"Система работы ДОО, обеспечивающая эффективность педагогического процесса по профилактике ДДТТ"
Автор: Андрианова Светлана Евгеньевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №18" Населённый пункт: Кольчугинский район, поселок Бавлены Наименование материала: методическая разработка Тема: "Система работы ДОО, обеспечивающая эффективность педагогического процесса по профилактике ДДТТ" Раздел: дошкольное образование
Андрианова Светлана Евгеньевна
Старший воспитатель высшей категории
МБДОУ «Детский сад №18 »
Кольчугинский район Владимирская область
Система работы ДОО, обеспечивающая эффективность педагогического
процесса по профилактике ДДТТ
Актуальность
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(утв. Приказом
Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г. № 1155)
предусматривает
развитие
общения
и
взаимодействия
ребёнка
с
взрослыми
и
сверстниками;
становление
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляции
собственных
действий;
формирование
готовности
к
совместной
деятельности
со
сверстниками;
формирование
позитивных
установок
к
различным
видам
труда
и
творчества;
формирование
основ
безопасного
поведения
в
быту,
социуме,
природе.
Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и
творческой активности.
1
Обучение
детей
основам
безопасного
поведения
на
улицах
и
дорогах
остается
приоритетным
направлением
в
деятельности
ДОУ.
Это
прежде
всего
обусловлено
осложнением
дорожной
обстановки
в
связи
с
ростом
количества
автотранспорта
и
возрастающей
интенсивностью
дорожного
движения.
Анализ
показал,
что
ввиду
отсутствия
должного
контроля
и
не
подготовленности
детей
к
сложным
дорожным
ситуациям,
по
итогам
9
месяцев
2015года
с
участием
детей
дошкольного
возраста
произошло 66 дорожно-транспортных происшествий, в которых два ребенка погибли и 75
получили ранения.
2
Детский сад - первое воспитательное учреждение, первый социальный институт, с
которым
вступают
в
контакт
родители.
Дальнейшее
развитие
ребенка
зависит
от
совместной работы родителей и педагогов. Поэтому с первых дней пребывания ребёнка в
детском саду следует так организовать процесс обучения, воспитания и развития, чтобы
он
мог
легко
ориентироваться
в
ближайшем
пространственном
окружении,
умел
правильно оценивать дорожные ситуации.
Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных
и дисциплинированных участников дорожного движения.
На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения»
3
,
основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении;
1
Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17 октября 2013 г. Об утверждении ФГОС ДО.
2
Приказ № 34/991 от 27 октября 2015г. О проведении областного смотра-конкурса «Зелёный огонёк» среди
дошкольных образовательных учреждений.
3
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О безопасности дорожного движения"
приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного
движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
соблюдение интересов граждан, общества и государства.
Для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге, мы
разработали
систему
работы
ДОУ, обеспечивающую
эффективность
педагогического
процесса по профилактике ДДТТ.
Технология и новизна
Наше
ДОУ
осуществляет
образовательную
деятельность
по
основной
образовательной
программе
ДОУ
составленную
на
основании
ФГОС
ДО
с
учетом
примерной основной образовательной программы ДО, с использованием ООП ДО «От
рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также
парциальной программы «Безопасность» под ред. Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б.
Стеркиной.
Работа
по
ознакомлению
воспитанников
с
ПДД
осуществляется
в
рамках
всех
разделов и направлений образовательной программы ДОУ. Но особое внимание вопросам
безопасности
жизнедеятельности
уделяется
в
рамках
социально-коммуникативного
развития дошкольников.
Обучая детей правилам поведения на улице, мы используем разнообразные формы и
методы работы:
Интерактивный метод обучения;
Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
Технологии игрового обучения;
Метод наблюдения и бесед.
В течение нескольких лет наше ДОУ ведет целенаправленную работу по обучению
детей безопасному поведению на дорогах:
Главная цель работы
ДОУ по профилактике детского дорожно- транспортного
травматизма – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на
улицах города, посёлка.
