Использование ИКТ в рамках проекта по развитию речи детей раннего дошкольного возраста
Автор: Рылова Марина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ №88" Населённый пункт: г. Братск Наименование материала: статья Тема: Использование ИКТ в рамках проекта по развитию речи детей раннего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида №88 г.Братска
Использование ИКТ в рамках проекта по развитию речи
детей раннего дошкольного возраста.
Выполнила воспитатель:
Рылова М.А.
г.Братск
Использование ИКТ в рамках проекта по развитию речи детей
раннего дошкольного возраста
.
«Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие».
Галилео Галицей
На сегодня информационные технологии значительно расширяют
возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения.
Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее
полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка как
интеллектуальных, так и творческих, что очень актуально в раннем детстве.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде
текста, графического изображения, звука, речи, видео, позволяет
специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые
принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это
предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию —
первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого —
заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Работая
руководителем метод объединения по коммуникативно-речевому
направлению и изучая проблемы развития связной речи я пришла к выводу,
что в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения,
которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная,
богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей
дошкольников — явление очень редкое. В Законе РФ «Об образовании»
сказано, что общеобразовательные программы, в том числе и программа
учреждения где я работаю, направлены на решение задач формирование
общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе. Именно
связность речи может помочь в решении этих задач. В моей практике были
трудности при обучении связной речи детей. А поскольку неполноценное
речевое развитие накладывает отпечаток на формирование неречевых
психических процессов (недостаточное устойчивое внимание, сниженная
вербальная память, слабая продуктивность запоминания и т. д.), поэтому дети
не могли сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для
них событии или художественном произведении, не могли одновременно
заметить не только предметы, явления, но и связь между ними.
В сложившейся ситуации я, да и все педагоги находятся в поиске новых
инновационных методик, основанных на развитии не только речи, но и всех
психических процессов. Работая на группе раннего возраста и размышляя
о дилемме — как же объединить ресурсы ИКТ, дать толчок раннему речевому
развитию детей и их познавательной активности и заключить это в рамки
системы работы по ФГОС, мне пришла мысль создать инновационный
проект, в рамках которого можно было бы это все реализовать. Точкой
опоры для создания проекта стала интерактивная программа «Говорим
с пеленок», разработанная для речевого развития детей с раннего возраста.
Просмотрев эти видео — уроки, я пришла к мысли о том, что было бы очень
интересно и ново применить эту интерактивную программу в условиях
детского сада. В связи с этим возникла необходимость интегрировать эти
видео — уроки в рамки занятий по развитию речи. Похожая статья:
Использование загадок как средства развития речи в образовательной
деятельности детей дошкольного возраста Взяв в основу мнение великих
педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми
схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, мною были
разработаны комплексы занятий к каждому видео уроку, включающие в себя
интеграцию всех образовательных областей. «ГОВОРИМ С ПЕЛЁНОК» —
это 300 ярких иллюстраций и столько же коротких мультипликационных
роликов, которые раскрывают ребёнку богатство и красоту родного языка!
Эта программа Пособие включает в себя три раздела: «Слова»,
«Словосочетания» и «Предложения». Все предложения и тексты взяты из
классической детской литературы. Проект рассчитан на два года, что
соответствует возрастной категории: первая младшая (2–3г) и вторая
младшая группы(3–4). В первой младшей группе в рамках инновационного
проекта под названием «Говорим с пеленок» рассматривается раздел
«Слова», который готовит детей к восприятию дальнейшей информации.
Занятия проходят в простой, непринуждённой форме. Достаточно от 15
секунд до 5 минут, чтобы познакомить ребёнка с новыми словами
и словосочетаниями, а к смыслу и значению слов дети смогут прийти
в процессе организованной познавательной деятельности. Эта методика
предполагает просмотр 1го видео три раза в день. Один видео просмотр
состоит из 5 слов и длиться не более 15 секунд. Слова сменяются яркими
картинками и фотографиями, что позволяет удерживать внимание малыша на
протяжении всего видео просмотра. Видео сеансы меняются каждые три дня.
Занятие проводится в первый день просмотра видео ролика, следующие два
дня просматривается только видео. Так же занятие можно раздробить на
части и проводить его в течении первого дня просмотра. Целью данного
этапа программы «Говорим с пеленок» является обогащение словарного
запаса у детей 2–3 лет, развитие познавательной речевой активности.
