Проект сопровождения замещающих семей "Социальный навигатор"
Автор: Береснева Юлия Анатольевна Должность: социальный педагог Учебное заведение: ГКУ "СРЦН Шарангского района" Населённый пункт: Нижегородская область, Шарангский район, д.Туманка Наименование материала: методическая разработка Тема: Проект сопровождения замещающих семей "Социальный навигатор" Раздел: дополнительное образование
Государственное казенное учреждение «Социально0реабилитационный центр для
несовершеннолетних Шарангского района»
Утверждаю:
Директор ГКУ «СРЦН
Шарангского района»
_________Т.А.Фокина
2015 г.
Карта социального проекта
Название социального проекта
«Социальный навигатор»
Срок реализации социального
проекта
02.11.2015г.-11.12.2015 г.
Цель деятельности
Создание
условий
для
максимально
возможной интеграции замещающей
с е м ь и
и
р е б е н к а
в
с о ц и у м ,
содействие созданию благоприятных
и
безопасных
условий
развития
р е б е н к а
в
п р и е м н о й
с е м ь е ,
п р о ф и л а к т и к а
в т о р и ч н о г о
социа льного
сирот ства
п у т е м
р а з р а б о т к и
и
р е а л и з а ц и и
мероприятий,
направленных
на
формирование устойчивых семейных
отношений в принимающей семье.
Задачи проекта
-Сопровождать
замещающую
семью
п у т е м
п р о в е д е н и я
л о г о -
коррекционных
и
психолого-
педагогических занятий;
-Организовать
культурно-досуговую
деятельность детей из замещающих
с е м е й ,
с о з д а т ь
у с л о в и я
д л я
взаимодействия
и
сотрудничества
между детьми ;
- О ка з ы ват ь
п с и хо л о г и ч е с к у ю
поддержку замещающим родителям и
их детям;
География проекта
Шарангский район
Наименование учреждения
ГКУ «СРЦН Шарангского района»
Нижегородская обл., Шарангский р-
н., д.Туманка , ул.Новая, д. 2
Основные разработчики и
исполнители социального проекта
Автор
проекта:
Береснева
Юлия
Анатольевна, социальный педагог
Исполнители
проекта:
Береснева
Юлия
Анатольевна,
социальный
педагог;
Осокина Ольга Викторовна, учитель-
логопед;
Самоделкина
Ольга
Валерьевна,
педагог-психолог;
Целевая группа, на которую
направлена деятельность по
социальному проекту
Проект
предназначен
для
детей
из
замещающих семей в возрасте от5 до
14 лет
Перечень основных мероприятий
социального проекта
Мастер-классы.
1.Открытка из бумаги своими руками
«Волшебные цветы» на базе МБУК
«Шарангский ДДТ»;
2.Открытка
своими
руками
к
дню
Матери на базе МБУК «Шарангская
централизованная библиотечная
система»;
3.«Яркие подсолнухи» на базе МБУК
«Шарангский ДДТ»;
4. «Тюльпан из ниток» на базе МБУК
«Шарангский ДДТ»;
5. «Веселые поделки» на базе МБУК
«Шарангская
цент рализованная
библиотечная система» ;
5 .
« Ц в е т о ч н ы е
композиции.Квиллинг»
на
базе
М Б У К
«
Ш а р а н г с к а я
централизованная
библиотечная
система» ;
6.
«Шкатулка
идей
( Подарки
С в о и м и
р у к а м и
П о д е л к и )
Презентация.
Мастер-класс
по
изготовлению
снежинок»
на
базе
МБУК «Шарангский ДДТ»;
Экскурсии:
1.Экскурсия
на
выставку
поделок
« В о л ш е б н ы й
м и р »
в
М БУ К
«Шарангский ДДТ» ;
2.Экскурсия в МБУК «Шарангский
народный
краеведческий
музей»
«Гордость нашего края»;
3.Экскурсия в МБУК «Шарангский
н а р о д н ы й
к р а е в е д ч е с к и й
музей»просмотр
медиа-фильма
«История поселка Шаранга»;
4. Экскурсия в ФОК «Жемчужина»,
п р о с м о т р
м у л ь т ф и л ь м а
«Головоломка»;
Мероприятия :
1.«Осень-рыжая
подружка»Конкурсно-игровая
п р о г р а м м а
н а
б а з е
М Б У К
«Шарангская
централизованная
библиотечная система»;
2 .
« С
д е т с т в а
д р у ж б о й
дорожи».Конкурсно-игровая
п р о г р а м м а
н а
б а з е
М Б У К
«Шарангская
централизованная
библиотечная система»;
3 .
«
М а м а -
э т о
с о л н е ч н ы й
свет».Мероприятие
для
приемных
мам
.
Организация
чаепития.
