"Из личного опыта организации воспитательно-просветительской работы преподавателем теоретических дисциплин"
Автор: Якомаскина Оксана Арслановна Должность: преподаватель теоретических дисциплин Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа №1" НМР РТ Населённый пункт: город Нижнекамск, Республика Татарстан Наименование материала: Статья Тема: "Из личного опыта организации воспитательно-просветительской работы преподавателем теоретических дисциплин" Раздел: дополнительное образование
воспитательно-просветительской работы преподавателем
теоретических дисциплин».
Якомаскина Оксана Арслановна, преподаватель теоретических
дисциплин высшей квалификационной категории МБУ ДО «ДМШ №1»
НМР РТ
Пожалуй, у каждого активно работающего преподавателя найдутся
свои
секреты
совершенствования
учебного
процесса.
Для
педагога
музыкальной
школы
главной
задачей
является
воспитание
всесторонне
развитой
личности,
подготовленного
слушателя
и
любителя
музыки,
умеющего
сделать
верный
выбор
в
пользу
настоящего
Искусства,
способного оценить талантливое исполнение профессионала.
Систематические,
методически
грамотно
выстроенные
занятия
с
привлечением
богатого
иллюстративного
материала,
возможностей
современного технического оснащения – наша основа основ. Но не менее
важна,
сложна
и
разнообразна
внеурочная
работа
преподавателя-
музыканта.
В
крупном
городе,
где
есть
театры,
музеи,
большие
концертные
площадки
и
филармония,
куда
приезжают
с
гастролями
известные
музыканты,
дело
«послешкольного»
общения
с
музыкой
нередко
организовывается
силами
общеобразовательных
школ,
родителей
учащихся. В небольших рабочих городах, подобных нашему Нижнекамску,
именно музыкальной школе приходится брать на себя роль культурного
центра,
хранящего
традиции
классического
искусства,
своего
рода
маленькой филармонией. Преподавателю-музыканту приходится решать,
помимо
образовательных
задач,
еще
и
воспитательные,
и
культурно-
просветительские вопросы.
В.Даль
называет
«просветителем»
человека,
не
тол ько
«способствующего просвещению», но и «поучающего истинам и добру»,
«образовывающего ум и сердце».
Все эти высокие цели реализуются в каждом музыкальном классе,
каждым
педагогом.
Преподаватели
исполнительских
классов,
естественно,
больше
ориентированы
на
воспитание
исполнительской
культуры, выработку навыков сольного и ансамблевого музицирования,
умения держаться на сцене. Участие учеников в концертах и конкурсах
разного
уровня,
поступление
наиболее
одаренных
учеников
в
средние
специальные и высшие музыкальные учебные заведения являются ярким
подтверждением результативности работы педагога-исполнителя.
Преподаватель музыкальной литературы на своих занятиях имеет
дело с учениками самых разных, зачастую средних способностей. Тем не
менее именно этот предмет как никакой другой заставляет «работать»
воображение
и
фантазию,
расширяет
слушательский
опыт
и
развивает
художественный вкус. Именно преподавателем музыкальной литературы
на уроках осуществляются самые прочные межпредметные связи со всеми
учебными дисциплинами, изучаемыми в ДМШ. Именно его привлекают в
качестве
главного
помощника,
организатора
и
ведущего
большинства
внеклассных
мероприятий.
Его
знания,
артистизм,
организаторские
способности,
умение
«зажечь»
интересом
к
происходящему
–
залог
успешной просветительской работы всего учебного заведения.
Имея
двадцатилетний
опыт
работы
в
качестве
преподавателя
музыкальной литературы в ДМШ №1 г.Нижнекамска, автор работы хотел
бы
поделиться
своими
методами
и
приемами
о р г а н и з а ц и и
просветительских и культурно-воспитательных мероприятий.
Не будет откровением ни для кого, что самый популярный способ
«нести
культуру
в
массы»
-
это
организация
тематических
вечеров,
классных
часов
и
концертов.
Эти
программы
пробуждают
интерес
к
активному музицированию, дают возможность поделиться с окружающими
–
ровесниками
и
родителями
–
своими
умениями,
эмоциями.