Система работы ДОУ по профилактике ДДТТ включает в себя:
Повышение компетентности педагогов
Педагогическое
просвещение
Выставка
и
обзор
литературы
(повышение
квалификации
и
самообразование
педагогов,
создание
банка
методических
материалов)
Практическое занятие для педагогов «Разработка и использование
маршрута «Дом — детский сад-дом». Выработка методических
рекомендаций для родителей.
Консультация «Формы и методы обучения детей безопасному
поведению на дорогах.
Семинар - практикум « Правила дорожные все должны мы знать,
правила дорожные надо выполнять»
Информационный стенд «Состояние детского дорожного
травматизма»
Стимулирование
сотрудников к
достижению
оптимальных
результатов
Смотр-конкурс Центров безопасности в группах
Конкурс «Создание информационной среды по ПДД для родителей
воспитанников»
Конкурс методических разработок для ознакомления воспитанников с
ПДД
Деятельность с детьми
Создание условий
для ознакомления
с ПДД
Оснащение развивающей предметно-пространственной среды по
ПДД
Пополнение групповой библиотеки детской литературой и
иллюстративным материалом
Создание картотеки игр для проигрывания дорожных ситуаций
Организация
НОД
Разработка и составление планов работы по обучению дошкольников
правилам дорожного движения
Разработка и составление конспектов НОД по обучению
дошкольников правилам дорожного движения
Повышение
компетентности
педагогов
педагогическое
просвещение
стимулирование
сотрудников к
достижению
оптимальных
результатов
Деятельность
с детьми
создание условий
для ознакомления с
ПДД
организация НОД
деятельность в ходе
режимных моментов
самостоятельная
деятельность
дошкольников
Сотрудничество
с родителями
педагогический
мониторинг
педагогическая
поддержка
педагогическое
партнерство
Деятельность в
ходе режимных
моментов
Беседы по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма
Использование мультимедийных книг для ознакомления
дошкольников с ПДД
Целевые прогулки к проезжей части.
Чтение художественной литературы
Музыкально-игровой досуг «На помощь в Светофорию»
Самостоятельная
деятельность
дошкольников
Сюжетно-ролевые и дидактические игры
Создание продуктов творческой деятельности
Сотрудничество с родителями
Педагогический
мониторинг
Анкетирование родителей «Я и мой ребенок на улицах поселка»
Педагогическая
поддержка
Проведение общего родительского собрания «Безопасность детей в
наших руках»
Оформление информационных стендов, буклетов
Размещение информации на сайте ДОУ
Педагогическое
партнерство
Разработка безопасного маршрута «Дом — детский сад-дом»
Выставки совместных рисунков и поделок
Совместный спортивный досуг «Ребенок – главный пассажир»
Изготовление пособий, книжек-малышек для обучения детей
безопасному поведению
Результат
Система
работы
по
организации
воспитательно
-
образовательного
процесса
по
профилактике ДДТТ и тесное сотрудничество педагогов и родителей позволило:
педагогам повысить профессиональное мастерство в вопросах профилактики ДДТТ,
родителям понять значимость выработки у детей навыков осознанного безопасного
поведения на улицах города и посёлка.
детям
развить
способности
к
предвидению
возможной
опасности
в
конкретной
меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Адресная направленность
Данная
система
работы
будет
интересна
педагогам,
родителям
(законным
представителям), заинтересованным в безопасности детей и профилактике ДДТТ.
Список литературы
1.
Авдеева Н.Н.Князева О.Л. Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебно - методическое
пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного
возраста.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004
2.
Агапова И.А. «Система мероприятий в ДОУ по профилактике детского дорожно-
транспортного травматизма. // Справочник старшего воспитателя дошкольного
учреждения № 2, 2007г.
3.
Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной
действительностью. - М.: ТЦ Сфера, 2003
4.
Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для
педагогов дошкольных учреждений и родителей.-М.: Мозаика- Синтез, 2011