Напоминание

"Организация практико-ориентированного обучения на уроках информатики."


Автор: Вейс Светлана Николаевна
Должность: преподаватель информатики и икт
Учебное заведение: КГБПОУ "Шушенский сельскохозяйственный колледж"
Населённый пункт: п. Шушенское. Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация практико-ориентированного обучения на уроках информатики."
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Статья на тему:

"Организация практико-ориентированного обучения на уроках информатики."
Преподаватель Информатики и ИКТ Вейс Светлана Николаевна Одна из ценностей предмета “Информатики” именно в его прикладной стороне: живут только те знания, которые находят применение на практике. В своей работе отдаю приоритет таким учебным задачам, которые не только направлены на приобретение знаний, конкретных фактов, свойств, правил, но и формирует у обучающихся умение видеть их применение и использовать самим эти знания в повседневной жизни. Применение таких задач позволили классифицировать цели урока в зависимости от их использования на различных этапах урока. Эти задания позволяют не только создавать положительную мотивацию к изучению предмета, но и привлечь интерес к выбранной специальности. Уроки информатики – это особые уроки, так как без информационных технологий невозможно представить себе современное общество. Каждый студент еще задолго до начала освоения курса информатики знакомится с основами работы на компьютере дома. Зачастую, приходя на урок, они не ждут ничего нового: виртуальный мир им хорошо знаком. Важная задача - перевести интерес обучающихся из ситуативной плоскости (интерес к компьютерным играм, общение в социальных сетях) и восприятия компьютера только как средства развлечения в интерес к компьютеру как средству личностного саморазвития и профессионального роста. Именно урок информатики дает хорошую возможность для оптимального сочетания теоретического и практического материала, демонстрации возможностей IT-технологий в повседневной, бытовой и профессиональной деятельности. Практико-ориентированный подход, как и следует из его названия, делает акцент на подготовке студентов к будущей карьере, нахождении своего места в жизни. В рамках реализации практико-ориентированного обучения стараюсь создать такую обстановку на уроке, которая погружает студентов в профессиональную среду, соотносит их представления о специальности с требованиями, предъявляемыми реальным ситуациям.
Например: при изучении темы "Технология обработки числовой информации" в ходе практических занятий студенты овладевают умениями выполнять расчеты не только при помощи профессиональных калькуляторов, но и при помощи компьютерной программы Microsoft Excel, которая позволяет автоматизировать расчеты, связанные с большим количеством исходных данных, а также производить с большой скоростью вычисления при помощи различных встроенных в программу функций. Для того, чтобы процесс изучения этой темы был наиболее продуктивным обучающиеся должны понимать её значимость, как могут знания полученные на уроке применяться в их будущей профессиональной деятельности. Для каждой специальности составляются инструкционные карты с учётом специфики их будущей специальности. 19.02.10 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ Деятельность технолога охватывает круг обязанностей в области оформления необходимой документации - это составления технологических и калькуляционных карт. Поэтому в качестве закрепления материала по работе с программой Microsoft Excel предлагаю работу по созданию карт; внесение в них формул для автоматического расчёта сырья, стоимости блюд на 1 или100 порций. Выполняя задания обучающиеся на примере видят как таблицы Excel сокращают время и упрощают работу с технологической документацией. 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ Такая должность как «бухгалтер» подразумевает под собой огромное количество обязанностей и поручений, большинство из которых основывается на расчётах, анализе, контроле и отчётности. На помощь бухгалтеру приходит программа Excel, которая не только может помочь в расчётах, но и позволит изобразить результаты, как в табличном виде, так и в виде графиков различного типа. Для специальности экономика и бухгалтерский учет в качестве практических заданий предлагаю рассчитать заработную плату работников предприятия с учётом вычета подоходного налога, пенсионных отчислений, коэффициента надбавки; составить годовой отчёт и отразить результат графически с построением диаграммы. Специальностям 35.02.07 МЕХАНИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА и 23.02.03 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА составлены практические
задания по расчёту и затратам горюче-смазочных материалов учитывая затраты в зимний период; полученный результат представить диаграммой. 35.02.05 АГРОНОМИЯ На практическом занятии по программе Excel студентам специальности агрономия предлагаю составить технологическую карту возделывания сельскохозяйственной культуры. Технологическая карта представлена в виде таблицы, которая в основном состоит из большого количества однотипных математических действий, требующих большого количества времени для их решения, но программа Microsoft Office Excel намного упрощает и ускоряет процесс расчета технологической карты. Проведение занятия предусматривает коллективную и индивидуальную работу, так как на первых занятиях студенты выполняют общее задание, и, позже, каждый студент выполняет аналогичное задание, применительно к конкретным условиям задания практической работы индивидуально. 21.02.04 ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО, 21.02.05 ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ Для студентов отделения геодезии и землеустройства задания практической работы содержат таблицы с расчётами единиц площади, математическими и статистическими функциями необходимые для ведения профессиональной документации. Только погрузив студентов в реальные ситуации, с действующими на производствах документами в программе MS Excel, обучающие понимают всю значимость овладения знаниями по данной теме. При изучении темы "Автоматизированные системы управления"студенты получают общие знания о системах, их роли в развитии современных технологий, совершенствовании современного производства. На практических занятиях обучающиеся создают мини проект на тему: "Автоматизированные системы управления в специальности.... " . В результате выполнения задания студенты работают над тремя важными вопросами: Какие автоматизированные системы применяются в данной специальности современным специалистом в наше время? Какими устройствами и оборудованием пользовались специалисты 20 столетия? Как современные автоматизированные системы управления повлияли на характер и качество труда? При создании мини проекта студенты получают большое количество информации об оборудовании, механизмах, приборах, специальных компьютерных
программах, которыми пользуется специалист их будущей специальности. Происходит чёткое понимание какую важную роль играют АСУ в современных условиях труда, как влияют на качество труда, скорость выполнения поставленных задач. Заключение. Практико-ориентированное обучение способствует развитию внутренней мотивации учения, создает условия для реализации познавательного поиска, самовыражения и творчества. На основании анализа результатов учебной деятельности студентов, анализа различных тем преподаваемого курса "Информатика" можно сделать вывод: практически все темы курса содержат внутренние возможности для формирования познавательных интересов студентов, использования практико-ориентированных форм обучения. При этом, необходимыми условиями является несколько критериев отбора содержания учебного материала: новизна учебного материала, неожиданность выводов и правил; изучение известного студентом материала под новым углом зрения; жизненная важность и значимость получаемых знаний в реальной жизни.


В раздел образования