Но
эти
выступления еще и прекрасная возможность расширить круг интересных
исторических
сведений,
которые
невозможно
затронуть
на
уроках,
ограниченных
обязательными
временными
рамками,
и
пополнение
исполнительского и слушательского багажа. А при выборе темы подобного
концерта
всегда
учитываются
наиболее
значимые
для
музыкального
общества
юбилейные
даты,
посвященные
известным
композиторам
и
исполнителям, праздники, яркие события в жизни школы и города, что
позволяет
учащимся
ощутить
свою
причастность
к
классической
и
современной культуре.
За двадцать лет работы автором были подготовлены и проведены
более 100 концертов, классных часов, творческих встреч, музыкальных
салонов.
Успешным
оказался
опыт
подготовки
учеников
в
качестве
ведущих
подобных
вечеров.
Можно
с
уверенностью
сказать,
что
концертная
деятельность
была,
есть
и
будет
самым
популярным
направлением просветительской деятельности в ДМШ.
Еще
одна
форма
внеклассной
работы
в
просветительском
направлении –участие в олимпиадах, викторинах и познавательных играх.
Проведение
олимпиад
чаще
всего
берет
на
себя
среднее
специальное
образовательное звено – музыкальный колледж. Участием в нем охвачены
ученики старших классов; как правило, из наиболее ярких учащихся, число
каковых невелико; да и подготовка к подобным мероприятиям масштабна,
трудна, требует полной самоотдачи.
А жанр познавательной игры позволяет учащимся младшего звена в
полной
мере
психологически
подготовиться
к
будущим
серьезным
конкурсным состязаниям, интересно и весело провести время, ощутить
присутствие
товарищей-единомышленников.
Кстати,
неоднократно
в
подобных
поединках
в
стенах
нашей
школы
встречались
с
нашими
воспитанниками команды из других ДМШ города и Республики.
Темы
таких
игр
в
практике
автора
не
были
связаны
с
узкой
музыкальной проблематикой, но давали широкие возможности применения
полученных на уроках слушания музыки и сольфеджио навыков и умений.
Конкурсные
задания
предполагали
не
только
знание
специальных
терминов, музыкальных инструментов, танцев, песен и инструментальных
произведений
из
курса
слушания
музыки,
но
и
пословиц,
поговорок,
сказок.
Выполнение
ярко
и
красочно
представленных
кроссвордов
и
ребусов
на
музыкальную
тематику
позволяло
жюри
оценить
объем
теоретических сведений, усвоенных учащимися. А проведение этих встреч
в канун Нового года или в качестве контрольной проверки знаний в конце
учебного
года
становилось
дополнительным
поводом
подвести
определенные
итоги,
сделать
выводы,
«посмотреть
на
других
и
себя
показать».
Самая любимая, но, пожалуй, и самая трудоемкая форма внеклассной
работы
в
моей
практике
–
организация
однодневных
познавательных
экскурсионных
поездок.
За
последние
15
лет
(
с
осени
1999
года)
учащиеся, их родители и преподаватели ДМШ №1побывали более чем в 30
подобных поездках, организованных автором работы.
Шесть
поездок
в
Воткинск,
в
дом-музей
П.И.
Чайковского;
посещение Казани в год ее тысячелетия и экскурсии по домам-музеям
С.Сайдашева
и
М.Джалиля;
поездка
в
древний
город
Булгар
стали
замечательным способом активизации интереса к истории, памятникам,
реликвиям и святыням родного края. Ведь без воспитания патриотических
чувств невозможно вырастить полноценного гражданина.
Около 25 раз экскурсионные группы из нашей ДМШ отправлялись на
встречу
с
прекрасным
в
Казань,
в
Татарский
Академический
Государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля. Пока, к
сожалению,
по
объективным
причинам,
мы
имели
возможность
посмотреть только балетные спектакли, т.к. именно они показываются в
утренние
часы
по
воскресеньям.
Но
в
ближайших
планах
посещение
оперного спектакля в рамках XXXIII Международного оперного фестиваля
им. Ф.Шаляпина.
К
тому
же
посещение
театра
в
утренние
часы
имеет
свои
преимущества: за 15 лет удалось организовать 5 экскурсий по закулисью
театра,
где
нам
посчастливилось
побывать
в
репетиционных
залах,
артистических уборных , на сцене, в оркестровой яме, в реквизиторских
цехах и даже сфотографироваться с артистами балета!
