Напоминание

"Домашние обереги"


Автор: Осипова Любовь Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУ ДО Дом детского творчества
Населённый пункт: п.г.т. Тисуль, Кемеровская область, Тисульский район
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Домашние обереги"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества
Рабочая программа внеурочной деятельности по

художественно-эстетическому направлению

Домашние обереги
Автор-составитель: Осипова Л.А., педагог дополнительного образования МУ До Дом д е т с ко го творчества Тисуль, 2015

Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования детей «Домашние обереги» является модифицированной художественно-эстетической направленности декоративно-прикладного направления. Актуальность и новизна программы. Первые обереги появились еще в языческие времена, когда люди поклонялись богам, олицетворявшим явления и силы природы, верили в домовых и в защитные силы простых и привычных вещей- подковы, веника, душистых трав, которые приносят удачу и здоровье и способны уберечь от бед и болезней. Много веков прошло, многое изгладилось из памяти людской из того, что оставили своим потомкам предки ныне живущих поколений. Но крупинки правды, зачатки ее таятся в глубине народного сознания, в первоисточнике всех человеческих познаний - народной мудрости, являющейся результатом вековых наблюдений народа и его повседневного, нередко дорогой ценой приобретенного, опыта. Наша сила – это сила рода, сила всех поколений, сила накопленных нашими предками знаний. Педагогическая целесообразность заключается в том, что данная программы способствует развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности. Декоративно-прикладное искусство – удивительный вид творчества, дающий возможность детям раскрыть свои способности. Занятия декоративно-прикладного характера способны расширить познавательный кругозор, развивать наглядно-образное мышление, воспитывать мотив труда (потребность в труде, стремление принести пользу людям, желание овладеть профессией и достичь высоких результатов в работе).
Цели и задачи программы:
Цели: - развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного творчества; - формирование познавательных интересов, расширение познавательного кругозора при изготовлении оберегов; Задачи: - обучить ребенка конкретным трудовым навыкам при изготовлении оберегов; - прививать чувство патриотизма (интереса к родному краю, культуре и искусству своего народа и его творчества); - воспитывать аккуратность и трудолюбие, настойчивость в достижении поставленных задач и преодолении трудностей; - развивать эмоциональную сферу ребенка; - развивать наглядно-образное мышление; - развивать мотивации к творчеству.
Особенности программы.

