Программа курса внеурочной деятельности "Здоровей-ка"
Автор: Седых Татьяна Александровна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МБОУ "СШ №12" Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО Наименование материала: Программа внеурочной деятельности по ФГОС для 5 класса Тема: Программа курса внеурочной деятельности "Здоровей-ка" Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ШКОЛА №12"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Здоровей-ка»
спортивно- оздоровительного направления
на 2015-2016 учебный год
Учитель: Седых Татьяна Александровна
Класс: 5 – е классы
Год составления: 2015-2016 учебный год
Общее количество часов по плану: 35 часов
Количество часов в неделю: 1
Срок реализации: 1 год
Программа составлена на основе: Программа курса внеурочной деятельности "Здоровей-ка" разработана в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе комплексной
программы физического воспитания учащихся 5 – 9 классов (Предметная линия учебников М.Я.Виленского, В.И. Ляха Москва
«Просвещение», 2013 )
Структура рабочей программы
1.
Пояснительная записка………………………………………………
2.
Основные модули программы……………………………………….
3.
Содержание программы …………………………………………….
4.
Предполагаемые результаты реализации программы ....................
5.
Формы контроля……………………………………………………..
6.
Методические рекомендации……………………………………….
7.
Описание материально-технического обеспечения программы….
Пояснительная записка
Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная
на
укрепление
здоровья,
развитие
физических
способностей
человека
и
использование
их
в
соответствии
с
потребностями общественной практики.
Основные элементы физической культуры: физические упражнения, их комплексы, соревнования, закаливание
организма, гигиена труда и быта, активно-двигательные виды туризма, физический труд, как вид активного отдыха
для лиц умственного труда. Физическое воспитание в школе – это воспитание культуры здоровья, здорового образа
жизни. В основу физического воспитания положены принципы систематичности занятий и постепенного увеличения
нагрузки.
Дополнительные занятия физической культурой в школе имеет решающее значение для воспитания полноценной,
целостной личности ребенка и решает задачи не только сохранения здоровья, но и уровня общительности детей.
Программа предназначена для углубленного изучения основ «Общей физической подготовки», призвана
сформировать привычку к занятиям физкультурой.
Программа имеет физкультурно-спортивную направленность и общекультурный уровень освоения.
Новизна программы состоит
в том, что занятия в секции ОФП с оздоровительной направленностью является
уникальной естественной средой для формирования позитивной «Я – концепции», так как приближает человека к
действительности
(могу
-
не
могу),
формирует
адекватную
самооценку,
избавляет
от
неуверенности
в
себе,
способствует самоконтролю, а также позволяет избегать рисков, опасных для здоровья, помогает приобретать
полезные навыки и привычки.
Актуальность разработанной программы связана с тем, что за последние десятилетие в России отмечается
стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста. В этих
условиях повышается роль педагога дополнительного образования в решении проблемы сохранения, укрепления и
формирования здоровья учащихся.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что возникает возможность изучать предмет на
более высоком уровне, привлекая к этому заинтересованных учащихся, с последующим развитием у них творческих
способностей.
Цель программы:
оздоровление
учащихся
путём
повышение
психической
и
физической
подготовленности
школьников
к
постоянно меняющимся условиям современной действительности.
В процессе обучения ребёнок воспринимает информацию – основную и дополнительную, решает определенные
задачи, контролирует качество исполнения, вносит коррективы. Особая роль педагога состоит в правильном выборе
методов и приёмов обучения, которые должны соответствовать предыдущему опыту учащегося, его знаниям и
умениям. Ввиду интенсивности биологического развития ребёнка, к нему необходим индивидуальный подход,
который и обуславливает задачи программы:
Образовательные:
ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;
формировать правильную осанку;
обучать диафрагмально-релаксационному дыханию;
изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью;
формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни.
Развивающие:
развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую
дееспособность;
совершенствовать
прикладные
жизненно
важные
навыки
и
умения
в
ходьбе,
прыжках,
лазании,
обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.
