Напоминание

Использование ИКТ в рамках проекта по развитию речи детей раннего дошкольного возраста


Автор: Рылова Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ №88"
Населённый пункт: г. Братск
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ в рамках проекта по развитию речи детей раннего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида №88 г.Братска
Использование ИКТ в рамках проекта по развитию речи

детей раннего дошкольного возраста.
Выполнила воспитатель: Рылова М.А. г.Братск
Использование ИКТ в рамках проекта по развитию речи детей раннего дошкольного возраста . «Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие». Галилео Галицей На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка как интеллектуальных, так и творческих, что очень актуально в раннем детстве. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию — первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого — заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Работая руководителем метод объединения по коммуникативно-речевому направлению и изучая проблемы развития связной речи я пришла к выводу, что в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников — явление очень редкое. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что общеобразовательные программы, в том числе и программа учреждения где я работаю, направлены на решение задач формирование общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе. Именно связность речи может помочь в решении этих задач. В моей практике были трудности при обучении связной речи детей. А поскольку неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов (недостаточное устойчивое внимание, сниженная вербальная память, слабая продуктивность запоминания и т. д.), поэтому дети не могли сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, не могли одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними. В сложившейся ситуации я, да и все педагоги находятся в поиске новых инновационных методик, основанных на развитии не только речи, но и всех психических процессов. Работая на группе раннего возраста и размышляя о дилемме — как же объединить ресурсы ИКТ, дать толчок раннему речевому развитию детей и их познавательной активности и заключить это в рамки системы работы по ФГОС, мне пришла мысль создать инновационный проект, в рамках которого можно было бы это все реализовать. Точкой опоры для создания проекта стала интерактивная программа «Говорим с пеленок», разработанная для речевого развития детей с раннего возраста. Просмотрев эти видео — уроки, я пришла к мысли о том, что было бы очень
интересно и ново применить эту интерактивную программу в условиях детского сада. В связи с этим возникла необходимость интегрировать эти видео — уроки в рамки занятий по развитию речи. Похожая статья: Использование загадок как средства развития речи в образовательной деятельности детей дошкольного возраста Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, мною были разработаны комплексы занятий к каждому видео уроку, включающие в себя интеграцию всех образовательных областей. «ГОВОРИМ С ПЕЛЁНОК» — это 300 ярких иллюстраций и столько же коротких мультипликационных роликов, которые раскрывают ребёнку богатство и красоту родного языка! Эта программа Пособие включает в себя три раздела: «Слова», «Словосочетания» и «Предложения». Все предложения и тексты взяты из классической детской литературы. Проект рассчитан на два года, что соответствует возрастной категории: первая младшая (2–3г) и вторая младшая группы(3–4). В первой младшей группе в рамках инновационного проекта под названием «Говорим с пеленок» рассматривается раздел «Слова», который готовит детей к восприятию дальнейшей информации. Занятия проходят в простой, непринуждённой форме. Достаточно от 15 секунд до 5 минут, чтобы познакомить ребёнка с новыми словами и словосочетаниями, а к смыслу и значению слов дети смогут прийти в процессе организованной познавательной деятельности. Эта методика предполагает просмотр 1го видео три раза в день. Один видео просмотр состоит из 5 слов и длиться не более 15 секунд. Слова сменяются яркими картинками и фотографиями, что позволяет удерживать внимание малыша на протяжении всего видео просмотра. Видео сеансы меняются каждые три дня. Занятие проводится в первый день просмотра видео ролика, следующие два дня просматривается только видео. Так же занятие можно раздробить на части и проводить его в течении первого дня просмотра. Целью данного этапа программы «Говорим с пеленок» является обогащение словарного запаса у детей 2–3 лет, развитие познавательной речевой активности. Основные задачи: - расширение словаря по темам, Похожая статья: Использование метода моделирования в процессе обучения рассказывания для развития речи детей дошкольного возраста - интенсивное развитие у ребенка понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений его ближайшего окружения; - формирование предпосылок для развития связной речи. - организация речевой среды - развитие мелкой моторики рук Содержание занятия: Игра — основной вид деятельности дошкольников, поэтому занятия, проводимые с детьми, выстраиваю в форме игры, во всем разнообразии (словесные, дидактические, развивающие, объединяя одним сюжетом и подчиненные конкретной теме занятия, его целям и задачам). Работа с детьми данного возраста строится на основе свойственного им наглядно-действенного типа мышления и ориентирована на формирование нового типа мышления- наглядно-образного. Для правильного произношение звуков перед занятием проводится