Познание истоков возникновения оберегов, культуры своего народа приводит к пониманию духовных корней, эмоционально-нравственных основ культуры. Приобщение к традициям своего народа способствует формированию у ребенка чувства патриотизма, осознанию своих родовых корней. Включение детей в различные виды творчества: ручное и машинное шитье, частично-поисковая деятельность способствуют расширению и углублению знаний, умений и навыков, дает больше возможностей для творческого развития личности ребенка, позволяют ребенку самостоятельно вводить новшества при изготовлении изделий. Данный вид деятельности доступен в выполнении и позволяет в каждом ребенке воспитать уверенность в своих силах. В образовательный процесс включена как индивидуальная, так и коллективная творческая деятельность. Особенностью данной программы является и объективная реальность. Экономические возможности семей и материальная база большинства учреждений дополнительного образования заставляет ориентироваться на доступность и дешевизну материалов, поэтому изготовление оберегов не требует больших финансовых затрат. Партнерами в реализации данной программы становятся дети, педагоги, родители и люди старшего поколения.
Возрастные особенности обучающихся.
Данная образовательная программа рассчитана на детей от9до10 лет. Дети 9-10 летнего возраста достаточно осознанно делают выбор предметной сферы для своего дополнительного образования. Они открыты для восприятия нового материала, в большинстве своем имеют высокий уровень обучаемости и познавательной мотивации, легко идут на контакт и готовы к сплочению в дружный коллектив, интересуются историей и культурой своей страны. Именно в этом возрасте у детей вырабатывается умение планировать свой труд, развивается логическое мышление, индивидуальность, самостоятельность, прививается чувство личной ответственности и уверенности в своих силах и любви к народному творчеству. Все эти качества позволяют детям успешно заниматься данным видом творчества. Очень важно в этот момент развития научить их грамотно организовать свой умственный и ручной труд.
Форма и режим занятий.
В ходе реализации данной программы занятия проводятся один раз в неделю на два часа с перерывами в 10 минут. Наполняемость групп 12-15 человек. Это позволяет педагогу обратить внимание на восприятие и индивидуальные особенности каждого ребенка, а затем в зависимости от качества усвоения материала, вносить коррективы в программу.
Программа предусматривает проведение разнообразных форм занятий: бесед, традиционных занятий, лекций, практических работ с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся. Хорошие результаты дает использование нестандартных форм занятий: выставки, выставки- продажи, экскурсии, конкурсы.
Приемы и методы.
Используются следующие методы обучения: - объяснительно-иллюстративный; - репродуктивный; - проблемный; - частично-поисковый или эвристический; - исследовательский. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения- это повтор пройденного материала, объяснение нового. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятиях используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, буклеты, памятки, плакаты. В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагог постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены и техники безопасности. В ходе реализации программы применяется интегрированный подход в обобщении и применении полученных знаний на таких предметах школьной программы, как математика, история, изобразительное искусство, технология, биология. Это обуславливает межпредметные связи при освоении программы обучающимися. В обучении применяются технические средства: магнитофон, компьютер. Для качественного проведения занятий в кабинете имеются: - образцы практических работ; - журналы, книги, буклеты, фотографии; - инструкционные карты; - шаблоны и лекала.
Ожидаемые результаты:
После освоения данной программы обучающиеся Знают: - исторические сведения о традициях, связанных с оберегами; - способы изготовления оберегов; - сведения о материалах и приспособлениях для изготовления оберегов;
- сведения о знаках и символах оберегов; - о цветовом сочетании в изделиях; - русские народные праздники. Умеют: - самостоятельно изготавливать обереги; - разбираться в чертежах; - работать по шаблону; - в процессе работы ориентироваться на форму и пропорцию изделия; - ориентироваться на качество изделий; - правильно использовать в работе ножницы, иглы, булавки. Ребенок может участвовать во всевозможных выставках, конкурсах, организуемых Домом детского творчества. Лучшие работы принимают участие в районных конкурсах, региональных. Все это помогает сформировать у ребенка чувство социальной ответственности и уверенности в собственных силах. Результаты развития каждого ребенка фиксируются в специальной диагностической карте.
Формы подведения итогов реализации программы.
В конце каждого полугодия оформляются выставки работ обучающихся, на которых выставляются обереги, изготовленные детьми. В конце года проводится заключительная отчетная выставка. Коллективные просмотры выставок и их анализ приучают обучающихся справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче. Оценочные формы детских работ: - оценка педагога; - оценка обучающихся; - самооценка своей работы; - отбор работ на выставки; - участие в конкурсах. Разработана карта отслеживания образовательных результатов и карта личностного развития обучающихся. Заполнение карты осуществляется 2 раза в год – в середине и в конце учебного года. Домашние задания отсутствуют. Однако, инициатива, самостоятельность и творчество, проявленные вне занятия, поощряются. В ходе реализации данной программы обучающиеся приобретают знания, умения, навыки на теоретических и закрепляют на практических частях занятий. Эти знания выявляются в ходе устных опросов на каждом занятии. В той или иной мере используются все виды контроля: - устный опрос; - практический контроль; - дидактические тесты; - наблюдение.
Проводимый в конце учебного года итоговый тест, дает возможность педагогу оценить теоретические и практические знания и умения обучающихся в различных областях декоративно-прикладного искусства. Стимулирование деятельности детей: похвала, поддержка, отбор работы на выставку, награждение грамотой или ценным подарком. Ребенок может участвовать во всевозможных выставках, конкурсах, организуемых Домом детского творчества. Лучшие работы принимают участие в районных конкурсах, региональных. Все это помогает сформировать у ребенка чувство социальной ответственности и уверенности в собственных силах. Результаты развития каждого обучающегося фиксируются в специальной диагностической карте. Механизмом оценки результативности работы по дополнительной образовательной программе «Домашние обереги» является мониторинг, инструментарий которого представлен в приложении.
Условия реализации программы.
Материально-техническая база: - кабинеты для занятий оборудованы необходимыми инструментами и приспособлениями (учебной доской, специально оборудованными столами, шкафами для хранения материалов, гладильной доской и пр.). - индивидуальные комплексы дидактического материала для каждого обучающегося: лекала, трафареты, шаблоны и пр.; - технологические карты; - альбомы с образцами, фотографиями и схемами; - библиотека по прикладному творчеству; - методическая литература по предмету; - материалы, инструменты, приспособления; - рабочий материал. Внешние условия реализации программы: - посещение выставок; - участие в выставках; - наличие методической литературы по предмету.
Учебно-тематический план.

