Напоминание

"Из личного опыта организации воспитательно-просветительской работы преподавателем теоретических дисциплин"


Автор: Якомаскина Оксана Арслановна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа №1" НМР РТ
Населённый пункт: город Нижнекамск, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Из личного опыта организации воспитательно-просветительской работы преподавателем теоретических дисциплин"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Методическая работа «Из личного опыта организации

воспитательно-просветительской работы преподавателем

теоретических дисциплин».
Якомаскина Оксана Арслановна, преподаватель теоретических дисциплин высшей квалификационной категории МБУ ДО «ДМШ №1» НМР РТ Пожалуй, у каждого активно работающего преподавателя найдутся свои секреты совершенствования учебного процесса. Для педагога музыкальной школы главной задачей является воспитание всесторонне развитой личности, подготовленного слушателя и любителя музыки, умеющего сделать верный выбор в пользу настоящего Искусства, способного оценить талантливое исполнение профессионала. Систематические, методически грамотно выстроенные занятия с привлечением богатого иллюстративного материала, возможностей современного технического оснащения – наша основа основ. Но не менее важна, сложна и разнообразна внеурочная работа преподавателя- музыканта. В крупном городе, где есть театры, музеи, большие концертные площадки и филармония, куда приезжают с гастролями известные музыканты, дело «послешкольного» общения с музыкой нередко организовывается силами общеобразовательных школ, родителей учащихся. В небольших рабочих городах, подобных нашему Нижнекамску, именно музыкальной школе приходится брать на себя роль культурного центра, хранящего традиции классического искусства, своего рода маленькой филармонией. Преподавателю-музыканту приходится решать, помимо образовательных задач, еще и воспитательные, и культурно- просветительские вопросы. В.Даль называет «просветителем» человека, не тол ько «способствующего просвещению», но и «поучающего истинам и добру», «образовывающего ум и сердце». Все эти высокие цели реализуются в каждом музыкальном классе, каждым педагогом. Преподаватели исполнительских классов, естественно, больше ориентированы на воспитание исполнительской культуры, выработку навыков сольного и ансамблевого музицирования, умения держаться на сцене. Участие учеников в концертах и конкурсах разного уровня, поступление наиболее одаренных учеников в средние специальные и высшие музыкальные учебные заведения являются ярким подтверждением результативности работы педагога-исполнителя. Преподаватель музыкальной литературы на своих занятиях имеет дело с учениками самых разных, зачастую средних способностей. Тем не менее именно этот предмет как никакой другой заставляет «работать» воображение и фантазию, расширяет слушательский опыт и развивает художественный вкус. Именно преподавателем музыкальной литературы
на уроках осуществляются самые прочные межпредметные связи со всеми учебными дисциплинами, изучаемыми в ДМШ. Именно его привлекают в качестве главного помощника, организатора и ведущего большинства внеклассных мероприятий. Его знания, артистизм, организаторские способности, умение «зажечь» интересом к происходящему – залог успешной просветительской работы всего учебного заведения. Имея двадцатилетний опыт работы в качестве преподавателя музыкальной литературы в ДМШ №1 г.Нижнекамска, автор работы хотел бы поделиться своими методами и приемами о р г а н и з а ц и и просветительских и культурно-воспитательных мероприятий. Не будет откровением ни для кого, что самый популярный способ «нести культуру в массы» - это организация тематических вечеров, классных часов и концертов. Эти программы пробуждают интерес к активному музицированию, дают возможность поделиться с окружающими – ровесниками и родителями – своими умениями, эмоциями. Но эти выступления еще и прекрасная возможность расширить круг интересных исторических сведений, которые невозможно затронуть на уроках, ограниченных обязательными временными рамками, и пополнение исполнительского и слушательского багажа. А при выборе темы подобного концерта всегда учитываются наиболее значимые для музыкального общества юбилейные даты, посвященные известным композиторам и исполнителям, праздники, яркие события в жизни школы и города, что позволяет учащимся ощутить свою причастность к классической и современной культуре. За двадцать лет работы автором были подготовлены и проведены более 100 концертов, классных часов, творческих встреч, музыкальных салонов. Успешным оказался опыт подготовки учеников в качестве ведущих подобных вечеров. Можно с уверенностью сказать, что концертная деятельность была, есть и будет самым популярным направлением просветительской деятельности в ДМШ. Еще одна форма внеклассной работы в просветительском направлении –участие в олимпиадах, викторинах и познавательных играх. Проведение олимпиад чаще всего берет на себя среднее специальное образовательное звено – музыкальный колледж. Участием в нем охвачены ученики старших классов; как правило, из наиболее ярких учащихся, число каковых невелико; да и подготовка к подобным мероприятиям масштабна, трудна, требует полной самоотдачи. А жанр познавательной игры позволяет учащимся младшего звена в полной мере психологически подготовиться к будущим серьезным конкурсным состязаниям, интересно и весело провести время, ощутить присутствие товарищей-единомышленников. Кстати, неоднократно в подобных поединках в стенах нашей школы встречались с нашими воспитанниками команды из других ДМШ города и Республики.