Основные задачи: - расширение словаря по темам, Похожая статья:
Использование метода моделирования в процессе обучения рассказывания
для развития речи детей дошкольного возраста - интенсивное развитие
у ребенка понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений
его ближайшего окружения; - формирование предпосылок для развития
связной речи. - организация речевой среды - развитие мелкой
моторики рук Содержание занятия: Игра — основной вид деятельности
дошкольников, поэтому занятия, проводимые с детьми, выстраиваю в форме
игры, во всем разнообразии (словесные, дидактические, развивающие,
объединяя одним сюжетом и подчиненные конкретной теме занятия, его
целям и задачам). Работа с детьми данного возраста строится на основе
свойственного им наглядно-действенного типа мышления и ориентирована на
формирование нового типа мышления- наглядно-образного. Для
правильного произношение звуков перед занятием проводится
артикуляционная гимнастика, она представляет собой комплекс упражнений,
которые готовят речевой аппарат ребенка к правильному произношению.
Артикуляционная гимнастика сочетается с дыхательными упражнениями
и мимическим массажем. Происходит знакомство детей со словами с видео
урока. Дети произносят их громко, четко. Похожая статья: Методические
подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи Дети приобретают представление о тех
словах, которые они проговорили через познавательную деятельность,
которая осуществляется в процессе организации различных видов
деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-
исследовательской, продуктивной, музыки, художественного чтения,
физической культуры, безопасности. Развитие речи в младшем дошкольном
возрасте напрямую зависит от развития мелкой моторики руки ребенка, для
чего в занятии используются специальные упражнения и пальчиковые игры.
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на
уровне эмоционального переживания, контакта. Они способствуют также
и развитию речи детей. Наряду с развитием мелкой моторики уделяется
внимание развитию тактильной чувствительности, что помогает детям
приобретать способность сравнивать предметы по качеству. Словесное
обозначение качества предметов расширяет активный и пассивный словарь
ребенка. Развитие мелкой моторики происходит и через ИЗО деятельность,
а так же с целью закрепления пройденного. При организации ИЗО
деятельности я воспользовалась методической разработкой И. А. Лыковой.
В конце занятия подводятся итоги и выводы. Если занятие было раздроблено
и проведено частями в течении дня, выводы можно сделать в любое удобное
время этого дня. Содержание каждого занятия имеет следующую структуру:
1) Артикуляционная гимнастика
2) Звуковая работа (произнесение слов)
3) работа по ознакомлению с окружающим
4) Пальчиковые игры
5) ИЗО деятельность.
Так же занятия включают физ. Минутки и игры различной подвижности. Во
второй младшей группе проект «Говорим с пеленок» имеет свое продолжение
как проект под названием «Раз — словечко, два — словечко», в нем
рассматриваются разделы: «Словосочетания» и «Предложения». В основу
раздела «Словосочетания» легли 30 слов — существительных: предметы
и явления, окружающие ребенка. К каждому слову подобраны по 10
определений, порою характеризующих предмет с неожиданной
стороны. Понять смысл каждого определения помогут не только короткие
мультфильмы, но и приёмы мнемотехники, которые я влючила в свою работу.
Целью
данного этапа проекта: развитие связной речи дошкольников
с использованием ресерсов интерактивной программы «Говорим с пеленок»
и приемов мнемотехники.
Задачи: 1. Провести анализ психолого-педагогической литературы
по проблеме формирования связной речи.
2. Изучить приемы мнемотехники, используемые для работы
с детьми.
3. Использовать приемы мнемотехники для повышения уровня
развития связной речи у воспитанников Принцип работы остается тем же
согласно методике.
В структуре занятий появляется раздел по работе с мнемотехникой.
В процессе работы у детей развилось умение анализировать, выделять
в предметах свойства, признаки, сравнивать обобщения, объединять объекты
по признакам, классифицировать на основе обобщения, устанавливать
смысловые связи. Дети научились излагать тексты связно, последовательно,
полно, без искажения, пропусков и повторений. Благодаря DVD «Говорим
с пелёнок» и комплексу занятий к ним обогащается словарный запас ребёнка,
развивается ассоциативное мышление и речь, ребёнок учится читать.
Конечно, уже сейчас видны результаты работы,и это показала итоговая
диагностика, но все же, эта работа — на перспективу, т. к. связная речь детей
в младшем дошкольном возрасте только начинает развиватся.
Литература:
1. Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство — ПРЕСС», 2001. 2.
Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2–4/1991.
3. Логинова В. И., Бабаева Т. И. «Детство» программа развития
и воспитания детей в детском саду изд.2-е, перераб.-СПб.,: Акцидент, 1996.
4. Поддьякова Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей
дошкольного возраста — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1998. 5.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологиию — СПб, 2000 г. 6.
Смольникова Н. Г., Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей
развития связной речи у дошкольников. 7. Ткаченко Т. А. Формирование
и развитие связной речи ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001. 8.
Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М.:
Просвещение, 1993. 9. Фомичёва Г. А. Методика развития речи детей
дошкольного возраста уч. пособие 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1984.
10. Чернобай Т. А., Рогачёва Л. В., Гаврилова Е. Н. Оценка успешности
речевого и физического развития дошкольников: метод. Рекомендации для
педагогов детского сада; Под ред. В. Л.Малашенковой. — Омск: ООИПКРО,
2001.