1 год обучения. № п/п Название раздела Количество часов всего теория практика экскурсии I. Вводное занятие 2 2 II. Из истории оберегов 4 4 III. Обереговые свойства 6 2 4 IV. Домовой в поверьях, легендах и преданиях 38 8 30 V. Технология изготовления оберегов 22 2 20 Итого: 72 18 54
Содержание программы первого года обучения.


Раздел 1. Вводное занятие.
Теоретическая часть: Гигиена труда. Правила Т.Б. Составление плана и графика работы.
Раздел 2. Из истории оберегов.
Теоретическая часть: Верования древних славян. Преданья старины.
Раздел 3.

Обереговые свойства
Теоретическая часть: Обереговые свойства предметов. Обереговые свойства трав. Обереговые свойства деревьев. Практическая часть: Символика предметов. Символика трав.символика деревьев.
Раздел 4. Домовой в поверьях, легендах и преданиях.
Теоретическая часть: Сказочная страна- Берендеево Царство. Карта из сундучка. Мир добра, Мир зла, Мир людей. Царство живой природы. Съедобные грибы. В гостях у деда Диадоха. Листья лиственных деревьев и ветви хвойных деревьев. Полезные ягоды и растения. Названия цветов, как имена людей. Пряничный домик или что такое олелюшки? Дом суеверий – Баба Яга. Что такое примета? Что такое суеверие? На болоте, в Мире Зла. Водяной и красавицы Русалки. В замке Кощея. Мир людей – сказочная страна. Былины. Практическая часть: Движение по карте с помощью компаса. Запись названия съедобных грибов в клетки. С помощью точек нарисовать портрет Лешика. Раскрасить листья лиственных деревьев и ветви хвойных деревьев. Подписать названия и раскрасить полезные ягоды и растения. Написать название цветов, которые звучат так же, как имена людей. Украсить узором каждую пару чашек по образцу. Разгадать ребус. Раскрасить Бабу-Ягу по образцу. Разукрасить цветик-семицветик и радугу. Пройти лабиринт по карте. Разгадать кроссворд «Царский». Вспомнить сказки о Бабе-Яге.
Раздел 5. Технология изготовления оберегов.
Теоретическая часть: «Домовенок». Значение. Материалы. Практическая часть: Обработка мешковины. Изготовление выкроек. Обработка и пошив заготовок. Набивка заготовок наполнителем. Изготовление усов из малярной щетки. Разметка лица. Обработка носа. Обработка глаз, рта. Обработка «прически». Обработка туловища. Украшение домовенка природными материалами. Завершение композиции. Отбор лучших изготовленных оберегов. Оформление выставки. Итоговое занятие. Творческий вечер. Выставка готовых работ.
Тематический план и методическое обеспечение

дополнительной образовательной программы


«Домашние обереги»
1 год обучения № п/п Тематический план Методическое обеспечение Тема занятий кол-во часов, дата форма занятий форма подведения итогов по разделу техническое оснащение раздела дидактичес кий материал раздела
I.