Темы таких игр в практике автора не были связаны с узкой музыкальной проблематикой, но давали широкие возможности применения полученных на уроках слушания музыки и сольфеджио навыков и умений. Конкурсные задания предполагали не только знание специальных терминов, музыкальных инструментов, танцев, песен и инструментальных произведений из курса слушания музыки, но и пословиц, поговорок, сказок. Выполнение ярко и красочно представленных кроссвордов и ребусов на музыкальную тематику позволяло жюри оценить объем теоретических сведений, усвоенных учащимися. А проведение этих встреч в канун Нового года или в качестве контрольной проверки знаний в конце учебного года становилось дополнительным поводом подвести определенные итоги, сделать выводы, «посмотреть на других и себя показать». Самая любимая, но, пожалуй, и самая трудоемкая форма внеклассной работы в моей практике – организация однодневных познавательных экскурсионных поездок. За последние 15 лет ( с осени 1999 года) учащиеся, их родители и преподаватели ДМШ №1побывали более чем в 30 подобных поездках, организованных автором работы. Шесть поездок в Воткинск, в дом-музей П.И. Чайковского; посещение Казани в год ее тысячелетия и экскурсии по домам-музеям С.Сайдашева и М.Джалиля; поездка в древний город Булгар стали замечательным способом активизации интереса к истории, памятникам, реликвиям и святыням родного края. Ведь без воспитания патриотических чувств невозможно вырастить полноценного гражданина. Около 25 раз экскурсионные группы из нашей ДМШ отправлялись на встречу с прекрасным в Казань, в Татарский Академический Государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля. Пока, к сожалению, по объективным причинам, мы имели возможность посмотреть только балетные спектакли, т.к. именно они показываются в утренние часы по воскресеньям. Но в ближайших планах посещение оперного спектакля в рамках XXXIII Международного оперного фестиваля им. Ф.Шаляпина. К тому же посещение театра в утренние часы имеет свои преимущества: за 15 лет удалось организовать 5 экскурсий по закулисью театра, где нам посчастливилось побывать в репетиционных залах, артистических уборных , на сцене, в оркестровой яме, в реквизиторских цехах и даже сфотографироваться с артистами балета! Организация и проведение таких поездок нелегка. И тем ценнее поддержка администрации и коллектива нашей музыкальной школы. В обеспечении безопасности и порядка во время поездки на помощь мне всегда приходят коллеги, родители и старшие ученики. С гордостью могу упомянуть, что первые в моей практике «путешественники» уже берут в поездки своих детей – наших нынешних учеников. А некоторые особо активные «туристы» за годы учебы успевают побывать в экскурсионных поездках до 10 раз!
Подготовка подобных мероприятий уже отшлифована годами. После полного формирования группы и составления списка экскурсантов педагогом-организатором проводятся собрания: для детей и – отдельно – для их родителей. Для учащихся готовятся сведения о теме предстоящей поездки, рассказ о композиторе, в музее которого нам предстоит побывать, о балете, который вскоре увидим. Обязателен и разговор о правилах поведения в театре, музее, да и просто в поездке. Мелочей в этом деле нет, ведь успех предприятия зависит и от выбранной формы одежды, и от собранной в дорогу еды, и от полностью заряженного телефона или фотоаппарата. Для пап и мам наших путешественников мы готовим документы – доверенности, где отдельной строкой они заверяют свое согласие со способом проезда, питания, оплаты поездки; а также вписывают свои координаты. Правила поведения обсуждаются и с ними тоже, как и условия необходимой помощи от них по приезду нашей группы домой. Важно, чтобы ни один ребенок не ушел домой без сопровождения. Наша подготовительная работа с родителями и учениками оказалась чрезвычайно плодотворной. Все поездки проходят четко, организованно, без накладок. И мы уже привычно слышим от обслуживающих нас шоферов, экскурсоводов, театральных и музейных работников самые искренние слова в адрес наших воспитанников, приученных слушать и слышать, уважать труд, вести себя в разумных пределах. С огромным удовлетворением видим, как самые непоседливые во время уроков ученики во время поездок становятся незаменимыми помощниками в деле сохранения дисциплины или приучения малышей к порядку. Но поездки для наших ребят – это не только удовольствие, но и работа. В результате каждый должен представить свой отчет об экскурсии в любой форме. Это может быть фото- или видеоотчет, сочинение, презентация или устный рассказ в классе в музыкальной или общеобразовательной школе. Сайты, где проводятся дистанционные конкурсы, предлагают широкий спектр тем и жанров ученических работ, включая викторины и творческие проекты. В этом году в подобных конкурсах приняли участие несколько наших учеников, побывавших в поездках и представивших на конкурс свои сочинения, эссе и отчеты. Результаты порадовали: первое, второе, третье места и два лауреатства. Да и отношение к изучению музыкальной литературы в итоге стало более серьезным, ответственным и вдумчивым. Конечно, автор работы понимает, что все эти формы и методы организации не новы, но для отдельно взятой школы они стали замечательным средством воспитания в учениках чувства патриотизма, пробуждения в них интереса к Искусству, Музыке, Театру, формирования бережного отношения к младшим и пожилым, трепетного и благодарного отношения к музыкальной школе. Трогательнее всего слышать от бывших учеников, что именно наша внеклассная работа пробудила в них настоящий
интерес к Прекрасному и что именно в нашей школе они будут учить своих детей. Список литературы: 1. Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М., 1983. 2. Бондаревская Е.В. Ценностные основы личностно-ориентированного воспитания. // М., Педагогика, 1995, №4. 3. Бруднов А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию. // М., Внешкольник. 1996, №1. 4. Горский В.А. Концепция дополнительного образования детей. // М., Внешкольник, 1996, №1. 5. Даль. В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия. – М., 2000.


В раздел образования