Автор: Гичёва Любовь Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКОУ "Салемальская школа - интернат имени Володи Солдатова" Населённый пункт: село Салемал, ЯНАО Наименование материала: Методическая разработка Тема: Поговорим о комплиментах Раздел: дополнительное образование
Цель:
создание условий для благоприятного климата в классном коллективе
Задачи:
Образовательные
знать значение слова «Комплимент»
учить работать с понятием;
Развивающие:
•
развивать творческое мышление;
•
повышать речевую мотивацию обучающихся;
•
развивать коммуникативные УУД через разнообразные виды речевой
деятельности;
•
развивать
регулятивные
УУД (выделение и осознание того, что уже
усвоено
и
что
ещё
нужно
усвоить,
осознание
качества
и
уровня
усвоения; оценка результатов работы; целеполагание, прогнозирование,
саморегуляция);
•
развивать
лич но стные
УУД (смыслообразование,
оценивание
усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор);
Воспитательные:
•
содействовать формированию нравственных качеств;
•
способствовать
развитию
культуры
взаимоотношений
при
работе
в
парах, группах, коллективе;
способствовать
формированию
взаимопонимания
и
толерантности
обучающихся в школьном коллективе;
Оборудование: Ватман, сердечки зеленые и красные,2 шт. мобильный класс,
карточки для визитки, лист А-3 с изображением куста роз без цветов, плакат
для рефлексии лестница ощущений, клей – карандаш.
Метод «Дарю сердечко»
Цель создание условий для продуктивной работы, эмоционального комфорта
обучающихся, налаживания отношений.
Необходимые материалы : сердечки 2 цветов (красного, зеленого)
Технология проведения :
Перед тем как сесть за парты модератор предлагает выбрать сердечко того
цвета, которое каждому нравится. Модератор предлагает выбрать сердечко
1
понравившего цвета, написать на нем пожелание на занятие и подарить
однокласснику или учителю. Модератор поясняет выбранный цвет:
Красный
-
способствует
активности,
уверенности,
дружелюбию,
креативному мышлению.
Зеленый - способствует росту и изменению, привлечению энергии,
излечивающий недоверие или сомнение.
Модератор напутствует:
Подаренные Вам цвета, я надеюсь, настроят Вас на активную деятельность.
Нам на занятии сегодня необходимы качества: активность, уверенность,
креативность, толерантность, быстрое принятие решений. И я уверена, вы
обладаете ими.
Метод «Лингвистическая метафора»
Цель : создание условий для развития способности к экстраполяции
скрытых смыслов, пробуждения творческих ресурсов
Тех н
ология
проведения:
Модератор
читает
притчу.
Обучающиеся
внимательно слушают.
Однажды два моряка отправились искать свою судьбу. Приплыли они на
остров,
где
у
вождя
одного
из
племён
было
две
дочери.
Старшая
—
красавица, а младшая —некрасивая. Один из моряков сказал своему другу:
— Всё, я нашёл своё счастье, остаюсь здесь и женюсь на дочери вождя.
—
Да,
ты
прав,
старшая
дочь
вождя
красавица,
умница.
Ты
сделал
правильный выбор — женись.
— Ты меня не понял, друг! Я женюсь на младшей дочери вождя.
— Ты что с ума сошёл? Она же такая… не очень.
— Это моё решение, и я это сделаю.
Друг поплыл дальше в поисках своего счастья, а жених пошёл свататься.
Надо
сказать,
что
в
племени
было
принято
давать
за
невесту
выкуп
коровами. Хорошая невеста стоила десять
коров.
Пригнал он десять коров и подошёл к вождю.
— Вождь, я хочу взять замуж твою дочь и даю за неё десять коров!
— Это хороший выбор. Моя старшая дочь красавица, умница, и она стоит
десяти коров. Я согласен.
— Нет, вождь, ты не понял. Я хочу жениться на твоей младшей дочери.
-Ты что, шутишь? Не видишь, она же такая… не очень.
-Я хочу жениться именно на ней.
-Хорошо, но как честный человек я не могу взять десять коров, она того не
стоит. Я возьму за неё три коровы, не больше.
- Нет, я хочу заплатить именно десять коров.