Вводное занятие

2
1. Гигиена труда. Правила Т.Б. Составление плана и графика работы. 2 Беседа, инструктажи Устный опрос Таблицы инструктаж и по Т.Б.
II.

История оберегов.

4
2. Верования древних славян. 2 Беседа. Работа с книгой. Устный опрос Сборник русских народных сказок 3. Преданья старины. 2 Беседа, работа с книгой Устный опрос Сборник русских народных сказок
III.

Обереговые свойства

6
4. Обереговые свойства предметов. 2 Беседа, практическая работа. Устный опрос Сборник русских народных сказок 5. Обереговые свойства трав. 2 Беседа, практическая работа Устный опрос Сборник русских народных сказок 6. Обереговые свойства деревьев. 2 Беседа, практическая работа Устный опрос Сборник русских народных сказок
IV.

Домовой в поверьях,

легендах и преданиях.

38
7. Сказочная страна- Берендеево Царство. 2 Игровая Устный опрос Сборник русских народных сказок. 8. Карта из сундучка. 2 Беседа, практическая работа Устный опрос Технологич еская карта. 9. Движение по карте с помощью компаса. 2 Беседа, практическая работа Устный опрос Компас. Технологич еская карта. 10. Мир добра, Мир зла, Мир людей. 2 Беседа, практическая работа Устный опрос. Сборник русских народных сказок. 11. Царство живой 2 Игровая. Устный Сборник
природы. опрос. русских народных сказок. 12. Съедобные грибы. 2 Беседа, практическая работа Устный опрос. Таблица с названиями съедобных грибов. 13. В гостях у деда Диадоха. 2 Игровая. Устный опрос. Цветные карандаши. Портрет Лешика. 14. Листья лиственных деревьев и ветки хвойных деревьев. 2 Беседа, практическая работа Устный опрос. Работа с таблицей. Цветные карандаши. Таблица с названиями лиственных и хвойных деревьев. 15. Полезные ягоды и растения. 2 Беседа, практическая работа Устный опрос. Работа с таблицей. Цветные карандаши. Таблица с названиями полезных ягод и растений. 16. Названия цветов, как имена людей. 2 Беседа, практическая работа Устный опрос. Работа с таблицей. Цветные карандаши. Таблица с названиями цветов. 17. Пряничный домик или что такое олелюшки? 2 Беседа, практическая работа Устный опрос. Работа с таблицей. Цветные карандаши. Технологич еские карты. 18. Дом суеверий – Баба Яга. 2 Игровая. Устный опрос. Работа с рисунком. Цветные карандаши. 19. Что такое примета? 2 Беседа, практическая работа Устный опрос. Сборник русских народных сказок. 20. Что такое суеверие? 2 Беседа, практическая работа Устный опрос. Сборник русских народных сказок. 21. На болоте, в Мире Зла. 2 Беседа, практическая работа Устный опрос. Сборник русских народных сказок. 22. Водяной и красавицы Русалки. 2 Беседа, практическая работа Устный опрос. Сборник русских народных сказок. 23. В замке Кощея. 2 Беседа, практическая работа Устный опрос. Сборник русских народных сказок. 24. Мир людей – сказочная 2 Беседа, Устный Сборник
страна. практическая работа опрос. русских народных сказок. 25. Былины. 2 Беседа, практическая работа Устный опрос. Сборник русских народных сказок.
V.

Технология

изготовления оберегов.

