"Музыкально-ритмическое развитие детей с тяжелым нарушением речи"
Автор: Сафутдинова Светлана Рашитовна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ "Колокольчик" Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО Наименование материала: статья Тема: "Музыкально-ритмическое развитие детей с тяжелым нарушением речи" Раздел: дошкольное образование
«Музыкально-ритмическое развитие детей с
тяжёлым нарушением речи» - музыкальный руководитель МДОУ «Колокольчик» г.
Ноябрьск, ЯНАО Сафутдинова С.Р.
Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все
без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися,
умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно
нелегко детям с нарушениями речи.
Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики,
дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что
обусловлено слабостью нервной системы. Наряду с этим у большинства детей, имеющих
речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память,
работоспособность снижены.
В
настоящее
время
логоритмика
рассматривается
как
эффективное
средство
воздействия на многообразие нарушения психомоторных, сенсорных функций у детей с
речевыми нарушениями посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом.
Музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания
человека.
Она
способствует
формированию
и
развитию
его
двигательных
навыков,
ритмических способностей.
В
музыкальном
воспитании
детей
большое
значение
имеют
музыкально-
ритмические
движения.
Основой
ритмических
движений
является
музыка,
а
разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используют
как средство более глубокого его восприятия и понимания.
Музыкально-ритмические
навыки
и
навыки
выразительных
движений,
приобретенных в упражнениях, позволяют детям полнее и качественнее проявить себя в
танцах. Музыкально-ритмические движения оказывают коррекционное воздействие на
детей с общим недоразвитием речи. Этот вид деятельности развивает внимание, память,
ориентировку
в
пространстве,
координацию
движений.
Как
сказал
Л.
Генералов:
«Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка».
Среди
музыкально-ритмических
движений
на
занятиях
с
детьми
с
общим
недоразвитием речи упражнения занимают основное место:
упражнения на освоение основных движений;
упражнения на развитие ориентировки в пространстве;
общеразвивающие упражнения;
упражнения в танцевальных движениях (навыки выразительного движения);
упражнения для развития мелкой моторики и кисти рук;
упражнения, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство;
упражнения активизирующие внимание и память.
Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков
легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами.
Основная
направленность
работы
по
музыкально-ритмическим
движениям
–
психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела, как
выразительного «музыкального инструмента».
Включение упражнений по логопедической ритмике на музыкальных занятиях, по
преодолению
общего
недоразвития
речи
у
дошкольников,
открывает
дополнительные
возможности
для
успешного
их
развития
и
обучения.
Многообразие
средств
логопедической ритмики, применяемых на музыкальных занятиях, способствует решению
следующих задач:
развитию оптико-пространственных,
слуховых функций,
праксиса,
тактильного гнозиса,
познавательных способностей,
творческих способностей,
музыкально-ритмического чувства,
коррекции эмоционально-волевой сферы
«Музыкально-ритмическое развитие детей с
тяжёлым нарушением речи» - музыкальный руководитель МДОУ «Колокольчик» г.
Ноябрьск, ЯНАО Сафутдинова С.Р.
коррекции речевой функциональной системы.
Также можно сказать, что музыкально-ритмическое и логоритмическое воспитание
направленно
на
реализацию
оздоровительных,
образовательных,
эстетических,
воспитательных, коррекционных задач.
В своей работе я использую различные методы, способы, приемы формирования
музыкально – ритмических навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Занятия по логопедической ритмике можно представить как систему постепенно
усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений
и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой
деятельности детей с общим недоразвитием речи.
На мой взгляд, в работе с «логопедическими» детьми наибольший эффект дают
средства логопедической ритмики, рекомендуемые Г.А. Волковой:
вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях);
упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
упражнения, регулирующие мышечный тонус;
упражнения, активизирующие внимание;
счетные упражнения;
речевые упражнения без музыкального сопровождения;
упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;
упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
ритмические упражнения;
пение;
игру на музыкальных инструментах;
музыкальную самостоятельную деятельность;
игровую деятельность;
упражнения для развития творческой инициативы;
заключительные упражнения.
Так же в зависимости от сюжета занятий я включаю упражнения на релаксацию под
музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры, занятия на развитие чувства ритма
или внимания.
На логоритмических занятиях мню реализуются следующие задачи:
уточнение артикуляции положения губ, языка, зубов при произношении
изучаемого звука;
развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
расширение лексического запаса;
развитие слухового внимания и зрительной памяти;
совершенствование общей и мелкой моторики;
выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов,
развитие творческой фантазии и воображения.
Наиболее эффективным эмоциональным возбудителем движений по мнению К.С.
Станиславского, иногда даже почти механическим, является «темпо - ритм».
Приобщение детей к игре на детских музыкальных инструментах я провожу не
только на занятиях музыкой, но и на логоритмических занятиях. Ритмические упражнения
и
импровизации
с
использованием
ударно-шумовых
инструментов
совершенствуют
чувство ритма, метра, тембровый слух.
У детей с общим недоразвитием речи проблема коррекции эмоционально-волевой
сферы
решается
с
помощью
подбора
соответствующей
системы
движений.
Детям
с
нарушением речи, зачастую сопутствуют недоразвитие ритмичексого слуха, в результате
чего дети не слышат элементарной пульсации в такте в размере «две четверти», что
сказывается на качестве пения, разобщенности музыки и ритма движений, невозможности
«Музыкально-ритмическое развитие детей с
тяжёлым нарушением речи» - музыкальный руководитель МДОУ «Колокольчик» г.
Ноябрьск, ЯНАО Сафутдинова С.Р.
согласования собственных движений с музыкой. Создается впечатление, что музыка лишь
сопровождает движения, которые к тому же часто аритмичны.
При
организации
комплексного
воздействия
на
личность
ребенка
с
общим
недоразвитием
речи,
я,
как
музыкальный
руководитель,
придерживаюсь
принципа
«разносторонности усилий» в котором особую роль отвожу взаимодополняющей работе
учителя-логопеда и воспитателя. Ведь развитие правильной речи напрямую связанно с
развитием моторной деятельности детей.
На
начальных
этапах
работы
я
применяю
задания
направленные
на
развитие
моторной деятельности. В дальнейшем развиваю способность к восприятию ритма на
неречевом, а затем и речевом материале, постепенно переходя к восприятию ритма в
движении, передачи ритма и сохранение его в памяти.
Таким
образом,
в
ходе
формирования
музыкально-ритмических
движений
происходит
эмоционально-волевое
развитие
детей,
овладение
качественно
новыми
формами коммуникации, в том числе речевыми.
В
последние
годы,
к
сожалению,
отмечается
увеличение
количества
детей,
имеющих
нарушение
речи.
Нарушение
речи,
преодолевается
как
педагогическими
методами,
включающими
специальное
обучение
и
коррекционно-воспитательное
мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия, подразумевается не только
медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и
некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.
Именно
музыка,
музыкальное
воспитание
оказывает
большую
помощь
в
коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных инструментов и игр при
условии
использования
правильно
подобранных
приемов
положительно
развиваются
психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
Из всего выше сказанного хочу сказать, что формирование чувства ритма у детей с
общим недоразвитием речи является одной из наиболее важных и сложных задач. В силу
того, что музыка воспринимается эмоционально, считаю, что она имеет огромное значение
в развитии чувств ребенка.