2
Они поженились. Прошло несколько лет, и к ним в гости приехал старый
друг. Приходит и видит: сидит его друг, вокруг детишки бегают.
— Как живёшь?
— Я счастлив.
Тут входит очень красивая женщина.
— Вот, познакомься. Это моя жена.
— Как? Ты что женился ещё раз?
— Нет, это всё та же женщина.
— Но как это произошло, что она так изменилась?
— А ты спроси у неё сам.
Подошёл друг к женщине и спрашивает:
-Извини за бестактность, но я помню, какая ты была… не очень. Что
произошло, что ты стала такой прекрасной?
-Просто, однажды я услышала, что стою десяти коров.
После прочтения модератор задает вопросы:
-Что произошло с женщиной? Почему она изменилась?
-Чему нас учит эта притча (Необходимо говорить людям приятные слова,
потому что доброе слов творит чудеса).
-Сегодня мы поговорим о добрых словах, которые мы можем дарить людям и
получать от них, мы поговорим о комплиментах и их роли в нашей жизни.
Комплимент
(фр.
compliment )
— это
особая
форма
похвалы,
выражение одобрения, уважения, признания или восхищения
Комплимент — любезные,
приятные
слова,
лестный
отзыв
(из
Толкового словаря)
Комплиментом называется небольшое преувеличение достоинства,
которое собеседник желает видеть в себе.
Метод: «Дешифровка»
на экране ПРОЕКТОРА
Цель: формирование системы знаний
Задачи :
обеспечить
получение
знаний
на
основе
соотнесения
с
уже
известными.
Необходимые материалы : заготовленные заранее листы цветной бумаги,
цветные ручки или карандаши
Технология проведения
3
Модератор предлагает расшифровать слово КОМПЛИМЕНТ, считая, что это
аббревиатура. Проговорите получившееся.
Метод: «Ты мне - я тебе»
Цель: эмоциональное отражение полученных знаний
Технология проведения
Модератор предлагает повернуться
лицом друг к другу, взяться за руки,
сказать друг другу комплименты и описать свое состояние, когда
говорят
комплименты и когда их слушают.
Разыграйте следующие речевые ситуации:
После каникул вы случайно встретили своего друга и обратили
внимание,
что
он
хорошо
выглядит:
загорел,
вырос,
повзрослел.
Вам понравился ответ друга на уроке истории. Сделайте ему
комплимент.
Ваша
мама
чем-то
расстроена.
Вы
делаете
ей
комплимент,
который поднял бы ей настроение.
Вам сделал комплимент младший брат. Как вы ему ответите?
ВИДЕОФИЛЬМ «Комплименты»2011год
Метод: «Визитная карточка »( 4-5 минут)
Цель: анализ собственного состояния, умение оценить себя
Задачи :
обеспечить
получение
знаний
на
основе
соотнесения
с
уже
известными
Необходимые материалы : заготовленные заранее карточки - опоры
Технология проведения
Модератор предлагает создать визитную карточку по опорной форме.
Создаем визитную карточку:
Я (фамилия имя отчество)
я
Мои плюсы
Мои минусы
1.
2. и т.д.
1.
2.
Я хочу быть (каким)
Я хочу, чтобы ко мне
(как
относились)
4
Я
х о ч у,
ч т о б ы
м е н я
называли
Я рисую себя
Если бы я был животным
Если
бы
я
был
фруктом,
овощем, ягодой
Если бы был машиной
Если
бы
был
деревом,
цветком
Обсуждение написанного
Метод: «Угадай-ка»
Цель: умение оценить другого члена коллектива
Задачи :
обеспечить
получение
знаний
на
основе
соотнесения
с
уже
известными
Технология проведения
Модератор предлагает одному ученику выйти за дверь. Остальные обучающие выбирают
визитную
карточку,
обсуждают
её,
добавляют
свою
(только
положительную)
характеристику члену коллектива и приглашают ученика. Ему по очереди зачитывают
качества, жестами, мимикой показывая их. Задача обучающего отгадать, о ком идет речь.