Воспитательные:
прививать жизненно важные гигиенические навыки;
содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
стимулировать
развитие
волевых
и
нравственных
качеств,
определяющих
формирование
личности
ребёнка;
формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Оздоровительные:
улучшать функциональное состояние организма;
повышать физическую и умственную работоспособность;
способствовать снижению заболеваемости.
Программа
рассчитана
для
учащихся
5
классов
общеобразовательной
школы, для
детей
основной
медицинской группы.
Продолжительность и этапы учебного процесса.
Объем программы – 35 часов и рассчитана на 2 года обучения.
Программа предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий.
Основные модули программы.
№
п/п
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПРАКТИЧЕСКИЕ
ЗАНЯТИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ЗАНЯТИЯ
1
Основы знаний. Гигиена, предупреждение травм,
самоконтроль, ЗОЖ - его составные, упрощенные
п р а в и л а
с уд е й с т в а ,
о с н о в ы
с уд е й с к о й
терминологии, умение самостоятельно заниматься
физкультурой. Техника безопасности при занятиях
различными видами спорта.
Те о р е т и ч е с к и е
с в е д е н и я
получают в процессе занятий
2
Легкая атлетика
5
3
Мини - футбол
7
4
Подвижные игры, эстафеты
4
5
«Пионербол»
6
6
Волейбол
6
7
Баскетбол
7
ВСЕГО ЧАСОВ
35
Овладение основными двигательными навыками и умениями, развитие двигательных качеств.
№
п\п
Наименование
разделов
Кол-
во
часов
Краткое содержание
1.
Легкая
атлетика
10
Овладение техникой бега на короткие дистанции , развитие спортивных качеств,
координационных способностей
Высокий и низкий старт, бег с ускорением от 40
до 80 м. Эстафеты, старты из различных положений, бег с ускорением.
Челночный бег, бег с изменением направления движения, скорости, бег с препятствиями
Овладение техникой бега на длинные дистанции, развитие общей выносливости:
Бег в равномерном темпе до 12 минут. Бег1000м, кросс до 15 минут
2.
Подвижные
игры, эстафеты
8
Овладение элементарными умениями и навыками
Эстафета с препятствиями, “Мяч капитану”, “Борьба за мяч”, “Лапта”, “Пятнашки”.
“Борьба за мяч”,«Караси и щука», «Эстафеты с волейбольными мячами»,
“Эстафеты с препятствиями”. «Эстафеты с футбольными мячами», «Эстафеты с
баскетбольными мячами», «Белые медведи», «Вышибалы», «Перестрелка», «Третий
лишний», “Пионербол”.«Метко в цель», «Салки с ведением футбольного мяча»,
Игры с элементами баскетбола, “Футбол руками”.
3.
Спортивные
игры:
мини-футбол
баскетбол
14
12
История, правила.
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек
Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперёд,
ускорения, старты из различных положений.
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки,
повороты, ускорения).
Освоение ударов по мячу и остановок мяча
Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения без
сопротивления защитника ведущей и не ведущей ногой
Овладение техникой ударов по воротам
Удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в
цель.
Закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей
Комбинации из освоенных элементов: ведение, удар (пас), приём мяча, остановка, удар
по воротам.
Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей
Игра по упрощённым правилам на площадках разных размеров.
Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.
История, правила.
Овладение техникой передвижения, остановок, поворотов и стоек
Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной
вперёд. Остановка двумя шагами и прыжком.
Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники
передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение).
Освоение ловли и передачи мяча
Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в
движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге).
Освоение техники ведения мяча
Волейбол
Пионребол
12
12
Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с
изменением направления движения и скорости; ведение без сопротивления защитника
ведущей и не ведущей рукой
.
Овладение техникой бросков мяча
Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без
сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины — 3,60 м.
Освоение тактики игры
Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без изменения позиций
игроков.
Нападение быстрым прорывом (1:0).
Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди».
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек
Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной
вперёд. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.).