22
26. «Домовенок». Значение. Материалы. 2 Беседа, практическая работа Устный опрос Материалы и приспособле ния для работы. Образец данного оберега. 27. Обработка мешковины. 2 Беседа, практическая работа Устный опрос Материалы и приспособле ния для работы. 28. Изготовление выкроек. 2 Беседа, практическая работа Проверка готовых выкроек Материалы и приспособле ния для работы. Технологич еские карты 29. Обработка и пошив заготовок. 2 Беседа, практическая работа Устный опрос Швейные машины Технологич еские карты 30. Набивка заготовок наполнителем. 2 Игровое занятие «Что в мешочке моем» Устный опрос Материалы и приспособле ния для работы. Технологич еские карты 31. Изготовление усов из малярной щетки. 2 Беседа, практическая работа Устный опрос Материалы и приспособле ния для работы. Технологич еские карты 32. Разметка лица. Обработка носа. 2 Беседа, практическая работа Устный опрос Материалы и приспособле ния для работы. Технологич еские карты 33. Обработка глаз, рта. Обработка «прически» 2 Игровая программа «Какие замечатель ные глазки» Устный опрос Материалы и приспособле ния для работы. Технологич еские карты 34. Обработка туловища 2 Беседа, практическая работа Устный опрос Материалы и приспособле ния для работы. Технологич еские карты 35. Украшение домовенка природными материалами. 2 Беседа, практическая работа Устный опрос Материалы и приспособле ния для работы. Технологич еские карты 36. Творческий вечер с приглашением родителей. Выставка 2
готовых работ. Приложение № 1
Карточка № 1


Карточка № 2

Карточка № 3

Карточка № 4


Карточка № 5

Карточка № 6


Карточка № 7

Карточка № 8


Карточка № 9

Карточка № 10

Карточка № 11


Карточка № 12

Карточка № 13


Карточка № 14

Карточка № 15


Ответы к карточкам.

Карточка № 3. Съедобные грибы: лисичка, сыроежка, подосиновик, подберезовик, масленок, опята. Карточка № 7. Иван-да-Марья, Василек, Анютины глазки, Маргаритка, Лилия, Роза. Карточка № 8. Деревья: № 1 береза, № 2 клен, № 3 ясень, № тополь, № 5 дуб, № 6 сосна, № 7 лиственница, № 8 ель, № 9 ива, № 10 можжевнльник. Карточка № 10. В первой банке компот, во второй мед, в третьей сок. Карточка № 14. 1. Несмеяна. 2. Клеопатра. 3. Гвидон. 4. Нептун. 5. Лев. 6. Салтан. 7. Горох. Ключевое слово – Скипетр. Карточка № 15. 1. Лешик. 2. Кузька. 3. По вертикали Наташа. По горизонтали Нафаня. 4. Яга. 5. По вертикали Мир. По горизонтали Мята. 6. Русалка. 7. По вертикали Кикимора. По горизонтали Кощей. 8. По вертикали Берендей. По горизонтали Бор. 9. Редиска. 10. Аэродром. 11. Метла. 12. По горизонтали Василиса. По вертикали Водяной. Наука, которая изучает взаимосвязи живых организмов с окружающей средой и друг с другом, называется экологией. Приложение № 2.
Методические рекомендации.


Этапы изготовления оберега «Домовенок»



Описание операции

Графическое изображение операции

Оборудование,

инструменты,

приспособления

1
Подготовьте необходимые материалы. Мешковина, наполнитель (вата, синтепон), сантехнический лен, глазки, искусственный подсолнух.
2
Прямоугольный кусочек мешковины распустить с верхнего среза, чтобы получилась бахрома, затем с двух сторон сшить, наполнить и завязать. Иголка с ниткой.
3
В уголочках мешочка сформировать и завязать ножку домовенка. Нитки, ножницы.

4
Таким же способом Оформить вторую ножку. Нитки, ножницы.
5
Для изготовления «бородки и носика» берем сантехнический лен, отрезаем необходимой длины, завязываем в центре, расправляем один край и формируем «шишечку» для носика, закрепляем нитью. Нитки, ножницы.
6
Для «челки» изготавливаем кисточку. Нитки, ножницы.
7
На готовом мешочке намечаем место для глазок, бородки с носиком и приклеиваем. Челку привязываем к верхней части мешочка. Глазки, ножницы, нитки, клей.