Организация и проведение таких поездок нелегка. И тем ценнее
поддержка администрации и коллектива нашей музыкальной школы. В
обеспечении безопасности и порядка во время поездки на помощь мне
всегда приходят коллеги, родители и старшие ученики. С гордостью могу
упомянуть, что первые в моей практике «путешественники» уже берут в
поездки своих детей – наших нынешних учеников. А некоторые особо
активные «туристы» за годы учебы успевают побывать в экскурсионных
поездках до 10 раз!
Подготовка подобных мероприятий уже отшлифована годами. После
полного
формирования
группы
и
составления
списка
экскурсантов
педагогом-организатором проводятся собрания: для детей и – отдельно –
для их родителей.
Для
учащихся
готовятся
сведения
о
теме
предстоящей
поездки,
рассказ о композиторе, в музее которого нам предстоит побывать, о балете,
который вскоре увидим. Обязателен и разговор о правилах поведения в
театре, музее, да и просто в поездке. Мелочей в этом деле нет, ведь успех
предприятия зависит и от выбранной формы одежды, и от собранной в
дорогу еды, и от полностью заряженного телефона или фотоаппарата.
Для пап и мам наших путешественников мы готовим документы –
доверенности,
где
отдельной
строкой
они
заверяют
свое
согласие
со
способом проезда, питания, оплаты поездки;
а также вписывают свои
координаты. Правила поведения обсуждаются и с ними тоже, как и условия
необходимой помощи от них по приезду нашей группы домой. Важно,
чтобы ни один ребенок не ушел домой без сопровождения.
Наша подготовительная работа с родителями и учениками оказалась
чрезвычайно плодотворной. Все поездки проходят четко, организованно,
без
накладок.
И
мы
уже
привычно
слышим
от
обслуживающих
нас
шоферов, экскурсоводов, театральных
и музейных работников самые
искренние слова в адрес наших воспитанников, приученных слушать и
слышать, уважать труд, вести себя в разумных пределах. С огромным
удовлетворением видим, как самые непоседливые во время уроков ученики
во
время
поездок
становятся
незаменимыми
помощниками
в
деле
сохранения дисциплины или приучения малышей к порядку.
Но поездки для наших ребят – это не только удовольствие, но и
работа. В результате каждый должен представить свой отчет об экскурсии
в
любой
форме.
Это
может
быть
фото-
или
видеоотчет,
сочинение,
презентация
или
устный
рассказ
в
классе
в
музыкальной
или
общеобразовательной
школе.
Сайты,
где
проводятся
дистанционные
конкурсы, предлагают широкий спектр тем и жанров ученических работ,
включая
викторины
и
творческие
проекты.
В
этом
году
в
подобных
конкурсах
приняли
участие
несколько
наших
учеников,
побывавших
в
поездках и представивших на конкурс свои сочинения, эссе
и отчеты.
Результаты порадовали: первое, второе, третье места и два лауреатства.
Да и отношение к изучению музыкальной литературы в итоге стало
более серьезным, ответственным и вдумчивым.
Конечно,
автор
работы
понимает,
что
все
эти
формы
и
методы
организации
не
новы,
но
для
отдельно
взятой
школы
они
стали
замечательным средством воспитания в учениках чувства патриотизма,
пробуждения в них интереса к Искусству, Музыке, Театру, формирования
бережного отношения к младшим и пожилым, трепетного и благодарного
отношения к музыкальной школе. Трогательнее всего слышать от бывших
учеников, что именно наша внеклассная работа пробудила в них настоящий
интерес к Прекрасному и что именно в нашей школе они будут учить своих
детей.
Список литературы:
1.
Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в
общеобразовательной школе. – М., 1983.
2.
Бондаревская Е.В. Ценностные основы личностно-ориентированного
воспитания. // М., Педагогика, 1995, №4.
3.
Бруднов А.К. От внешкольной работы к дополнительному образованию.
// М., Внешкольник. 1996, №1.
4.
Горский В.А. Концепция дополнительного образования детей. // М.,
Внешкольник, 1996, №1.
5.
Даль. В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия. – М.,
2000.