Обсуждение возникших проблем в
воспитании приемных детей;
Занятия:
-Обследование
учителя
логопеда
с
целью выяснения постановки звуков
у замещающих детей 5-7 лет;
-Цикл
занятий
по
з ву ко вом у
произношению
у
замещающих
детей;
- О к а з а н и е
п с и х о л о г о -
п е д а г о г и ч е с к о й
п о м о щ и
з а м е щ а ю щ и м
с е м ь я м ,
консультативной помощи;
Ожидаемые результаты реализации
социального проекта
В результате реализации проекта,
замещающие семьи:
- будут эффективно сотрудничать со
специалистами службы по вопросам
воспитания приемных детей;
- будет сформирован благоприятный
социально-психологический климат
замещающей семьи;
- окажется содействие в развитии и
социальной зрелости приёмных
детей;
- повысится педагогическая
компетентность замещающих семей
Анализ ситуации . Проблема, которую должен решить проект
Дети из замещающих семей
обладают специфическими личностными и
характерологическими
особенностями. Данные
особенности
обусловлены
рядом
факторов,
среди
которых
основными
являются:
отсутствие
эмоциональных контактов со значимыми взрослыми, негативный прошлый
жизненный опыт проживания в кровной семье, психотравмы, обедненная
стимулами
среда,
отсутствие
объективной
и
полной
информации
об
окружающем мире , узкий круг общения . Поэтому особенности приемных
детей требуют коррекции со стороны специалистов Служб Сопровождения
приемных семей, поскольку, затрудняют социализацию детей в обществе и их
адаптацию (приспособление) к жизни в условиях замещающей семьи. По
данным обследования детей из замещающих семей специалистами Службы
Сопровождения
ГКУ
«СРЦН
Шарангского
района»
были
выявлены
следующие особенности :
- замедление психического и физического развития;
- отставание в развитии речи;
- пониженный уровень адаптации к окружению
-Проблемы в общении (низкая коммуникативная компетентность)
-Отсутствие ориентация на сотрудничество:
-Эмоциональная несдержанность:
-Неуверенность в себе:
-Неорганизованность:
Процесс интеграции требует от семьи и ребенка больших усилий и терпения.
К сожалению, не все семьи могут самостоятельно справится с возникшими в
адаптации у ребенка проблемами. Таким образом, был составлен проект,
который будет решать следующие задачи:
-формирование
у
детей
положительного
опыта
общения
с
социальным
окружением;
- стремление к сотрудничеству;
-снятие
состояния
отчуждения
и
формирование
чувства
доверия
в
замещающих семьях;
Цель
-
создание
условий
для
максимально
возможной
интеграции
замещающей
семьи
и
ребенка
в
социум,
содействие
созданию
благоприятных и безопасных условий развития ребенка в приемной семье,
профилактика
вторичного
социального
сиротства
путем
разработки
и
реализации
мероприятий,
направленных
на
формирование
устойчивых
семейных отношений в принимающей семье.
Задачи:
-Сопровождать замещающую семью путем проведения лого-коррекционных
и психолого-педагогических занятий;
-Организовать
культурно-досуговую
деятельность
детей
из
замещающих
семей, создать условия для взаимодействия и сотрудничества между детьми ;
-Оказывать психологическую поддержку замещающим родителям и их детям;
Идея проекта
Основной
идеей
проекта
является
сопровождение
приемных
семей
Шарангского района как индивидуального, так и группового характера для
формирования у детей чувства принадлежности и нужности приемной семье
и
обществу
в
целом
через
организационную
деятельность
Службы
сопровождения приемной семьи и ребенка.
Реализация проекта начнется с 02.11.2015г.-11.12.2015 г.Проект предназначен
для детей из замещающих семей в возрасте от5 до 14 лет.Занятия будут
проводится еженедельно.
Кадры и управление
1.
Руководитель
проекта
–Фокина
Т.А.
директор
ГКУ
«СРЦН
Шарангского
района».Осуществляет
общее
руководство
проекта,
обеспечивает
необходимые
условия
для
проведения
проектной
деятельности.
2.
Координатор-
Береснева
Юлия
Анатольевна-социальный
педагог.
Организует реализацию проекта.
3.
Педагог-психолог-Самоделкина Ольга Валерьевна .проводит работу по
психолого-педагогическому сопровождению детей.
4.
Учитель-логопед-
Осокина
Ольга
Викторовна.
Проводит
работу
по
лого-коррекционному сопровождению детей.
5.
Руководитель кружка «Квиллинг» Репина Ирина Юрьевна.
Этапы реализации проекта.
1 этап.Организационный.Происходит формирование группы.
2 этап.-Реализация интересов участников проекта и получение ими
опыта
в
организации
собственного
досуга,
приобретение
новых
стереотипов
поведения
в
общении
и
совместной
деятельности
посредством
участия
в
мероприятиях
,
занятиях
,реализации
собственных возможностей детей.
3
этап-
Заключительный-
подведение
итогов
реализации
проекта,
Психолого-педагогическая
и
логопедическая
диагностика
детей
с
целью дальнейшего сопровыождения приемных семей .
Направления деятельности
- Социо-культурное;
-Творческое;
-Лого-коррекционное и психолого-педагогическое направление.
Формы и методы
Формы:
-индивидуальные занятия;
-групповые занятия ;
-изготовление поделок своими руками;
Методы:
- беседа;
-пример;
-объяснение;
-упражнение;
-поощрение;
-создание воспитательных ситуаций;
-создание ситуации успеха;
-Создание понимания, доверия;