Напоминание

"Влияние песочной терапии на развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями речи"


Автор: Батурина Екатерина Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №38
Населённый пункт: город Чита, Забайкальский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Влияние песочной терапии на развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «38»
«Влияние песочной терапии на

развитие эмоциональной сферы детей с

нарушениями речи»
учитель-логопед: Батурина Екатерина Ивановна г.Чита Забайкальский край Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только человек, уверенный в себе, в своих возможностях, может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. При возникновении страха, тревожности появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии. Общение не будет эффективным, если участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями. В настоящее время под воздействием ряда факторов окружающей среды у детей часто возникают негативные эмоциональные переживания (тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии, неуверенность, замкнутость). «Детство – золотой век эмоционального в нас,» - отмечает В.В. Зеньковский. Негативные способы поведения дети переносят и в игру. А ведь игра самоценна, вызывает положительные эмоции, дарит радость, общение, создает «зону защиты» для ребенка. «Я в домике», - часто произносят дети, испытывающие страх или тревогу. Игра – самый
органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья. Для выявления эмоциональной сферы у детей с нарушением речи при использовании песочной терапии разработан специальный проект и ряд занятий. Цель проекта: Развивать эмоциональную сферу, гуманные чувства, осознание нравственных понятий. Задачи:  Изучать взгляды и рекомендации исследователей по проблеме песочной игротерапии;  Разнообразить способы песочной игротерапии и разработать систему игр и занятий с детьми;  Создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной сферы детей- логопатов, атмосферу благополучия в детском саду. Проект реализован в три этапа.
Пропедевтический этап
Содержание Просмотрев возможные варианты наиболее приемлемых с учетом актуальности, результативности, новизны, методической разработки, была выбрана программа пескотерапии эмоционально личностных проблем у детей «Песочный мир чудес» (автор О.Ю Епанчинцева). Она использовалась с учетом индивидуальных возможностей детей и адаптации ее к условиям эмоционального развития дошкольников. Результат Дети усваивали адаптивные способы, необходимые для взаимодействия с окружающими, у них улучшились соответствующие черты характера, снизилось напряжение, они стали более раскрепощенными, активными, умели поддерживать беседу.
Основной этап
Условия реализации: -Обеспечение психологического комфорта в проведении игр и занятий; -Объединение усилий логопеда для достижения качественного результата труда. Цели диагностики: - Выявить состояние эмоциональной сферы; - Определить личностные особенности детей. Задачи:
 Выявить наличие негативных переживаний у детей с помощью песочной терапии;  Определить личностные и эмоциональные особенности;  Изучить влияние эмоции на развитие познавательного и образовательного процесса. В диагностике на начало и конец года приняло участие 10 детей. Способом обследования стали: графические методики, игры, творческие задания на песке. Были разработаны и проведены игры, занятия, упражнения на снятие напряжения, для развития конструктивного общения. Изучить особенности эмоциональной сферы дошкольников помогли игры и упражнения, увидеть состояние эмоциональной сферы дошкольников, определить наличие агрессивности, ее направленность помогла методика «Кактус». По результатам диагностики проводились упражнения и игры: «Рыцарский турнир» и др.; На снятие тревожности и неуверенности («Что спрятано в песке», «Сундук с сюрпризом» и др.); На развитие тактильных ощущений (упражнение «Горячо – холодно» и др.); На общение: корректировка ситуации (Помощь другу» и др.). После повторной диагностики результаты изменились: снизилось проявление негативных эмоций, появилась самооценка детей. Узнать о личностных особенностях детей помогли творческие задания с использованием песочной игротерапии. Детям было предложено отправиться в «Мир песочных фантазий». Перед началом работы включалась спокойная музыка, дети на минуту закрывали глаза, создавая эпизод сна, а затем приступали к выполнению игр или упражнений. Разработанная система занятий направлена на устранение негативных эмоций, повышению общительности у детей, сохранение и поддержание психического здоровья путем тесного взаимодействия с родителями и педагогами, развитие личностных особенностей каждого ребенка с учетом его возможностей.
Аналитический этап
Содержание. В процессе индивидуального общения с детьми успешно решались поставленные задачи в различных формах работы: игры, занятия на песке. Дети с удовольствием посещали необычные занятия, с нетерпением ожидали продолжения, с восторгом делились впечатлениями, что свидетельствует высокой степени заинтересованности и мотивации к изменениям. Результат
Дети научились свободно выражать свои мысли и чувства, освободились от конфликтов и переживаний, обращаться с просьбами, выполнять определенные требования,решать немало образовательных задач. Проведенная работа привела к выводам: 1.Глубокое изучение литературы по проблеме песочной игротерапии позволяет расширить кругозор, пополнить профессиональные знания. 2.Песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного благополучия, поскольку:  затрагивает чувства ребенка, вызывает положительные эмоции (радость, удивление), снижает негативные проявления (страх, агрессию, тревожность) и уменьшает отрицательные эмоции (злость, гнев, обиду);  оказывает положительное влияет на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей с нарушениями речи;  позволяет наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;  совершенствует гуманные чувства детей, делает их добрее, учит их выражать свои эмоции в безобидной форме. 3.Для результативности песочной игротерапии необходимы разнообразные условия, средства и методы, которые стимулируют желания и интересы ребенка. 4.Достижение оптимальных результатов невозможно без глубокого изучения атмосферы семьи, тесного, доверительного и партнерского взаимоотношения с родителями. Таким образом, песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка. Игры с песком имеют большое значение для поддержания здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности, воспитывают гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.
Список используемой и рекомендуемой литературы
1. Грабенко Т.М Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии, СПб., 2007. 2. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. СПб., 2009. 3. Игры с песком, или Песочная терапия // Дошкольное воспитание. 2004. №3. 4. К логопеду или в песочницу // Обруч. 2005. №5.


В раздел образования