Автор: Григорьева Людмила Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ школа № 35 Населённый пункт: город Усть-Лабинск, Краснодарский край Наименование материала: методическая разработка Тема: "Изложение по вопросам с дополнением текста" Раздел: начальное образование
Григорьева Людмила Николаевна,
учитель начальных классов
ГБОУ школа № 35г.Усть-Лабинска
Краснодарский край
Урок русского языка по теме: « Изложение по вопросам с дополнением
текста»,2 класс
Цель: формировать умение составлять текст по серии картин, устанавливать
последовательность частей в тексте и продолжать его с учетом развития
действия; воспитывать бережное отношение учащихся к природе; пробуждать
познавательный интерес; расширять и активизировать словарь.
Ход урока
I.
Объявление темы и цели урока
- Назовите одним словом то, что изображено на картинке (птицы).
-Об одной из этих птиц текст, который мы будем восстанавливать по
картинкам. Сейчас вы узнаете, о ком будет текст.
-Почему названия одних птиц даны зелёным цветом, а других – синим?
- Прочитайте названия зимующих птиц.
- Прочитайте названия перелётных птиц
- Найдите лишнюю среди перелётных птиц. Почему? (Лебедь –
водоплавающая птица)
- Вспомните, в каких книгах мы встречались с лебедями?
II. Знакомство с выставкой книг. На выставке представлены книги Г.Х.
Андерсен «Гадкий утёнок», Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди», А.С. Пушкин
«Сказка о Царе Салтане…», «Гуси-лебеди», русская народная сказка (на
обложках книг есть изображения лебедей)
- Прочитайте названия. Какие книги вам знакомы? Что их объединяет?
III.
Из каких сказок иллюстрации?
( показываю иллюстрации из сказок «Гуси-лебеди», «Сказка о Царе
Салтане…», «Гадкий утёнок», «Дикие лебеди», на иллюстрациях есть
изображение лебедей)
- Вот об этих божественно красивых птицах мы будем восстанавливать текст
с помощью картинок учебника.
IV.
Минутка чистописания. ДВ вд дв
- Назовите буквы. Они гласные или согласные?
- В названиях каких птиц есть эти буквы (большая синица, соловей, скворец,
ворона, воробей, лебедь, дятел)
V. Словарь: ворона, воробей, лебеди.
- Что объединяет слова? (это существительные, отвечают на вопрос кто?,
трёхсложные)
- Назовите лишнее слово и обоснуйте свой ответ (лебеди – перелётные
птицы, употреблено слово во множественном числе)
VI. Работа с учебником.
- Будем учиться восстанавливать текст о лебедях по картинкам из упр. 267 на
стр. 28 учебника.
1. Рассмотрите картинки.
(Дети рассматривают картинки и рассказывают, что они увидели).
2. Беседа по картинкам.
- Почему не улетел здоровый лебедь? (Лебедь – птица верная. Создав пару,
они до конца своих дней будут вместе. В случае гибели одной птицы, гибнет
и другая птица)
- Какой это будет текст? (Повествование.)
- Сколько в нем будет частей? (Три.)
- О чем расскажем в первой части? Где плавали лебеди?
- О чем будет говориться во второй части?
- Что произошло с озером? (Озеро замёрзло)
- Что могло случиться с лебедями?
- Какой момент изображен на третьей картинке? (Лебеди перезимовали)
- Чем лучше закончить текст? (предлагают свои ответы)
VII. Определение темы текста и его главной мысли. Подбор заголовка.
- Определите тему текста и его главную мысль.
Тема текста: люди помогли птицам.
Главная мысль: сильные помогают слабым, нужно оберегать птиц, животных,
природу.
- Как можно озаглавить текст? («Лебеди спасены», «Помощь птицам»,
«Доброта».)
VIII. Физкультминутка
IX. Работа с деформированным текстом
- Прочитайте текст под картинками.
- Можно ли назвать это текстом?
- Почему нет? (Нет связи между предложениями.)
-Восстановим текст. (Дети читают текст, определяют порядок предложений.)
- Как можно продолжить повествование? (Дети предлагают свои варианты.)
X. Запись текста учащимися
XI. Чтение восстановленного текста
XII. Итог урока. Чему учились на уроке? Что узнали нового? Как нужно
относиться к природе?
Литература: Русский язык. 2 класс. Часть 2: учебник Т.Г. Рамзаевой.