артикуляционная гимнастика, она представляет собой комплекс упражнений, которые готовят речевой аппарат ребенка к правильному произношению. Артикуляционная гимнастика сочетается с дыхательными упражнениями и мимическим массажем. Происходит знакомство детей со словами с видео урока. Дети произносят их громко, четко. Похожая статья: Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Дети приобретают представление о тех словах, которые они проговорили через познавательную деятельность, которая осуществляется в процессе организации различных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыки, художественного чтения, физической культуры, безопасности. Развитие речи в младшем дошкольном возрасте напрямую зависит от развития мелкой моторики руки ребенка, для чего в занятии используются специальные упражнения и пальчиковые игры. Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне эмоционального переживания, контакта. Они способствуют также и развитию речи детей. Наряду с развитием мелкой моторики уделяется внимание развитию тактильной чувствительности, что помогает детям приобретать способность сравнивать предметы по качеству. Словесное обозначение качества предметов расширяет активный и пассивный словарь ребенка. Развитие мелкой моторики происходит и через ИЗО деятельность, а так же с целью закрепления пройденного. При организации ИЗО деятельности я воспользовалась методической разработкой И. А. Лыковой. В конце занятия подводятся итоги и выводы. Если занятие было раздроблено и проведено частями в течении дня, выводы можно сделать в любое удобное время этого дня. Содержание каждого занятия имеет следующую структуру: 1) Артикуляционная гимнастика 2) Звуковая работа (произнесение слов) 3) работа по ознакомлению с окружающим 4) Пальчиковые игры 5) ИЗО деятельность. Так же занятия включают физ. Минутки и игры различной подвижности. Во второй младшей группе проект «Говорим с пеленок» имеет свое продолжение как проект под названием «Раз — словечко, два — словечко», в нем рассматриваются разделы: «Словосочетания» и «Предложения». В основу раздела «Словосочетания» легли 30 слов — существительных: предметы и явления, окружающие ребенка. К каждому слову подобраны по 10 определений, порою характеризующих предмет с неожиданной стороны. Понять смысл каждого определения помогут не только короткие мультфильмы, но и приёмы мнемотехники, которые я влючила в свою работу. Целью данного этапа проекта: развитие связной речи дошкольников с использованием ресерсов интерактивной программы «Говорим с пеленок» и приемов мнемотехники.
Задачи: 1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования связной речи. 2. Изучить приемы мнемотехники, используемые для работы с детьми. 3. Использовать приемы мнемотехники для повышения уровня развития связной речи у воспитанников Принцип работы остается тем же согласно методике. В структуре занятий появляется раздел по работе с мнемотехникой. В процессе работы у детей развилось умение анализировать, выделять в предметах свойства, признаки, сравнивать обобщения, объединять объекты по признакам, классифицировать на основе обобщения, устанавливать смысловые связи. Дети научились излагать тексты связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков и повторений. Благодаря DVD «Говорим с пелёнок» и комплексу занятий к ним обогащается словарный запас ребёнка, развивается ассоциативное мышление и речь, ребёнок учится читать. Конечно, уже сейчас видны результаты работы,и это показала итоговая диагностика, но все же, эта работа — на перспективу, т. к. связная речь детей в младшем дошкольном возрасте только начинает развиватся. Литература: 1. Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство — ПРЕСС», 2001. 2. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2–4/1991. 3. Логинова В. И., Бабаева Т. И. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду изд.2-е, перераб.-СПб.,: Акцидент, 1996. 4. Поддьякова Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1998. 5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологиию — СПб, 2000 г. 6. Смольникова Н. Г., Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников. 7. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001. 8. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993. 9. Фомичёва Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч. пособие 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1984. 10. Чернобай Т. А., Рогачёва Л. В., Гаврилова Е. Н. Оценка успешности речевого и физического развития дошкольников: метод. Рекомендации для педагогов детского сада; Под ред. В. Л.Малашенковой. — Омск: ООИПКРО, 2001.


В раздел образования