Напоминание

"Построение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО ( из опыта работы)"


Автор: Цымбалова Екатерина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Детский сад № 280
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: "Построение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО ( из опыта работы)"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Построение развивающей предметно-пространственной среды

в соответствии требованиям ФГОС ДО.
Развивающую предметно-пространственная среда группы педагогически целесообразно комплексирована и методически грамотно зонирована в соответствии с реализуемой образовательной программой и требованиям ФГОС: 1.Насыщенность развивающей предметно – пространственной среды в группе соответствует возрастным возможностям детей и содержанию реализуемой Программы. Образовательное пространство оснащено современным оборудованием, в том числе и техническим (ПК, телевизор с видеомагнитофоном). В необходимом и достаточном количестве имеются игрушки, в том числе и авторские (Светофор – для занятий по ПДД, Капитошка – для экспериментальной деятельности, Бычок – для развития тактильных ощущений), спортивный инвентарь, игры, пособия, в том числе и авторские («Логика», «Красивый бантик», «Виды транспорта», «Бусы» и др.). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают игровую, познавательную, творческую, двигательную активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными материалами (в том числе емкости с песком и водой), предоставляет возможность самовыражения, обеспечивает эмоциональное благополучие. 2. Развивающая предметно – пространственная среда группы открывает перед детьми множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса и в этом смысле является полифункциональной. Принцип полифункциональности предметного мира реализуется в группе с помощью разнообразного использования разных составляющих предметной среды: детская мебель, мягкие модули, конструкторы, макеты, физкультурный инвентарь, природный материал (шишки, желуди, каштаны, морские камни и т.п.), предметы, которые не несут в себе определенной смысловой информации способствуют развитию воображения и знаково- символической функции дошкольников. 3.Соблюдается принцип трансформируемости среды, который связан с полифункциональностью. Развивающая предметно-пространственная среда группы достаточно трансформируема – в группе есть возможность изменений, позволяющих, по ситуации вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Для трансформации используется передвижной детский стол на колесах, складной мольберт, мягкие модули, маркеры игрового пространства, настольные и напольные макеты перекрестка, настольные и напольные макеты домов, облегченные ширмы, предметы – заместители. Например: из мягких модулей дети строят дом, ширма используется в качестве крыши, маркеры игрового пространства используются, как двери лифта или благодаря напольному макету перекрестка, макетам домов и светофора пространство группы
трансформируется в оживленный городской перекресток. Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, обладают возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, то есть имеют подвижные, трансформируемые границы. Образно говоря, пространство «пульсирующее», каждая зона при необходимости вмещает всех желающих, что очень важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников «заражаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности. 4. Развивающая предметно-пространственная среда группы хорошо вариативна. В группе для развития детских видов деятельности имеются:  п р о с т р а н с т в а д л я р а з н о г о в и д а д е я т е л ь н о с т и (театрализованной, игровой, исследовательской и т.д.)  материалы (для художественного творчества, игровой и строительный материал, предметы – заместители и пр.)  оборудование (микроскоп, весы, песочные часы, лупы и т.д.)  спортивный инвентарь (мячи, кегли, обручи и т.д.)  и г р ы и п о с о б и я ( д и д а кт и ч е с к и е , р а з в и в а ю щ и е , познавательные, подвижные)  игрушки, в необходимом и достаточном количестве, с учетом гендерной принадлежности (для девочек и мальчиков) Предметный мир, окружающий ребенка, регулярно пополняется и обновляется, что стимулирует исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. Предметы, игрушки, пособия отражают уровень современного мира, несут информацию и стимулируют поиск. 5. Развивающая предметно-пространственная среда группы обладает свойством абсолютной доступности и организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Для этого в группе обеспечена детям доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, а так же свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды детской деятельности. 6. Предметно – пространственная среда, окружающая детей в группе, обеспечивает безопасность их жизни (корпусная мебель жестко закреплена), способствует укреплению здоровья (соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности), форма и дизайн также ориентированы на безопасность (все углы мебели закруглены). Все материалы и оборудование сертифицированы и отвечают гигиеническим требованиям. Группа оснащена современным оборудованием, в необходимом и достаточном количестве имеются игрушки, игры, пособия, которые подобраны с учетом возрастных особенностей и гендерной принадлежности детей. Оптимальные условия созданы для детских театрализованных игр. Творческий подход с ориентацией на игровые интересы детей проявлен при
оснащении разнообразных по тематике сюжетно-ролевых и режиссерских игр. В достаточном количестве представлены развивающие и дидактические игры, в том числе и авторские, многие из которых были представлены на районных конкурсах и занимали призовые места. Эстетика, культура оформления, современный дизайн отличают группу в целом. Группа неоднократно представлялась на районных конкурсах и являлась победителем или призером в разные годы. В группе созданы все необходимые условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество. Развивающая предметно - пространственная среда группы служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт


В раздел образования