"МАТЕМАТИКА – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ. ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША"
Автор: Дудкина Маргарита Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МОУ детский сад №263 Населённый пункт: город Волгоград Наименование материала: Мастер-класс Тема: "МАТЕМАТИКА – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ. ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША" Раздел: дошкольное образование
Участники: воспитатели.
Цель мастер-класса: изучение участниками мастер-класса вопроса использования
логических блоков Дьенеша в процессе развития элементарных математических
представлений у дошкольников с ЗПР.
Задачи:
Познакомить участников мастер-класса с логическими блоками Дьенеша.
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию
на системное использование в практике логических блоков Дьенеша.
Актуальность темы.
«Величие человека – в его способности мыслить».
Б. Паскаль
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка,
формирования
его
познавательных
и
творческих
способностей.
Известно,
что
от
эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит
успешность обучения математике в начальной школе. Нередко дети, поступившие в I
класс, умеют считать и читать, но уже в первые месяцы учебы испытывают трудности
в
решении
и
объяснении
математических
задач,
формулировании
определенных
правил и понятий, установлении причинно-следственных связей.
Одна из распространенных причин такого положения - недостаточное развитие в
дошкольном возрасте словесно-логического мышления. Взаимосвязь математического
развития
и
формирования
логических
приемов
умственных
действий
–
одна
из
основных методических проблем математического образования дошкольников. Этой
проблеме
уделяли
внимание
З.А.Михайлова,
Л.А.Венгер,
А.А.Столяр,
А.З.Зак.
Логические приемы умственных действий – сравнение, обобщение, анализ, синтез,
классификация,
сериация,
аналогия,
систематизация,
абстрагирование
–
называют
также
логическими
приемами
мышления.
Их
формирование
важно
для
каждого
ребенка как с общеразвивающей точки зрения, так и для развития непосредственно
процесса мышления.
Методическое
руководство
этим
процессом
не
только
возможно,
но
и
высокоэффективно и значительно повышает результативность процесса, независимо от
исходного уровня развития ребенка.
Академик В.В.Давыдов в этой связи отмечал:
развитие ребенка во многом зависит от той деятельности, которую он выполняет в
процессе обучения.
В дошкольном возрасте образовательный процесс строится на адекватных возрасту
формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и
ведущим
видом
деятельности
для
них
является
игра.
Поэтому
ребенок
должен
обучаться,
играя.
Использование
игровых
методов
на
занятиях
по
развитию
элементарных
математических
представлений
способствует
развитию
интереса
к
учению,
инициативы,
настойчивости,
самоконтроля,
которые,
в
дополнение
к
интеллекту
и
приобретенным
умениям
и
навыкам,
составляют
творческую
направленность личности (Д.Б.Эльконин). В игре моделируются такие логические и
математические
конструкции,
которые
способствуют
ускорению
формирования
и
развития у дошкольников логических структур мышления. В процессе игры создаются
благоприятные
условия
для
применения
математических
знаний,
их
активного
и
самостоятельного использования на практике. Развивается интерес к математическому
содержанию.
Задачи математической подготовки :
формировать знания о множестве, числе, величине, форме, пространстве и
времени;
развивать
навыки
и
умения
в
счете,
вычислениях,
измерении,
моделировании;
способствовать развитию познавательных интересов и способностей;
развивать словесно-логическое мышление;
содействовать общему интеллектуальному развитию.
Для
формирования
высокого
уровня
познавательной
активности
необходимо
развивать и стимулировать
логическое мышление, базирующееся на ощущениях и
восприятиях ребенка. Это способствует осуществлению естественного перехода от
конкретного мышления к более сложной форме – словесно-логическому. Практика
показывает
развивающее
влияние
словесно-логического
мышления
на
речь
дошкольников, как при нормальном развитии, так и в условиях патологии.
В связи с этим большое значение в своей работе с детьми я отвожу играм с
логическими
блоками
Дьенеша.
Почему
я
взяла
эти
блоки?
Блоки
Дьенеша
–
универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи
познавательного развития детей:
знакомить детей с геометрическими фигурами (формой, цветом, размером);
способствовать
развитию
мыслительных
умений:
сравнение,
анализ,
классификация, обобщение, абстрагирование, кодирование и декодирование
информации;
содействовать усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры
мышления;
развивать
познавательные
процессы:
восприятие,
память,
внимание,
воображение;
формировать творческие способности;
развивать связную речь;
воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении
цели.
