"Влияние песочной терапии на развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями речи"
Автор: Батурина Екатерина Ивановна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ №38 Населённый пункт: город Чита, Забайкальский край Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Влияние песочной терапии на развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями речи" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «38»
«Влияние песочной терапии на
развитие эмоциональной сферы детей с
нарушениями речи»
учитель-логопед: Батурина Екатерина
Ивановна
г.Чита Забайкальский край
Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации,
требующие адекватных решений. Только человек, уверенный в себе, в своих
возможностях, может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности
и активно самовыражаться. При возникновении страха, тревожности появляются
трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии. Общение не будет
эффективным, если участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и
управлять собственными эмоциями. В настоящее время под воздействием ряда факторов
окружающей среды у детей часто возникают негативные эмоциональные переживания
(тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии, неуверенность, замкнутость).
«Детство – золотой век эмоционального в нас,» - отмечает В.В. Зеньковский. Негативные
способы поведения дети переносят и в игру. А ведь игра самоценна, вызывает
положительные эмоции, дарит радость, общение, создает «зону защиты» для ребенка. «Я в
домике», - часто произносят дети, испытывающие страх или тревогу. Игра – самый
органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения.
Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом,
высаживается дерево, создается семья.
Для выявления эмоциональной сферы у детей с нарушением речи при использовании
песочной терапии разработан специальный проект и ряд занятий.
Цель проекта: Развивать эмоциональную сферу, гуманные чувства, осознание
нравственных понятий.
Задачи:
Изучать взгляды и рекомендации исследователей по проблеме песочной
игротерапии;
Разнообразить способы песочной игротерапии и разработать систему игр и занятий
с детьми;
Создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной сферы детей-
логопатов, атмосферу благополучия в детском саду.
Проект реализован в три этапа.
Пропедевтический этап
Содержание
Просмотрев возможные варианты наиболее приемлемых с учетом актуальности,
результативности, новизны, методической разработки, была выбрана программа
пескотерапии эмоционально личностных проблем у детей «Песочный мир чудес» (автор
О.Ю Епанчинцева). Она использовалась с учетом индивидуальных возможностей детей и
адаптации ее к условиям эмоционального развития дошкольников.
Результат
Дети усваивали адаптивные способы, необходимые для взаимодействия с окружающими,
у них улучшились соответствующие черты характера, снизилось напряжение, они стали
более раскрепощенными, активными, умели поддерживать беседу.
Основной этап
Условия реализации:
-Обеспечение психологического комфорта в проведении игр и занятий;
-Объединение усилий логопеда для достижения качественного результата труда.
Цели диагностики:
- Выявить состояние эмоциональной сферы;
- Определить личностные особенности детей.
Задачи:
Выявить наличие негативных переживаний у детей с помощью песочной терапии;
Определить личностные и эмоциональные особенности;
Изучить влияние эмоции на развитие познавательного и образовательного
процесса.
В диагностике на начало и конец года приняло участие 10 детей. Способом обследования
стали: графические методики, игры, творческие задания на песке. Были разработаны и
проведены игры, занятия, упражнения на снятие напряжения, для развития
конструктивного общения.
Изучить особенности эмоциональной сферы дошкольников помогли игры и упражнения,
увидеть состояние эмоциональной сферы дошкольников, определить наличие
агрессивности, ее направленность помогла методика «Кактус».
По результатам диагностики проводились упражнения и игры:
«Рыцарский турнир» и др.;
На снятие тревожности и неуверенности («Что спрятано в песке», «Сундук с сюрпризом»
и др.);
На развитие тактильных ощущений (упражнение «Горячо – холодно» и др.);
На общение: корректировка ситуации (Помощь другу» и др.).
После повторной диагностики результаты изменились: снизилось проявление негативных
эмоций, появилась самооценка детей.
Узнать о личностных особенностях детей помогли творческие задания с использованием
песочной игротерапии. Детям было предложено отправиться в «Мир песочных
фантазий». Перед началом работы включалась спокойная музыка, дети на минуту
закрывали глаза, создавая эпизод сна, а затем приступали к выполнению игр или
упражнений.
Разработанная система занятий направлена на устранение негативных эмоций,
повышению общительности у детей, сохранение и поддержание психического здоровья
путем тесного взаимодействия с родителями и педагогами, развитие личностных
особенностей каждого ребенка с учетом его возможностей.
Аналитический этап
Содержание.
В процессе индивидуального общения с детьми успешно решались поставленные задачи в
различных формах работы: игры, занятия на песке. Дети с удовольствием посещали
необычные занятия, с нетерпением ожидали продолжения, с восторгом делились
впечатлениями, что свидетельствует высокой степени заинтересованности и мотивации к
изменениям.
Результат
Дети научились свободно выражать свои мысли и чувства, освободились от конфликтов и
переживаний, обращаться с просьбами, выполнять определенные требования,решать
немало образовательных задач.
Проведенная работа привела к выводам:
1.Глубокое изучение литературы по проблеме песочной игротерапии позволяет расширить
кругозор, пополнить профессиональные знания.
2.Песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного
благополучия, поскольку:
затрагивает чувства ребенка, вызывает положительные эмоции (радость, удивление),
снижает негативные проявления (страх, агрессию, тревожность) и уменьшает
отрицательные эмоции (злость, гнев, обиду);
оказывает положительное влияет на развитие речи, мышления, познавательных
процессов и творческих способностей детей с нарушениями речи;
позволяет наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;
совершенствует гуманные чувства детей, делает их добрее, учит их выражать свои
эмоции в безобидной форме.
3.Для результативности песочной игротерапии необходимы разнообразные условия,
средства и методы, которые стимулируют желания и интересы ребенка.
4.Достижение оптимальных результатов невозможно без глубокого изучения атмосферы
семьи, тесного, доверительного и партнерского взаимоотношения с родителями.
Таким образом, песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое
отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на
мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка. Игры с песком имеют
большое значение для поддержания здоровья, развития познавательных процессов, влияют
на становление всех сторон личности, воспитывают гуманное, искреннее отношение к
людям и всему живому.
Список используемой и рекомендуемой литературы
1.
Грабенко Т.М Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии, СПб., 2007.
2.
Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста. СПб., 2009.
3.
Игры с песком, или Песочная терапия // Дошкольное воспитание. 2004. №3.
4.
К логопеду или в песочницу // Обруч. 2005. №5.