8
Дополняем домовенка усиками. Нитки, иголка, клей.
9
Декорируем домовенка дополнительной символикой: монеткой, зеленью, подсолнухом. Ваш оберег готов.
Приложение № 3
Дидактические материалы.

Веселые правила техники безопасности:
Работать ножницами можно, но очень осторожно Не бегай с ними по квартире – Так можно сделать харакири. Коль просит кто-то – не зевай Вперед колечками подай. Храните ножницы на месте С концами сомкнутыми вместе. Ты не бери иголку в рот! Иголка острая – не плод. Игла в работе весела, Она тонка и так мала! Не будешь класть ее на место, Вдруг потеряется в отместку И затаится в беспорядке Тебе ж потом воткнется в пятку! Иголки надо сосчитать, Потом садиться вышивать. С наперстком, прямо лучше шить Как щит он может защитить Иголки нрав колючий Он непременно укротит. Должны все делать сами Умелыми руками, Ничто и никогда Не дается без труда.
Приложение 4
Физкультурные минутки

Физминутки для улучшения мозгового кровообращения
1. Исходное положение (и.п) – сидя на стуле 1-2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад. 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 2. И.п. – сидя, руки на поясе. 1.- поворот головы на право. 2. и.п. 3 – поворот головы на лево. 4. и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный. 3. и.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1. махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2. и.п. 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
Физминутки для снятия утомления плечевого пояса и рук.
1. И.п. стоя или сидя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх. 2. – переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслаблено опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний. 2. И.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслаблено. Темп медленный. 3. И.п. сидя, руки вверх. 1- сжать кисти в кулак. 2- разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслаблено опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Физминутка для снятия утомления
1. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1- резко повернуть таз направо. 2- 2- резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний. 2. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 – круговые движения тазом в одну сторону. 3 4-6 – то же в другую сторону.
7-8 – руки вниз и расслаблено потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний. 3. И.п. – стойка ноги врозь. 1-2 наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги, левая сгибаясь, вдоль тела вверх. 3-4 – И.п. 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
Физминутка общего комплектуются из упражнений для разных групп

мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности

Ваши пальчики устали?
1. Встали ровно (или сели) руки подняли вверх, держим над головой, пальцы и ладони прижаты друг к другу. Опускаем сомкнутые ладони перед грудью (сверху вниз) до тех пор, пока ладони не станут расходиться. Повторить 5-10 раз. 2. Переплетаем пальцы, массируем фаланги. При этом разводим и опускаем ладони на одну прямую с локтями, затем поднимаем под углом, вновь соединяя и разводя ладони. Произвольное количество упражнений. 3. Не расплетая пальцев, поднимаем одну ладонь над другой. После пары пружинистых упражнений быстро меняем положение рук. 4. При помощи одной руки отгибаем пальцы другой вниз. Благодаря постоянной работе и физическим усилиям наши пальцы редко бывают в выправленном состоянии. Поможем им выпрямиться, сделав 2-3 пружинистых движения. Меняем положения рук. 5. Прижимаем большой палец к руке, движения при этом остальных свободных пальцев в противоположную сторону. Меняем руки. Число повторов также произвольное. 4
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. 2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть в даль, считать до 5). Повторить 4-5 раз. 3. Вытянуть правую руку вперед. Следить за глазами, не поворачивая головы, замедленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз. 4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

Упражнения для глаз, снимающие утомление

Первый комплекс
1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторять 5-6 раз. С интервалом 30 сек. 2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево не поворачивая головы. 3. Медленно вращать глазами, вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону. 2 и 3 упражнение рекомендуется делать не только с открытыми глазами, но и с закрытыми. Выполнять их надо сидя, с интервалом 1-2 мин.
Второй комплекс
1. Стоя, смотрите прямо перед собой 2-3 сек. Затем поставьте палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, переводите взгляд на кончик пальца и смотрите на него 3-5 сек. Опустите руку. Повторите 10-12 раз. Упражнение снимает утомление глаз. Облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнения, не снимая их. 2. Сидя, тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко спустя 1-2 сек. уберите пальцы. Повторите 3-4 раза. 3. Очень полезно несколько секунд посмотреть в даль, окинуть взглядом горизонт.
Приложение 5
Инструментарий для определения уровня овладения обучающимися

умениями и навыками.
Контрольно-измерительный материал к программе «Домашние обереги». Год обучения 1, 2 часа.
1 полугодие.