Метод: «Куст отношений»
Цель: создания нового продукта
Технология проведения
Модератор предлагает создать куст отношений:
-Запишите на розочках (вырезанные заранее листочки), как вы хотели бы,
чтобы к вам относились одноклассники, учителя, родители; какие правила
общения должны быть в нашем классе. Прикрепите к нашему дереву
отношений ( на доске висит ствол с ветками дерева или куста)
Метод: «Дари добро»
Цель: снятие физической усталости, эмоционального напряжения
Технология
проведения: Модератор предлагает участникам сесть удобнее
друг лицом друг к другу, набрать воздуха в легкие,
нарисовать сердечко,
выдувая воздух себе на руки, и отнести другу в подарок.
Примечание: этот метод позволяет снять физическую усталость, напряжение,
дает возможность участникам подвигаться и проявить симпатию, поддержав
товарища.
РЕФЛЕКСИЯ
5
Метод: «Лестница ощущений «Поговорим по душам»
Цель : выяснить отношение к теме занятия
Задачи: Развитие рефлексивных умений;
Необходимые
материалы :
приготовленные
заранее
из
цветной
бумаги
рисунок лестницы с комментарием ступенек
Технология проведения
Модератор предлагает ответить на вопросы:
-Что пережито, прочувствовано в процессе урока, какие ощущения были
самыми сильными и (или) интересными?
-Какие этапы были наиболее трудными?
-Что стало результатом работы?
Отметьте стикером свое состояние на Лестнице ощущений:
Разыграйте следующие речевые ситуации:
6
Работать так пока трудно
Работать трудно, но интересно
Испытывал незначительные затруднения
Работать было легко и интересно
Ваша
мама
чем-то
расстроена.
Вы
делаете
ей
комплимент,
который поднял бы ей настроение.
Вам сделал комплимент младший брат. Как вы ему ответите?
Метод: «Азбука качеств»
Технология проведения
Модератор предлагает выбрать из списка те слова, которые, как ребятам
кажется, очень подходят им и записать их в правый столбик. Выбрать
качества, которые они бы хотели развить в себе и записать их во второй
столбик
Аккуратность, альтруизм, активность,
Бережливость, бескорыстие, благородство, благодарность,
Вдумчивость, вежливость, великодушие, внимательность, веселость,
Гибкость,
Доброта, добросовестность, доверительность,
Заботливость,
Жизнерадостность, жизнелюбие
искренность, интеллигентность, индивидуальность, изысканность,
Красота, культурность, креативность,
Ласковость, логичность, любознательность, любовь, лаконичность,
Мечтательность, мудрость, мягкость,
Нежность, настойчивость, непринужденность, надежность,
Отзывчивость, обаяние, объективность, обязательность, образованность,
Поэтичность, принципиальность, патриотизм, порядочность, приветливость
Радушие, рассудочность, решительность,
Скромность,
самокритичность,
сострадательность,
сдержанность,
справедливость,
Терпеливость, толерантность, таинственность, тактичность,
Уверенность, уравновешенность, улыбчивость, упорство, уступчивость,
Фантастичность,
Храбрость, хозяйственность,
Целеустремленность,
Чистоплотность, чуткость, честность, человеколюбие,
Шутливость, широта кругозора,
Щедрость, щепетильность,
Элегантность, энтузиазм, энергичность,
Юмористичность (здоровое чувство юмора),
Яркость, явственность.-
7
- Создаем визитную карточку:
Я (фамилия имя отчество)
я
Мои плюсы
Мои минусы
1.
2. и т.д.
1.
2.
Я хочу быть (каким)
Я
хочу,
чтобы
ко
мне
(как
относились)
Я хочу, чтобы меня называли
Я рисую себя
Если бы я был животным
Если бы я был фруктом, овощем,
ягодой
Если бы был машиной
Если бы был деревом, цветком
Обсуждение написанного
Создаем визитную карточку:
Я (фамилия имя отчество)
я
Мои плюсы
Мои минусы
1.
2. и т.д.
1.
2.
Я хочу быть (каким)
Я
хочу,
чтобы
ко
мне
(как
относились)
Я хочу, чтобы меня называли
Я рисую себя
Если бы я был животным
Если бы я был фруктом, овощем,
ягодой
Если бы был машиной
Если бы был деревом, цветком
Обсуждение написанного
8
Что стало результатом работы?
Отметьте стикером свое состояние на Лестнице ощущений:
9
Работать так пока трудно