Сегодня при нашем общении я предлагаю следовать древней китайской пословице:
«Я слышу – и забываю, я вижу – и я запоминаю, я делаю – и я понимаю».
Представление открытого занятия
Развитие логического мышления у детей с задержкой психического развития на занятии по теме
«Путешествие с любимыми героями» с использованием логических блоков Дьенеша
Направленность
Познание (развитие
элементарных
математических
представлений)
Количество
5 детей
Возраст детей
6-7 лет
Тип
Контрольно-проверочный
Место
Автор
Дудкина Маргарита Николаевна
Задачи
Закрепить знания детей о геометрических фигурах (форма, цвет, размер). Развивать
у детей познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение;
развивать логическое мышление; развивать связную речь.
Результат
Учить устанавливать простые закономерности в создании определенной системы;
уметь выделять один предмет из группы по определенным признакам; делать
простые умозаключения; находить геометрическую фигуру, используя схемы для
описания свойств геометрических фигур Дьенеша.
Ресурсы
Для реализации идеи необходимо использовать:
- дидактические средства обучения (игровой прием, сюрпризный момент, загадки,
этапы работы);
-элементы здоровьесберегающих технологий (пальчиковая гимнастика,
физминутка);
- дидактический материал (набор геометрических фигур Дьенеша; логическая
таблица с 2 пустыми клетками и набором недостающих фигур к ней на каждого
ребенка; карточка с изображением 4 геометрических фигур, одна из которых
лишняя, на каждого ребенка; схема для описания свойств геометрических фигур
Дьенеша на каждого ребенка; мольберт; магнитные цифры)
Данная идея заключается в том, что в ходе игровой деятельности дети с задержкой
психического развития не только получают знания элементарных математических
представлений, но и овладевают сложными мыслительными операциями. Это в свою
очередь готовит детей к решению более сложных логических задач; возбуждает у них
живой интерес к обучению; расширяет словарный запас, способствует развитию речи;
интеллектуальному развитию ребенка. Игровая атмосфера повышает эмоциональное
состояние детей.
Активная форма работы с участниками мастер – класса – знакомство с
логическими блоками Дьенеша.
В обычной жизни нам часто приходиться оказывать помощь родным, друзьям,
просто
прохожим,
животным.
Стремление
прийти
на
помощь,
доброта,
ум,
внимательность к людям - это достоинство человека. И, конечно, спасателю нужна
сообразительность, быстрота реакции умение рассуждать и принимать нестандартные
решения.
Я
предлагаю
вам
стать
«спасателями».
К
несчастью,
в
жизни
бывают
чрезвычайные ситуации, бедствия. Задача «спасателей» (т.е. ваша задача) - выехать в
район
бедствия
и
оказать
помощь
пострадавшим.
Вы
согласны?
Сейчас
вы
находитесь в зале ожидания на вокзале. Мы отправимся в путь на поездах 3-х цветов:
желтом, синем и красном. Каждый поезд имеет свою нумерацию: желтый – 1,2,3,4;
синий – 5,6,7,8; красный – 9,10,11,12. Каждому необходимо у меня приобрести билет
на поезд – карточку с числовыми отношениями. Определив число, которое нужно
поставить вместо * (например, 2<*<4), вы узнаете тем самым в какой поезд вам надо
сесть.
Так
что
прошу
вас,
приобретайте
билеты
и
рассаживайтесь
на
места.
До
отправления поезда осталась 1 минута. (Все участники рассаживаются за столы, на
которых лежат картинки с изображением поездов).
Итак, поезд наш тронулся. А чтобы вам не было скучно в пути, я немного расскажу
про блоки. Это окажет вам большую помощь при работе спасателями. Логические
блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. А любите ли вы
блоки Дьенеша? Любите ли вы блоки Дьенеша так, как любим их мы с детьми.
Чудесное, гениальное пособие! Какой потенциал, какое разнообразие! Логические
блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.
Вначале я знакомлю детей с плоскостными геометрическими фигурами, а затем с
объемными – так называемыми блоками Дьенеша.
Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур :
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);
в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).
По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры . Каждая
геометрическая
фигура
характеризуется
четырьмя
признаками:
формой,
цветом,
размером, толщиной.
Недостаточно просто набор блоков Дьенеша отдать в полное пользование ребенка.
Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложите перед ребенком набор и
дайте ему возможность изучить фигуры, потрогать, перебрать, подержать в руках и
поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания:
Найти все фигуры такого же цвета, как выложенная (покажите, например
желтую фигуру). Затем можно попросить ребенка показать все блоки
треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).
Попросите ребенка дать мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке
– красные; затем подобным образом группируем фигуры по размеру, форме,
толщине.
Попросите ребенка определить какую-нибудь фигуру по цвету, форме,
размеру, толщине.
Логические игры и упражнения с блоками Дьенеша
Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а
потом одна из фигур исчезает или две фигуры меняются местами. Ребенок
должен заметить изменения.
Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать
все круглые блоки (все большие или все толстые).
Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок
достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или
нескольким
признакам.
Либо
называет
форму,
размер
или
толщину, не вынимая из мешка.
Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая
из
них
лишняя
и
по
какому
принципу
(по
цвету,
форме,
размеру или толщине).
Выложите
перед
ребенком
ряд
фигур,
чередуя
их
по
цвету:
красный,
желтый, красный... (можно чередовать по форме, размеру и
толщине). Предложите ему продолжить ряд.
Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы
каждая
последующая
отличалась
от
предыдущей
всего
одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
Каждой фигуре нужно найти пару, например, по
размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не
видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и
т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только
"да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под желтым?» - «Нет».
Ребенок делает вывод, что клад под красным блоком, и расспрашивает дальше про
размер,
форму
и
толщину.
Затем
"клад"
прячет
ребенок,
а
взрослый
задает
наводящие вопросы.
По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из
фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок
лежит в коробочке.
В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой - 4. Спросите
ребенка, где блоков больше и как их уравнять.
Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур
так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы
(цвета, размера).
Предлагаем
таблицу
из
девяти
клеток
с
выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать
недостающие блоки.
- Ребенку предлагается выложить блоки Дьенеша по
начерченной схеме- картинке, например, нарисован красный
большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.
Из
геометрических
фигур
Дьенеша
можно
составлять как плоскостные изображения предметов, так и
объемные: машинка, паровоз, дом, башня и др.
Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами
свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении
всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и
т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер,
толщина). Всего 11 карточек:
форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный);
цвет обозначается пятном;
величина - силуэт домика (большой, маленький).
толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый, тонкий).
И 11 карточек с отрицанием свойств. Например, не круг или не красный и т.д.
Ребенку
показывают
карточку
с
изображенным
на
нем
одним
свойством
или
несколькими. Например, если ребенку показывается силуэт круга, то нужно отложить
все круги; если показывается силуэт круга и красное пятно – откладываем все красные
круги; если
показывается
силуэт
круга,
красное
пятно
и
маленький
домик
–
откладываем круг красного цвета и маленького размера; если показывается силуэт
круга, красное пятно, маленький домик и изображение тонкой человеческой фигуры –
откладываем круг красного цвета маленький тонкий и т.д.
Затем задания с карточками постепенно усложняются.
Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса.
Обмен идеями.
Время в пути прошло незаметно, а мы прибыли на станцию назначения в район
бедствия. В то время, когда мы рассаживались по вагонам, в наш поезд загружали груз,
необходимый
пострадавшим.
Наша
задача:
разгрузить
вагоны.
Для
этого
надо
выполнить следующее задание.
Задание №1. Игра «Логический поезд».
Оборудование: набор
плоскостных
геометрических
фигур
Дьенеша
на
каждого
участника;
карточки
с
изображением
трех
поездов
(желтого,
синего,
красного);
карточки с изображением изменения свойств фигур для каждого поезда .
Над каждым вагончиком кладут карточку с символом изменения свойств (карточка
выбирается
произвольно).
Наш
грузовой
поезд
необычный,
логический.
Грузы,
которые
он
везет,
перегружаются
из
вагона
в
вагон.
В
каждом
вагоне
с
ними
происходят изменения в соответствии с правилами, изображенными на карточке над
вагоном.
Последовательность действий.
Перевозка груза. Свой груз надо провести по всем вагонам в соответствии с
правилами (изменение свойств по часовой стрелке). Например, в желтом вагоне едет
логическая фигура: большой красный треугольник. В первом вагоне (от головы поезда)
он изменит величину и станет маленьким красным треугольником; во втором вагоне
после изменения цвета, он станет маленьким желтым треугольником; в третьем вагоне
изменится его форма и он станет маленьким желтым прямоугольником; в последнем в
четвертом
вагоне
повторное
изменение
цвета
–
наш
груз
маленький
синий
прямоугольник. Положить груз, с которым начинаем путешествие слева от поезда,
груз, побывавший во всех вагонах справа от последнего вагона. Таким образом, слева
от поезда мы положим большой красный треугольник, справа от последнего вагона
маленький синий прямоугольник. Взять следующий груз, произвести с ним те же
действия.