Теоретическая часть:
Повторить и рассказать правила безопасной работы и личной гигиены. Расскажите историю становления славянских верований. Что вы знаете о преданьях старины? Расскажите о обереговых свойствах предметов, трав, деревьев. Какие съедобные грибы вы знаете? Какие лиственные деревья вы знаете? Какие хвойные деревья вы знаете? Что такое примета? Что такое суеверие?
Практическая часть:
Покажите как вы умеете работать по компасу. Запишите названия съедобных грибов в клетки. С помощью точек нарисуйте портрет Лешика. Подпишите названия и раскрасьте полезные ягоды и растения. Разгадайте ребус. Разгадайте кроссворд «Царский». Вспомните сказки о Бабе-Яге.
2 полугодие.

Теоретическая часть:
Какие былины вы знаете? Какие приметы и поверья о домовых вы знаете? Расскажите о значении оберега «Домовенок». Какие материалы необходимы для изготовления оберега «Домовенок»? Какие материалы необходимы для изготовления оберега «Домовенок»?
Практическая часть:
Подготовить материалы, инструменты, приспособления для итоговой работы. Изготовить оберег по выбору. Разгадайте итоговый кроссворд. Сделать анализ проделанной работе. Организовать выставку изготовленных оберегов.

Диагностика

уровня овладения знаний и умений декоративно- прикладной деятельности
. Творческое объединение «Домашние обереги» № группы ______________ Год обучения: 1 ФИО _____________________________________________________
Показатели

Входящий

контроль

1-е

полугодие

2-е

полугодие

Овладение теоретическими знаниями
Из истории оберегов. Обереговые свойства. Домовой в поверьях, легендах и преданиях. Значение оберега «Домовенок».
Овладение практическими умениями и навыками
Технологию изготовления оберегов. Технологию изготовления домовенка. Контроль качества. Техника безопасности.

0-й уровень (0)
– не владеет
Низкий уровень (Н)
– знакомы с характером данного действия, но умеют выполнять при непосредственной помощи педагога.
Ниже среднего (Н/с)
– умеют выполнять самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям педагога, сверстника
Средний уровень (С)
– умеют действовать свободно, выполнять действия, познавая каждый шаг.
Высокий уровень(В)
– автоматизировано, безошибочно выполняет действия Гр. №__________ Название творческого объединения_________________________ ФИО педагога___________________________ №п/п ФИ учащихся Год обучения Входящий контроль Итоги за I полугодие Итоги за II полугодие Теор. Практ. Теор. Практ. Теор. Практ.
Итоговая таблица результатов

определения уровня овладения учащимися умениями и навыками
Уровень (всего) Входящий контроль I полугодие II полугодие Теория Практика Теория Практика Теория Практика 0 Низкий Ниже среднего Средний Высокий