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке,
остановки, ускорения).
Освоение техники приёма и передач мяча
Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперёд. Передачи
мяча над собой. То же через сетку.
Освоение техники нижней прямой подачи
Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3—6 м от сетки.
Освоение техники прямого нападающего удара
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнёром
Закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей
Комбинации из освоенных элементов: приём, передача, удар.
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек
Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной
вперёд. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.).
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке,
остановки, ускорения).
Освоение тактики игры
Техника перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей.
Игра по правилам пионербола 6 : 6
1.
Предполагаемые результаты реализации программы:
В результате освоения программы с оздоровительной направленностью и подвижным играм учащиеся должны
достигнуть следующего уровня.
Знать и иметь представление:
об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта;
о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о
способах контроля за деятельностью этих систем;
о способах и особенностях движений, передвижений;
о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на
организм;
об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур,
профилактике нарушений осанки;
о причинах травматизма и правилах предупреждения.
Уметь:
составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на
развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных
сокращений;
взаимодействовать с ребятами в процессе занятий ОФП.
2.
Формы контроля
Анализ результатов
освоения программы осуществляется следующими способами:
текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
взаимоконтроль;
самоконтроль;
итоговый контроль умений и навыков;
контроль
за
состоянием
здоровья:
количество
острых
заболеваний
в
год,
показатели
физического
развития, группа здоровья.
Описание материально-технического обеспечения программы
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№
Наименование
Количество
Примечание
1
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.1
Стандарт основного общего образования по физической культуре
Д
Стандарт по физической
культуре, программы, авторские
рабочие программы входят в
состав обязательного
программно-методического
обеспечения кабинета по
физической культуре
(спортивного зала)
1.2
Примерные программы по учебным предметам. Физическая
культура. 1-4 классы.
Д
1.3
Рабочие программы по физической культуре.
Д
1.4
Учебники и пособия, которые входят в предметную линию
учебников М.Я. Виленского, В.И.Ляха.
Физическая культура. 1-4 классы/Под редакцией М.Я.
Виленского. Учебник для общеобразовательных учреждений.
В.И.Лях, А.А. Зданевич. Физическая культура. 1-4 классы/ Под
общ.ред. В.И.Ляха. Учебник для общеобразовательных
учреждении.
Г.А Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. Внеурочная
деятельность учащихся. Лёгкая атлетика (серия «Работаем по
новым стандартам»).
К
Учебники, рекомендованные
Министерством образования и
науки Российской Федерации,
входят в библиотечный фонд.
Методические пособия и
тестовый контроль к учебникам
входят в библиотечный фонд.
Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, В.С.Маслов. Внеурочная
деятельность учащихся. Футбол. (серия»Работаем по новым
стандартам»).
Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, В.С.Маслов. Внеурочная
деятельность учащихся. Волейбол. (серия»Работаем по новым
стандартам»).
1.5
Методические издания по физической культуре для учителей
Д
Методические пособия и
рекомендации, журнал
«Физическая культура в школе»
1.6
Федеральный закон «О физической культуре и спорте»
Д
В составе библиотечного фонда
3
Технические средства обучения
3.1
Мегафон
Д
3.2
Мультимедийный компьютер
Д
Технические требования:
графическая операционная
система, привод для
чтения/записи компакт-дисков,
аудио и видиовходы/выходы,
возможность выхода в Интернет.
Оснащён акустическими
колонками, микрофон и
наушники.
3.3
Сканер
Д
3.4
Принтер
Д
4
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
4.1
Стенка гимнастическая
Г
4.2
Бревно гимнастическое напольное
Г
4.3
Бревно гимнастическое высокое
Г
4.4
Козёл гимнастический
Г
4.5
Конь гимнастический
Г
4.6
Перекладина гимнастическая
Г
4.7
Канат для лазанья с механизмом крепления
Г
4.8
Мост гимнастический подкидной
Г
4.9
Скамейка гимнастическая жёсткая
Г
4.10
Комплект навесного оборудования
Г
В комплект входят перекладина,
брусья
4.11
Маты гимнастические
Г
4.12
Мяч малый (теннисный)
К
4.13
Скакалка гимнастическая
К
4.14
Палка гимнастическая
Г
4.15
Обруч гимнастический
Г
Лёгкая атлетика
4.20
Стойка для прыжков в высоту
Д
4.21
Фишки
Г
4.22
Рулетка измерительная (10м, 50м).