В
каждом
поезде
4
вагона,
значит
нам
надо
взять
по
очереди
4
геометрических фигуры и выполнить все те же действия.
Молодцы! Груз мы доставили.
Следующая
задача
спасателей:
подготовить
транспорт
к
выезду
в
район
бедствия.
Задание №2. Игра «Транспорт к выезду готов».
Оборудование:
наборы
логических
блоков
Дьенеша;
образцы
картинок
с
изображением транспорта.
Перед
вами
лежат
картинки
с
изображением
транспорта.
Каждая
машина
составлена
из
логических
блоков.
Внимательно
прочитайте
знаки-символы,
они
помогут вам собрать машину, тем самым транспорт ваш будет готов к выезду в район
бедствия.
Молодцы, с этим заданием вы тоже справились.
Задание №3. Игра «Восстанавливаем разрушенный город».
Оборудование:
наборы
логических
блоков
Дьенеша,
образцы
картинок
с
изображением домов.
Перед вами лежат картинки с изображением домов. Каждый дом составлен из
логических
блоков.
Внимательно
прочитайте
знаки-символы,
они
помогут
вам
восстановить разрушенные дома.
Вы успешно прошли испытание и можете достойно носить звание «Спасатели».
Пришла пора нам возвращаться домой. А чтобы в дороге нам не было скучно, я
думаю, что мы продолжим наш разговор.
Работу с логическими блоками Дьенеша можно использовать как игровой
материал
в
непосредственно
образовательной
деятельности
(реализуя
задачи
образовательных
областей
«Познание»,
«Социализация»,
«Художественное
творчество», «Физическая культура», «Коммуникация»):
на
занятиях
по
конструктивной
деятельности
(строительство
домов,
мостов, гаражей и т.д.);
в
подвижных
играх
(предметные
ориентиры,
обозначение
домиков,
дорожек, лабиринтов);
как настольно-печатные игры («Дерево», «Рассели жильцов в домики» и
т.д.);
в
сюжетно-ролевых
играх:
«Магазин»
(деньги
обозначаются
блоками,
цены
–
кодовыми
карточками);
«Почта»
(письмо,
посылка,
открытка
обозначается
блоками,
адрес
на
домике
–
кодовыми
карточками);
аналогично «Поезд» (билеты, места);
в
играх-путешествиях
(используя
как
таинственные
клады,
волшебные
предметы с определенными свойствами);
в развлечениях, итоговых мероприятиях, проводимых в форме КВН.
Время в пути пролетело незаметно и мы снова с вами вернулись на станцию
отправления. Хочу выразить слова благодарности всем спасателям, то есть вам и
надеюсь, что в настоящей жизни вы тоже откликнетесь и придете на помощь тем, кто в
этом нуждается.
Рефлексия участников по трем вопросам:
Игры с логическими блоками Дьенеша у детей вызывают живой интерес. А вам
интересно было играть?
Как
вы
считаете,
какими
мыслительными
операциями
овладевают
дети
в
подобных играх?
Какие трудности вы испытали, выполняя задание?
Моделирование:
1. самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели занятия в
режиме продемонстрированной педагогической технологии.
2. защита авторских моделей занятия слушателями.
Результаты:
В результате проведенной работы дети могут классифицировать геометрические
фигуры по следующим признакам: форме, цвету, величине. Составляют изображения
различных предметов по образцу из плоскостных геометрических фигур Дьенеша.
Используя знаки-символы для описания свойств геометрических фигур, дети находят
эту фигуру и могут составить объемное изображение предметов. Вариативность игр с
блоками позволяет реализовывать индивидуальный подход за счет усложнения или
упрощения
заданий.
Эти
задания
способствуют
развитию
у
детей
мыслительных
умений
(сравнивать,
анализировать,
классифицировать,
обобщать,
абстрагировать,
кодировать
и
декодировать
информацию);
познавательных
процессов
(внимания,
памяти, воображения); развитию речи; формированию творческих способностей.
Наше занятие окончено. Спасибо за внимание!