Список литературы.
Список литературы для учащихся 1. Хоменко, В. Никитюк, Г. Обереги своими руками [ Текст ] / В.Хоменко. – ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга». – Белгород, 2010. – 96 с. 2. Шептуля, А.Э. Домашние обереги своими руками [ Текст ] / А.Э. Шептуля. – М.: ЭКСМО, 2006. – 64 с. 3. Копейка В.Н. Драгоценная энциклопедия примет на все случаи жизни [ Текст ]/ В.Н. Копейка. – Ростов н/Д.: ООО «Удача», 2008. – 288с. 4. Дайн Г. Детский народный календарь.- М.: «Детская литература», 2001; Журнал «Народное творчество».- с. 12-22. 5. Пономарев Е. Детская энциклопедия «Я познаю мир»: «История ремесел».- М.: Астрель.2004.- 156 с. Список литературы для педагога 1. Крымова, М. Вам поможет домовой [ Текст ]/ М.Крымова. – СПб.: Лениздат, Ленинград, 2008. – 320 с. 2. Ванга. 55 предметов, которые нужно иметь дома [ Текст ]/ Е. Шишкина. – СПб.: «Ленинградское издательство», 2009. – 256 с. 3. Тевияров, И. Тевиярова И. Как привлечь домового из хорошего дома [ Текст ]/ И.Тевияров. - СПб.: «Ленинградское издательство», 2009. – 224 с. 4. П оле нова , Т.П . З олот а я книга за щит ны х о б е р е г о в [Текст]/Т.П.Поленова. – Ростов н/Д: Владивосток, 2010. – 640 с. 5. Баянова, Л. Родовые обереги [ Текст ]/ Л.Баянова. – М.: Гелеос, 2009. – 320 с. 6. Абсалямова М.Б. Очерки истории культуры.- Красноярск: FAMILIf, 1995.- 100 с. 7. Александрова Л. Народный календарь.- М.: Белый город, - 2005.– 95 с. 8. Андреева А.Ю. Русский народный костюм/путешествие с Севера на Юг.- Санкт-Петербург «Паритет», 2005.- с.75-78. 9. Викторов А.Ш. История русской культуры.- М.1997.- 205 с. 10.Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях.- М.: Айрис Пресс, 2003.- 66с. 11.Смирнова Л. Обереги на все случаи жизни.- Минск: Харвест. 2011.- 128 с. 12.Александрова Г. Домовенок Кузька в Берендеевом Царстве.- Москва: ООО «Персонаж К», 2015.- 80 с.
Календарно-тематическое планирование


«Домашние обереги»

1 год обучения.
№ п/п Тема занятий Кол-во часов Дата по плану. Факт. I.
Вводное занятие.

2
1. Гигиена труда. Правила Т.Б. Составление плана и графика работы. 2
II.

История оберегов.

4
2. Верования древних славян. 2 3. Преданья старины. 2
III.

Обереговые свойства

6
4. Обереговые свойства предметов. 2 5. Обереговые свойства трав. 2 6. Обереговые свойства деревьев. 2
IV.

Домовой в поверьях, легендах и

преданиях.

38
7. Сказочная страна- Берендеево Царство. 2 8. Карта из сундучка. 2 9. Движение по карте с помощью компаса. 2 10. Мир добра, Мир зла, Мир людей. 2 11. Царство живой природы. 2 12. Съедобные грибы. 2 13. В гостях у деда Диадоха. 2 14. Листья лиственных деревьев и ветки хвойных деревьев. 2 15. Полезные ягоды и растения. 2 16. Названия цветов, как имена людей. 2 17. Пряничный домик или что такое олелюшки? 2 18. Дом суеверий – Баба Яга. 2 19. Что такое примета? 2 20. Что такое суеверие? 2 21. На болоте, в Мире Зла. 2 22. Водяной и красавицы Русалки. 2 23. В замке Кощея. 2 24. Мир людей – сказочная страна. 2 25. Былины. 2
V.

Технология изготовления оберегов.

22
26. «Домовенок». Значение. Материалы. 2 27. Обработка мешковины. 2 28. Изготовление выкроек. 2 29. Обработка и пошив заготовок. 2 30. Набивка заготовок наполнителем. 2 31. Изготовление усов из малярной щетки. 2 32. Разметка лица. Обработка носа. 2 33. Обработка глаз, рта. Обработка «прически» 2 34. Обработка туловища 2 35. Украшение домовенка природными материалами. 2 36. Творческий вечер с приглашением 2
родителей. Выставка готовых работ.


В раздел образования