Д
Подвижные игры
4.27
Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой
Д
4.28
Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой
Г
4.29
Мячи баскетбольные для мини-игры
Г
4.30
Сетка для переноса и хранения мячей
Д
4.31
Жилетки игровые с номерами
Г
4.32
Стойки волейбольные универсальные
Д
4.33
Сетка волейбольная
Д
4.34
Мячи волейбольные
Г
4.35
Табло перекидное
Д
4.36
Ворота для мини-футбола
Д
4.37
Сетка для ворот мини-футбола
Д
4.38
Мячи футбольные
Г
4.39
Ворота для ручного мяча
Д
4.40
Компрессор для накачивания мячей
Д
Туризм
4.43
Палатки туристические (двухместные)
Г
Спортивные залы (кабинеты)
4.47
Спортивный зал игровой 2 этаж
С раздевалками для мальчиков и
девочек
4.48
Спортивный зал игровой 1 этаж
4.49
Кабинет учителя
Включает в себя рабочий стол,
стулья, книжные шкафы, шкаф
для одежды.
4.50
Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования
Включает в себя стеллажи,
контейнеры
Д – демонстрационный экземпляр
К – комплект, из расчёта на каждого обучающегося класса
Г – комплект, из расчёта на группу обучающихся
№
п/п
Дата
проведения
РАЗДЕЛЫ, ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ.
Количес
тво
часов
1 группа
2 группа
5 кл
5 кл
I РАЗДЕЛ:
Основы знаний
1
Для чего нужны физические
упражнения?
в
процессе
занятий
2
Личная гигиена
в
процессе
занятий
3
Как правильно закаливаться?
в
процессе
занятий
4
Техника безопасности на уроках
физической культуры
в
процессе
занятий
II РАЗДЕЛ:
Овладение основными двигательными навыками и
умениями, развитие двигательных качеств (5 часов)
1
Легкая атлетика. Овладение техникой
бега на короткие дистанции, развитие
спортивных качеств, координационных
способностей. ОФП
1
02.09.
04.09
2
Эстафеты, старты из различных
положений, бег с ускорением.
Челночный бег, бег с изменением
направления движения, скорости, бег с
препятствиями. ОФП
1
09.09
11.09
3
Бег
30-40м
из
различных
и.п.
с
максимальной
скоростью.
«Круговая
1
16.09
18.09
эстафета» (расстояние 15-30м). ОФП
4
Бег с изменением скорости, с
прыжками через условные рвы под
звуковые сигналы. «Встречная
эстафета» (расстояние 10-20м). ОФП
1
23.09
25.09
5
Овладение техникой бега на длинные
дистанции, развитие общей
выносливости. ОФП
1
30.09
02.10
6
Мини-футбол. ОРУ. Мини-футбол.
Удар по неподвижному мячу. Учебная
игра в футбол. ОФП.
1
07.10
09.10
7
ОРУ. Удар по неподвижному мячу.
Учебная игра в футбол. ОФП
1
14.10
16.10
8
ОРУ. Удар по мячу с подачи. Учебная
игра в футбол. ОФП
1
21.10
23.10
9
ОРУ. Удар по мячу на точность.
Учебная игра в футбол. ОФП
1
04.11
06.11
10
ОРУ. Удар по мячу с подачи. Учебная
игра в футбол. ОФП
1
11.11
13.11
11
ОРУ.
Ведение
мяча
-
обводка
стоек.
Учебная игра в футбол. ОФП
1
18.11
20.11
12
ОРУ.
