершенствуют чувство ритма, метра, тембровый слух. У детей с общим недоразвитием речи проблема коррекции эмоционально-волевой сферы решается с помощью подбора соответствующей системы движений. Детям с нарушением речи, зачастую сопутствуют недоразвитие ритмичексого слуха, в результате чего дети не слышат элементарной пульсации в такте в размере «две четверти», что сказывается на качестве пения, разобщенности музыки и ритма движений, невозможности
«Музыкально-ритмическое развитие детей с тяжёлым нарушением речи» - музыкальный руководитель МДОУ «Колокольчик» г. Ноябрьск, ЯНАО Сафутдинова С.Р. согласования собственных движений с музыкой. Создается впечатление, что музыка лишь сопровождает движения, которые к тому же часто аритмичны. При организации комплексного воздействия на личность ребенка с общим недоразвитием речи, я, как музыкальный руководитель, придерживаюсь принципа «разносторонности усилий» в котором особую роль отвожу взаимодополняющей работе учителя-логопеда и воспитателя. Ведь развитие правильной речи напрямую связанно с развитием моторной деятельности детей. На начальных этапах работы я применяю задания направленные на развитие моторной деятельности. В дальнейшем развиваю способность к восприятию ритма на неречевом, а затем и речевом материале, постепенно переходя к восприятию ритма в движении, передачи ритма и сохранение его в памяти. Таким образом, в ходе формирования музыкально-ритмических движений происходит эмоционально-волевое развитие детей, овладение качественно новыми формами коммуникации, в том числе речевыми. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Нарушение речи, преодолевается как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательное мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия, подразумевается не только медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения. Именно музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных инструментов и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь. Из всего выше сказанного хочу сказать, что формирование чувства ритма у детей с общим недоразвитием речи является одной из наиболее важных и сложных задач. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально, считаю, что она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.


В раздел образования