Остановка
катящегося
мяча
подошвой, внутренней стороной стопы
Учебная игра в футбол. ОФП
1
25.11
27.11
13
Подвижные
игры,
эстафеты.
ОРУ.
1
02.12
03.12
Встречная
эстафета.
Игра
«Белые
медведи». ОФП
14
ОРУ.
Эстафеты
с
баскетбольными
мячами. Игра «Вызов номеров». ОФП
1
09.12
11.09
15
ОРУ.
Эстафеты
с
волейбольными
мячами. Игра «Метко в цель». ОФП
1
16.12
18.12
16
ОРУ. Эстафеты с футбольными мячами.
Игра «Перестрелка». ОФП
1
23.12
25.12
17
Пионербол. ОРУ. Подача в пионерболе.
Учебная игра пионербол. ОФП.
1
13.01
15.01
18
ОРУ.
Подача
в
пионерболе.
Учебная
игра пионербол. ОФП.
1
20.01
22.01
19
ОРУ.
Ловля
мяча,
передвижения
по
площадке.
Учебная
игра
пионербол.
ОФП.
1
27.01
29.01
20
ОРУ. Ловля, передача мяча в четверках
с переменой мест через сетку. Учебная
игра пионербол. ОФП.
1
03.02
05.02
21
ОРУ. Ловля мяча с по1дачи. Учебная
игра пионербол. ОФП
1
10.02
12.02
22
ОРУ.
Ловля
мяча
с
подачи. Учебная
игра пионербол. ОФП
1
17.02
19.02
23
Волейбол.
О Р У .
С т о й к и
и
перемещения
в
волейболе.
Передачи
мяча двумя руками сверху, снизу. ОФП
1
24.02
26.02
24
ОРУ.
Стойки
и
перемещения
в
волейболе.
Передачи
мяча
двумя
руками
сверху,
снизу.
Прием
мяча
снизу, сверху над собой. ОФП
1
02.03
04.03
25
ОРУ.
Передачи
мяча
двумя
руками
сверху, снизу. Нижняя прямая подача.
ОФП
1
09.03
11.03
26
ОРУ.
Передачи
мяча
сверху
двумя
руками. Передачи и приемы мяча после
передвижения. Нижняя прямая подача.
ОФП
1
16.03
18.03
27
ОРУ. Обучение
прямому нападающему
у д а р у
п о с л е
с о б с т в е н н о г о
подбрасывания и подбрасывания мяча
партнёром
в
парах. Нижняя
прямая
подача. ОФП
1
30.03
01.04
28
ОРУ.
Передачи
мяча
сверху,
снизу
двумя
руками
в
парах.
Прямой
1
06.04
08.04
нападающий
удар
с
собственного
подбрасывания
через
сетку
в
парах.
Нижняя прямая подача. Учебная игра в
мини-волейбол. ОФП.
29
Баскетбол .
ОРУ.
История,
основные
правила
игры.
Овладение
техникой
передвижения, остановок, поворотов и
стоек. Учебная игра в баскетбол. ОФП.
1
13.04
15.04
30
ОРУ. Повороты с мячом и без. Учебная
игра в баскетбол. ОФП
1
20.04
22.04
31
ОРУ.
Ловля
и
передача
мяча
двумя
руками от груди и одной от плеча на
месте и в движении. Учебная игра в
баскетбол. ОФП
1
27.04
29.04
32
ОРУ. Броски и ведение мяча
индивидуально, в парах. Учебная игра
в баскетбол. ОФП
1
04.05
06.05
33
ОРУ. Ведение мяча с изменением
направления. Учебная игра в
баскетбол. ОФП.
1
11.05
13.05
34
ОРУ. Броски в цель в баскетбольное
кольцо. Учебная игра в баскетбол.
ОФП.
1
18.05
20.05
35
ОРУ. Остановка прыжком. . Повороты с
мячом. Учебная игра в баскетбол. ОФП.
1
25.05
27.05
ВСЕГО
35